Новости и аналитика Аналитические статьи АУСН: новый специальный налоговый режим с 1 июля 2022 года

АУСН: новый специальный налоговый режим с 1 июля 2022 года

АУСН: новый специальный налоговый режим с 1 июля 2022 года
© bluecups / Фотобанк Фотодженика

Действующая редакция Налогового кодекса допускает проведение в течение ограниченного периода времени на территории одного или нескольких субъектов РФ или муниципальных образований экспериментов по установлению налогов, сборов, специальных налоговых режимов. Такая возможность предусмотрена п. 8 ст. 1 НК РФ – именно эта норма позволила в 2019 году начать апробацию специального налогового режима "Налог на профессиональный доход". Она же стала отправной точкой для реализации новой инициативы, направленной на упрощение или отмену налоговой отчетности для тех предпринимателей, которые применяют УСН и используют контрольно-кассовую технику.

Так, с 1 июля 2022 года стартует эксперимент по установлению специального налогового режима "Автоматизированная упрощенная система налогообложения" (далее – АУСН), правовые основы которого закреплены в Федеральном законе от 25 февраля 2022 г. № 17-ФЗ (далее – Закон № 17-ФЗ). В нем, в частности, определены:

  • участники эксперимента и объекты налогообложения;
  • порядок и условия применения специального налогового режима;
  • особенности исчисления и уплаты налога;
  • правила сдачи отчетности.

На ключевых моментах, которые следует учитывать тем, кто планирует применять новый специальный налоговый режим, остановимся более подробно.


Территория, сроки проведения эксперимента, участники

Эксперимент по применению АУСН запустят с 1 июля текущего года в четырех регионах России – в Москве, Московской и Калужской областях, а также в Республике Татарстан. На первом этапе принять участие в нем смогут только вновь созданные организации и вновь зарегистрированные ИП, состоящие на учете по месту нахождения или по месту жительства соответственно на территории указанных регионов. А с 1 января 2023 года к нему смогут присоединиться все остальные предприниматели и юрлица из перечисленных субъектов РФ. Апробация нового налогового режима завершится 31 декабря 2027 года – очевидно, что если она будет проходить успешно, то география его применения, по аналогии с распространением режима НПД, постепенно расширится.


С краткими ответами ФНС России на актуальные вопросы, касающиеся АУСН, можно ознакомиться в системе ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!


Применение АУСН станет возможным при одновременном соблюдении ряда условий:

  • годовой доход не превышает 60 млн руб.;
  • остаточная стоимость основных средств у организаций – не более 150 млн руб.;
  • численность работников – не более пяти человек;
  • открытие расчетных счетов в уполномоченных банках;
  • осуществление выплаты доходов физлицам только в безналичной форме;
  • неприменение других режимов налогообложения.

При этом Законом № 17-ФЗ определен более широкий перечень категорий налогоплательщиков, которые не вправе применять новый налоговый режим, чем предусмотрен НК РФ в отношении УСН. Так, установлен прямой запрет на применение спецрежима отдельными видами юрлиц и ИП – например, страховщиками, банками и небанковскими кредитными организациями, НПФ, инвестиционными фондами, профессиональными участниками рынка ценных бумаг, ломбардами. На новый режим не смогут перейти также казенные и бюджетные учреждения, унитарные предприятия, иностранные организации, микрофинансовые организации, частные агентства занятости, крестьянские фермерские хозяйства, некоммерческие организации. Согласно ч. 2 ст. 3 Закона № 17-ФЗ не вправе применять АУСН и:

  • организации, имеющие филиалы или обособленные подразделения;
  • организации и ИП, находящиеся вне территории регионов, участвующих в эксперименте;
  • организации и ИП, производящие подакцизные товары, осуществляющие добычу и реализацию полезных ископаемых;
  • организации, осуществляющие деятельность по организации и проведению азартных игр;
  • нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, медиаторы, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся частной практикой;
  • организации, являющиеся участниками соглашений о разделе продукции;
  • организации, в которых доля участия других организаций составляет более 25%, за исключением некоторых организаций инвалидов, бюджетных и автономных научных учреждений и учреждений, применяющих результаты интеллектуальной деятельности, исключительные права на которые принадлежат самим образовательным организациям;
  • организации и ИП, являющиеся участниками договора простого или инвестиционного товарищества, договора доверительного управления имуществом или концессионного соглашения на территории России;
  • организации и ИП, ведущие предпринимательскую деятельность на основе договоров поручения, комиссии либо агентских договоров;
  • организации и ИП, осуществляющие деятельность по совершению сделок с ценными бумагами или производными финансовыми инструментами, а также по оказанию кредитных и иных финансовых услуг;
  • организации и ИП, привлекающие к трудовой деятельности физлиц, не являющихся налоговыми резидентами РФ;
  • организации и ИП, имеющие счета, корпоративные электронные средства платежа для переводов электронных денежных средств в кредитной организации, не включенной в реестр уполномоченных кредитных организаций, и т. п.

Нарушение указанных условий чревато для налогоплательщика утратой права на применение специального налогового режима с начала календарного месяца, в котором допущено несоответствие. Причем об утрате права на применение специального налогового режима налогоплательщик должен уведомить в электронной форме налоговый орган через личный кабинет налогоплательщика или уполномоченную кредитную организацию не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором возникло несоблюдение требований. С того же месяца по умолчанию он будет считаться перешедшим на общий режим налогообложения (ч. 6 ст. 4 Закона № 17-ФЗ). Если уведомление от налогоплательщика не поступит, то налоговая при наличии информации о несоблюдении налогоплательщиком установленных требований сама уведомит его об утрате права на применение специального налогового режима через личный кабинет в течение 10 дней с даты выявления несоответствия (ч. 8 ст. 4 Закона № 17-ФЗ).

Компании и ИП из числа вновь созданных и вновь зарегистрированных, которые захотят применять АУСН, должны уведомить об этом налоговый орган через личный кабинет налогоплательщика. Сделать это нужно не позднее 30 календарных дней с даты постановки на учет в налоговом органе (ч. 2 ст. 4 Закона № 17-ФЗ). Остальным же организациям и ИП, изъявившим желание перейти на специальный налоговый режим со следующего календарного года, потребуется уведомить об этом налоговый орган не позднее 31 декабря года, предшествующего тому, начиная с которого они переходят на специальный налоговый режим. Уведомление можно направить через личный кабинет налогоплательщика (ч. 1 ст. 4 Закона № 17-ФЗ).

По общему правилу, до окончания календарного года налогоплательщик, применяющий АУСН, не сможет поменять режим налогообложения, за исключением тех случаев, когда переход связан с нарушением условий применения режима – тогда организациям и ИП разрешается перейти на УСН или ЕСХН с даты утраты права на применения АУСН, уведомив об этом налоговый орган через личный кабинет налогоплательщика одновременно с уведомлением об утрате права на применение АУСН или в течение 30 дней со дня получения соответствующего уведомления от налоговой инспекции. В иных случаях переход на другой режим налогообложения возможен после уведомления налогового органа налогоплательщиком в электронной форме через личный кабинет или уполномоченную кредитную организацию об этом не позднее 31 декабря календарного года, предшествующего тому, с которого предполагается переход на иной режим (ч. 5 и ч. 9 ст. 4 Закона № 17-ФЗ).

Что касается кредитных организаций, то они станут связующим звеном между налогоплательщиком и налоговым органом – они будут признаваться уполномоченными налогоплательщиком на передачу в налоговый орган сведений об операциях по счету, открытому в этой кредитной организации, об операциях с использованием корпоративного электронного средства платежа для переводов электронных денежных средств, о переводах электронных денежных средств, а также иной необходимой информации на период применения налогоплательщиком АУСН. Но не все банки смогут присоединиться к информационному обмену с налоговиками для целей реализации норм Закона № 17-ФЗ, а только те, которые соответствуют установленным требованиям (критериям). При этом ФНС России сформирует реестр уполномоченных кредитных организаций, который появится на официальном сайте службы (ч. 3-5 ст. 3 Закона № 17-ФЗ).

Стоит учитывать, что переход на специальный налоговый режим является добровольным – даже если налогоплательщик соответствует всем условиям применения нового спецрежима, он не обязан переходить на него. ФНС России поясняет, что введение АУСН не отменяет для налогоплательщиков возможность применения действующих налоговых режимов, включая УСН. Также не запрещен повторный переход на АУСН после прекращения его использования, неважно по какому основанию – по желанию налогоплательщика или в связи с несоответствием условиям применения режима. Но вновь начать применять спецрежим можно только с начала календарного года, уведомив налоговый орган не позднее 31 декабря предшествующего налогового периода. Опять же следует помнить, что на момент подачи уведомления налогоплательщик должен соответствовать всем условиям, перечисленным в ч. 2 ст. 3 Закона № 17-ФЗ, иначе возобновить применение АУСН он не сможет.


Объекты налогообложения, налоговый период, налоговые ставки

При переходе на АУСН налогоплательщику необходимо будет самостоятельно выбрать объект налогообложения – "доходы" или "доходы, уменьшенные на величину расходов". Объект налогообложения разрешено менять ежегодно с начала календарного года при условии своевременного (до 31 декабря предшествующего года) уведомления налогового органа об этом. Но в течение календарного года изменение объекта налогообложения не предполагается. Порядок определения доходов и расходов, включая виды доходов и расходов, не учитываемые при определении объекта налогообложения, перечислены в ст. 6, а порядок признания доходов и расходов – в ст. 7-8 Закона № 17-ФЗ.

От выбора объекта налогообложения будет зависеть и применяемая в рамках спецрежима налоговая ставка. Так, при объекте налогообложения "доходы" налоговая ставка составит 8%, а при "доходы, уменьшенные на величину расходов" – 20% (ст. 11 Закона № 17-ФЗ). Вместе с тем при применении в качестве объекта налогообложения доходов, уменьшенных на величину расходов, установлен минимальный налог, сумма которого исчисляется за налоговый период в размере 3% налоговой базы. Минимальный налог предусмотрен для тех случаев, когда за налоговый период сумма налога, исчисленного в общем порядке, окажется меньше суммы исчисленного минимального налога. Примечательно, что значения налоговых ставок будут стабильны на весь период проведения эксперимента, то есть повысить их не смогут вплоть до конца 2027 года, равно как и уменьшить предельный размер доходов, дающих право на применение спецрежима (ч. 3 ст. 1 закона № 17-ФЗ).

В отношении налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения "доходы, уменьшенные на величину расходов", сумма налога по итогам налогового периода (месяца) будет исчисляться налоговым органом на основе сведений о доходах и расходах, представленных налогоплательщиком посредством применения ККТ, сведений о доходах и расходах, полученных от уполномоченной кредитной организации, а также данных о доходах, переданных налогоплательщиком через личный кабинет. А при объекте "доходы" – на основе сведений о доходах, представленных посредством применения ККТ, полученных от уполномоченного банка и переданных налогоплательщиком через личный кабинет (ч. 2-3 ст. 12 Закона № 17-ФЗ). Между тем, при объекте налогообложения "доходы" налоговый орган уменьшит исчисленную сумму налога по итогам налогового периода на сумму уплаченного в течение налогового периода торгового сбора, если налогоплательщик должен его уплачивать и представил в налоговую инспекцию уведомление о постановке на учет в качестве плательщика торгового сбора. Если же сумма уплаченного торгового сбора превысит сумму налога, то эту разницу можно будет перенести на будущие периоды.

Ежемесячно – не позднее 15-го числа следующего за налоговым периодом месяца налоговый орган будет уведомлять налогоплательщика через личный кабинет о налоговой базе, сумме убытка, об исчисленной и подлежащей уплате сумме налога и сумме торгового сбора, на которую уменьшена сумма налога. Если налогоплательщик представит в налоговый орган согласие на представление в отношении него в уполномоченную кредитную организацию информации о сумме налога, подлежащей уплате по итогам истекшего налогового периода, с указанием реквизитов, необходимых для уплаты налога, то налоговая в указанный срок уведомит и уполномоченный банк о сумме подлежащей уплате по итогам налогового периода налога с указанием реквизитов, необходимых для уплаты. Сам налог нужно будет уплатить не позднее 25-го числа месяца, следующего за налоговым периодом, по месту нахождения организации или месту жительства ИП.

Организации и ИП, применяющие АУСН, не освобождаются от исполнения обязанностей налоговых агентов, но в рамках рассматриваемого налогового режима НДФЛ за сотрудников посчитает, удержит и перечислит уполномоченный банк. Кроме того, применение этого спецрежима предполагает освобождение организаций от обязанности по уплате налога на прибыль и налога на имущество, за исключением объектов, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость, а ИП – от обязанности по уплате НДФЛ в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, и налога на имущество физлиц в отношении имущества, используемого для предпринимательской деятельности, за исключением объектов, включенных в перечень торгово-офисной недвижимости. Помимо этого, компании и ИП в рамках АУСН не признаются налогоплательщиками НДС, за исключением налога, подлежащего уплате при ввозе товаров в Россию и на иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, и НДС, уплачиваемого в соответствии со ст. 161 НК РФ (ч. 4-6 ст. 2 Закона № 17-ФЗ).

Есть послабления и в части страховых взносов – для организаций и ИП, производящих выплаты и иные вознаграждения физлицам, обнулены тарифы страховых взносов на ОПС и ОСС на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством – в пределах величины базы для исчисления страховых взносов по данным видам страхования, а также на ОМС. А для ИП, не производящих выплаты и иные вознаграждения физлицам, обнулены тарифы страховых взносов на ОПС (независимо от факта превышения дохода плательщика лимита в 300 тыс. руб.) и на ОМС (ст. 18 Закона № 17-ФЗ).

В соответствии с поправками в Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее – Закон № 125-ФЗ), которые тоже начнут действовать с начала июля, страхователи, применяющие специальный налоговый режим АУСН, будут уплачивать страховые взносы на ОСС от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в фиксированном размере – 2040 руб. в год. Эта сумма будет ежегодно индексироваться с учетом роста средней заработной платы в стране, коэффициент индексации станет определять Правительство РФ. Уплачивать страховые взносы на ОСС от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний страхователи будут ежемесячно в размере 1/12 фиксированного страхового взноса. Делать это нужно будет в срок не позднее 15-го числа календарного месяца, следующего за календарным месяцем, за который начисляются взносы (п. 2.2, п. 4.1 ст. 22 Закона № 125-ФЗ).

Скидки и надбавки страхователям, применяющим АУСН, не предусмотрены, так же как и отсрочка (рассрочка) по уплате страховых взносов. Если же налогоплательщик утратит право или добровольно прекратит применять спецрежим, то он начнет уплачивать страховые взносы в общем порядке.

Для обеспечения пенсионных прав и прав на получение пособий по обязательному социальному страхованию работников, занятых у применяющих АУСН налогоплательщиков, выпадающие доходы фондам государство компенсирует из средств федерального бюджета за счет уплачиваемого налога.


Взаимодействие с налоговым органом и отчетность

Особенностью нового специального налогового режима является автоматизация процедуры взаимодействия налогоплательщика с налоговым органом – уведомление о переходе на режим, учет доходов и расходов налогоплательщики будут вести в личном кабинете налогоплательщика, а также автоматизация процессов администрирования. Как уже упоминалось выше, налоговый орган исчислит сумму налога по итогам налогового периода на основе сведений о доходах (доходах и расходах), поступивших через ККТ или полученных от уполномоченной кредитной организации, а также данных, переданных самим налогоплательщиком через личный кабинет.

"Учитывая, что предприниматель получает доходы от безналичных расчетов, которые фиксируются ККТ либо в банке, доходы будут определяться из этих двух источников. Таким же образом определяются расходные обязательства, и налог будет исчисляться налоговым органом автоматически. По итогам налогового периода (месяца) предпринимателю нужно проверить те данные в личном кабинете, которые подтянулись из его выручки по ККТ и по банковскому счету, после этого "промолчать" и тем самым подтвердить, что все посчитано корректно, либо откорректировать какие-то операции", – пояснял ранее заместитель руководителя ФНС России Дмитрий Сатин.

Информационный обмен с налоговыми органами будут осуществлять уполномоченные банки – именно они станут передавать в налоговый орган сведения об операциях по счету налогоплательщика, об операциях с использованием корпоративного электронного средства платежа для переводов электронных денежных средств, о переводах электронных денежных средств, а также исчислять, удерживать и перечислять в бюджет НДФЛ.

Отметим, с 1 июля в НК РФ появится отдельная статья, устанавливающая ответственность за нарушение уполномоченной кредитной организацией установленных Законом № 17-ФЗ порядка и сроков передачи в налоговый орган информации об операциях по счетам, о переводах электронных денежных средств, а также информации о комиссии за проведение операций по расчетам с использованием платежных карт (эквайринг). Такое нарушение повлечет взыскание штрафа в размере 20% от суммы не уплаченного в связи с таким нарушением налога, но не менее 200 руб. В свою очередь, нарушение уполномоченным банком порядка и сроков передачи в налоговый орган полученной от налогоплательщика информации о суммах и видах выплаченных доходов физлиц, суммах стандартных и профессиональных налоговых вычетов, уменьшающих налоговую базу, об исчисленных, удержанных и перечисленных суммах НДФЛ в отношении этих доходов, а также информации, полученной от организаций и ИП, применяющих АУСН, о суммах выплат и иных вознаграждений, признаваемых объектом обложения страховыми взносами, в том числе о суммах, не подлежащих обложению страховыми взносами, в отношении каждого физического лица, в пользу которого осуществлялись выплаты, будет грозить штрафом в размере 500 руб. за каждый факт такого нарушения.

Законом № 17-ФЗ предусмотрено существенное упрощение отчетности. Так, в налоговую инспекцию не потребуется представлять ни налоговую декларацию, ни расчет 6-НДФЛ и справки о доходах и суммах налога физического лица, расчет по страховым взносам, в ПФР – сведения о застрахованных лицах (СЗВ-М) и сведения о страховом стаже застрахованных лиц (СЗВ-СТАЖ), а в ФСС России – расчет по взносам на ОСС от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения (форма 4-ФСС), заявление о подтверждении и справку-подтверждение основного вида экономической деятельности, заявление о регистрации в качестве страхователя физического лица и т. п. По подсчетам налоговиков, применение АУСН освободит налогоплательщиков от представления 10 форм обязательной отчетности, включая налоговую и отчетность во внебюджетные фонды, а также – в отличие от организаций и ИП, применяющих УСН, – от ведения книги учета доходов и расходов.

Из документов отчетности останутся только декларация по налогу на прибыль – в случае, если налогоплательщик был налоговым агентом или выплачивал дивиденды, декларация по НДС – если налогоплательщик был налоговым агентом или выставлял счет-фактуру с НДС. Также в фонды нужно будет представлять сведения о трудовой деятельности зарегистрированного лица (СЗВ-ТД) и иные формы, сдаваемые при заключении договоров гражданско-правового характера.


Контроль

Послабления имеются и в части проведения проверок. Выездные проверки в отношении страхователя, применяющего специальный налоговый режим АУСН, не предусмотрены. Исключение составят выездные проверки, предметом которых являются полнота и достоверность представляемых страхователем или застрахованным (лицом, имеющим право на получение страховых выплат в случае смерти застрахованного) сведений и документов, необходимых для назначения и выплаты обеспечения по страхованию.

Останется только камеральная налоговая проверка – ее будут проводить в течение трех месяцев в соответствии со ст. 88 НК РФ на основе имеющихся у налоговых органов документов (информации) о налогоплательщике. В Законе № 17-ФЗ перечислены особенности проведения такой проверки – они касаются:

  • срока проведения проверки – камеральная налоговая проверка проводится за налоговые периоды истекшего календарного года начиная с 1 февраля следующего календарного года;
  • проведения камеральной проверки при смене налогового режима – проводится за истекшие налоговые периоды текущего календарного года со дня, следующего за днем поступления в налоговый орган уведомления об утрате права на применение АУСН от налогоплательщика или со дня, следующего за днем направления в адрес налогоплательщика уведомления от налогового органа об утрате права на применение спецрежима;
  • проведения камеральной проверки в случае принятия решения о реорганизации или ликвидации организации – проводится за истекшие налоговые периоды текущего календарного года со дня, следующего за днем внесения в ЕГРЮЛ записи о том, что такая организация находится в процессе реорганизации или ликвидации. Подчеркивается, что ликвидация организации не может быть завершена ранее окончания камеральной налоговой проверки.


***

Введение нового режима налогообложения – хоть пока и в качестве эксперимента – направлено на облегчение условий ведения предпринимательской деятельности, включая упрощение налоговой отчетности для компаний и ИП, применяющих ККТ, а также снижение непроизводственных издержек бизнеса, что в конечном счете имеет своей целью стимулирование предпринимательской активности в России. Основные преимущества АУСН ФНС России видит в упрощении, а в большинстве случаев – отмене налоговой отчетности и отчетности в государственные внебюджетные фонды, в освобождении от уплаты страховых взносов, оптимизации процесса определения доходов и расходов, а также в передаче части функций налогоплательщика как налогового агента по НДФЛ банкам. Кроме того, автоматический расчет налога налоговым органом призван избавить налогоплательщика от лишней нагрузки, а оптимизация процесса сдачи отчетности – от необходимости отслеживать сроки подачи документов и изменения их форматов.

Однако по сравнению с другими специальными налоговыми режимами – напомним, сейчас их перечень включает ЕСХН, УСН, ПСН, НПД, систему налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции – у нового режима АУСН выше налоговые ставки (8% и 20% при АУСН против 6% и 15% в зависимости от объекта налогообложения при УСН и 6% при ПСН). Поэтому бизнесменам, желающим перейти на новый налоговый режим, целесообразно предварительно оценить целесообразность и эффективность его применения, в том числе сравнив основные параметры действующих налоговых режимов (для этого можно воспользоваться размещенной в системе ГАРАНТ сравнительной характеристикой систем налогообложения).

По замыслу законодателя, проведение эксперимента по установлению специального налогового режима АУСН позволит определить степень востребованности нового налогового режима у предпринимательского сообщества, поможет оценить его экономический эффект для бюджетной системы страны и в целом решить вопрос о его эффективности и целесообразности дальнейшего применения.

Отметим, помимо отдельного Закона № 17-ФЗ, посвященного новому режиму, сопутствующие поправки, направленные на его реализацию, внесены также в НК РФ, в некоторые федеральные законы и Бюджетный кодекс, в том числе в части перераспределения поступлений от налога, взимаемого в связи с применением АУСН, между бюджетами бюджетной системы РФ и трансферта из федерального бюджета на компенсацию выпадающих доходов государственных внебюджетных фондов в целях обеспечения пенсионных прав и прав на получение пособий по ОСС работников, занятых у налогоплательщиков, применяющих новый специальный налоговый режим.

Документы по теме:

Читайте также: