Научились учить по-новому, или Как вузы будут работать с 1 сентября
inspiring.vector.gmail.com / Depositphotos.com |
Организация процессов осуществления деятельности во всех сферах экономики и жизни в целом сейчас проводится с поправкой на условия новой – ковидной – реальности, и сфера образования – не исключение. И текущая приемная кампания, и предстоящий первый семестр 2021/22 учебного года характеризуются целым рядом интересных особенностей, на которые стоит обратить внимание.
Специфика и предварительные итоги приемной кампании – 2021
Во-первых, в этом году взаимодействие университетов и абитуриентов носит преимущественно дистанционный характер. Так, необходимые для поступления документы можно было направить в университет в электронной форме: с использованием информационной системы вуза или суперсервиса портала госуслуг "Поступление в вуз онлайн" (если вуз использует его; на момент старта приемной кампании этого года (20 июня) таких вузов было более 500) – или в бумажной по почте. Личный прием документов был возможен, но только в случае, если это не противоречило действующим в регионе мерам по противодействию COVID-19 (п. 9, п. 14 Особенностей приема на обучение по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре на 2021/22 учебный год; далее – Особенности приема).
Дистанционные технологии должны были использоваться вузами и при проведении вступительных испытаний, в том числе дополнительных. Так называемые внутренние экзамены, напомним, проводятся университетами для некоторых категорий абитуриентов, например лиц с инвалидностью, иностранных граждан, лиц, имеющих среднее профессиональное образование (при этом они вправе поступать и по результатам ЕГЭ, если сдавали его; п. 16-17 Порядка приема на обучение по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, далее – Порядок приема). Право проводить дополнительные вступительные испытания профильной направленности при приеме на обучение по программам бакалавриата и специалитета предоставлено на постоянной основе Московскому государственному университету имени М.В. Ломоносова и Санкт-Петербургскому государственному университету, другие вузы могут получить его при прохождении специального отбора и включении в утверждаемый Правительством РФ перечень (ч. 8-9 ст. 70 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"). Кроме того, дополнительные вступительные испытания творческой или профессиональной направленности могут проводиться при приеме на направления подготовки, требующие наличия у абитуриентов определенных творческих способностей, физических и психологических качеств, – перечень таких специальностей и направлений утвержден Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 января 2014 г. № 21.
Все важные документы и новости о коронавирусе COVID-19 – в ежедневной рассылке Подписаться
В принципе проводить экзамены не в дистанционном, а в привычном формате – непосредственно в университете – вузам не запрещено, но данный способ в этом году рассматривается, скорее, как исключение из правил, и его использование тоже допускается только в случае, если это не противоречит утвержденным региональными актами мерам по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения (п. 7, п. 14 Особенностей приема).
Еще одно важное отличие текущей приемной кампании заключается в том, что зачисление на основные конкурсные места (бюджет, очная форма обучения) будет проводиться не в два этапа, а в один: 11 августа завершен прием заявлений абитуриентов о согласии на зачисление – его можно дать только в отношении одной образовательной программы, 17 августа должны быть изданы приказы об их зачислении (п. 4, п. 13 Особенностей приема). Стоит также отметить, что для зачисления не потребуется привозить в вуз оригинал аттестата или иного документа об образовании (диплома о среднем профессиональном образовании, например) – его нужно будет представить в течение первого года обучения.
МНЕНИЕ
Никита Анисимов, ректор Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики" (НИУ ВШЭ):
"Зачисление в одну волну – это не про удобство или неудобство, а про формирование новой политики, связанной с персонализацией всего, что происходит с человеком. Мы находимся на этапе создания тренда на персонализацию и повышение ответственности каждой из сторон: абитуриента и университета – в части приемной кампании. Одна волна – это как раз большая ответственность. Во-первых, для университета: объявляя "зеленую волну" [формирование списков абитуриентов, которым НИУ ВШЭ гарантирует поступление на бюджетное место или на обучение за счет университета. – ГАРАНТ.РУ], мы определяли, какой балл нужен, чтобы человек точно поступил. По некоторым программам этот балл таков, что не позволяет абитуриентам с 300 баллами по ЕГЭ (по трем предметам) гарантированно поступить, и нам пришлось принимать по ним индивидуальные решения – трем таким ребятам мы предоставили места за счет средств вуза.
Одна волна – это большая ответственность и для абитуриента: он должен делать более осознанный выбор, так как не будет второй волны, не будет возможности поменять программу после окончания приема заявлений о согласии на зачисление. Я считаю, что абитуриентам следующих лет нужно настраиваться на то, что осознанный взрослый выбор нужно начинать делать раньше".
Как показывают данные о предварительных итогах текущей приемной кампании, обнародованные крупнейшими вузами, сложившаяся в последнее время тенденция к увеличению числа абитуриентов и повышению проходных баллов по программам бакалавриата и специалитета сохраняется. Так, в МГИМО, например, как отметил ректор университета Анатолий Торкунов в ходе состоявшейся на прошлой неделе пресс-конференции, количество поступающих выросло на 20% по сравнению с "доковидным" периодом. В этом году конкурс на бюджет составил 36 человек на место, на платное обучение – 21 человек на место. Побит рекорд по числу подавших документы в вуз абитуриентов, набравших 100 баллов по ЕГЭ, – 575 человек, а также по количеству золотых медалистов: их доля в общем числе подавших заявления абитуриентов – около 50%. Предварительный средний балл для тех, кто поступает на бюджет, – почти 96, для будущих студентов платных отделений – 86.
Количество поданных в НИУ ВШЭ заявлений абитуриентов, по словам Никиты Анисимова, увеличилось на 28% по сравнению с прошлым годом. Только в московский кампус вуза (филиалы университета есть также в Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде и Перми) в этом году хотели поступить 18 838 человек – на 12,5% (2000 человек) больше, чем в прошлом. При этом, как уже упоминалось, проходные баллы по некоторым направлениям такие, что не позволяют абитуриентам, набравшим 300 баллов по ЕГЭ по трем предметам, гарантированно пройти на бюджет (при формировании конкурсных списков, напомним, помимо результатов вступительных испытаний, учитываются также индивидуальные достижения абитуриентов).
Приемную кампанию Московского физико-технического института (далее – МФТИ, Физтех) в принципе отличает несколько особенностей: установление минимального количества баллов по каждому предмету (по математике, физике, химии, информатике, биологии оно составляет 70 баллов для бюджетных мест и 65 для платных) и обязательное прохождение каждым успешно прошедшим вступительные испытания абитуриентом собеседования, поэтому при оценке ее результатов количество поданных заявлений не является сильно значимым показателем (хотя оно тоже увеличивается из года в год), подчеркнул ректор Физтеха Дмитрий Ливанов. Большее значение имеет качество приема: средний балл по ЕГЭ в этом году, например, ожидается на уровне прошлого года – почти 98 баллов. При этом более 40% подавших заявление абитуриентов составили те, кто поступает без вступительных испытаний, в том числе победители и призеры всероссийских и международных олимпиад школьников.
Тенденция к занятию существенной части бюджетных мест такими абитуриентами, имеющими право на зачисление без вступительных испытаний, существует и в других вузах, поэтому они стараются предусмотреть дополнительные места для наиболее успешных кандидатов, поступающих по общему конкурсу. НИУ ВШЭ, к примеру, добавляет до 25% бесплатных мест (обучение на них реализуется за счет средств вуза) для тех, кто не попадает в контрольные цифры приема за счет бюджетных средств. РУДН выделяет в этом году 40 грантов на оплату всего периода обучения для абитуриентов, набравших на ЕГЭ 290 баллов и более, но не прошедших на бюджет.
Однако, если такая ситуация сохранится и впредь (а все предпосылки для этого есть), крупнейшим вузам нужно будет задуматься о более глобальных способах решения проблемы с нехваткой мест для абитуриентов с действительно высокими баллами. В качестве такового можно рассматривать повышение популярности региональных вузов – в частности, путем реализации совместных образовательных программ, в том числе двухдипломных, столичных и региональных университетов. Запуск таких программ есть, например, в планах у НИУ ВШЭ. Физтех анонсировал в этом году старт очень интересного проекта "Таланты в регионах", предполагающего создание консорциумов и запуск совместных программ бакалавриата с рядом региональных вузов – по размещенным на официальном сайте МФТИ данным, соглашения об образовании таких консорциумов уже заключены Физтехом с Дальневосточным федеральным университетом, Мурманским государственным техническим университетом, Рязанским государственным радиотехническим университетом, Уфимским государственным авиационным техническим университетом и Пермским государственным национальным исследовательским университетом. "Физтех открывает программы бакалавриата в партнерстве с ведущими региональными вузами, в основном технического профиля, для того чтобы абитуриенты, которым немного не хватило для поступления в МФТИ, могли бы учиться в своих вузах по физтеховским программам с участием преподавателей Физтеха. По окончании обучения они получат диплом своего университета, но их образование будет соответствовать уровню образования в МФТИ, и они получат больше возможностей поступить в магистратуру Физтеха", – пояснил суть проекта Дмитрий Ливанов.
МНЕНИЕ
Анатолий Торкунов, ректор МГИМО:
"Конкурсная ситуация становится все острее. У нас в этом году победителей всероссийской олимпиады – 126, четверть бюджетных мест, которых всего 418, сразу отходит им. Поэтому конкурс на бюджетные места становится все более серьезным, отсюда эти баллы проходные, на мой взгляд, запредельные. Нужно думать, что делать с подготовленными ребятами, которые не смогли пройти по этим баллам. У нас есть обмен студентами, но, наверное, нужно подумать и об открытии программ в больших региональных вузах, где есть близкие специальности, для ребят, которые хотели бы учиться по тем программам, которые есть в МГИМО. Поэтому мы внимательно посмотрим на опыт Физтеха".
Отдельного внимания заслуживает прием на обучение в России иностранных абитуриентов – он в этом году тоже отличался рядом особенностей. Так, для иностранцев, претендующих на поступление в пределах квоты Правительства РФ (то есть на бесплатное обучение), которая, напомним, в этом году увеличена с 15 тыс. до 18 тыс. человек (в 2022 году она составит 23 тыс., а с 2023 – 30 тыс. человек; Постановление Правительства РФ от 18 декабря 2020 г. № 2150), запущен специальный портал education-in-russia.com. Через него желающие учиться в России подавали соответствующие заявки, с его же помощью проводился первый этап отбора (он реализуется зарубежными представительствами Россотрудничества, а при отсутствии таковых в стране – дипломатическими представительствами России), в том числе отборочные испытания – разумеется, в дистанционном формате. В настоящее время, как сообщил руководитель Россотрудничества Евгений Примаков на состоявшейся на прошлой неделе пресс-конференции, посвященной итогам отборочной кампании иностранных абитуриентов, проходит второй этап отбора, который реализуется уже непосредственно вузами.
Несмотря на то что обучение иностранных студентов стало в прошлом году одной из наиболее острых проблем, которые нужно было решать системе образования, – в связи с закрытием границ, – интерес к российскому высшему образованию не снизился. Это подтверждает и число заявок, поданных на участие в отборе на обучение в пределах правительственной квоты, – 80 тыс., и общее количество иностранных студентов, которые в этом году будут учиться в России, – их, по данным Россотрудничества, – примерно 270 тыс. человек.
В каком формате начнется новый учебный год?
Решение о том, как будет организована работа вузов с 1 сентября: в традиционном очном или смешанном формате – принимается самими образовательными организациями с учетом текущей эпидемиологической обстановки в регионе (при подписании соответствующих локальных нормативных актов учитываются и введенные региональными властями ограничения, и рекомендации Роспотребнадзора). Поэтому необходимую информацию студенты могут получить в своем вузе – как правило, она размещается непосредственно на официальных сайтах университетов.
В НИУ ВШЭ, например, согласно приказу вуза об особенностях организации образовательного процесса в 2021/22 учебном году обучение с 1 сентября по 31 декабря текущего года будет реализовываться так: студенты, прошедшие вакцинацию от COVID-19, в том числе иностранцы, привившиеся зарубежными вакцинами, или переболевшие новой коронавирусной инфекцией в течение последних шести месяцев, что подтверждается выданной медицинским учреждением справкой, а также те, кто имеет справку из государственной больницы или поликлиники о наличии противопоказаний к вакцинации, будут учиться очно – с соблюдением масочного режима и социального дистанцирования. При этом для аудиторных занятий будет действовать ограничение по количеству присутствующих – одновременно в аудитории должно находиться не более 50 студентов. Все остальные студенты будут отнесены к категории "обучающиеся в зоне риска" и переведены на дистанционное обучение. Им будет закрыт доступ в здания и помещения учебного, производственного, социального и культурного назначения на территории университета, но к занятиям, которые невозможно провести дистанционно (с лабораторным оборудованием, например), они все же будут допускаться при соблюдении ряда условий: такие занятия будут проводиться в малых группах (не более 15 человек), присутствовать на них смогут только студенты, имеющие отрицательный результат ПЦР-теста, сданного не ранее чем за три календарных дня до дня проведения занятия (оплачивать тесты будет вуз). Свой порядок установлен и для первокурсников: с 1 сентября они все смогут учиться непосредственно в вузе, но совершеннолетние: не привитые, не переболевшие в последние полгода и не имеющие противопоказаний к вакцинации – также попадут в зону риска и с 1 октября будут переведены на дистанционное обучение. Несовершеннолетние первокурсники не позднее чем за месяц до наступления совершеннолетия будут оповещаться об отнесении их со дня, когда им исполнится 18 лет, к числу обучающихся в зоне риска, связанных с этим ограничениях и необходимости вакцинации (сделать прививку, кстати, можно непосредственно на территории вуза). Разумеется, все обучающиеся, которые будут находиться в изоляции по причине заболевания или контакта с заболевшим COVID-19, будут учиться дистанционно.
МГИМО, по словам Анатолия Торкунова, начнет новый учебной год в стандартном – очном – режиме, но расписание составлено так, что один день в неделю будет днем онлайн-обучения, что позволит распределять потоки студентов. "Первокурсников, которым уже есть 18 лет, будем побуждать делать прививку. С другими курсами ведем активную работу с весны, с тем чтобы они вакцинировались к новому учебному году. По данным, которые у нас есть, большинство уже прошли вакцинацию. С теми, кто этого еще не сделал, будем продолжать работать: нужно напоминать, условия создавать. Наличие пункта вакцинации в вузе, к сожалению, еще не означает, что студенты гурьбой туда помчатся, их нужно убеждать. И мы будем это делать, потому что хотим обеспечить безопасность и студентов, и преподавателей, и других сотрудников, в том числе тех, которые уже не молоды и для которых эта болезнь особенно опасна. Но открывать новый год будем нормально, даже торжественно, как обычно делаем это 1 сентября", – подчеркнул ректор.
МНЕНИЕ
Дмитрий Ливанов, ректор Московского физико-технического института:
"Мы тоже приняли решение, что всех допустим к очным занятиям с 1 сентября. В нашем кампусе созданы все условия для того, чтобы можно было вакцинироваться без очередей. Летом большая часть студентов, которые оставались в кампусе, не уезжали домой, воспользовались этой возможностью. Это же касается и значительной части наших преподавателей".
Говоря о начале нового учебного года, нельзя не упомянуть об утвержденных Минобрнауки России 29 июля рекомендациях по осуществлению деятельности организаций, находящихся в ведении министерства, в целях предупреждения распространения новой коронавирусной инфекции. В них говорится, в частности, о целесообразности перевода на дистанционное обучение всех студентов, не привившихся от COVID-19, не переболевших новой коронавирусной инфекцией в течение последних шести месяцев, а также имеющих противопоказания к вакцинации, раздельном проведении экзаменов для таких студентов и всех остальных и включении документов, подтверждающих вакцинацию, перенесенное в течение последних полугода заболевание или противопоказания к вакцинации, в перечень документов, которые представляются в вузы студентами, претендующими на места в общежитиях.
Важно понимать, что данный документ, во-первых, носит рекомендательный характер, во-вторых, адресован подведомственным Минобрнауки России образовательным организациям. Поэтому последнее слово, подчеркнем еще раз, – за самими вузами, именно они определяют порядок обучения с 1 сентября.
В заключение стоит отметить, что в отличие от российских многим иностранным студентам и первого, и других курсов придется начать учиться в первом семестре 2021/22 учебного года в дистанционном режиме, так как въезжать в Россию, в том числе для обучения, пока могут только граждане стран, эпидемиологическая обстановка в которых признана благополучной, – соответствующий перечень (утвержденный Распоряжением Правительства РФ от 16 марта 2020 г. № 635-р) постоянно корректируется, на данный момент в нем 57 стран. Однако это, по словам ректоров крупнейших вузов, не повлияет на качество образования: за полтора года активного использования дистанционных образовательных технологий университеты научились эффективно работать в смешанном формате, предполагающем возможность подключения тех, кто физически не может находиться в вузе, к проводимым в офлайн-режиме занятиям, и создавать качественные материалы: записи лекций, задания, тренинги для самоподготовки, которые предоставляются в том числе тем, для кого такое подключение к занятиям в режиме онлайн проблематично, из-за большой разницы во времени например.
При этом, однако, нужно понимать, что по некоторым направлениям подготовки образовательные программы не могут эффективно реализовываться в преимущественно онлайн-режиме – это особенно актуально для вузов технической направленности, медицинских и т. д. "У нас существенная часть учебного плана не может быть освоена в онлайн-режиме. Занятия по физике, химии, биологии проходят в лабораториях – это составная часть и суть системы обучения Физтеха. Так что будем искать варианты для тех, кто не сможет приехать к началу учебного года. Для таких студентов будет вводиться комбинированный учебный план: те занятия, которые могут быть проведены в онлайн-режиме, будут проводиться, а лабораторные занятия будут переноситься. По приезде в Россию каждый иностранный студент сможет провести все эксперименты, которые необходимы для получения полноценного высшего образования. Сегодня идем по такому пути", – рассказал Дмитрий Ливанов.
***
Если говорить о характеристиках высшего образования, которое будет наиболее востребовано в ближайшем будущем, то среди них, по оценкам экспертов, точно следует выделить гибкость форматов обучения, максимальную персонализацию – вплоть до возможности выбирать модули обучения в разных вузах, и скорость образования. Запрос на быстрое качественное образование уже существует – об этом свидетельствует рост числа школьников, успешно осваивающих общеобразовательные программы, но выбирающих не высшее, а среднее профессиональное образование (по окончании 9 класса), и вузам нужно внимательно изучить этот тренд. Кроме того, чтобы получать действительно "своих" студентов – наиболее подходящих для обучения по конкретным направлениям, университетам рекомендуется более плотно работать со школами: ректоры уверены, что развитие цифровых сервисов уже скоро позволит формировать полноценные цифровые портфолио школьников – будущих абитуриентов – и выстраивать для них персонализированные образовательные траектории.