Новости и аналитика Аналитические статьи Антикризисное корпоративное законодательство – 2022

Антикризисное корпоративное законодательство – 2022

Антикризисное корпоративное законодательство – 2022
© enjoys / Фотобанк Фотодженика

Условия экономического и политического кризиса позволяют на практике проверить, насколько хорошо работают в нестандартных ситуациях закрепленные в законодательстве юридические конструкции, особенно в сфере корпоративного права, считают цивилисты.

Как меняются в текущих условиях корпоративное законодательство и практика его применения, эксперты обсудили в рамках тематической секции VI Всероссийского юридического форума, организованного компанией "Гарант". О ключевых выводах – далее.


Корпоративное управление: что изменилось

Как правило, реформирование корпоративного законодательства представляет собой корректировку норм, касающихся корпоративного управления, поскольку оно, по сути, охватывает всю систему отношений между субъектами, заинтересованными в успешной деятельности коммерческой организации. Изменения, принятые в последние годы, это подтверждают, причем соответствующее реформирование системы корпоративного управления идет, как отметил профессор кафедры гражданского права юридического факультета МГУ, член научно-консультативного совета при Верховном Суде РФ, д. ю. н. Дмитрий Ломакин, по двум направлениям: плановому и внеплановому.

Плановое реформирование реализуется в том числе в соответствии с дорожными картами по совершенствованию корпоративного законодательства, принимаемыми Правительством РФ. Речь идет, в частности, об изменениях, направленных на "трансформацию" устава хозяйственного общества, акционерного в первую очередь, из декларативного документа, дублирующего положения закона, в закрепляющий индивидуальные особенности общества учредительный документ в полном смысле этого слова. Отчасти эта задача решена: Федеральный закон от 25 февраля 2022 г. № 25-ФЗ (далее – Закон № 25-ФЗ) изменил требование, согласно которому в устав акционерного общества (АО) должны были включаться сведения о правах владельцев акций каждой категории. Поскольку обыкновенные акции предоставляют акционерам одинаковый объем прав – это прямо установлено ст. 31 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (далее – закон об АО), в уставе фактически просто дублировались соответствующие законодательные положения. Теперь в соответствии с п. 3 ст. 11 закона об АО обязательным является перечисление в уставе только прав владельцев привилегированных акций (аналогичным образом скорректирован и п. 3 ст. 98 Гражданского кодекса). "Это дает возможность для так называемого корпоративного нормотворчества. Можно воспользоваться опцией, закрепленной в п. 6 ст. 32 закона об АО, и предусмотреть квазиобыкновенные акции. Это акции, которые являются привилегированными, но предоставляют право голоса по вопросам повестки дня общего собрания акционеров", – подчеркнул Дмитрий Ломакин.

Также скорректированы положения, закрепляющие требования к размерам резервного фонда и ежегодных отчислений и отражению соответствующих сведений в уставе. Так, до 25 февраля текущего года п. 1 ст. 35 закона об АО было установлено, что размеры создаваемого в обществе резервного фонда и ежегодных отчислений определяются уставом, но должны составлять не менее 5% уставного капитала и не менее 5% чистой прибыли соответственно. В действующей редакции данного пункта закреплено такое правило: размер резервного фонда АО составляет 5% от уставного капитала, размер ежегодных отчислений – 5% от чистой прибыли, если большие размеры не предусмотрены уставом общества. То есть получается, что сведения об этих размерах должны указываться в уставе только в случае, когда они отличаются от законодательно установленных значений.

VI ВСЕРОССИЙСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ФОРУМ

форум лого21 сентября 2022 года

"Реформа гражданского законодательства:
некоторые результаты и новые проблемы"

Купить запись

Продолжается разграничение регулирования публичных и непубличных обществ. Законом № 25-ФЗ изменены требования к численности совета директоров: в публичном обществе она составляет пять членов, в непубличном – три, при этом уставом или решением общего собрания акционеров может быть предусмотрена большая численность. Согласно предыдущей редакции п. 3 ст. 66 закона об АО количественный состав совета директоров определялся уставом или решением общего собрания, но не мог быть менее пяти членов: как в публичном, так и в непубличном обществе. Отметим, что речь идет об АО с числом акционеров не более 1 тыс. Требования к численности совета директоров обществ с числом акционеров, владеющих голосующими акциями, более 1 тыс. и более 10 тыс. не изменились: в совет директоров таких обществ должны входить не менее семи и девяти членов соответственно.

Внеплановое реформирование представляет собой реакцию законодателя на новые вызовы: сначала эпидемиологического, а потом и политического характера. В 2020 году, напомним, особенности регулирования корпоративных отношений были установлены Федеральным законом от 7 апреля 2020 г. № 115-ФЗ (далее – Закон № 115-ФЗ). Так, например, были временно изменены сроки проведения отдельных процедур. В соответствии с ч. 4 ст. 12 Закона № 115-ФЗ годовое собрание акционеров можно было провести не позднее 30 сентября, то есть не позднее чем через девять месяцев после окончания отчетного года (по общему правилу, закрепленному в п. 1 ст. 47 закона об АО, оно проводится не позднее 30 июня). В такой же срок разрешалось провести и очередное общее собрание участников общества с ограниченной ответственностью (по общему правилу очередное собрание участников, на котором утверждаются годовые результаты деятельности ООО, проводится не позднее чем через четыре месяца после окончания финансового года – ст. 34 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью").

В два раза – с трех до шести дней – были увеличены сроки составления протоколов: об итогах голосования, общего собрания акционеров, заседания совета директоров АО. Отчет об итогах голосования доводился до сведения лиц, имеющих право на участие в общем собрании акционеров, в срок не позднее восьми (а не четырех) рабочих дней после закрытия общего собрания или окончания приема бюллетеней при проведении собрания в форме заочного голосования (п. 1.1 ч. 4 ст. 12 Закона № 115-ФЗ).

Для ООО был снят запрет на проведение общего собрания участников, на котором утверждаются годовой отчет и годовой бухгалтерский баланс, в форме заочного голосования (ч. 3.1 ст. 12 Закона № 115-ФЗ).

Введение таких мер, очевидно, было признано оправданным: в 2022 году для АО предусмотрены аналогичные изменения общих правил: годовое собрание снова может быть проведено не позднее чем через девять месяцев после окончания отчетного года, срок составления протоколов – шесть дней, уведомления акционеров об итогах голосования – восемь дней (ч. 3 ст. 7 Федерального закона от 14 июля 2022 г. № 292-ФЗ; далее – Закон № 292-ФЗ).

Также в этом году в соответствии со ст. 3 Закона № 25-ФЗ разрешается проводить в форме заочного голосования:

  • общее собрание акционеров, повестка дня которого включает вопросы об избрании совета директоров, ревизионной комиссии общества, утверждении аудитора общества, а также вопросы об утверждении годового отчета, годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности общества;
  • общее собрание участников ООО, в повестку которого включены вопросы об утверждении годовых отчетов и годового бухгалтерского баланса.

Политическими вызовами обусловлены изменения, касающиеся структуры совета директоров. "Часто в состав совета директоров публичных обществ входили нерезиденты – это распространенная практика. И когда начался кризис – экономический и политический, наметилась тревожная тенденция: эти нерезиденты стали выходить из совета директоров. Кроме того, такой же образ действий демонстрировали и резиденты, боясь персональных санкций. В результате создавалась прямая угроза деятельности совета, а поскольку он занимает далеко не последнее место в структуре органов корпоративного управления, под вопрос ставилась деятельность самого АО. Чтобы купировать эти риски, Закон № 292-ФЗ установил правило, согласно которому совет директоров сохраняет полномочия даже в том случае, если число его членов стало меньше установленного законом, уставом или решением общего собрания", – отметил Дмитрий Ломакин. Совет директоров в сокращенном составе согласно п. 2 ч. 1 ст. 7 Закона № 292-ФЗ продолжает действовать до принятия решения годовым общим собранием акционеров, повторным или внеочередным собранием акционеров об избрании совета директоров в новом составе. При этом минимальная численность такого сокращенного состава совета все же предусмотрена – в нем должны остаться хотя бы три человека. То есть данное правило действительно актуально именно для публичных обществ, где минимальный состав совета, как указывалось выше, – пять человек. Заседание такого совета считается правомочным (имеет кворум), если в нем участвуют не менее половины от числа оставшихся членов совета.

Кроме того, до 31 декабря 2023 года в хозяйственных обществах, в отношении которых иностранными государствами и международными организациями введены ограничительные меры, совет директоров вообще может не образовываться – соответствующее решение может принять общее собрание акционеров (участников) хозяйственного общества (ч. 4 ст. 7 Закона № 292-ФЗ). Функции совета в таком случае осуществляет коллегиальный исполнительный орган общества, а если его нет – единоличный исполнительный орган. Решения же по некоторым вопросам, затрагивающим "фундаментальные" основы деятельности общества – их перечень приведен в ч. 4 ст. 7 Закона № 292-ФЗ, – принимает общее собрание акционеров (участников) хозяйственного общества.

Предприняты меры по борьбе с так называемым акционерным активизмом, под которым понимается активное использование – вплоть до злоупотребления – владельцами небольших пакетов акций своего права на предъявление исков о возмещении убытков, причиненных обществу действиями генерального директора общества, члена правления или совета директоров, о признании недействительными крупных сделок или сделок с заинтересованностью. С 1 до 5% увеличен размер пакета голосующих акций, владение которым позволяет подавать такие иски, – данное изменение будет действовать до 31 декабря текущего года (п. 1 ст. 3 Федерального закона от 14 марта 2022 г. № 55-ФЗ). При этом получать информацию о крупных сделках и сделках с заинтересованностью, а также доступ к документам общества в соответствии с п. 3 ст. 91 Закона об АО до конца года смогут также владельцы минимум 5% голосующих акций. Данные ограничения прав акционеров введены, по мнению экспертов, в связи с тем, что сутяжничество, инициируемое владельцами небольших пакетов акций, в условиях экономической нестабильности может более негативно отражаться на деятельности общества, чем в обычной ситуации.

Также нельзя не упомянуть и о том, что до конца 2022 года эмитентам ценных бумаг предоставлено право ограничивать объем информации, подлежащей предоставлению или раскрытию в соответствии с требованиями Закона об АО и Федерального закона от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг", в том числе – о деятельности АО. Или вовсе отказаться от предоставления / раскрытия такой информации, если существует угроза введения мер ограничительного характера в отношении лиц, сведения о которых раскрываются (Постановление Правительства РФ от 12 марта 2022 г. № 351). При этом Банк России рекомендовал пользоваться этим правом обдуманно: учитывая возможность наступления негативных последствий в связи с ограничением раскрытия информации, в частности – рисков, обусловленных отсутствием у инвесторов информации, которая необходима им для принятия инвестиционных решений. А самим инвесторам – при осуществлении сделок с ценными бумагами помнить о том, что информация, которая могла бы оказать существенное влияние на стоимость или котировки ценных бумаг или на решение о приобретении или отчуждении ценных бумаг, могла быть раскрыта эмитентом в ограниченном объеме или не раскрыта (Информационное письмо Банка России от 14 июня 2022 г. № ИН-02-28/81). "Стоит обратить внимание на два момента. Первый – компании, которые не раскрывают сегодня информацию, не освобождаются от ответственности предоставлять ее регулятору – Банку России. То есть они находятся под таким же пруденциальным контролем. Второй – мы не уповаем только на иностранных инвесторов, у нас есть российские. И представители Банка России, сообщая о возможных существенных IPO [первое публичное размещение акций. – ГАРАНТ.РУ] на Московской бирже, подчеркивают: для того чтобы они состоялись, какой-то объем информации у инвесторов должен быть, в противном случае будет невозможно принимать решения. В своем письме Банк России дипломатично указал, что сами общества могут решать, каков этот объем, но при этом должны исходить из комфорта инвестора. Непростая задача", – подчеркнула профессор кафедры предпринимательского права, руководитель программы магистратуры "Корпоративное право" юридического факультета МГУ, д. ю. н. Ирина Шиткина.

ВАЖНО

Регулирование вопросов, касающихся не внутрикопоративных отношений, а непосредственно прав на акции и доли, представляет собой отдельный блок антисанкционного нормотворчества. Так, в частности, с 2 марта текущего года для заключения некоторых сделок, в частности влекущих возникновение права собственности на ценные бумаги и недвижимое имущество, с иностранными лицами, которые связаны с государствами, осуществляющими недружественные действия в отношении российских граждан и организаций, необходимо разрешение Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в РФ (п. 1 Указа Президента РФ от 1 марта 2022 г. № 81). А с 8 сентября получать такое разрешение необходимо и для сделок с иностранными лицами из недружественных государств, влекущих установление, изменение или прекращение прав владения, пользования и распоряжения долями в уставных капиталах ООО или иных прав, позволяющих определять условия управления обществом и осуществления им предпринимательской деятельности (Указ Президента РФ от 8 сентября 2022 г. № 618).

Информацию обо всех принятых изменениях можно найти в тематических разделах оперативно обновляемой справки "Антисанкционные меры – 2022" системы ГАРАНТ.


 


Не станут ли временные изменения постоянными?

Как видно, затрагивающие корпоративные отношения изменения имеют срочный характер: часть из них действуют до конца текущего года, другие – до 31 декабря 2023 года. Это означает, что по окончании установленных сроков применяться будет обычное регулирование – если не будет принято решение о продлении этих временных мер.

При этом во время действия такого временного специального регулирования не нужно забывать о том, что большая часть законодательных норм, в том числе закрепленных в ГК РФ, не изменились, и применяются они так же, как и раньше, подчеркивают эксперты в сфере корпоративного права. "На одном из крупных форумов была панельная дискуссия об ответственности директоров. В ней участвовали руководители компаний, они рассуждали, например, может ли директор принять решение, если совет директоров не создан, а сделка выгодная. И с трибуны прозвучало, что это серьезный вопрос, может быть, при принятии решения нужно исходить из того, что руководитель действовал из обстановки или в ситуации крайней необходимости даже. Я была изумлена. Если руководитель действовал в интересах общества, добросовестно и разумно, если сделка не причинила ущерб, к чему придумывать ненужные конструкции? Нужно пользоваться теми, которые уже есть применительно к ответственности директоров. Напомню: директор не несет ответственность за добросовестные разумные действия в интересах общества, даже если сделка не одобрена советом директоров", – указала Ирина Шиткина.

Следует также отметить, что профессиональное сообщество все еще обсуждает, как в принципе в ситуации нестабильности должны регулироваться корпоративные отношения, а именно: нужно ли вносить изменения в федеральное законодательство или можно спустить соответствующие решения на уровень регулирования подзаконными нормативными актами. Есть мнение, что в таких условиях важнее скорость принятия решений, поэтому особенности регулирования корпоративных отношений в кризисный период могут устанавливаться указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ. Но большинство экспертов все же считают, что иерархия нормативных актов должна сохраняться, и то, что регулируется федеральными законами, должно продолжать регулироваться ими же – тем более в ситуации, когда понятно, что кризис будет продолжительным.


***

Поскольку некоторые из введенных ограничений затрагивают как иностранных, так и российских акционеров – например, правило о временном увеличении доли голосующих акций, позволяющей получать информацию о деятельности общества и обжаловать сделки, распространяется на всех, – возникает вопрос: обусловлено ли такое ужесточение требований в том числе к российским акционерам экстраординарной ситуацией или в принципе законодатель пока еще не уверен, владение каким пакетом акций должно позволять иметь существенный набор прав.

Пока эксперты исходят из того, что принятые в рамках антисанкционных мер изменения в регулировании корпоративных отношений являются именно временными и даже в случае их продления говорить о том, что корпоративное законодательство требует кардинальной корректировки в связи с существенной перестройкой экономических процессов, не стоит. 

Документы по теме:

Читайте также: