Регистрация товарного знака в Роспатенте: неочевидные преимущества и подводные камни
На правах рекламы
Интеллектуальная собственность есть в любом бизнесе – не важно, это небольшое семейное дело или госкорпорация. Название фирмы, товара, логотип, слоган, особая форма упаковки и ее дизайн – все это можно и нужно защищать. А точнее, зарегистрировать как товарный знак.
Вот, к чему приводит незнание или игнорирование законов.
ИП из Белогорода скопировал бренд финского производителя кормов Бест-Ин Ой. Нарушитель выпускал корма для животных под названием Бест-Ин, запустил интернет-магазин best-in.ru и продавал товары офлайн. Законный правообладатель бренда узнал о подделках, и взыскал с ИП штраф в 2 млн руб. Также нарушитель уничтожил всю выпущенную продукцию, промо-материалы, вывески. В сети прекратил работу интернет-магазин best-in.ru и закрылась группа ВКонтакте.
Цена ошибки – 2 млн руб. плюс затраты на продукцию и рекламу.
Цена регистрации товарного знака – 40-45 тыс. руб. с пошлинами.
Стоило ли копировать чужой товарный знак и потом нести убытки, если можно было зарегистрировать и развивать свой бренд?
Товарный знак – это …
Любое обозначение, которое помогает идентифицировать компанию, ее продукцию или услугу на рынке, отличить от остальных компаний, товаров и услуг – это товарный знак.
"Сбербанк", "Аэрофлот", "Coca-Cola", "Danone", "Ikea" – когда мы слышим эти названия, сразу же понимаем, о чем идет речь. Представляем их логотипы, вспоминаем слоганы. Все это товарные знаки.
У зарегистрированных товарных знаков есть одна общая черта – они обладают различительной способностью. Название или логотип позволяют отличить товар одного производителя от товара другого производителя. Такое же правило действует и в отношении услуг.
Например, название "яблоко".
Это обозначение не может быть товарным знаком для фруктового ларька, т.к. не обладает различительной способностью. Мы не можем зарегистрировать название "яблоко" для продажи фруктов и запретить другим ларькам продавать яблоки.
Но зато – это хорошее обозначение для бренда компьютерной техники.
Товарные знаки в РФ регистрирует Роспатент. Он и оценивает каждое название или логотип на патентопригодность: нет ли такого знака в России, обладает ли он различительной способностью, не вводит ли в заблуждение и не нарушает ли норм морали или чьих-то прав.
По статистике, 30% поданных в Роспатент знаков получают отказ в регистрации.
Какие товарные знаки нельзя зарегистрировать?
У Роспатента есть внутренние регламенты для проверки поданных знаков. Каждая заявка проходит обязательную экспертизу. И хотя экспертиза – процесс субъективный, есть случаи, когда знаку точно откажут в регистрации.
Что нельзя зарегистрировать как товарный знак:
- слова, указывающие на вид деятельности (магазин, ателье, парикмахерская);
- слова, указывающие на вид товара (молоко, телевизор, запчасти);
- слова, характеризующие товар (сливочное, натуральное, свежее);
- слова, которые имеют хвалебный характер (лучший, первый, самый);
- слова, указывающие на назначение (детское, для мам);
- слова, указывающие на место производства (Москва, Костромское, Российское);
- общепринятые символы (@, $);
- знаки, которые противоречат нормам морали и общественным интересам;
- памятники природы, архитектуры, искусства без согласия правообладателя;
- слова с ошибками написания;
- государственные символы без согласия компетентного органа.
Оснований для отказа Роспатента немало. И во всех тонкостях общения с этой организацией разбирается патентный поверенный. Это аккредитованный специалист, прошедший обучение Роспатента. Как правило, ему удается вытащить проблемный знак или логотип, благодаря грамотной защите.
Пример из практики:
Роспатент противопоставляет однокоренные слова. Это усложнило регистрацию названия "Андрейка" для детского питания.
Роспатент противопоставил ему логотип "Андрей", под которым продавались товары для взрослых и БАДы.
Благодаря работе патентных поверенных знак удалось отстоять. Специалисты доказали, что хотя бренды и сходны по звучанию, они вызывают разные ассоциации. Убедили экспертизу в том, что человек, покупающий детское питание своему ребенку, никогда не перепутает его с БАДом.
Виды товарных знаков
Выше мы рассматривали только названия и логотипы, но на самом деле видов товарных знаков намного больше.
Подробнее расскажем, что можно зарегистрировать, как товарный знак.
Словесное обозначение
Словесный товарный знак – это слово, словосочетание или фраза.
Можно зарегистрировать как словесный знак:
- название организации ("РосАтом");
- название продукта/товара ("ТворобУшки");
- слоган ("Найдется все", "Управляй мечтой", "Россия – щедрая душа").
Изобразительный знак
Логотип – пример изобразительного товарного знака. Это картинка, эмблема, любое графическое изображение, но без текста.
Комбинированный товарный знак
Самый распространенный комбинированный знак – это сочетание логотипа и названия компании или товара.
Комбинированным знаком может стать:
- логотип с подписью;
- дизайн упаковки;
- внешний вид этикетки.
Можно зарегистрировать сочетание логотипа, текста и упаковки.
Обонятельный товарный знак
Запах пластилина Play-Doh – это пример обонятельного знака. Чтобы его зарегистрировать, производителю пришлось провести опрос и доказать, что характерный запах пластилина ассоциируется у подавляющего большинства потребителей именно с маркой Play-Doh.
В России обонятельных знаков пока не зарегистрировано.
Объемный товарный знак
Особая форма упаковки, баночки или бутылки может стать товарным знаком. Яркий пример – бутылка Coca-Cola.
Автомат Калашникова – это тоже объемный товарный знак. Причем под ним можно выпускать, как оружие, так и упаковку для конфет, парфюмерии, косметики и спиртных напитков. Многим знакома та самая бутылка водки "Калашников".
Цвет как товарный знак
Самые известные цветовые знаки – это оттенок бирюзового Tiffany и розовый цвет пятновыводителя Vanish.
В регистрации цветового товарного знака те же сложности, что и с обонятельным: нужно доказать, что цвет уже ассоциируется у потребителей с конкретным продуктом.
В противном случае, знаку откажут. Но в отличии от обонятельных, цветовые знаки зарегистрированы в РФ.
Из российских фирм свои оттенки зарегистрировали: Газпром (синий Pantone-300CV), Сбербанк (зеленый Pantone-349), оператор мобильной связи МТС (красный Pantone-485).
Звуковой товарный знак
Такие типы знаков чаще регистрируют за рубежом. Звуковым товарным знаком может стать:
- мелодия (телефон Nokia)
- фрагмент музыкального произведения (заставка радио "Маяк" – вступление "Подмосковных вечеров")
- звук (рычание льва перед фильмами 20th Century Fox)
- фразы, слоганы ("Мммм. Данон")
Позиционный товарный знак
Позиционный товарный знак это определенное НЕСТАНДАРТНОЕ расположение узнаваемых элементов компании на товаре. Так, Adidas размещает 3 своих полоски на кроссовках. А Christian Louboutin (Кристиан Лубутэн) – красный цвет на подошве.
3-D знак
В 2021 году появился новый тип товарных знаков – трехмерные. Первый в России товарный знак успешно зарегистрировало Патентное бюро "Железно".
Прочие товарные знаки
С развитием возможностей и технологий появляются все новые специфические товарные знаки:
- голограммы (для банков);
- мультимедиа (заставка "Мосфильма");
- осязательные знаки (написанные шрифтом Брайля для слепых);
- анимационные.
Зачем регистрировать товарный знак: что дает, неочевидные преимущества
Начиная свой бизнес, предприниматели регистрируют ООО или открывают ИП, но редко задумываются о товарном знаке.
В результате попадают в неприятные истории.
Так, предприниматель из ЯНАО продавал товары для авто под брендом "Автоштучка". Знак не регистрировал. И даже не предполагал, что нарушает чьи-то права, пока не получил досудебную претензию от правообладателя сходного знака "Автоштучки".
Теперь он должен выплатить 1 180 000 руб и прекратить использовать название "Автоштучка".
Что дает регистрация товарного знака:
- защита бизнеса (от патентных троллей и штрафов за нарушения);
- законная борьба с конкурентами (штрафы, запрет копирования товаров, уничтожение контрафакта по закону);
- защита домена (сайта);
- запрет ввоза контрафакта через границу;
- расширение по франшизе, партнерство, инвестиции;
- повышение уставного капитала компании (товарный знак как нематериальный актив) и кредиты под залог знака;
- снижение налогов на 9%;
- выход на маркетплейсы.
Защита бизнеса
Конкуренты есть в любом бизнесе и не все хотят играть честно. Так, в 2019 г. на рынке инструментов успешно продавался трубогиб "Дачный". Это заметил конкурент, скопировал сайт, начал выпускать полный аналог под брендом "уДачный". А еще зарегистрировал на себя 2 товарных знака: "Дачный" и "уДачный".
Получив свидетельство на товарный знак, недобросовестный конкурент запретил производителю выпускать трубогиб "Дачный".
Если бы знак "Дачный" был зарегистрирован, такого бы не произошло. Только получив свидетельство о регистрации товарного знака, вы получаете и исключительные права на свой бренд. И тогда уже никто не сможет нарушить ваши права и зарегистрировать похожий знак.
Борьба с конкурентами
ЗАО "Кировский молочный комбинат" зарегистрировало фирменную упаковку своего масла. Но это не остановило нарушителей:
- ООО "Молочная река" – скопировало дизайн упаковки и стало выпускать поддельное масло под брендом "Кировского молочного комбината";
- ООО "Плага" – продавало поддельное масло.
Производитель узнал о нарушителях случайно: когда покупатели начали жаловаться на низкое качество масла. Тогда и обнаружились подделки.
ЗАО "Кировский молочный комбинат" по суду взыскал с нарушителей 1,5 млн руб. и самое главное: запретил производить и продавать подделки. Вся продукция была уничтожена, а конкурент прекратил нарушать права.
Защита домена (сайта)
Доменное имя – это "адрес" вашего сайта в интернете. По этому адресу на ваш сайт попадают потенциальные клиенты. А что будет, если ваш домен отберут?
Интернет-магазин Names.ru работал с 1998 г. Оборот компании составлял 2 млрд в год. В 2008 г. ООО «Неймс» зарегистрировала товарный знак NAMES, а потом подала в суд и запретила интернет-магазину работать. Сейчас сайт names.ru не работает, срок апелляции истек. Потеря домена стала роковой для бизнеса.
Если доменное имя нарушает чей-то товарный знак, правообладатель знака вправе запретить использовать домен, созвучный с его названием.
Запрет на ввоз контрафакта из-за границы
Если ваш знак зарегистрирован, вы можете внести его в ТРОИС – таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности. Если кто-то попытается ввезти в страну подделку, например, из Китая, под видом вашей оригинальной продукции, вы сразу же об этом узнаете.
Контрафакт будет уничтожен. А вы сможете взыскать штраф с нарушителя.
Внести товарный знак в ТРОИС может только его законный правообладатель. Естественно, потребуется свидетельство о регистрации товарного знака в Роспатенте.
Расширение бизнеса
Товарный знак обязателен, чтобы запустить франшизную сеть. В противном случае, вам просто не на что передавать права, потому что нет предмета договора.
Товарный знак поможет и в поиске инвесторов. Никто не будет вкладывать деньги в сомнительные компании. Зарегистрированный бренд – признак серьезного бизнеса, а не фирмы-однодневки.
Товарный знак как нематериальный актив компании
Если ваш бренд зарегистрирован, вы можете поставить его на баланс компании, тем самым увеличив уставной капитал. А можете получить кредит от банка под залог товарного знака.
Либо получать пассивный доход, сдавая свой бренд "в аренду" по лицензионному договору. Это возможно, даже если вы активно работаете под товарным знаком и не планируете прекращать деятельность. Даже самый активный бизнес не использует больше 10% от перечня товаров или услуг, в которых он зарегистрирован.
Кому-то нужен выпуск одного товара под вашим брендом, и вы всегда сможете договориться об аренде знака только в рамках определенного ограничения.
Легальное снижение налогов на 9%
Это хорошая рабочая схема для тех компаний, где есть ООО и ИП.
Товарный знак регистрируется на ИП, а ООО по лицензионному договору "арендует" товарный знак. При этом ООО отчисляет ИП средства за использование знака, тем самым снижает налоговую базу на законных основаниях (подп. 37 п. 1 ст. 264 НК РФ).
Условия, при которых схема работает:
- ИП на УСН (ставка 6%);
- ООО на упрощенной системе налогообложения (ставка 15%) или на общей системе налогообложения (ставка 20%).
В итоге ИП получает отчисления, платит с них не 15 или 20% налогов, а только 6%. Экономия – 9 или 14% только за счет использования товарного знака.
Выход на маркетплейсы
Товарные агрегаторы и маркетплейсы на пике популярности, там есть покупатели и отлажена логистика. Многие производители стремятся "зайти" на крупные агрегаторы, но у каждой торговой площадки свои требования.
На LaModa нельзя продавать без товарного знака. На Ozon и Wildberries это напрямую не запрещено, но в случае жалобы или судебного разбирательства маркетплейс перекладывает всю ответственность на нарушителя:
- штраф с нарушителя в пользу обладателя товарного знака;
- штраф от самой площадки;
- блокировка кабинета и всех товаров.
Но самое страшное не это. Даже если вы намеренно не нарушали ничьих прав, а конкуренту "показалось", что ваш знак похож на его зарегистрированный бренд, он может пожаловаться на вас. Маркетплейс не разбирается в таких ситуациях и просто блокирует кабинет.
Чтобы не рисковать, работая с маркетплейсами, лучше зарегистрировать свой товарный знак. Так вы обезопасите себя от блокировок и потери кабинета, а с другой стороны, сможете блокировать конкурентов без товарных знаков.
Товарный знак для маркетплейсов: Wildberries, Ozon, LaModa. Лайфхак
Вы только тестируете нишу. Не уверены, что продажи вашего товара на маркетплейсе пойдут, и не готовы регистрировать товарный знак.
К нам, в "Железно", часто обращаются такие клиенты. И мы предлагаем им лайфхак.
Чтобы протестировать нишу, не обязательно сразу регистрировать свой бренд.
- Подаем заявку на товарный знак за 990 руб.
- За 24 часа получаем приоритетную справку (форма 940)
- Тестируем нишу, а потом бросаем регистрацию или продолжаем ее, если продукт "зашел".
Получив форму 940, вы уверены, что ваш знак никто не займет. Спокойно тестируйте нишу и можете вернуться к регистрации знака в любой момент в течение 8 мес. Все это время ваше название будет закреплено за вами.
Если через 8 месяцев вы не продолжите регистрацию, ваша заявка в Роспатенте самоаннулируется.
Регистрация ТЗ: этапы и подводные камни
Ежедневно в России подается 300-400 заявок в Роспатент. И далеко не все успешно регистрируются сразу. На половину знаков приходят отказы в регистрации или запросы Роспатента. Неграмотно ответив на запрос, можно потерять знак, время и часть пошлин, уплаченных за регистрацию (минимум 10 тыс. руб.). При отказе Роспатент не возвращает средства заявителям.
Подать заявку на регистрацию товарного знака может любой, у кого есть юр.лицо или открыто ИП. А с 2023 г зарегистрировать свой бренд смогут и самозанятые.
Однако, чтобы успешно получить свидетельство на товарный знак, придется обойти подводные камни на каждом этапе регистрации. Рассмотрим их поэтапно.
Проверка товарного знака
Первый и важнейший этап. От того, насколько тщательно выполнена проверка товарного знака или логотипа, зависит успех регистрации.
Роспатент может противопоставить не только идентичные названия (например, "Маяк" и "Мой маяк"), но и просто созвучные. Так, товарному знаку "Даария" для производства урбеча отказали из-за пельменей "Дарья".
А зарегистрировать логотип салона красоты Underground beauty studio помешало обозначение лондонского метро.
Быстрая проверка, "экспресс"-проверка, проверка за 1 час – некоторые фирмы обещают мгновенно вынести заключение по знаку. Но на этапе предварительной проверки спешка – плохое решение.
Во-первых, нужно проверить, не зарегистрировано ли уже аналогичных знаков.
Во-вторых, посмотреть, не ведет ли кто-то деятельность с таким же названием. Эта организация сможет оспорить вашу заявку в Роспатент, подать свою, а вы потеряете пошлины.
В-третьих, проверить не только зарегистрированные товарные знаки, но и поданные заявки. Это делают по платной базе Роспатента. Лучше провести несколько таких проверок, поскольку заявки публикуются не день в день, а с задержкой до 14 суток.
Получается, что проверка товарного знака за 1 час – это не преимущество, а лишние риски на старте. Проверка должна быть полноценной и глубокой. Именно поэтому многие компании даже берут за нее деньги, как за самостоятельную услугу.
Но в патентном бюро "Железно" полная экспертная проверка по платным базам бесплатна. Компания дает гарантию успешной регистрации по договору, и ей не выгодно регистрировать непроходные названия и логотипы.
Доработка логотипа и товарного знака до патентопригодности
Чем больше знаков регистрируется, тем меньше звучных и красивых названий остается. Сейчас 7 из 10 знаков, принятых на проверку, нуждаются в доработке. Если их не изменить, Роспатент откажет в регистрации.
Вот примеры из практики:
Роспатент отказал регистрации знака "Art&Couture" производителю одежды из Пензы. При проверке название разделили на 2 слова – "Art" и "Couture" – и признали знак неохраняемым.
Знак доработали до "Heart of Couture". Получили связанное по смыслу словосочетание "сердце моды". Оснований для отказа такому знаку нет. Название доработали, максимально сохранив обе части, и успешно зарегистрировали.
Другой пример.
Производитель пиломатериалов из Самары хотел зарегистрировать логотип. Проверка выявила похожее обозначение у строительной фирмы из Красноярска.
Доработав логотип на старте, успешно получили свидетельство на товарный знак. А если бы он был подан в неизменном виде, производителя из Самары ждал бы отказ.
Подбор классов МКТУ
МКТУ – это Международный классификатор товаров и услуг. В нем все товары и услуги разбиты на классы. И регистрируя товарный знак, важно выбрать правильный, нужный вам класс или классы – их может быть несколько.
Например, если у вас фермерское хозяйство и вы производите молоко и молочные продукты, вам нужен 29 класс МКТУ – класс для производителей.
А если у вас есть еще и розничные точки продаж, нужен 35 класс – класс для продажи.
В МКТУ 45 классов:
- 1-34 – классы для товаров
- 35-45 – классы для услуг.
Самые большие подводные камни на этом этапе:
- учесть не все классы и не иметь защиты там, где она нужна;
- поставить неверный, ненужный класс МКТУ – по ошибке или намеренно;
- не учитывать перспектив развития бизнеса.
Знак регистрируется 1 раз и на 10 лет. Когда вы получите свидетельство, добавить или изменить классы МКТУ будет нельзя.
Поэтому очень важно подумать на перспективу:
- станете ли вы производить еще что-то под вашим брендом (например, не молоко, а пиццу);
- будете ли делать мобильное приложение (это отдельный класс МКТУ);
- планируете ли собственную доставку (актуально для "пищевых" бизнесов) и т.д.
Неспециалисту сложно правильно подобрать все классы и учесть особенности бизнеса. Этим иногда пользуются недобросовестные патентные бюро.
Клиент, занимавшийся доставкой суши и роллов, хотел зарегистрировать название "Белый рис". Патентное бюро из Москвы подало заявку на регистрацию в 43 классе МТКУ, куда входят "услуги по приготовлению и доставке пищи". На знак пришел предварительный отказ.
Тогда сотрудники бюро сократили перечень, оставив из 43 класса МКТУ только "дома престарелых" и "детские ясли". Формально знак зарегистрирован, но клиента он не защищает. Любая претензия от конкурента, и ему грозит штраф.
Подача заявки в Роспатент
Для специалиста этот этап не вызывает проблем, но при саморегистрации многие теряют на этом этапе время и деньги.
Ошибки в реквизитах, неверный юр. адрес, неправильное заполнение заявки – все это ворует ваше время. Роспатент пришлет вам запрос, на который нужно будет ответить в течение 3 мес и исправить документы. Несвоевременный ответ – отказ в регистрации.
Лайфхак: электронная подача заявки в Роспатент экономит 30% на госпошлинах. Однако, чтобы подать заявку через интернет, придется получить ЭЦП (цифровую подпись) – процесс долгий и непростой. У патентных бюро уже есть ЭЦП, поэтому скидка 30% на госпошлину дается автоматом.
Товарный знак: госпошлины за регистрацию
Госпошлины платятся частями: первая часть – после подачи заявления в Роспатент; остальное – после решения о регистрации.
Если знаку откажут в регистрации, вторую половину пошлин платить не придется, но первая часть будет потеряна. Именно поэтому важно максимально тщательно проверить свой знак на старте, чтобы потом не потерять деньги, время и нервы.
Пошлины платятся:
- строго от того ООО или ИП, которое подало заявку;
- разными платежами: пошлина за подачу заявки и пошлина за формальную экспертизу – на старте; финальная пошлина – в конце.
- важно правильно указывать назначение платежа.
Оплата одной суммой, неверное назначение платежа, путаница с юрлицами затягивают регистрацию.
Запросы и уведомления Роспатента
Самое первое уведомление – о проверке пошлины. Означает, что Роспатент не обнаружил оплату. Если такое уведомление пришло, нужно заплатить пошлину в течение 2 месяцев. В противном случае, пошлина увеличится на 50%. Если в течение 8 месяцев заявка не будет оплачена, ее аннулируют.
Если поданы не все документы, есть ошибки в заявке, нет доверенности, неверно составлено описание знака, приходит запрос. В течение 3 месяцев нужно исправить заявку и/или дослать недостающие документы.
Сложности начинаются дальше. После того, как Роспатент примет пошлины и утвердит заявку, начнется глубокая проверка поданного знака.
По ее итогам может прийти уведомление о результатах проверки соответствия заявленного обозначения. Это, по сути, предварительный отказ. Чтобы спасти знак на этом этапе, придется привлечь опытного патентного поверенного. Неспециалист – будь это собственник, главбух или даже штатный юрист компании – не следит за практикой регистраций и не сможет дать аргументированный ответ на предварительный отказ.Не стоит и рисковать, потому что в случае неудачи пошлины Роспатпент не возместит.
Решение о регистрации или отказ
По регламентам Роспатента, от подачи заявки до его регистрации или отказа должно пройти не более 18 мес. Но благодаря электронному документообороту процесс ускоряется.
В Роспатенте есть ускоренная регистрация товарных знаков. Она позволяет получить свидетельство за 2 мес вместо регламентированных 18 мес. Но за это придется заплатить дополнительно 94 400 руб.
На практике можно зарегистрировать знак за 2 месяца и без повышенных пошлин. У нас, в патентном бюро "Железно" средний срок регистрации 4-6 мес, но есть и рекордсмены.
Быстрая регистрация возможна, когда клиент не затягивает с оплатой пошлин и быстро предоставляет все необходимые документы. Это всегда результат слаженной работы патентного бюро и клиента.
По статистике, каждый третий знак получает предварительный отказ. Грамотно ответив Роспатенту, можно отстоять название или логотип, но неспециалисту сделать это бывает трудно.
Если знак не удается спасти, приходит отказ в регистрации. Но это еще не приговор: за знак можно побороться. Следующая инстанция – палата по Патентным спорам, а дальше – Суд по интеллектуальным правам.
Получение свидетельства о регистрации товарного знака
Это единственный этап без подводных камней. Владелец успешно зарегистрированного знака получает свидетельство из Роспатента, но предварительно нужно оплатить финальную пошлину:
- от 11 200 руб. – если достаточно свидетельства в электронном виде
- от 1400 руб. – когда нужно бумажное свидетельство.
ВАЖНО!
Суммы пошлин указаны со скидкой 30% за электронную подачу. Если заявка отправлена в бумажном виде, скидки не будет.
Свидетельство на товарный знак
Курьезный случай. На вопрос: "Ваш товарный знак зарегистрирован?" – собственник бизнеса отвечает: "Да". И показывает такой документ.
Не все предприниматели понимают, что такое свидетельство на товарный знак, и часто подменяют понятия. А потом не могут отстоять своих прав.
Свидетельство на товарный знак выглядит так:
ВАЖНО!
Если в процессе работы вы меняете юридический адрес, в свидетельство на товарный знак нужно вносить изменения.
Бывает еще и так, что меняется правообладатель знака. Это может быть из-за разделения юр. лиц или в связи с продажей бизнеса. По закону в этом случае нужно регистрировать договор отчуждения в Роспатенте.
Если вы собираетесь масштабировать свой бизнес (открыть франшизу, привлечь партнеров), потребуется лицензионный договор или договор коммерческой концессии. Их регистрируют в Роспатенте, а к свидетельству на товарный знак выдается дополнение.
Срок действия товарного знака
Товарный знак "живет" 10 лет с даты подачи заявки. Срок, когда исключительные права заканчиваются, указан в свидетельстве.
Однако, если правообладатель не ведет никакой деятельности под своим брендом, его можно аннулировать уже через 3 года после государственной регистрации.
Знак также могут аннулировать, если вы закроете свое юр. лицо или ИП.
Если по истечении 10 лет вы планируете и дальше использовать свой бренд, нужно продлять права на товарный знак. Это стандартная процедура. Госпошлина за продление знака на 10 лет – 20 тыс. руб. Вы получите приложение к свидетельству с новым сроком действия, а данные в базе Роспатента обновятся.
Иногда правообладатели забывают, что пора продлять товарный знак. В этом случае подается ходатайство в Роспатент. Некоторые компании берут за это доплату, но в патентном бюро "Железно" оно бесплатно.
ВАЖНО!
Если вы не продлили свой знак в течение полугода, продление невозможно. Придется перерегистрировать бренд. Причем через полгода ваше название может зарегистрировать другое юрлицо. Если оно подаст заявку раньше вас, право приоритета будет за ним.
Цена регистрации ТЗ
Регистрировать название или логотип можно самостоятельно, с юристом или через патентное бюро.
Саморегистрация – дешевый, сложный и рискованный путь
Учитывая большое количество поданных знаков, при саморегистрации риск получить запрос или уведомление Роспатента приближается к 70%. Неверные ответы чреваты аннулированием заявки или отказом в регистрации. А это потеря:
- денег – 10 тыс. руб. на пошлины;
- времени – умножьте его на стоимость вашего рабочего часа;
- и нервов.
Грамотная защита знака – это стратегия, выстроить которую неспециалист не сможет. А шанс ответить на запрос Роспатента только один – цена ошибки велика.
Непрофильная компания или юрист на фрилансе – регистрация без гарантий
Непрофильные юристы бессильны перед отказами Роспатента. Чтобы грамотно проверить знак на старте, доработать его с клиентом и отстаивать заявку, нужны опыт и практика. Не зря же патентные поверенные сначала учатся в Роспатенте, а потом сдают квалификационные экзамены.
У компаний и юристов "широкого профиля" мало практики по работе со знаками. Они не дают гарантий, а берут деньги просто за подачу заявки. В случае отказа Роспатента они не будут бороться за знак. При этом цена регистрации в таких фирмах часто выше, чем в узкопрофильных бюро.
Сначала вы платите за услуги, а потом получаете отказ и теряете все.
Регистрация в патентном бюро: гарантии, скидка на госпошлины, работа с запросами и отказами
Главный плюс патентных бюро – высокий уровень экспертности, опыт и практика. В штате таких компаний есть хотя бы 1 патентный поверенный.
Сейчас на рынке много организаций, регистрирующих знаки. Они предлагают цены от 25.000 до 100.000 и даже выше. Но высокая стоимость не значит высокое качество работы или лучший сервис.
Как выбрать патентное бюро?
Обращайте внимание на:
- понятные тарифы и цены "под ключ" – без доплат на каждом шаге: за подачу заявки, за ответ на запрос, за получение свидетельства;
- гарантия успешной регистрации – прописана в договоре;
- полное делопроизводство – чтобы вам не пришлось самостоятельно отвечать на запросы Роспатента;
- патентный поверенный в штате;
- полная бесплатная проверка с рекомендациями;
- реальная практика – можно проверить компанию по рейтингам Роспатента, лидеры видны сразу.
В патентном бюро "Железно" регистрация товарного знака "под ключ" стоит 23 990 руб. В цену входит экспертная проверка, полное делопроизводство, включая работу с отказами. По итогам 2021 г. "Железно" заняло 2 место в рейтинге Роспатента.
Незаконное использование товарного знака и ответственность
Самостоятельно регистрировать товарный знак сложно и рискованно, а платить патентному бюро не хочется? Кажется, что "никто не заметит", "да кому нужен мой бизнес", но возможна ситуация, когда ВЫ НЕНАМЕРЕННО нарушаете чьи-то права.
Вот что на этот счет "говорит" закон.
В самом легком случае вы заплатите компенсацию правообладателю (до 5 млн) и уничтожите всю продукцию, рекламу и прочие материалы, выпущенные под чужим брендом.
При умышленном, злостном нарушении, помимо штрафа, возможны исправительные работы и даже тюремный срок. Это, конечно, исключительные случаи, но миллионные штрафы и уничтожение продукции – совсем не редкость.
Вот реальные примеры.
В 2013 году ООО "РЛ-Трейд" выплатило РОМВЕЙЛ ХОЛДИНГЗ ЛИМИТЕД 141 926 400 руб. за использование бренда "Русское лото" (товарные знаки №174541 и 122498).
В 2016 году ОАО "Нефтяная компания "Роснефть" взыскал с ООО «ТТК «Роснефть» 5 млн руб. за использование товарных знаков № 391296, 335189, 340215.
Если у вас стабильный бизнес, лишние риски и проблемы вам не нужны. Выгоднее и безопаснее зарегистрировать свой логотип или бренд, получив защиту, новые возможности для масштабирования и оптимизации налогов. А не рисковать миллионами, репутацией и потерей бизнеса.
Подайте заявку на товарный знак сейчас, пока это не сделал ваш конкурент. В патентном бюро "Железно" акция "Антикризис" – заявка на товарный знак 990 руб. и рассрочка.
Справка
Патентное бюро "Железно" занимает 2 место в рейтинге Роспатента за 2021 г. Профиль компании – регистрация товарных знаков, работа с отказами и "сложными" знаками. В штате – 2 патентных поверенных и 23 юриста.
Регистрация товарных знаков в "Железно" – под ключ. Финансовая гарантия по договору. Полное делопроизводство. Фиксированные цены.
Консультация и экспертная проверка знаков – бесплатны!
Александра Николаевна Морозова, управляющая патентного бюро "Железно", патентный поверенный № 2305