IT
Новости и аналитика Аналитические статьи Применение льгот для IT-компаний в 2022 году: проблемные моменты

Применение льгот для IT-компаний в 2022 году: проблемные моменты

Применение льгот для IT-компаний в 2022 году: проблемные моменты
© jemastock / Фотобанк Фотодженика

В этом материале

В прошлом году был реализован так называемый налоговый маневр в IT-отрасли. Он предполагал, в частности, снижение с 1 января 2021 года для российских организаций, осуществляющих деятельность в сфере информационных технологий и соответствующих определенным требованиям, в том числе к доле доходов от профильной деятельности и численности работников, ставки по налогу на прибыль – с 20 до 3%, тарифов страховых взносов – с 14 до 7,6% (п. 1.15 ст. 284, подп. 1.1 п. 2 ст. 427 Налогового кодекса в редакции Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 265-ФЗ).

В этом году перечень мер поддержки, предоставляемых участникам IT-отрасли, расширен – на основании Указа Президента РФ от 2 марта 2022 г. № 83 "О мерах по обеспечению ускоренного развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации" (далее – Указ № 83). Среди них:

ПОЛЕЗНЫЕ РЕСУРСЫ

Подробная информация о введении новых и корректировке реализуемых мер поддержки IT-компаний и их сотрудников – в тематическом разделе оперативно обновляемой справки "Антисанкционные меры – 2022" системы ГАРАНТ.

Инструкции по получению мер поддержки – в формируемом Минцифры России разделе "Государственные меры поддержки для ИТ-компаний" на едином портале госуслуг (gosuslugi.ru/itindustry).


Разумеется, нельзя не обратить внимания и на то, что объем налоговых льгот для IT-компаний и условия их получения изменились. Проще или сложнее стало их получить, выясним далее. И посмотрим, какие проблемы уже возникают у IT-компаний, претендующих на господдержку, и с какими трудностями они могут столкнуться в дальнейшем, в том числе в связи с предстоящим утверждением нового порядка аккредитации.


Налоговые льготы: что нового

Еще весной текущего года – Федеральным законом от 26 марта 2022 г. № 67-ФЗ – было установлено, что ставка по налогу на прибыль для российских IT-компаний, соответствующих определенным критериям, за налоговые периоды 2022-2024 годов будет составлять 0% (вместо 3%).

А с 14 июля текущего года изменились и требования к аккредитованным организациям, осуществляющим деятельность в области информационных технологий, которые на три года освобождаются от уплаты налога на прибыль (п. 1.15 ст. 284 НК РФ в редакции Федерального закона от 14 июля 2022 г. № 321-ФЗ).

1

Исключено условие о минимальном количестве сотрудников – до указанной даты было установлено, что применять льготную ставку по налогу на прибыль вправе компании со среднесписочной численностью работников в соответствующем налоговом периоде не менее семи человек.

2

Установлено, что доходы от профильной – в сфере информационных технологий – деятельности, учитываемые при определении налоговой базы, по итогам отчетного периода должны составлять не менее 70% всех доходов организации, а не 90%, как было установлено ранее.

3

Скорректирован перечень доходов, признаваемых доходами от профильной деятельности для целей применения нулевой ставки по налогу на прибыль. Он довольно обширен, поэтому советуем внимательно изучить п. 1.15 ст. 284 НК РФ в обновленной редакции, где все эти виды доходов перечислены. При этом на несколько моментов стоит обратить особое внимание.

В кодексе теперь закреплены определения таких понятий, как собственные и заказные программы для ЭВМ и базы данных. Собственными программами для ЭВМ и базами данных (далее – собственные программы и БД) в понимании п. 1.15 ст. 284 НК РФ признаются программы и базы данных, разработанные, адаптированные и (или) модифицированные организацией либо лицом, входящим с ней в одну группу лиц. В свою очередь, входящим в одну группу с организацией-налогоплательщиком лицом признается лицо, прямо участвующее в организации-налогоплательщике или в котором прямо участвует данная организация. Также входящими в одну группу являются организации, в которых прямо участвует третье лицо, то есть сестринские компании. Доля участия во всех перечисленных случаях должна составлять более 50%.

Доходы от реализации экземпляров собственных программ и БД, от передачи исключительных прав на них, предоставления прав их использования, в том числе удаленного, признаются профильными.

Относятся к профильным и доходы от выполнения работ или оказания услуг по разработке, адаптации и модификации программ для ЭВМ, баз данных, а появившиеся в результате программы и базы данных считаются в соответствии со ст. 284 НК РФ заказными.

МНЕНИЕ

Ирина Шурмина, советник, глава практики цифрового права компании SEAMLESS Legal:

"Включенные в НК РФ понятия собственного и заказного ПО с частью IV Гражданского кодекса никак не "бьются", потому что в ней такого в принципе нет. Более того, если мы пойдем немного вглубь интеллектуальной собственности, то увидим, что, если компания сама, например, адаптирует какое-то ПО, прав на него у нее не возникает. Поэтому признание адаптированного ПО собственным прямо противоречит ГК РФ. В то же время, когда мы заказываем ПО, права на него в соответствии с договором заказа, как правило, возникают у заказчика, то есть такое заказное ПО с точки зрения интеллектуальной собственности является собственным.

Но, видимо, в данном случае [в целях определения профильных доходов. – ГАРАНТ.РУ] нужно интеллектуальную собственность оставить за скобками и ориентироваться на приведенные в ст. 284 НК РФ определения без оглядки на часть IV ГК РФ. То есть логика, думаю, будет примерно такая: если вы сами занимаетесь разработкой, адаптацией и модификацией ПО, то это как бы собственное ПО, хотя с точки зрения адаптации, повторюсь, это спорный тезис. А если вы заказываете ПО по договору оказания услуг, подряда или еще какому-то, то оно заказное".


Также доходами от профильной деятельности признаются доходы от оказания услуг по установке, тестированию и сопровождению как собственных, так и заказных программ и БД. "Если читать буквально данную норму, то в ситуации, когда есть группа компаний, которая разрабатывает ПО, правообладателем является материнская компания российской дочки, ПО предоставляется в пользование российским покупателям по прямым договорам с иностранной компанией, а российская дочка оказывает услуги по установке, тестированию и сопровождению этого ПО, доходы от оказания таких услуг будут относиться к доходам от профильной деятельности (если ПО подпадает под определение собственного в понимании ст. 284 НК РФ)", – отметила старший юрист SEAMLESS Legal Мария Кабанова в ходе организованного компанией вебинара, посвященного обсуждению налоговых льгот для IT-компаний.

Кроме того, теперь в качестве профильных учитываются доходы от:

  • разработки, реализации, адаптации, модификации, тестирования и сопровождения программно-аппаратных комплексов;
  • распространения интернет-рекламы;
  • предоставления доступа к музыке на стриминговых сервисах, а также к контенту на ресурсах, включенных в реестр аудиовизуальных сервисов (реестр, напомним, формируется Роскомнадзором1, сейчас в нем 24 ресурса: онлайн-кинотеатры PREMIER, Оkko, Кинопоиск, START, Амедиатека, Ivi, мультимедийные платформы Wink, "Смотрим", телеканалы Матч ТВ, Первый канал и др.);
  • размещения и продвижения объявлений о приобретении (реализации) товаров, работ, услуг, имущественных прав, предложений о трудоустройстве, услуг по осуществлению поиска таких предложений и объявлений, предоставлению доступа к ним либо по заключению договоров. Стоит учесть, что в отношении доходов от данной деятельности сделано внушительное количество исключений, рекомендуем внимательно их изучить;
  • предоставления организациями, имеющими лицензию на осуществление образовательной деятельности, доступа к электронным образовательным сервисам.

Обязательное условие – включение ПО, используемого для оказания перечисленных в вышеуказанном списке услуг, в единый реестр российских программ для ЭВМ и баз данных (далее – реестр российского ПО).

Ранее, напомним, предоставление льгот по налогу на прибыль в принципе не связывалось с фактом нахождения ПО в данном реестре, включение в него программ и баз данных позволяло – и позволяет в настоящее время – получить освобождение от обложения НДС передачи исключительных прав на эти программы и базы данных и прав на их использование, в том числе путем предоставления к ним удаленного доступа (подп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ). Кстати, Минцифры России сообщило, что в настоящее время прорабатывается вопрос о распространении льгот по НДС и на компании, оказывающие так называемые AdTech-услуги (рекламные), и на онлайн-кинотеатры2.

Кроме того, стоит иметь в виду, что в ближайшее время может быть скорректирован порядок формирования и ведения реестра российского ПО. Среди предлагаемых Минцифры России изменений, в частности:

  • включение в реестр, помимо программ и баз данных, программно-аппаратных комплексов (без этого разрабатывающие и реализующие такие комплексы компании не смогут получить льготу по налогу на прибыль);
  • указание в реестровых записях сведений о размерах выплат в пользу иностранных юридических и физических лиц по лицензионным и иным договорам, касающимся использования, разработки, адаптации и модификации ПО. Напомним, непревышение суммы таких отчислений 30% общего объема выручки правообладателей, полученной в качестве вознаграждения за предоставление права использования программ или баз данных, за истекший календарный год является одним из условий включения программ и баз данных в реестр российского ПО;
  • уточнение требований к "обслуживанию" ПО – предлагается установить, что включению в реестр подлежит ПО, гарантийное обслуживание, техническая поддержка и модернизация которого осуществляется на всей территории РФ без ограничений;
  • возможность неразмещения в отрытом доступе включаемых в реестровые записи данных о правообладателях российского ПО – при условии, что они обоснуют, почему эти сведения необходимо скрыть;
  • введение для лиц, по заявлению которых программы, базы данных или программно-аппаратные комплексы были включены в реестр российского ПО, ответственности за неактуализацию содержащихся в реестре сведений об этих программных продуктах и комплексах – вплоть до исключения их из реестра.

Публичное обсуждение проекта, предполагающего внесение соответствующих изменений в Постановление Правительства РФ от 16 ноября 2015 г. № 1236, продлится до 23 сентября текущего года включительно (поучаствовать в обсуждении можно непосредственно на федеральном портале проектов нормативных правовых актов; ID проекта: 02/07/08-22/00130949).

4

Установлено, что нулевую ставку по налогу на прибыль не могут применять организации с долей участия РФ – как прямого, так и косвенного – 50% и более, а также организации, реорганизованные или созданные в результате реорганизации, кроме преобразования, после 1 июля 2022 года. Однако для IT-компаний, аккредитованных и применявших льготную ставку до указанной даты, право на ее применение – в размере, установленном действующей редакцией п. 1.15 ст. 284 НК РФ, – сохраняется и в случае проведения реорганизации (ч. 3 ст. 2 Федерального закона от 14 июля 2022 г. № 321-ФЗ; далее – Закон № 321-ФЗ).

Аналогичным образом изменены условия применения аккредитованными IT-компаниями пониженных тарифов страховых взносов (размер их не изменился и составляет 7,6%): и в части снижения доли профильных доходов, и расширения перечня таких доходов, и исключения требования о минимальной среднесписочной численности работников, и невозможности применения такого размера тарифов организациями с государственным участием 50% и более, а также в случае проведения компаниями реорганизации после 1 июля, за исключением тех, которые были аккредитованы до этой даты и уже применяют в текущем году пониженные тарифы (подп. 1.1 п. 2, п. 5 ст. 427 НК РФ, ч. 4 ст. 2 Закона № 321-ФЗ).

МНЕНИЕ

Мария Кабанова, старший юрист компании SEAMLESS Legal:

"Отношение налоговых органов к возможности применения налоговых льгот при реорганизации менялось. Сначала была устоявшаяся позиция: выяснять, не только ли с целью получить льготы вы создали компанию. Так, ФНС России отмечала, что создание IT-компании в результате реорганизации существующих юридических лиц (разделение, выделение) должно исследоваться налоговыми органами в каждом отдельно взятом случае на предмет наличия признаков "дробления бизнеса", когда единственной целью этих действий является получение права на применение пониженных ставок налога на прибыль организаций и тарифов страховых взносов (Письмо ФНС России от 20 февраля 2021 г. № СД-4-3/2249@Письмо ФНС России от 9 апреля 2021 г. № СД-19-3/173@).

Впоследствии в рамках антикризисного регулирования появились сверхпозитивные письма. В частности, в Письме ФНС России от 17 марта 2022 г. № СД-4-2/3289@ отмечалось, что:

  • создание отдельного юрлица для ведения IT-деятельности само по себе не может квалифицироваться как уклонение от налогообложения;
  • положения Письма ФНС России от 10 марта 2021 г. № БВ-4-7/3060@ об оценке основной цели такой реорганизации на основании ст. 54.1 НК РФ не применяются;
  • в отсутствие искажений фактов хозяйственной жизни правомерность получения налоговых льгот не может ставиться под сомнение, так как соответствует цели их введения – налоговой поддержке IT-отрасли.

В результате некоторые компании начали обдумывать возможность реорганизации, чтобы попасть под эти льготы.

Более того, в июле текущего года ФНС России сообщила, что вышеуказанная позиция релевантна и для вновь созданных и перепрофилированных IT-компаний (Письмо ФНС России от 12 июля 2022 г. № СД-19-2/163).

Но теперь "качели обратно качнулись": Законом № 321-ФЗ установлено, что льготы по налогу на прибыль и страховым взносам не смогут применяться компаниями, которые проведут реорганизацию после 1 июля 2022 года или будут созданы в результате реорганизации после этой даты.

В принципе пока есть возможность создать новую IT-компанию и перевести туда персонал, то есть действовать через создание нового или перепрофилирование действующего юрлица, а не реорганизацию. Но я бы и к такой опции относилась с определенной долей осторожности – не удивлюсь, если в свете действия Закона № 321-ФЗ появится новое разъяснение налоговых органов о вновь созданных и перепрофилированных компаниях".


Важно подчеркнуть, что поправки, внесенные Законом № 321-ФЗ в нормы НК РФ о льготе по налогу на прибыль и пониженных тарифах страховых взносов для аккредитованных IT-компаний, имеют обратную силу: действие положений п. 1.15 ст. 284, п. 5 ст. 427 НК РФ в редакции данного закона распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2022 года (ч. 3 ст. 3 Закона № 321-ФЗ).


Мораторий на проведение налоговых проверок: существующие и потенциальные проблемы

На основании Письма ФНС России от 24 марта 2022 г. № СД-4-2/3586@ проведение выездных, в том числе повторных, налоговых проверок аккредитованных IT-компаний приостановлено до 3 марта 2025 года включительно. Исключение составляют проверки, назначенные с согласия руководителя вышестоящего налогового органа или его заместителя либо руководителя ФНС России или его зама.

Назначенные до получения территориальными налоговыми органами данного письма проверки должны быть завершены в установленном порядке, но ни приостановление, ни продление срока их проведения не допускается.

Поручение о приостановке на указанный период выездных налоговых проверок аккредитованных IT-компаний, напомним, дал Министр финансов РФ – во исполнение абз. 5 подп. "г" п. 1 Указа № 83 (Письмо Минфина России от 18 марта 2022 г. № 03-02-06/21331). Стоит отметить, что в данном пункте указа говорится об освобождении аккредитованных организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, от налогового контроля, валютного контроля и других видов государственного и муниципального контроля на срок до трех лет. Соответственно, обращают на себя внимание два момента.

  1. В отличие от моратория на проведение плановых проверок и в принципе большинства контрольных и надзорных мероприятий, предусмотренных Федеральным законом от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ и Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ, установленного ст. 26.4 последнего закона и Постановлением Правительства РФ от 24 марта 2022 г. № 448, положение о приостановке налоговых проверок IT-компаний в нормативные акты включено не было. Письма министерств и ведомств таковыми, напомним, не являются. Поэтому на практике не просто могут, но и возникают ситуации, когда налоговые органы все же приходят с проверками, – об этом свидетельствуют обращения организаций в Минцифры России. Министерство сообщило о готовности выступать своего рода медиатором в таких ситуациях, подчеркнув, что, хотя мораторий на налоговые проверки законодательно не закреплен, данная мера поддержки была согласована Правительством РФ и ФНС России (digital.gov.ru/ru/events/41774/). Представителям отрасли предлагается направлять в Минцифры России сведения об инициированных территориальными органами ФНС России проверках, с тем чтобы разобраться в каждом конкретном случае.
  2. Несмотря на то что в Указе № 83 упоминается освобождение от налогового контроля в принципе, Письмо ФНС России от 24 марта 2022 г. № СД-4-2/3586@ касается только выездных проверок. "Возможно, это связано с тем, что, как налоговые органы в некоторых предыдущих разъяснениях говорили, приостанавливать камеральные проверки смысла нет: пострадает право налогоплательщиков на возмещение НДС из бюджета", – пояснила Мария Кабанова.

Потенциально проблематичным может стать соблюдение моратория на проведение выездных налоговых проверок для компаний, которые будут аккредитованы в соответствии с новым порядком (о том, когда он может быть утвержден, расскажем далее), – так как в письме налоговой службы есть прямая ссылка на действовавшее до 1 августа текущего года положение об аккредитации, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 18 июня 2021 г. № 929 (далее – Постановление № 929). "Если примут новый порядок, а письмо никто не поправит, все будет "висеть" на честном слове. Я не ожидаю, что условия моратория будут повсеместно нарушаться, но тем не менее нужно этот вопрос держать в уме, чтобы быть готовым к каким-то неожиданностям", – отметила Мария Кабанова.

Кроме того, эксперт рекомендовала не забывать, что мораторий – временная мера, и по его окончании налоговые органы смогут проводить проверки в том числе за период действия моратория. По общему правилу, напомним, в рамках выездной налоговой проверки может быть проверен период, не превышающий трех лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки (п. 4 ст. 89 НК РФ).


Новый порядок аккредитации IT-компаний: чего ждать отрасли

Получение конкретных мер поддержки зависит от соответствия IT-компании (или ее сотрудника – в зависимости от того, о какой мере идет речь) определенным требованиям. И для большинства предусмотренных в настоящее время мер одним из обязательных требований является наличие у организации, осуществляющей деятельность в области информационных технологий, государственной аккредитации. До 1 августа 2022 года – именно с этой даты не применяется порядок государственной аккредитации IT-компаний, установленный Постановлением № 929 (ч. 5 ст. 2 Закона № 321-ФЗ), – получить аккредитацию было довольно просто. Фактически единственным требованием было наличие у организации одного из следующих кодов ОКВЭД3:

  • 62.01. Разработка компьютерного программного обеспечения;
  • 62.02. Деятельность консультативная и работы в области компьютерных технологий;
  • 62.02.1. Деятельность по планированию, проектированию компьютерных систем;
  • 62.02.4 Деятельность по подготовке компьютерных систем к эксплуатации;
  • 62.03.13. Деятельность по сопровождению компьютерных систем;
  • 62.09. Деятельность, связанная с использованием вычислительной техники и информационных технологий;
  • 63.11.1. Деятельность по созданию и использованию баз данных и информационных ресурсов.

При этом Минцифры России уполномочено на проведение проверок на предмет соответствия деятельности, которую фактически осуществляют аккредитованные организации, деятельности в области информационных технологий, по итогам которых аккредитация может быть аннулирована. С 29 июля текущего года министерство получило возможность использовать при проведении таких проверок информацию о компаниях из открытых источников, включая их сайты (п. 15 Положения о государственной аккредитации организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий в редакции Постановления Правительства РФ от 29 июля 2022 г. № 1350). А 1 августа Минцифры России сообщило об исключении из реестра аккредитованных IT-компаний более 400 организаций, для которых деятельность в сфере информационных технологий не является основной, отметив, что при принятии решения об исключении руководствовалось в том числе сведениями о деятельности компаний из открытых источников (Информация Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ от 1 августа 2022 года). Среди исключенных из реестра организаций, в частности, – более 150 бюджетных учреждений, 32 банка и 12 страховых компаний. Исходя из данных министерства, это не самая масштабная "чистка" – в сентябре прошлого года из реестра было исключено около 1,6 тыс. организаций.

Таким образом, легкое попадание в реестр аккредитованный компаний не означало, что удержаться в нем так же просто, – тем более что после объявления курса на поддержку IT-отрасли и введения льгот внимание к составу реестра, очевидно, стало более пристальным.

С 1 августа заявления о предоставлении аккредитации не принимаются – до принятия нового порядка аккредитации. Сроки его утверждения пока не обозначены, но ключевые положения разработанного Минцифры России проекта таковы.

  • Требования к организации, которая может претендовать на получение аккредитации: наличие профильного ОКВЭД в качестве основного, доля доходов от IT-деятельности в общем объеме выручки – минимум 30% (нужно будет вести раздельный учет доходов с отражением выручки от профильной деятельности), количество сотрудников, получающих зарплату не ниже средней по стране, – не менее 80%. Предполагается, что аккредитацию смогут получить и стартапы – компании не старше трех лет (на момент подачи заявки на аккредитацию), заявившие разрабатываемый проект в области IT и статус его реализации.
  • Не смогут получить аккредитацию компании с долей государственного участия 50% и более, реорганизованные организации, банки и другие кредитные организации, страховые, телекоммуникационные компании, государственные, муниципальные учреждения, госкомпании, а также перечисленные в Распоряжении Правительства РФ от 23 января 2003 г. № 91-р акционерные общества.


***

Однозначно оценивать изменения порядка предоставления льгот IT-компаниям эксперты пока не берутся. Критерии применения, например, льготы по налогу на прибыль и пониженных тарифов страховых взносов смягчены, а претендовать на них теперь могут и владельцы так называемого маркетингового ПО, онлайн-кинотеатров, стриминговых сервисов, образовательных онлайн-платформ – это безусловный плюс для участников отрасли. При этом по общему правилу реорганизованные компании права на эти льготы теперь лишены, и это проблема для компаний, планировавших реорганизацию. 

Кроме того, в связи с предполагаемым ужесточением условий получения аккредитации, необходимой для получения большинства мер поддержки IT-отрасли, естественно, ожидается сокращение числа аккредитованных компаний.

В принципе, как отмечают эксперты, сейчас не только сами IT-компании, но и контролирующие органы учатся жить в новой реальности. Так, по словам Марии Кабановой, налоговые органы не до конца еще систематизировали злоупотребления, которых можно ожидать со стороны налогоплательщиков. "Учитывая желание получить льготы, тут может быть и некое манипулирование ценами, намерение как можно больше выручки перевести на льготируемые компании. Также может иметь место перевод не только IT-специалистов, но и другого персонала в IT-структуру в рамках группы компаний, чтобы, во-первых, применить льготы по взносам, во-вторых, получить отсрочку от армии для этих сотрудников. Мы уже часто слышали, что многие начали своих супругов и братьев устраивать на полставки в IT-структуры, чтобы они могли отсрочкой воспользоваться", – рассказала эксперт.

Таким образом, помимо утверждения нового порядка аккредитации IT-компаний, можно ожидать появления в ближайшее время новых тематических разъяснений ФНС России, поэтому рекомендуем внимательно следить за ситуацией. В том числе – за материалами в рубрике IT портала ГАРАНТ.РУ. 

______________________________

1 Реестр аудиовизуальных сервисов размещен на официальном сайте Роскомнадзора (rkn.gov.ru/opendata/7705846236-AudiovisualService-table). 
2 Сообщение было сделано в ходе состоявшейся в начале августа онлайн-встречи Минцифры России с представителями IT-отрасли (digital.gov.ru/ru/events/41774/).
3 Непосредственно в Постановлении Правительства РФ от 18 июня 2021 г. № 929 "О государственной аккредитации организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий" списка ОКВЭД нет, его сформировало Минцифры России. Ознакомиться в ним можно в том числе на портале госуслуг (www.gosuslugi.ru/itindustry/accreditation/acreditation_of_it_companies).

Документы по теме:

Читайте также: