Новости и аналитика Аналитические статьи Обязательная предварительная установка российского ПО: мнение экспертов

Обязательная предварительная установка российского ПО: мнение экспертов

Обязательная предварительная установка российского ПО: мнение экспертов
Cathal_Shtadler / Depositphotos.com

Одним из наиболее обсуждаемых событий текущего года стало введение обязательной предустановки российского ПО на некоторые виды технически сложных устройств. 1 апреля 2021 года Закон РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-I "О защите прав потребителей" (далее – Закон о защите прав потребителей) будет дополнен положением об обязательной предварительной установке российских программ для ЭВМ при продаже отдельных видов технически сложных товаров. Перечень товаров, при реализации которых необходимо будет соблюдать данное требование, перечень российских программ, которые должны быть предварительно установлены, а также порядок их предустановки будет определять Правительство Российской Федерации. Программные продукты включаются в список на основе рейтинга Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ и рассматриваются президиумом Правительственной комиссии по цифровому развитию. Срок включения в реестр для предварительной установки составляет один год.

Рассматриваемые требования об обязательной предустановке российского ПО будет распространяться на следующие виды технически сложных товаров (Постановление Правительства РФ от 18 ноября 2020 г. № 1867; далее – Постановление Правительства РФ № 1867):

  • смартфоны и планшетные компьютеры;
  • стационарные и портативные компьютеры;
  • телевизоры с цифровым блоком управления, имеющие возможность установки программ из магазинов приложений (Smart-TV).

Постановление Правительства РФ № 1867 также регламентирует обязанности изготовителей технически сложных товаров:

  • осуществить предварительную установку программ;
  • обеспечить сохранение на технически сложном товаре предварительно установленных программ при обновлении;
  • обеспечить не менее благоприятные условия использования потребителем предварительно установленных программ по отношению к иным программам, правообладателем системного программного обеспечения (операционной системы) (например, возможность обновления программ, их недискриминационное отображение на экране).

Предлагаются следующие способы осуществления установки программ на технически сложные товары:

  • изначальная установка приложений на жестком диске товара;
  • размещение графического изображения программы на экране, при выборе которого потребителем осуществляется загрузка программы;
  • при первом включении устройства размещение диалогового окна для загрузки соответствующих приложений (функция пропуска диалогового окна должна быть недоступна).

Таким образом, производители имеют выбор как именно изменить свою продукцию для целей обеспечения соответствия законодательству, отмечает Владислав Елтовский, юрист практики интеллектуальной собственности CMS Russia. При этом реализовать нормы об обязательной предустановке можно как путем непосредственной установки определенного ПО, так и размещением на экране ярлыка, чтобы пользователь непосредственно принимал решение о его установке, отмечает управляющий партнер ЮК "Зарцын и партнеры", председатель Наблюдательного совета Ассоциации юристов цифровой экономики Людмила Харитонова. Размещение "иконки" должно быть осуществлено таким образом, чтобы диалоговое окно нельзя было пропустить. Эксперт считает, что данный метод дает выбор пользователю и является наиболее оптимальным.

Соответствующее нововведение спровоцировало ряд дискуссий среди экспертов ИТ-индустрии и юридического сообщества. Основные спорные вопросы касаются целесообразности включения нового положения в Закон о защите прав потребителей, проблемы реализации данной нормы на практике, а также влияние нововведения на производителей и пользователей.

Как отмечает Алексей Рыбаков, генеральный директор ИТ-компании Omega, правила содержат список классов программ, которые должны быть предварительно установлены на отдельные виды технически сложных товаров. На их основании будет формироваться окончательный перечень программ для предустановки изготовителями. При этом эксперт считает, что соответствие ПО классу программ недостаточно для включения его в перечень. Правительством РФ установлены конкретные требования, которым должны соответствовать программа. Главным требованием является то, что исключительное право на программу, включая право на ее изменение на территории всего мира и на весь срок действия исключительного права, принадлежит одному либо нескольким из следующих лиц (правообладателей): Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, российскому юридическому лицу либо физическому лицу, являющемуся гражданином Российской Федерации.

Обязательство о предварительной установке отечественного программного обеспечения будет иметь влияние на три группы субъектов внутри страны: российские компании, государство и потребителей, отмечает управляющий партнер компании "Закошанский и партнеры", председатель Ассоциации юристов цифровой экономики Михаил Закошанский. Эксперт считает, что в связи с этим целесообразно оценивать положительные или отрицательные стороны закона применительно к каждой озвученной категории.

 

Влияние на российские компании

В качестве заявленных целей закона законодатели указывали повышение удобства для российских пользователей, которые будут иметь доступ к приложениям, ориентированным на российских пользователей, а также поддержку российских разработчиков в конкуренции с крупными иностранными компаниями, отмечает Владислав Елтовский.  

МНЕНИЕ

Владислав Елтовский, юрист практики интеллектуальной собственности CMS Russia:

В целом меры, предложенные законом, действительно могут помочь в продвижении российского софта, особенно среди пользователей, не имеющих определенных предпочтений по отдельным категориям приложений (к примеру, поисковые системы), которым российское приложение будет предложено среди программ "по умолчанию". Таким образом, действительно, популярность российских приложений в сравнении с иностранным может повыситься за счет таких пользователей.

Однако обратной стороной таких мер является потенциальное негативное влияние на конкуренцию среди российских разработчиков. Так, предустанавливаться будут наиболее популярные российские приложения, что может негативно сказаться на возможности некрупных российских разработчиков продвигать свои продукты в России.


 

Для поставщиков программных продуктов эта возможность означает кратное увеличение количества пользователей, пусть и необязательно лояльных, утверждает Михаил Закошанский. Алексей Рыбаков отметил тенденцию расширения простора для российских IT-гигантов: теперь их попытки предустанавливать свои приложения получили реальную законодательную реализацию. При этом эксперт обращает внимание, что новое ограничение сможет позволить крупному российскому бизнесу добиться определенного роста, при этом следует понимать, что ИТ-компаниям среднего и малого бизнеса придется сложнее. Технический директор финтех-компании RBK.money Антон Куранда считает, что при реализации закона важно поддержать не только крупных и известных производителей, но и дать возможность найти свою аудиторию небольшим технологическим компаниям, которые делают хороший продукт.

Одним из основных спорных вопросов относительно положений об обязательной предустановке российских программ является их включение в Закон о защите прав потребителей, отмечает юрист O2 Consulting Иван Галкин. Формальный ответ на данный вопрос дан в пояснительной записке к законопроекту, который довольно безапелляционно утверждает, что российское ПО является более привлекательным для российских потребителей и влияет на качество использования устройств. Учитывая специфику рынка производства таких устройств, эксперт усматривает в данном заявлении элемент противоречия: если российское ПО повышает качество технически сложных устройств, то производители таких устройств должны быть заинтересованы в его предустановке в первую очередь; дополнительного законодательного стимулирования к этому не требуется. Производство технически сложных товаров является высококонкурентным рынком с малым количеством игроков, каждый из которых заинтересован в предустановке наилучшего программного обеспечения для того, чтобы взаимодействие пользователя с устройством было максимально комфортным– это позволяет производителю добиться лояльности пользователей и сделать больше продаж устройств.

Вмешательство регулятора в рыночную экономику может быть созвучно целям защиты прав потребителей в тех пределах, в которых такое вмешательство направлено на защиту интереса потребителя как слабой стороны, утверждает Иван Галкин. Однако, по мнению эксперта, в случае с новыми правилами о предустановке российского ПО основной, если не сказать исключительный, эффект – это защита не потребителей, а интересов российских компаний-разработчиков ПО. Не оценивая необходимость такой защиты отечественных разработчиков ПО, с юридической точки зрения эксперт делится сомнениями в отношении того, что для установления таких протекционистских мер выбран именно Закон о защите прав потребителей: такой выбор искажает предназначение данного закона и систематику российского законодательства в целом.

Как отмечает Иван Галкин, идентичные меры о предустановке национального ПО в других странах не принимались, однако регулирование вопросов, связанных с предустановленным ПО есть и за рубежом. Эксперт приводит в пример регуляторную практику в Китае, где запрещается предустановка ПО, осуществляющего сбор персональных данных пользователей без их уведомления, или которое предусматривает возможность использовать информацию, запрещенную законом. Другой пример - подготовленные в Европе в декабре текущего года проекты “Digital Market Act” и “Digital Services Act”, которые устанавливают требование об обеспечении свободы пользователя в удалении предустановленного ПО. Эксперт считает, что добавление аналогичных норм в Закон о защите прав потребителей было бы сообразным его целям.

Российские разработчики долгое время находились в неконкурентных условиях по отношению к зарубежным, считает Антон Куранда. По мнению эксперта, в соответствующей ситуации поддержка российского ПО оправдана: созданием занимаются российские разработчики, внедряют российские компании, и чем интереснее будут технологии и чем больше будет у них пользователей, тем лучше это отразится на экономики. Поддержка отечественных компаний на внутреннем рынке является общепринятой практикой: США, например, активно призывают покупать американские товары, добиваются локализации производств внутри страны, в том числе высокотехнологичных, потому что это дает рабочие места, приносит деньги в бюджет и в целом способствует развитию индустрии. Китай в течение нескольких лет намерен перевести всех чиновников на национальное ПО и устройства.

 

Влияние на иностранные компании

Для некоторых иностранных компаний соблюдение соответствующей нормы в большей степени может быть осложнено внутренней политикой компании. Родион Железнов, к. ю. н., управляющий партнер юридической компании МПЦ "Защита", внешний эксперт экспертного совета Центра общественных процедур "Бизнес против коррупции", считает, что для соблюдения нормы иностранными компаниями необходимо изменять свою внутреннюю политику. Эксперт приводит в пример компанию Microsoft, в соответствии с политикой которой не подлежит предустановка программ иных разработчиков.

Безусловно, закон также потребует дополнительных вложений от производителей соответствующих девайсов, которые будут вынуждены вносить изменения в технику, предназначенную для российского рынка, отмечает Владислав Елтовский.


Еще одной сложностью для иностранных компаний выступает увеличение сроков поставки товаров, отмечает главный редактор ИТ-компании The MASCC Илья Харченко. Эксперт считает, что российский рынок будет получать флагманы одним из последних. Это связано с необходимостью времени для того, чтобы встроить зарубежное ПО в экосистему смартфона и изменить заводские конфигурации. Количество приложений может также повлиять на стартовый запас памяти устройства и характеристики в целом.

 

Государственный интерес

Наряду с корпорациями, государство является очевидным выгодоприобретателем нововведений по ряду экономических и политических соображений, отмечает Михаил Закошанский. Во-первых, увеличенные доходы российских компаний будут пополнять бюджет. Во-вторых, компании будут собирать еще больше пользовательских данных от геолокации до предпочтений по просмотру аудиовизуальных произведений. В обезличенном виде эти данные бесценны и могут быть впоследствии переданы компаниями, например, для улучшения сервисов государственных услуг.

Прежде всего положительный эффект от реализации данного закона получит государство и крупнейшие ИТ-компании с государственной поддержкой, считает Родион Железнов. Так, например, в формируемый перечень вносятся такие приложения как "Госуслуги", «Мой налог" и пр., что в части использования, например, приложения "Мойналог" освобождает ФНС России от предоставления исчисления налогов на бумажном носителе, а также предполагается увеличение числа выплат от налогоплательщиков, так как использование данных приложений позволяет получать уведомления о недоимке и иных необходимых платежах.

 

Соблюдение интересов пользователей

Как отмечает Алексей Рыбаков, у пользователя должна быть возможность удалить предустановленные программы, чтобы не нагружать устройство программами, в которых у пользователя нет персональной необходимости. Соответствующего мнения придерживается и Антон Куранда, утверждая, что при поддержке российских разработчиков следует учитывать интересы пользователей. Эксперт приводит в пример историю с известным браузером, который автоматически при загрузке ставил свой тулбар с сервисами. Такое решение аудитория не приняла, в связи с чем повторять данный опыт с предустановкой российского ПО точно не стоит, считает эксперт: окончательный выбор программ для просмотра фильмов, браузеров, соцсетей пользователь всегда будет делать самостоятельно, и это нужно учитывать. Родион Железнов обращает внимание, что норма Закона о защите прав потребителей носит достаточно обтекаемую формулировку и не предполагает ограничений на наличие иных встроенных программ, а также не ограничивает возможность пользователей самостоятельно удалять предустановленные приложения, если такие программы не несут для пользователя интереса.

Михаил Закошанский объяснил, что удалить приложение возможно после покупки, но при возвращении к заводским настройкам приложения появятся снова. Правила предварительной установки российских программ предусматривают, что версия установленного продукта должна быть бесплатной на момент запуска, однако, допускается распространение платных версий в процессе обслуживания. Эксперт отмечает, что не все программы будут распространяться за плату, и приводит в пример одобрение Правительством РФ десяти видеосервисов для обязательной установки на Smart TV. В список вошли проекты как независимых компаний, которые работают по подписке, так и сервисы федеральных телекомпаний, финансовая модель которых построена на сотрудничестве с рекламодателями. В случае с последними, пользователь будет платит за просмотр, но не деньгами, а своим вниманием.

 

***
Возможность реализации на практике положений нормы об обязательной предустановке российского ПО на некоторые виды технически сложных товаров вызывает ряд вопросов как у представителей ИТ-индустрии, так и у юристов. Алексей Рыбаков выразил мнение, согласно которому отсутствие возможности предустановки российского ПО может привести к монополизации круга предустановленного ПО. При этом эксперт выразил мнение, согласно которому возможные изменения в закон будут направлены на минимизацию негативных последствий для рынка, а также на конкретизацию требований к программам и изготовителям. В ходе практического применения закона также может возникнуть необходимость в установлении более четких критериев для отбора предустанавливаемых программ, более конкретных обязанностей изготовителей технически сложных товаров.

Документы по теме:

Читайте также: