Новый порядок классификации гостиниц – новые проблемы
azatvaleev / Depositphotos.com |
1 января вступило в силу новое положение о классификации гостиниц, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 18 ноября 2020 г. № 1860 (далее – Положение), которое будет действовать на протяжении шести лет – до 31 декабря 2026 года.
Напомним, что 1 января 2021 года в принципе является знаковой датой для гостиничной отрасли – с этого дня требование о прохождении классификации стало обязательным для всех без исключения гостиниц (ч. 21 ст. 5 Федерального закона от 24 ноября 1996 года № 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" (далее – Закон № 132-ФЗ), ч. 4 ст. 4 Федерального закона от 5 февраля 2018 г. № 16-ФЗ). Однако стоит иметь в виду, что начало действия запрета на предоставление гостиничных услуг без свидетельства о присвоении гостинице определенной категории в отношении отелей с количеством номеров не более 15 было перенесено на 1 января 2022 года (п. 2 Приложения № 17 к Постановлению Правительства РФ от 3 апреля 2020 г. № 440 "О продлении действия разрешений и иных особенностях в отношении разрешительной деятельности в 2020 и 2021 годах"; далее – Приложение № 17).
Еще одна важная дата для представителей гостиничного бизнеса – 1 марта 2021 года. До этого дня действовали свидетельства о присвоении категорий гостиницам, срок действия которых истек в 2020 году (на основании п. 1 Приложения № 17). Таким образом, гостиницам с такими свидетельствами, а их по данным Ростуризма, который теперь отвечает за выработку и реализацию государственной политики в сфере туризма и туристской деятельности – соответствующие функции переданы ведомству Указом Президента РФ от 5 июня 2020 г. № 372, – более 2 тыс., необходимо сейчас пройти процедуру классификации в соответствии с новым порядком, утвержденным Положением. И, судя по отзывам представителей гостиничного бизнеса, они могут столкнуться с целым рядом проблем. Выясним, что это за проблемы и как предлагается их решить.
Неоднозначные положения нового порядка классификации
Новый порядок классификации гостиниц предполагает многоступенчатую процедуру их оценки (п. 20-27 Положения). Сначала проверяется соответствие гостиницы определенной категории – на основе установленных требований (приложение № 4 к Положению), затем проводится балльная оценка по утвержденным критериям – с учетом вида гостиницы и минимального допустимого количества баллов (приложение № 5 к Положению), после чего отдельно оцениваются номера гостиницы. Далее следует балльная оценка персонала (по установленным приложением № 6 к Положению критериям) и только после этого на основании протоколов, сформированных по результатам каждого из указанных этапов, составляется акт оценки.
В первую очередь нарекания экспертного сообщества вызывает определенное несоответствие утвержденных Положением требований к гостиницам и критериев балльной оценки.
МНЕНИЕ
Маргарита Немоляева, президент Ассоциации "Отель Эксперт", член Совета по классификации при Ростуризме:
"17 лет система классификации [до 1 июля 2019 года классификация гостиниц являлась добровольной. – ГАРАНТ.РУ] строилась на сочетании обязательных требований и критериев балльной оценки, но прежде всего – на обязательных требованиях. На основании этих требований строились гостиницы: все понимали, что нужно, чтобы построить гостиницу "три звезды", – смотрели в эти требования и строили.
А сегодня инвестор не может понять, что ему нужно сделать, для того чтобы "три звезды" или "четыре звезды" построить, потому что строго обязательных требований нет. Например, непонятно, нужен ли бассейн для гостиницы "четыре звезды"? Вроде бы по требованиям к гостиницам не нужен, но если его нет, ты не наберешь баллы [Положением установлено минимальное допустимое количество баллов для соответствия гостиницы определенной категории по результатам оценки выполнения требований. Наличие в гостинице плавательного бассейна гарантирует получение от 6 до 15 баллов – в зависимости от его размера и вида (открытый или закрытый). – ГАРАНТ.РУ].
Таким образом, в ныне действующей редакции Положения приоритетным является именно количество баллов, причем оно почти одинаковое для больших и маленьких гостиниц. Поэтому маленькие гостиницы сейчас находятся в критическом положении: вместо категории "четыре звезды", которую они имели, они смогут получить только "три звезды" или "две звезды".
На особом положении – гостиницы, расположенные в объектах культурного наследия. Это должно учитываться. У них много обременений: они не могут стены сносить, бассейн прорыть тоже не могут. А им какое сейчас преимущество дается? Баллы дополнительные, если картина висит или камин есть [согласно критериям балльной оценки требований для гостиниц различных видов наличие в интерьере предметов, имеющих историческую ценность: картин, каминов или изразцовых печей, мебели, паркета, росписи стен, потолка, оценивается четырьмя баллами. – ГАРАНТ.РУ]. Если гостиница без камина и картин, то вас накажут: обычной маленькой гостинице, чтобы получить "четыре звезды" нужно набрать минимум 43 балла, а вам – маленькой гостинице в объекте культурного наследия – 47. Не получаете 47 баллов, и все, вы не имеете этих звезд.
Логики не вижу в таком порядке, не учитывающем специфику гостиниц, поэтому считаю, что нужно срочно вносить в него изменения".
Получить желаемую категорию в соответствии с требованиями Положения смогут, скорее всего, только новые и проходящие реновацию гостиницы, предполагают представители гостиничной индустрии. Те же отели, которые не смогут провести существенную реконструкцию, с большой долей вероятности ждет снижение категории на одну-две позиции. Это в свою очередь приведет к уменьшению их финансового потока и потере квалифицированных кадров – не имея возможности получать заработную плату, соответствующую их уровню, специалисты будут уходить работать в другие гостиницы, подчеркнул в ходе состоявшегося 4 марта в Совете Федерации тематического круглого стола председатель Комиссии по гостиничному бизнесу московского городского отделения общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства "ОПОРА РОССИИ", член Совета по классификации при Ростуризме Игорь Лаврик. "Классификатор рассчитан на профессионалов, на те компании, которые занимаются классификацией гостиниц. Если сам бизнес, те, кто владеют и управляют гостиницами, будут смотреть на свое соответствие тем таблицам, которые есть в Положении, они не смогут выйти на тот уровень звездности, на который бы хотели (я говорю о тех гостиницах, которые уже существуют). На сегодняшний момент – я делал такой анализ – 15-18% московского гостиничного бизнеса, относящегося к сегменту МСП, при прохождении классификации должны будут опуститься по звездности, не получить финансовый поток, потерять кадры. В конечном итоге это приведет к закрытию бизнеса", – считает эксперт.
Поскольку в самом неблагоприятном положении находятся сейчас гостиницы, размещенные на территории объектов культурного наследия (например, в признанных таковыми исторических зданиях), так как действующим законодательством запрещено увеличивать их пространственные характеристики, а возможность проведения строительных работ на таких объектах ограничена фактически мерами по сохранению или восстановлению их историко-градостроительной среды (п. 1 ст. 5.1, ст. 34 Федерального закона от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", п. 9 Положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации), предлагается закрепить для них некоторые особенности проведения классификации. Например, ввести специальную категорию для таких гостиниц – это, по мнению председателя Комиссии РСПП по туристской индустрии Сергея Шпилько, позволит подчеркнуть их уникальный статус. Еще одно предложение – предусмотреть возможность оказания определенных услуг не в здании гостиницы, а в шаговой доступности – на расстоянии 30-60 м – от нее. "Если в историческом здании невозможно сделать ресторан, потому что он должен иметь несколько складов (для мяса, рыбы, овощей, фруктов), а необходимой для этого площади нет, но в шаговой доступности от здания расположены два-три ресторана и есть договоры с ними, почему бы не сделать сноску о том, это не должно считаться за минус? С фитнесом, бассейном – то же самое", – полагает Игорь Лаврик.
За корректировку Положения выступают и специалисты по классификации, отмечая, что даже им сложно с ним работать. Помимо определенной несистемности его требований, эксперты обращают внимание на ряд очевидных упущений и ошибок, допущенных в документе. К ним относится, в частности, невозможность проведения классификации в отношении отдельных корпусов и строений гостиницы в случае, если гостиничные услуги в них оказываются одним юридическим лицом или ИП (п. 17 Положения).
МНЕНИЕ
Валентина Ченцова, руководитель Центра классификации объектов туриндустрии РГУТИС:
"У нас сейчас есть шесть заявок из разных регионов страны от владельцев отелей, у которых на одной территории находятся несколько зданий, корпусов гостиниц. Корпуса в разные годы построены, они разного вида: на одной территории коттеджи и пансионаты, объекты "три звезды", "четыре звезды". Как провести их классификацию? Не нарушая п. 17 Положения, я смогу выдать один сертификат. А как остальные будут работать в условиях, когда классификация обязательна? Последуют штрафные санкции [ответственность за предоставление гостиничных услуг без свидетельства о присвоении гостинице определенной категории, а также за указание – в рекламе, названии гостиницы или каким-то иным образом при осуществлении деятельности – категории, отличной от предусмотренной таким свидетельством, установлена ст. 14.39 КоАП. – ГАРАНТ.РУ]. Нужно немедленно внести в этот пункт уточнение, которые бы исключало возможность трактовать его как запрет на проведение классификации отдельных корпусов и зданий гостиницы, принадлежащих одному юрлицу или ИП".
Также не совсем понятным эксперты считают отсутствие в Положении ряда требований, которые раньше предъявлялись к гостиницам с целью обеспечения высокого уровня сервиса и комфорта пребывания в них. Например, требования о повышенной звукоизоляции, обеспечивающей уровень шума менее 35 дБ, – ранее оно было обязательным для гостиниц категорий "четыре звезды" и "пять звезд" (согласно предыдущему Положению о классификации гостиниц, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 16 февраля 2019 г. № 158). В Положении же упоминания о звукоизоляции нет в принципе: ни в требованиях к гостиницам, ни среди критериев балльной оценки.
Кроме того, вряд ли можно признать более современным – а представители Ростуризма акцентируют внимание на том, что готовы учитывать замечания к Положению и инициировать внесение в него поправок при условии, что установленные им правила в любом случае будут соответствовать текущим реалиям, – распространение требования о предоставлении клиентам возможности расплачиваться банковскими картами только на гостиницы "четыре звезды" и "пять звезд", тогда как ранее оно распространялось и на трехзвездочные отели. Учитывая текущий уровень развития платежных систем в России, логично было бы сохранить это требование для гостиниц категории "три звезды", которые занимают значительную часть рынка гостиничных услуг.
Не до конца решенным остался вопрос о классификации санаторно-курортных организаций. В Положении указано, что его действие распространяется в том числе на гостиницы, расположенные в лечебно-оздоровительных местностях или на курортах и оказывающие, помимо гостиничных, дополнительные услуги оздоровительного характера. К таким гостиницам согласно подп. "в" п. 5 Положения относятся курортные отели, санатории, дома и центры отдыха, пансионаты. Разумеется, у представителей отрасли возник обоснованный вопрос о соотношении этой нормы и ч. 23 ст. 5 Закона № 132-ФЗ, в соответствии с которой требование об обязательной классификации не применяется к средствам размещения, используемым для осуществления основной деятельности организаций отдыха и оздоровления детей, организаций социального обслуживания, медицинских и физкультурно-спортивных организаций. Ростуризм дал разъяснение по этому вопросу, указав, что классификация санаториев все же не является обязательной, поэтому отсутствие у них свидетельств о присвоении определенной категории не может быть основанием для привлечения их к административной ответственности. Но при этом санатории, предоставляющие не только медицинские, но и гостиничные услуги, могут добровольно пройти классификацию в соответствии с Положением (Информация Федерального агентства по туризму от 25 декабря 2020 г. "О порядке классификации санаториев").
Эксперты между тем считают, что во избежание возможных проблем следует включить соответствующее уточнение – о возможности добровольной классификации в установленном Положением порядке – непосредственно в Закон № 132-ФЗ. Причем такая возможность, по мнению председателя Комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере туризма, вице-президента Российского союза туриндустрии Юрия Барзыкина, должна быть предоставлена не только санаторно-курортным организациям, но и всем тем объектам, которые попадают в категорию иных средств размещения. Данное предложение поддержано Советом Федерации – он намерен рекомендовать Ростуризму рассмотреть вопрос о разработке законопроекта, предполагающего внесение изменений в Закон № 132-ФЗ в части добровольной классификации иных средств размещения.
Это важно, поскольку только классифицированные средства размещения вправе участвовать в тендерах по продаже путевок и в реализуемых государственных программах поддержки туристской индустрии. В частности – в так называемой программе туристического кешбэка (Постановление Правительства РФ от 10 августа 2020 г. № 1200), которая, по словам заместителя руководителя Ростуризма Григория Прокуронова, будет продлена, а также в запущенной в этом году программе льготного кредитования инвестиционных проектов в сфере туризма, позволяющей получить кредит со ставкой от 3 до 5% сроком до 15 лет на строительство или реконструкцию гостиниц категории не ниже "три звезды" площадью не менее 5 тыс. кв. м или с номерным фондом от 120 номеров, а также многофункциональных комплексов, не менее 10% площади которых занимают номера санаторно-курортных организаций или гостиниц категории "три звезды" и выше (Постановление Правительства РФ от 9 февраля 2021 г. № 141). Кроме того, не следует забывать и об имиджевой составляющей: присвоенная в результате классификации категория может использоваться в рекламно-информационных материалах, при заключении договоров с онлайн-сервисами бронирования гостиниц и т. д.
Стоит отметить, что по состоянию на 3 марта в реестр классифицированных средств размещения, который ведет Ростуризм, были внесены сведения о 14 760 гостиницах. Общее же количество коллективных средств размещения в России, по обнародованным председателем Комитета Совета Федерации по социальной политике Инной Святенко данным, – около 28 тыс. При этом примерно 80% номерного фонда всех средств размещения требует обновления и реконструкции. В такой ситуации их участие в государственных программах льготного кредитования, субсидирования и др. становится действительно крайне необходимым.
Полномочия аккредитованных организаций и кадровый вопрос
Проведением классификации гостиниц, напомним, занимаются организации, аккредитованные по утвержденным Постановлением Правительства РФ от 3 декабря 2020 г. № 2000 правилам (ч. 1 ст. 5 Закона № 132-ФЗ, п. 3 Положения). Они же вправе приостанавливать и прекращать действие свидетельств о присвоении гостинице определенной категории. В связи с этим экспертное сообщество считает необходимым уточнить порядок осуществления контроля за деятельностью таких организаций, а именно, наделить региональные органы власти, отвечающие за сферу туризма, полномочиями по взаимодействию с ними или по крайней мере предусмотреть необходимость ведения Ростуризмом единого перечня специалистов, работающих в аккредитованных организациях.
МНЕНИЕ
Нана Гвичия, заместитель председателя Комитета по развитию туризма Санкт-Петербурга:
"Для нас вопрос о тех экспертах, которые проводят классификацию, всегда был очень проблемным. Поэтому мы считаем, что свидетельство каждого классифицированного объекта, помимо сведений о выдавшей его организации, должно обязательно содержать Ф. И. О. эксперта или экспертов, которые проводили классификацию. С учетом того, что мы в регионах не имеем возможности контролировать или регулировать эту деятельность, для нас важно хотя бы иметь непосредственную информацию об эксперте.
Дополнительно предлагаем рассмотреть вопрос об указании регистрационного номера аттестата аккредитации и Ф. И. О. экспертов в договоре о проведении классификации гостиницы. Возникают иногда ситуации, когда гостиницы заключают такой договор, а организация свой аттестат аккредитации еще не получила. Считаем, что лучше это урегулировать нормативно, чтобы таких проблем не возникало".
Кроме того, особое внимание предлагается уделить подготовке специалистов по классификации. У них согласно п. 6 Правил аккредитации организаций, осуществляющих классификацию гостиниц должно быть высшее образование и дополнительное профессиональное образование в области классификации гостиниц. Сложность с прохождением соответствующей профессиональной переподготовки или повышением квалификации, по мнению председателя экспертного совета по туризму Комитета Совета Федерации по социальной политике, ректора РГУТИС Александра Федулина, заключается в том, что по установленным правилам содержание дополнительных профессиональных программ должно учитывать профессиональные стандарты или квалификационные требования, указанные в квалификационных справочниках по соответствующим должностям, профессиям и специальностям (ч. 9 ст. 76 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"). Эксперт подчеркнул, что, поскольку в квалификационных справочниках этой специальности – специалист по классификации – нет и соответствующего профстандарта тоже нет, все те, кто сейчас занимаются классификацией, с формальной точки зрения работают не совсем легитимно, и нужно подумать, как это исправить.
Статус гостевых домов
Одна из самых болезненных для гостиничной отрасли тем – о регулировании деятельности по оказанию гостиничных услуг в гостевых домах и так называемых частных гостиницах и мини-отелях – снова в фокусе внимания профессионального сообщества. Причем сейчас она стала еще более острой, поскольку действующей с 1 октября 2019 года редакцией ч. 3 ст. 17 Жилищного кодекса запрещается не только использовать жилые помещения в МКД для предоставления гостиничных услуг, но и в принципе размещать гостиницы в жилых помещениях. Таким образом, данное положение, которое вводилось с целью установления запрета на размещение хостелов в жилых домах, фактически полностью вывело из правового поля маленькие частные гостиницы и гостевые дома. "Речь идет о небольших частных домовладениях, владельцы которых, сами проживая в этих домах, предоставляют отдыхающим комнаты и оказывают услуги. Согласно существующим правилам владелец такого помещения не может этого делать – нужно перевести помещение в категорию нежилого, то есть человек фактически должен лишиться прописки. Мы этими новеллами загоняем его в теневое поле", – пояснил председатель Комиссии Мосгордумы по предпринимательству, инновационному развитию и информационным технологиям Валерий Головченко. В связи с этим эксперт считает необходимым закрепление в законодательстве такого понятия, как гостевой дом.
О важности принятия соответствующего решения свидетельствуют цифры, приведенные министром курортов и туризма Республики Крым Вадимом Волченко: в Крыму подобных средств размещения около 9,5 тыс. (в них примерно 140 тыс. номеров), в Краснодарском крае – более 10 тыс. Только для Крыма введение их в легальный оборот обеспечит поступление в бюджет 0,5-1 млрд руб. "Внесение в Закон № 132-ФЗ понятия гостевой дом обеспечит также возможность законодательно закрепить другое понятие – земли для гостевых домов – и наконец законно создать в стране сегмент средств размещения, которые не являются ни гостиницами в привычном понимании, ни частными жилыми домами", – полагает эксперт.
Как видно, при решении вопроса о легализации статуса гостевых домов потребуется внесение изменений не только в Закон № 132-ФЗ, но и в жилищное, земельное и налоговое законодательство. Однако основания думать, что обсуждение этой темы сдвинется с мертвой точки, причем уже скоро, все же есть – Председатель Правительства РФ Михаил Мишустин в ходе встречи с представителями туристического бизнеса Республики Алтай и Алтайского края, состоявшейся 3 марта, пообещал дать профильным ведомствам поручение о разработке требований к гостевым домам, расположенным в индивидуальных строениях, с целью легализации их деятельности по предоставлению гостиничных услуг.
***
С 1 января, помимо Положения, начали действовать и новые правила предоставления гостиничных услуг (утверждены Постановлением Правительства РФ от 18 ноября 2020 г. № 1853; далее – Правила), и ряд предусмотренных ими требований представители гостиничной отрасли тоже считают проблематичными. В частности, критике подверглось положение о том, что заселение несовершеннолетних лиц в гостиницы без родителей (законных представителей) возможно только при наличии нотариально заверенного согласия одного из их законных представителей (абз. 11-12 п. 18 Правил предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации), поскольку оно затрагивает не только детей, путешествующих не с родителями, а с другими родственниками, но и организованные группы детей, и необходимость его соблюдения повлечет необоснованное увеличение временных и финансовых затрат на организацию детских туристических поездок. Однако стоит отметить, что Ростуризм уже подготовил проект постановления Правительства РФ о внесении в Правила изменений, предполагающих замену нотариально заверенного согласия законного представителя для указанных целей простым письменным – публичное обсуждение проекта (размещен на федеральном портале проектов нормативных правовых актов, ID: 02/07/03-21/00113749) продлится до 17 марта включительно. По прогнозам ведомства, соответствующая корректировка Правил точно будет проведена до начала летнего туристического сезона.