Новости и аналитика Аналитические статьи Цена и ценник: ответы на актуальные вопросы

Цена и ценник: ответы на актуальные вопросы

Цена и ценник: ответы на актуальные вопросы
VIPDesignUSA / Depositphotos.com

Традиционно российское государство признает потребителя менее защищенной стороной в отношениях с профессиональными субъектами предпринимательской деятельности и обеспечивает особую защиту их прав и интересов. Акцент на такую особенность отношений с участием потребителей сделан, в частности, в Стратегии государственной политики Российской Федерации в области защиты прав потребителей на период до 2030 года, утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 28 августа 2017 г. № 1837-р.

Но в условиях меняющейся экономической реальности, обусловленной в том числе введением антироссийских санкций, нередко возникают случаи сговора крупных ритейлеров с целью повышения цен на определенные категории товаров, включая продукты питания, что, как следствие, приводит не только к искусственному увеличению спроса на эти товары, но и к проблемам с ценой на них и оформлением ценников.

На ключевых моментах установления цен и оформления ценников, вытекающих из норм федерального законодательства, рекомендаций Роспотребнадзора и позиций судов, остановимся более подробно.


Законодательные нормы

Ключевые положения, касающиеся цен на товары и ценников, закреплены в Гражданском кодексе, Законе РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-I "О защите прав потребителей" (далее – Закон № 2300-I), в федеральных законах от 28 декабря 2009 г. № 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее – Закон № 381-ФЗ) и от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее – Закон № 135-ФЗ), а также в Правилах продажи товаров по договору розничной купли-продажи, утв. Постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2020 г. № 2463 (далее – Правила).


С правовыми позициями судов в части защиты права потребителя на получение информации о товарах (работах, услугах) можно ознакомиться в "Энциклопедии судебной практики" системы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!


 

Входит ли цена в перечень обязательной информации о товаре?

По общему правилу, продавец обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах, обеспечивающую возможность их правильного выбора. При этом в перечне обязательной информации о товарах, помимо прочего, содержится информация о цене в рублях и условиях приобретения товаров, в том числе при их оплате через определенное время после передачи потребителю, полной сумме, подлежащей выплате потребителем, и графике погашения этой суммы (п. 1-2 ст. 10 Закона № 2300-I).

 

Какая информация должна быть указана на ценнике?

Ценники на реализуемые товары должны содержать указание на наименование товара, цены за единицу товара или за единицу измерения товара – вес (масса нетто), длина и т. п. (п. 3 Правил).

 

Что делать, если на товаре отсутствует ценник?

Цена является определяющим фактором при выборе товара, а ценник служит средством самостоятельного получения информации о цене. Кроме того, в соответствии со ст. 426 ГК РФ цена является одним из обязательных условий публичного договора, а также входит в перечень информации, с которой покупатель должен быть своевременно ознакомлен. В связи с этим ценник должен быть под каждым продаваемым товаром, который имеется в наличии. Чтобы продавцу избежать штрафа по ст. 14.8 КоАП за нарушение указанных положений, целесообразно по первому требованию покупателя поставить правильный ценник или убрать товар с витрины.

 

Допускается ли устанавливать в отношении одного вида товаров различные цены в зависимости от способа их оплаты?

Нет, прямой запрет на установление продавцом в отношении одного вида товаров различных цен в зависимости от способа их оплаты – посредством наличных расчетов или в рамках применяемых форм безналичных расчетов – закреплен в п. 4 ст. 16.1 Закона № 2300-I.

 

Может ли цена дифференцироваться в зависимости от категории потребителей?

По общему правилу, в публичном договоре цена товаров, работ или услуг должна быть одинаковой для потребителей соответствующей категории. Иные условия публичного договора не могут устанавливаться исходя из преимуществ отдельных потребителей или оказания им предпочтения, за исключением случаев, если законом или иными правовыми актами допускается предоставление льгот отдельным категориям потребителей (п. 2 ст. 426 ГК РФ).

 

Может ли потребитель проверить правильность установления цены для весового товара?

Да, в случае продажи продавцом товара, цена которого определяется на основании цены за единицу измерения товара – вес (масса нетто), длина и т. п. для проверки потребителем правильности цены и измерения приобретенного товара в месте продажи на доступном месте должны быть установлены средства измерений. Причем эти средства должны находиться в исправном состоянии и соответствовать требованиям законодательства РФ об обеспечении единства измерений (абз. 2 п. 4 Правил).

 

Может ли продавец взимать дополнительную плату за тару, в которую упакован весовой товар?

Нет, продовольственные товары, цена которых определяется на основании цены за вес (массу нетто) товара, передаются потребителю в потребительской упаковке (за исключением товаров, реализуемых методом самообслуживания или в тару потребителя) без взимания дополнительной платы за потребительскую упаковку. Отметим, в случае осуществления продавцом предпродажного фасования и упаковки продовольственных товаров, цена которых определяется на основании установленной продавцом цены за вес (массу нетто) товара, на расфасованном товаре указывается его наименование, вес (масса нетто), цена за единицу измерения товара или вес (масса нетто) товара, цена отвеса, дата фасования и срок годности (п. 35-36 Правил).

 

Может ли потребитель фотографировать витрины с товаром и ценниками?

Да, на торговых объектах (за исключением мест, которые определяются продавцом и не предназначены для свободного доступа потребителей) не допускается ограничение прав потребителей на поиск и получение любой информации в любых формах из любых источников, в том числе путем фотографирования товара. Но такие действия не должны нарушать требований российского законодательства и международных договоров (п. 2 Правил).

 

Когда покупатель должен быть уведомлен о цене при дистанционном способе продажи товара?

Перед его покупкой. Пункт 2 ст. 26.1 Закона № 2300-I предусматривает обязанность продавца до заключения договора предоставить потребителю информацию об основных потребительских свойствах товара, об адресе (месте нахождения) продавца, о месте изготовления товара, о полном фирменном наименовании продавца, о цене и об условиях приобретения товара, о его доставке, сроке службы, сроке годности и гарантийном сроке, о порядке оплаты товара, а также о сроке, в течение которого действует предложение о заключении договора.

 

Кто определяет цены на товары?

Как правило, цены на продаваемые товары хозяйствующие субъекты, осуществляющие торговую деятельность, определяют самостоятельно. Но в случае, если федеральными законами предусмотрено госрегулирование цен на отдельные виды товаров (например, крепкий алкоголь), торговых надбавок (наценок) к ценам на них, цены на такие товары и торговые надбавки должны быть установлены в пределах утвержденных органами власти минимальных и максимальных значений (п. 8 ч. 2, ч. 4 ст. 8 Закона № 381-ФЗ).

 

Могут ли ритейлеры снижать цены ниже минимальных?

Российское законодательство запрещает хозяйствующим субъектам, осуществляющим торговую деятельность по продаже продовольственных товаров посредством организации торговой сети, и хозяйствующим субъектам, осуществляющим поставки продовольственных товаров в торговые сети, навязывать контрагенту условия о снижении поставщиком цены продовольственных товаров до уровня, который при условии установления торговой надбавки (наценки) не превысит минимальную цену таких товаров при их продаже хозяйствующими субъектами, осуществляющими аналогичную деятельность (подп. "г" п. 4 ч. 1 ст. 13 Закона № 381-ФЗ).

  

Где можно ознакомиться со средним уровнем цен на отдельные виды товаров?

Информация о среднем уровне цен на отдельные виды товаров подлежит обязательному размещению и не реже чем один раз в квартал обновлению на официальном сайте Минпромторга России и на официальных сайтах уполномоченных органов государственной власти субъектов РФ (п. 3 ч. 3 ст. 20 Закона № 381-ФЗ). Перечень товаров, в отношении которых размещается информация о среднем уровне цен, включает такие товары, как говядина, свинина, баранина – кроме бескостного мяса, куры – кроме куриных окорочков, рыба мороженая неразделанная, масло сливочное и подсолнечное, молоко питьевое, яйца куриные, сахар-песок, соль поваренная пищевая, чай черный байховый, мука пшеничная, хлеб ржаной, ржано-пшеничный, хлеб и булочные изделия из пшеничной муки, рис шлифованный, пшено, крупа гречневая – ядрица, вермишель, картофель, капуста белокочанная свежая, лук репчатый, морковь, яблоки (Приложение № 2 к Приказу Минпромторга России от 13 марта 2019 г. № 790).

 

Может ли государство стабилизировать цены на отдельные виды продуктов?

Да, но только временно. В целях стабилизации розничных цен на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости (мясо, рыба, масло, молоко, яйца, сахар, крупы, мука, хлеб, картофель, капуста, лук, морковь, яблоки и т. д.) на территории одного или нескольких субъектов РФ Правительство РФ вправе устанавливать на данные виды товаров предельно допустимые розничные цены – на срок не более 90 календарных дней. Причем если раньше это допускалось только в случае, если в течение 30 календарных дней подряд на территории региона наблюдается рост розничных цен на эти товары в пределах 30% и более, то сейчас такое полномочие не связано ни временными, ни процентными рамками (ч. 5 ст. 8 Закона № 381-ФЗ).

 

Могут ли региональные и муниципальные власти влиять на уровень цен?

Нет, если органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления не наделены правом осуществлять госрегулирование цен на товары, то они не вправе принимать акты или осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к установлению на товарном рынке правил осуществления торговой деятельности, отличающихся от аналогичных правил, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ. В частности, им запрещено понуждать хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность или поставки товаров, продавать товары по ценам, определенным в порядке, установленном органами исполнительной власти субъектов РФ или органами местного самоуправления (п. 3 ст. 15 Закона № 381-ФЗ).

 

Допускаются ли установление и поддержание занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом монопольно высокой или монопольно низкой цены товара?

Нет, это противоречит нормам о защите конкуренции. Кроме того, не допускается изъятие товара из обращения, если результатом такого изъятия явилось повышение цены товара (п. 1-2 ч. 1 ст. 10 Закона № 135-ФЗ).

 

Допускаются ли соглашения между хозяйствующими субъектами об экономически, технологически и иным образом не обоснованном установлении различных цен на один и тот же товар?

Нет, если установлено, что такие соглашения приводят или могут привести к ограничению конкуренции, то они запрещены (ч. 3 ст. 11.1 Закона № 135-ФЗ). Запрет на ограничивающие конкуренцию соглашения или согласованные действия распространяется также на соглашения органов власти всех уровней, государственных внебюджетных фондов, Банка России – как между собой, так и между ними и хозяйствующими субъектами (ст. 16 Закона № 135-ФЗ). 


Рекомендации Роспотребнадзора

Роспотребнадзор как федеральный орган власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере защиты прав потребителей, периодически публикует на своем официальном сайте, а также на сайте государственного информационного ресурса в сфере защиты прав потребителей разъяснения и рекомендации для граждан. Часть из них касается вопросов установления цен.

 

Может ли цена указываться не в рублях, а в валюте?

Как ранее разъяснял Роспотребнадзор, п. 2 ст. 10 Закона № 2300-I предусматривает, что информация о цене товаров предоставляется в рублях, что является обязательным элементом любой потребительской сделки и полностью соотносится с положениями п. 1 ст. 317 ГК РФ. Однако это императивное требование не исключает возможности определения цены договора в рублях в порядке, предусмотренном п. 2 ст. 317 ГК РФ, согласно которому в денежном обязательстве может быть предусмотрено, что оно подлежит оплате в рублях в сумме, эквивалентной определенной сумме в иностранной валюте или в условных денежных единицах. "В этом случае подлежащая уплате в рублях сумма определяется по официальному курсу соответствующей валюты или условных денежных единиц на день платежа, если иной курс или иная дата его определения не установлены законом или соглашением сторон", – сказано в соответствующей норме.

Анализ действующих норм позволяет сделать вывод, что при реализации товаров организациям или ИП – по заключенным договорам – цены могут быть установлены как в рублях, так и в иностранной валюте, а при реализации товаров населению – посредством публичной оферты – цены должны указываться только рублях.

 

Что делать, если цена, указанная на ценнике товара, не соответствует цене на кассе?

Если на полке в магазине указана одна цена товара, а на кассе кассир пробивает соответствующий товар по другой, как правило более высокой цене, то потребитель имеет право требовать продать товар по той цене, которая указана на ценнике. В магазинах ценник вместе с товаром является публичной офертой – задокументированным предложением, и продавец обязан продать покупателю товар по цене, которая в этой оферте указана. По закону покупатель имеет право на получение информации о товаре, а продавец обязан своевременно в наглядной и доступной форме довести до сведения потребителя необходимую и достоверную информацию о товаре (в том числе, о его цене), обеспечивающую возможность его правильного выбора.

Покупателю, попавшему в такую ситуацию, следует обратиться к администратору магазина, сообщить ему о проблеме с ценой на товар и попросить продать товар по той цене, которая указана на ценнике (Информация Роспотребнадзора от 3 февраля 2021 г. "О рекомендациях, что делать потребителю, если цена на ценнике не соответствует цене на кассе"). Если проблему невозможно решить на месте, то можно подать жалобу на деятельность торговой организации в Роспотребнадзор по месту жительства, в том числе в электронном виде через портал госуслуг.

 

Как быть, если покупатель расплатился за товар и только после этого заметил ошибку в цене?

Даже в этом случае покупатель имеет право вернуть разницу в цене между чеком и ценником (Информация Роспотребнадзора от 3 февраля 2021 года "О рекомендациях, что делать потребителю, если цена на ценнике не соответствует цене на кассе").

При выявлении несоответствия цен на ценниках и чеках Роспотребнадзор рекомендует придерживаться следующего алгоритма:

  • зафиксировать информацию о цене, размещенную на ценнике (сфотографировать ценник) – это потребуется для использования в качестве доказательства в случае возникновения спора с продавцом;
  • в присутствии свидетелей пригласить представителя продавца к месту размещения ценника товара, чтобы зафиксировать разницу в ценах между чеком и ценником – при возникновении спора в подтверждение условий договора розничной купли-продажи можно ссылаться на свидетельские показания (ст. 493 ГК РФ);
  • предъявить претензию продавцу – для этого целесообразно сразу после покупки потребовать у кассира пригласить уполномоченного представителя продавца и устно предъявить ему претензию. Если он откажется ее удовлетворить, то нужно предъявить продавцу письменную претензию с описанием возникшей ситуации (указав дату, время инцидента, наименование товара, сумму на ценнике и по чеку) – в претензии можно предъявить одно из следующих требований: о возврате разницы цены товара между чеком и ценником (ст. 1102 ГК РФ), об отказе в разумный срок от исполнения договора розничной купли-продажи и требовании возврата уплаченной за товар суммы и возмещения других убытков в связи с непредоставлением возможности незамедлительно получить при заключении договора достоверную информацию о товаре (п. 1 ст. 12 Закона № 2300-I);
  • при отказе продавца в удовлетворении претензии – обратиться в суд с исковыми требованиями к продавцу: о взыскании неосновательного обогащения в виде разницы в цене товара между чеком и ценником (п. 1 ст. 1102 ГК РФ); о расторжении договора розничной купли-продажи и возврате уплаченной за товар суммы (п. 1 ст. 12 Закона № 2300-I).

 

Что делать, если ценники перепутаны?

Если, например, под сливочным маслом расположен ценник от йогурта, то персонал магазина должен исправить явную ошибку. Поскольку в соответствии с п. 2 Правил любой потребитель имеет право сфотографировать выкладку товаров, то при отсутствии реакции администрации магазина потребитель может обратиться с соответствующей жалобой в Роспотребнадзор (Информация Роспотребнадзора от 3 февраля 2021 года "О рекомендациях, что делать потребителю, если цена на ценнике не соответствует цене на кассе").

 

Как быть, если на сайте продавца или маркетплейса произошел технический сбой, характеризующийся выставлением "неправильных цен" или скидок?

По мнению Роспотребнадзора, юридически для потребителя это не меняет ситуации, поскольку даже продажи за 1 руб. – распространенная практика привлечения внимания к тому или иному товару или бренду. В таких случаях у продавца есть право обратиться в суд с требованием о расторжении договора, однако действовать в одностороннем порядке, расторгать договор или признавать его незаключенным, по закону продавец не может. "Эти ситуации требуют внимательного отношения к потребителю, недопустимо решение такого спора исключительно с позиции "экономической силы". По наблюдениям, многие потребители готовы и сами отказаться от сделки, если им корректно объяснить причины, по которым она не может быть исполнена, но потребитель в любом случае вправе требовать исполнения де-юре и де-факто заключенного договора: как передачи товара по оплаченной цене (или цене заказа), так и возмещения убытков, связанных с реализацией своего права получить купленную вещь", – разъясняет служба (Информация Роспотребнадзора от 2 ноября 2021 года "О недобросовестной практике маркетинговых акций отдельных компаний").

 

Могут ли в магазине цены при оплате банковской картой быть выше, чем при оплате наличными средствами?

При оплате товаров продавцу запрещено устанавливать в отношении одного вида товаров различные цены в зависимости от способа их оплаты посредством наличных расчетов или в рамках применяемых форм безналичных расчетов (п. 4 ст. 16.1 Закона № 2300-I). Таким образом, недопустимо установление разной стоимости для потребителя на один и тот же товар, даже со ссылкой организации на уплату процента по договору эквайринга. Напомним, если выручка организации от реализации товаров за предыдущий год превышает 20 млн руб., то она обязана принимать карты "МИР".

 

Можно ли размещать в магазине объявления, что актуальную цену нужно уточнять у продавца, а не ориентироваться на ценник?

Актуальная информация о цене товара всегда должна быть на ценнике. Законодательством предусмотрено, что продавец обязан обеспечить наличие ценников на реализуемые товары с указанием наименования товара, цены за единицу товара или за единицу измерения товара (вес (масса нетто), длина и др.). Именно эта информация обеспечивает возможность правильного выбора товара.

 

Что делать, если в магазине завышены цены на жизненно необходимые товары?

Этот вопрос входит в компетенцию ФАС России, поэтому пожаловаться на завышение цен на жизненно необходимые товары нужно именно туда – сделать это можно через специальные горячие линии по вопросам необоснованного роста цен товаров, услуг и их наличия, информация о которых размещена на официальных сайтах территориальных органов ФАС России. Можно сообщить о росте цен не только на продукты, но и на другие товары и услуги (лекарства, стройматериалы, бытовую технику, электронику, услуги связи или Интернета и т. д.). Также сообщение можно оставить на сайте ФАС России (https://fas.gov.ru/pages/goryachaya-liniya-po-cenam). Полученные сведения будут использоваться для выявления и пресечения необоснованного роста цен, а также принятия мер в отношении недобросовестных участников рынка.

 

Что делать, если покупателя обсчитали – взяли сумму большую, чем определено ценой товара?

В этом случае, равно как и в случае реализации товара по цене, завышенной относительно цены, которая указана на ценнике или маркировке товара, либо при утаивании излишней суммы, полученной от потребителя, или возврате ему только части этой суммы, следует обратиться с письменной претензией к продавцу, допустившему обман. В частности, потребовать возмещения вреда, причиненного обманом, а в установленных законом случаях – и уплаты неустойки. Жалобу можно направить в управление Роспотребнадзора, полицию, в органы прокуратуры – по результатам ее рассмотрения и проверки изложенных в ней фактов виновные лица могут быть привлечены к административной ответственности за обман потребителей. Если организация или ИП, допустившие обман, отказались добровольно удовлетворить требования или не ответили на обращение, потребитель вправе обратиться в суд с исковым заявлением о защите своих прав (п. 1 ст. 17 Закона № 2300-1).

 

Влияет ли ажиотаж на некоторые продукты на повышение цен на них?

Ответ на этот вопрос Роспотребнадзор дал еще в апреле 2020 года, цитируя рекомендации ВОЗ по правильному питанию при самоизоляции. В частности, в 2020 году наблюдались случаи избыточных покупок. ВОЗ отметила, что подобные панические закупки могут привести к нежелательным последствиям – повышению цен на продовольственные товары, перееданию и неравному распределению продуктов. "Не пренебрегая своими потребностями, следует помнить и о потребностях других людей. Посмотрите, что уже имеется дома, и спланируйте покупки. У вас может возникнуть желание запастись едой, но при этом важно не забывать как об уже закупленных продуктах, так и продуктах с ограниченным сроком годности, и использовать их в первую очередь. Так вы сократите количество пищевых отходов и не лишите других людей необходимого им продовольствия", – подчеркивалось в рекомендациях (Информация Роспотребнадзора от 4 апреля 2020 года "О рекомендациях ВОЗ по правильному питанию при самоизоляции").

Указанные советы не теряют актуальности и в настоящее время, когда с полок магазинов стремительно исчезают сахар, гречка и некоторые другие продукты и товары первой необходимости. Федеральные органы власти заверили, что такой ажиотаж ничем не обоснован, поскольку все необходимые продукты и сырье для изготовления других товаров имеются в достаточном количестве и нет необходимости закупать их впрок. 


Судебная практика

На некоторые вопросы, возникающие при применении норм федерального законодательства в части указания цены на товар, отвечают судебные инстанции, рассматривая соответствующие споры между потребителями и продавцами.

 

Может ли информация на ценнике быть представлена на иностранном языке?

Нет, по мнению судов, это нарушает нормы ст. 10 Закона № 2300-I, так как представление информации на иностранном языке без сообщения перевода не может рассматриваться как предоставление необходимой информации и влечет за собой наступление последствий, перечисленных в п. 1-3 ст. 12 Закона № 2300-I (п. 44 Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2012 г. № 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей", Определение Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 29 марта 2021 г. по делу № 8Г-1874/2021[88-3405/2021], Апелляционное определение СК по гражданским делам Архангельского областного суда от 27 мая 2021 г. по делу № 33-3295/2021).

 

Обязан ли продавец проводить для покупателя консультации по любым вопросам, связанным с ценой на товар?

Нет, положения ст. 10 Закона № 2300-I предусматривают обязанность продавца своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах, включая цены на них, обеспечивающую возможность их правильного выбора, но не содержат обязанности по разъяснению указанных положений или проведению консультаций по вопросам, возникающим у покупателя в связи с приобретением товара (Апелляционное определение СК по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 02 февраля 2021 г. по делу № 33-4087/2021).

 

Допустимо ли взимание с потребителей большей цены товара, чем указано на ценнике?

Нет, это незаконно. Если цена, указанная на ценнике, не соответствует цене товара в чеке, то нарушается требование ст. 10 Закона № 2300-I на получение потребителем необходимой и достоверной информации о товарах, обеспечивающей возможность их правильного выбора (Постановление ВC РФ от 28 ноября 2016 г. № 306-АД16-15515).

 

Когда допустимо размещение информации о цене товара в распечатанном прейскуранте?

Такая форма доведения информации о цене товара до потребителя возможна только для разносной торговли. С прейскурантом может одновременно знакомиться ограниченное число потребителей, что не обеспечивает требование о наглядности и доступности информации. Следовательно, информация, размещенная на терминале, или распечатанный прейскурант являются формой предоставления информации аналогичной прейскуранту, а не ценнику (Апелляционное определение СК по гражданским делам Свердловского областного суда от 05 ноября 2020 г. по делу № 33-13705/2020).

 

Возможно ли размещение информации о цене товара в электронном терминале?

На практике встречаются случаи доведения до покупателей информации о товаре и его цене посредством ее размещения в электронном терминале – это нередко практикуют аптеки. Но, как считает суд, такой способ не свидетельствует о наглядности и доступности для потребителя информации о товаре, ведь для получения информации через электронное устройство необходимо отходить от витрины, запомнив наименование нужного товара для его последующего ввода. А если терминал уже занят другим покупателем, то остальным не может быть обеспечено своевременное получение информации о товаре. Между тем, для лиц пожилого возраста доступность такого способа получения информации, при котором необходимо уметь пользоваться электронным устройством, вообще не подтверждена.

В целом суд считает, что требование о наглядности и доступности информации подразумевает ее получение без совершения покупателем каких-либо дополнительных действий по набору в электронном устройстве названия товара (Апелляционное определение СК по гражданским делам Свердловского областного суда от 05 ноября 2020 г. по делу № 33-13705/2020, Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 16 февраля 2021 г. № Ф09-217/21 по делу № А60-17574/2020).

 

Допустим ли способ расположения на каждой витрине бумажных ценников в алфавитном порядке и раскладка товара в алфавитном порядке?

По мнению суда, такой способ не может быть признан обладающим достаточной наглядностью и доступностью. Он удобен для продавца, поскольку позволяет в оперативном порядке разместить информацию в случае изменения цены на товар, но о доступности и наглядности спорной информации о цене для потребителей не свидетельствует, так как информация о цене не размещается в непосредственной близости от товара, а следовательно, потребитель вынужден обращаться к систематизированному в алфавитном порядке перечню цен в целях поиска цены необходимого ему товара (Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 16 февраля 2021 г. № Ф09-217/21 по делу № А60-17574/2020).

 

Возможно ли оформление ценников на товары с указанием двух цен, на которых цена со скидкой указывается более крупным шрифтом, чем цена без скидки?

Нет, такой способ оформления ценников не отвечает требованиям единообразия и четкости, чем вводит потребителей в заблуждение, считает ВС РФ. Речь идет о случаях, когда на ценниках реализуемых товаров указаны две цены: "Цена по карте" и "Цена без карты", с выделением "Цены по карте" более крупным шрифтом, чем "Цена без карты", а также оформление ценников как желтого, так и красного цвета (Постановление ВС РФ от 10 июля 2015 г. № 307-АД15-7060).

Отметим, что в судебной практике имеется и иная позиция по поводу оформления ценников с указанием нескольких цен, отличная от позиции ВС РФ. Так, некоторые суды считают допустимым в целях предоставления потребителям скидок оформлять ценники, указывая на ценниках 2 цены – цену товара и цену товара с учетом скидки по карте постоянного покупателя или даже три цены – с перечеркиванием большей цены по карте и указанием меньшей цены по карте, а также цены без карты, даже при том что последняя имеет меньший шрифт. Свою позицию они обосновывают тем, что Закон № 2300-I и Правила не содержат запрета на указание цены товара с учетом скидок, предоставленных продавцом. Такой способ оформления ценников не нарушает и равноправие покупателей, ведь дисконтные карты, предоставляющие скидки, как правило, доступны каждому покупателю (Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 6 февраля 2018 г. № Ф07-16037/17 по делу № А56-25249/2017). В пользу этой позиции говорит и то, что действующие Правила не содержат имеющегося ранее требования об обеспечении наличия единообразных и четко оформленных ценников.

 

Правомерно ли оформление ценников с указанием первоначальной цены товара и цены с учетом скидки по карте постоянного покупателя путем зачеркивания прежней, более высокой цены?

Да, поскольку такое оформление не является указанием двух цен за единицу товара, оно не противоречит Закону № 2300-I и Правилам и не нарушает права потребителей (Определение ВС РФ от 25 декабря 2014 г. № 307-КГ14-5693).


Защита прав потребителей, ответственность нарушителей

Нарушение прав потребителей в части ознакомления с информацией о цене и введение его в заблуждение относительно реальной стоимости товара – достаточно распространенные нарушения, для которых законодательство предусматривает действенные способы защиты. Как правило, ответственность налагается в соответствии с нормами КоАП РФ.

 

Куда потребитель может обратиться с жалобой на нарушения, связанные с ценой на товар?

Как правило, для защиты прав потребителей применяется претензионный и судебный порядок. Первый предполагает возможность предъявления претензий самому продавцу, нарушившемся права и интересы потребителя, – это могут быть как устные, так и письменные претензии (в том числе негативный отзыв в книге жалоб и предложений, если организация ее ведет), которые при невозможности решения спора на месте будут служить доказательством наличия спора и использования истцом досудебных методов его урегулирования в дальнейшем. Также действенным способом является обращение в Роспотребнадзор – через горячую линию, специальную форму на официальном сайте ведомства или портал госуслуг. Если же претензионный порядок не дал результатов, то в дело вступает суд.

 

Куда можно подать иски о защите прав потребителей?

Такие иски могут быть предъявлены по выбору истца в суд по месту: нахождения организации, а если ответчиком является ИП, – по месту его жительства; жительства или пребывания истца; заключения или исполнения договора. Если иск к организации вытекает из деятельности ее филиала или представительства, он может быть предъявлен в суд по месту нахождения филиала или представительства (п. 2 ст. 17 Закона № 2300-I). Подать иск можно как судье на приеме, так и заказным письмом с уведомлением о вручении.

 

Какие документы необходимо приложить к иску?

К исковому заявлению можно приложить чеки, фотографии, любые другие доказательства, подтверждающие нарушение, включая свидетельские показания.

 

Должен ли потребитель уплачивать госпошлину по искам, связанным с нарушением прав потребителей?

Нет, потребители, иные истцы по искам, связанным с нарушением прав потребителей, освобождаются от уплаты такой госпошлины (п. 3 ст. 17 Закона № 2300-I).

 

Кто несет бремя доказывания в случае судебного спора по ст. 10 Закона № 2300-I?

При рассмотрении требований о взыскании убытков и компенсации морального вреда за непредоставление покупателю надлежащей информации при продаже товара обязанность доказать соблюдение этих правил возлагается на продавца (п. 6 Обзора судебной практики ВС РФ № 3 (2018), утв. Президиумом ВС РФ 14 ноября 2018 г., Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 10 октября 2017 г. N 5-КГ17-146, Апелляционное определение СК по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия от 08 октября 2020 г. по делу № 33-1517/2020).

 

Что грозит продавцу за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя?

При удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя суд взыскивает с продавца штраф в размере 50% суммы, присужденной судом в пользу потребителя (п. 6 ст. 13 Закона № 2300-I).

 

Какая ответственность предусмотрена за нарушение прав потребителей?

За нарушение установленных российским законодательством прав потребителей продавец несет административную, уголовную или гражданско-правовую ответственность (ст. 43 Закона № 2300-I). Со схемой "Ответственность за нарушение законодательства о защите прав потребителей" можно ознакомиться в системе ГАРАНТ.

 

Что грозит за обман потребителей?

Обман потребителей, выразившийся в обмеривании, обвешивании или обсчете потребителей при реализации товара, влечет штраф для граждан в размере 3-5 тыс. руб., для должностных лиц – 10-30 тыс. руб., для юрлиц – 20-50 тыс. руб. (ч. 1 ст. 14.7 КоАП РФ).

 

Какие санкции предусмотрены за нарушение правил продажи отдельных видов товаров?

Нарушение установленных правил продажи отдельных видов товаров влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от 300 руб. до 1,5 тыс. руб., на должностных лиц – от 1 тыс. до 3 тыс. руб., на юрлиц – от 10 тыс. до 30 тыс. руб. (ст. 14.15 КоАП РФ).

 

Какая ответственность установлена за нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре?

Такое деяние, включая нарушение права на получение достоверной информации о цене товара, грозит предупреждением или наложением штрафа на должностных лиц в размере от 500 руб. до 1 тыс. руб., на юрлиц – от 5 тыс. до 10 тыс. руб. (ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ).

 

Что грозит за нарушение порядка ценообразования?

Завышение регулируемых государством цен на продукцию, товары или установленных надбавок к ценам влечет штраф для граждан в размере 5 тыс. руб., для должностных лиц – 50 тыс. руб. или дисквалификацию на срок до трех лет, для юрлиц – штраф в двукратном размере излишне полученной выручки от реализации товара вследствие неправомерного завышения регулируемых государством цен за весь период, в течение которого совершалось правонарушение, но не более года. В свою очередь, занижение регулируемых государством цен и иное нарушение установленного порядка ценообразования влечет штрафы в размере 5 тыс., 50 тыс. или дисквалификацию на три года, 100 тыс. руб. для граждан, должностных и юридических лиц соответственно (ч. 1-2 ст. 14.6 КоАП РФ).

Кроме того, ФАС России и ее территориальные органы осуществляют постоянный мониторинг ценообразования, и если выявляют признаки нарушений антимонопольного законодательства со стороны участников рынка, то незамедлительно принимаются меры реагирования – от предостережений до возбуждения антимонопольных дел.

 

Чем грозит установление необоснованно завышенной цены товара для применения скидки на него?

Антимонопольные органы считают достоверной скидку только с обычной цены на товар, а не с цены, установленной продавцом кратковременно на несколько дней, и только для того, чтобы сделать с нее скидку. "При таком подходе потребитель фактически не получает предусмотренную законом информацию и вводится в заблуждение относительно условий предоставления скидки на товар, что не позволяет адекватно воспринимать необходимую для осознанного выбора информацию", – отмечает региональное управление ФАС России. Так, например, в действиях компании по распространению в период с 22 мая по 25 мая 2020 года в магазинах торговой сети сведений о прежней цене на имбирь в размере 99,9 руб. за 100 г (999 руб. за кг), а также скидки в размере 59% и 79% на имбирь выявлено нарушение п. 4 ст. 14.2 Закона № 135-ФЗ, которое выразилось во введении в заблуждение потребителей в отношении условий, на которых товар предлагается к продаже. В отношении нарушителя возбуждено дело по ст. 14.33 КоАП РФ (Решение УФАС по Челябинской области от 15 апреля 2021 года № 074/01/14.2-1485/2020).

Отметим, аналогичной позиции придерживается и Роспотребнадзор – он отмечает, что установление заведомо нереальной цены и снижение ее в два-три раза или на 90%, как зачастую указывают продавцы, призвано сыграть исключительно на поведенческих особенностях потребителя, привыкшего к рациональному использованию бюджета и стремящемуся сэкономить за счет скидок. Служба призывает потребителей быть бдительными и перед покупкой использовать инструменты сравнения товаров по цене при помощи специальных платформ или обычных поисковых систем (Информация Роспотребнадзора от 2 ноября 2021 года "О недобросовестной практике маркетинговых акций отдельных компаний").

 

***

Главной проблемой в условиях нестабильной политической обстановки, проверяющей на прочность и экономическую систему России, остается рост цен на некоторые категории товаров. Но государство уже предпринимает меры по решению этой проблемы. В частности, в ходе состоявшегося 16 марта совещания о мерах социально-экономической поддержки субъектов РФ Президент РФ Владимир Путин обратил внимание Правительства РФ и региональных властей на необходимость обеспечения доступности товаров на потребительском рынке – прежде всего, товаров первой необходимости, лекарств и медизделий. "Нужно оперативно решать логистические и другие объективные проблемы, которые ведут к ценовым всплескам. При этом необходимо исключить ручное вмешательство в регулирование цен. Именно увеличение предложения должно привести к снижению и стабилизации цен", – заключил глава государства.

Вероятно, что по мере стабилизации цен будут минимизированы и проблемы с ценниками в магазинах, а, следовательно, обеспечены гарантии защиты прав потребителей на своевременное информирование о достоверной стоимости каждого представленного на продажу товара.

Документы по теме:

Читайте также: