Новости и аналитика Аналитические статьи НДФЛ – 2021: ключевые изменения для граждан и бизнеса

НДФЛ – 2021: ключевые изменения для граждан и бизнеса

НДФЛ – 2021: ключевые изменения для граждан и бизнеса
denisart / Depositphotos.com

2020 год был богат на поправки в Налоговый кодекс – за период с января по ноябрь принято 34 федеральных закона, вносящих изменения в отдельные статьи НК РФ. В числе последних – корректировка норм главы 23 "Налог на доходы физических лиц" в части введения прогрессивной шкалы налогообложения НДФЛ и установления особенностей взыскания НДФЛ с процентов по вкладам в банках, а также принятие актов, актуализирующих формы налоговой отчетности.

Большинство поправок начнет действовать с 1 января 2021 года. Также в планах законодателя на следующий год – упрощение порядка предоставления налоговых вычетов по НДФЛ. Соответствующий законопроект уже подготовлен и внесен в Госдуму.

Об уже принятых и готовящихся изменениях в части НДФЛ рассказал начальник Управления налогообложения доходов физических лиц и администрирования страховых взносов Михаил Сергеев в ходе состоявшегося на прошлой неделе Всероссийского зимнего делового онлайн-конгресса "Налоги и отчетность в 2021 году", организованного компанией Такском и учрежденным ФНС России журналом "Налоговая политика и практика". Остановимся на ключевых моментах.

 

Прогрессивная шкала налогообложения

Поправки, устанавливающие повышенную ставку налога на доходы, превышающие установленный лимит, были внесены в НК РФ Федеральным законом от 23 ноября 2020 г. № 372-ФЗ (далее – Закон № 372-ФЗ). Они предполагают дифференциацию значений налоговой ставки по НДФЛ в зависимости от уровня доходов налогоплательщика. Так, к доходам в размере 5 млн руб. и меньше будет применяться ставка 13%, а к доходам сверх 5 млн руб. – 15% с доходов, превышающих 5 млн руб., помимо суммы налога в размере 650 тыс. руб. (п. 1 ст. 224 НК РФ).

Таким образом, начиная с 1 января 2021 года в отношении доходов, дата выплаты которых приходится уже на 2021 год, будет применяться шкала ставок – так называемая комбинированная ставка, состоящая из твердой ставки и процентной ставки для доходов, превышающих 5 млн руб., пояснил представитель ФНС России.


Возникает ли у налогоплательщика обязанность уплатить НДФЛ в случае, если он не получает дохода? С правовыми позициями судов по данному вопросу ознакомьтесь в "Энциклопедии судебной практики" системы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!


Напомним, идею введения "налога для богатых" озвучил Президент РФ Владимир Путин в ходе своего обращения к гражданам 23 июня 2020 года. Он подчеркнул, что действующая с 2001 года плоская шкала НДФЛ свои задачи выполнила – она позволила вывести зарплаты и доходы из тени, упростить налоговое администрирование. И сейчас в условиях нового администрирования, внедрения цифровых технологий у государства появилась возможность более дифференцированно распределять налоговую нагрузку и направлять дополнительное финансирование на решение конкретных, общественно значимых задач.

По словам Михаила Сергеева, одним из факторов, обусловивших принятие соответствующего закона, стал социальный запрос общества, призывающий к соблюдению принципа социальной справедливости – "кто больше получает, тот больше платит". Эксперт обратил внимание на следующие важные нюансы нового правового регулирования, связанные с введением прогрессивной шкалы налогообложения:

  • в случае превышения лимита в размере 5 млн руб. в год повышенная ставка будет применяться только к той части доходов, которая превышает данное значение, следовательно, автоматического пересчета всего налога не потребуется;
  • поправки имеют ярко выраженный социальный характер, поскольку налог, исчисленный с повышенной ставкой 15%, будет уплачиваться отдельным платежным поручением на отдельный КБК (Минфин России уже утвердил необходимые коды), и собранные таким образом деньги пойдут на лечение детей с тяжелыми, редкими заболеваниями, на закупку дорогостоящих лекарств, техники и средств реабилитации, а также на проведение высокотехнологичных операций;
  • в налоговую базу для целей применения повышенной ставки налогообложения не будут включаться доходы от продажи движимого и недвижимого имущества и долей в нем, от стоимости полученного в дар имущества и доходы в виде страховых выплат по договорам страхования и выплат по пенсионному обеспечению (абз. 4 п. 1 ст. 224 НК РФ).

Существенные корректировки претерпит и порядок определения налоговой базы. Так, закон предусматривает раздельное формирование налоговыми агентами налоговых баз – баз в виде оплаты труда, по дивидендам, по ценным бумагам и т. п. Впоследствии планируется их консолидация, которую изначально предполагалось производить уже начиная со следующего года, но из-за того, что некоторые отрасли (в первую очередь, банки и другие финансовые организации) выразили технологическую неготовность сразу реализовать консолидацию баз из разных информационных ресурсов, было решено установить переходный период сроком на два года (2021-2022 годы), в течение которого налоговые базы необходимо считать раздельно (ч. 3 ст. 2 Закона № 372-ФЗ).

Михаил Сергеев подчеркнул, что через два года налоговый агент обязан будет вести консолидированную базу для целей применения конкретной ставки по каждому налогоплательщику. При этом в случае, если имеется несколько баз по разным налогоплательщикам, которые нужно считать раздельно, но налоговый агент эти базы консолидирует самостоятельно и будет применять не 13%, а 15%, налоговый орган не будет предъявлять претензий к налоговому агенту.

Согласно поправкам при суммировании налоговых баз в целях применения прогрессивных ставок налогообложения в отношении физлиц – налоговых резидентов РФ будут учитываться налоговые базы по: доходам от долевого участия; доходам в виде выигрышей, полученных участниками азартных игр и лотерей; доходам по операциям с ценными бумагами и производными финансовыми инструментами; операциям РЕПО, объектом которых являются ценные бумаги; операциям займа ценными бумагами; доходам, полученным участниками инвестиционного товарищества; операциям с ценными бумагами и по операциям с производными финансовыми инструментами, учитываемым на индивидуальном инвестиционном счете; доходам в виде сумм прибыли, в том числе фиксированной, контролируемой иностранной компании; иным доходам, в отношении которых применяется налоговая ставка, предусмотренная п. 1 ст. 224 НК РФ в новой редакции (п. 2.1 ст. 210 НК РФ).

Следует учитывать, что переходными положениями Закона № 372-ФЗ предусмотрено освобождение налогового агента от штрафа по ст. 123 НК РФ за неудержание и неперечисление НДФЛ по ставке 15% за 1 квартал 2021 года, включая уплату соответствующих сумм пеней, если он самостоятельно перечислит налог в срок до 1 июля 2021 года. При тех же условиях не будут применяться и положения п. 9 ст. 226 НК РФ в части уплаты НДФЛ за счет средств налогового агента при доначислении (взыскании) сумм налога (ч. 4-5 ст. 2 Закона № 372-ФЗ).

Отметим, ФНС России уже выпустила Письмо от 1 декабря 2020 г. № БС-4-11/19702@, посвященное разъяснениям вопросов исчисления и уплаты налоговыми агентами НДФЛ с доходов, превышающих 5 млн руб. за налоговый период. В нем конкретизирован порядок уплаты НДФЛ в бюджет и указаны необходимые КБК.

Что касается самих налогоплательщиков, то для них поправки не вводят новых обязанностей. Даже если налогоплательщик получает доходы от нескольких налоговых агентов, при этом каждая из сумм не превышает 5 млн руб., и налоговый агент весь налог удержал по ставке 13%, обязанности подавать налоговую декларацию у налогоплательщика не возникает. В данном случае налоговый орган по окончании года самостоятельно рассчитает НДФЛ с совокупной суммы, превышающей указанный лимит, обобщив поступившую от налогоплательщика и налоговых агентов информацию (справки 2-НДФЛ). В налоговом уведомлении, форма которого уже разрабатывается с учетом внесенных поправок в НК РФ, вместе с имущественными налогами по сроку 1 декабря 2022 года будет выставлен счет на доплату налога по ставке 15% с превышения предельной суммы доходов.

Если же гражданин декларирует свой доход самостоятельно (это относится, например, к тем, кто сдавал имущество в аренду, применяя НДФЛ, к налогоплательщикам – ИП и тем, у кого есть источники дохода за рубежом), то ему следует определять сумму налога к уплате без учета сумм доходов, полученных от налоговых агентов, но с учетом порога превышения в 5 млн руб. В декларации 3-НДФЛ налогоплательщик будет исчислять налог исходя из своего фактического дохода – в форму внесут необходимые корректировки. Включать в налоговую декларацию те доходы, с которых налоговым агентом уже был удержан НДФЛ, не потребуется – налоговый орган будет сам агрегировать данные не только по справке 2-НДФЛ, но и по декларации 3-НДФЛ. И если совокупная сумма дохода превысит 5 млн руб., то исчисленный с повышающим коэффициентом налог к уплате будет отражен в налоговом уведомлении.

В целом Михаил Сергеев отметил, что "налоговая нагрузка меняется достаточно терпимо, комфортно для граждан, у которых доходы превышают установленный лимит". По расчетам специалистов, дополнительные поступления в бюджет от реализации поправок составят порядка 60 млрд руб., о чем говорил в упоминаемом обращении глава государства.

 

Налоговые вычеты

Что касается налоговых вычетов по НДФЛ, о планах изменения порядка предоставления которых мы писали ранее, то по ним пока не принято законодательных решений, но уже выработана концепция оптимизации. Михаил Сергеев напомнил, что речь идет не о вычете из налога, а о вычете из налоговой базы, то есть о возможности налогоплательщика-физлица уменьшить свою налоговую базу и вернуть по итогам налогового периода часть средств, уплаченных в виде НДФЛ.

Напомним, сейчас для получения налоговых вычетов необходимо подавать декларацию 3-НДФЛ либо заявление, чтобы получить налоговый вычет у налогового агента. Сама процедура длится порядка 4 месяцев – 3 месяца на камеральную проверку и месяц на осуществление возврата с учетом сроков прохождения документов в казначействе. Поправками планируется сократить процедуру предоставления налоговых вычетов до 1,5 месяцев. Причем упрощенный порядок предполагает проактивность – налоговые органы будут собирать необходимые для налогового вычета документы из внешних источников (от банков, сопровождающих соответствующие платежи по сделкам), выкладывать их в личный кабинет налогоплательщика – физлица, предлагая применить налоговый вычет. "Это совершенно другой, обратный подход, не требующий подачи налоговой декларации и подтверждающих право на вычет документов. При этом действующий порядок получения налоговых вычетов будет сохранен, и у налогоплательщика будет право выбора", – заключил спикер.

По словам Михаила Сергеева, законопроект об упрощенном порядке предоставления налоговых вычетов уже находится в высокой степени готовности. Правительство РФ внесло его в Госдуму и ожидает, что в начале следующего года он уже будет принят. Что касается этапов реализации инициативы, то в отношении имущественных налоговых вычетов по расходам на приобретение жилья, по уплате процентов по ипотечным кредитам и инвестиционных налоговых вычетов, то уже в следующем году ФНС России будет реализовывать программное обеспечение, позволяющее рассылать в личные кабинеты предложения на оформление вычетов. Определены и предварительные сроки – прием документов от банков ФНС России намерена начать осуществлять в марте 2021 года. Если процесс принятия законодательных решений затянется или банки не будут технически готовы к марту, то сроки будут сдвигать.

В части социальных вычетов прорабатывается концепция использования чеков ККТ, но пока необходимо технологически решить, как из всего объема товаров, купленных в аптеке или объема средств, заплаченных медорганизации, "выцеплять именно то, что имеет отношение к налоговому вычету". Поэтому сначала будет немного упрощена процедура получения налогового вычета у работодателя – если раньше налогоплательщик подавал в налоговую инспекцию заявление вместе с документами, а затем ему приходилось идти в налоговую получать уведомление и самому нести его работодателю, то теперь выдачу уведомления непосредственно работодателю планируется осуществлять по электронным каналам связи. Это позволит исключить необходимость второго посещения налогоплательщиком налогового органа.

"Мы и дальше будем совершенствовать процедуры налогового администрирования для того, чтобы налогоплательщики не испытывали никакого дискомфорта при заявлении суммы НДФЛ, подлежащей возврату", – заверил Михаил Сергеев.

 

НДФЛ с процентов по вкладам в банках

С 2021 года вступят в силу отдельные поправки, предусмотренные Федеральным законом от 1 апреля 2020 г. № 102-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации". Они скорректируют порядок обложения НДФЛ процентов по вкладам (остаткам на счетах) в российских банках.

Действующая редакция ст. 214.2 НК РФ предусматривает налогообложение процентов по вкладам в размере превышения суммы процентов в соответствии с условиями договора над суммой процентов, рассчитанной по рублевым вкладам исходя из ставки рефинансирования Банка России, увеличенной на 5 процентных пунктов, а по валютным вкладам – исходя из 9% годовых. Начиная со следующего года условия применения НДФЛ к процентному доходу будут аналогичны тем, что действуют в отношении других инвестиционных инструментов.

Так, с 1 января проценты по вкладам будут облагаться НДФЛ по ставке 13% в части, превышающей необлагаемый минимум. Последний равен произведению 1 млн руб. и ключевой ставки Банка России на первое число налогового периода. Например, необлагаемый доход при текущей ключевой ставке 4,25% будет равен 42,5 тыс. руб. в год (1 млн руб. х 4,25% = 42,5 тыс. руб.) – то есть из всех процентов по депозиту будет вычитаться эта сумма, а остальное – облагаться НДФЛ по ставке 13%.

Как пояснил Михаил Сергеев, налогового агентирования у банков не будет, им потребуется только предоставлять все сведения о суммах выплаченных процентов в отношении каждого физлица, которому производились такие выплаты в течение налогового периода, налоговому органу (делать это нужно будет не позднее 1 февраля года, следующего за отчетным налоговым периодом). А налоговый орган сам консолидирует проценты по депозитам и применит единый вычет по всем открытым вкладам – к совокупной налоговой базе в части НДФЛ с процентов по вкладам в банках. "Этот доход будет учитываться при применении прогрессивной ставки НДФЛ", – заметил эксперт. Также он развеял несколько мифов относительно поправок – сам вклад, равно как и возврат вклада, облагаться налогом не будет. Кроме того, в налоговую базу не войдут проценты: по всем рублевым счетам, у которых ставка не превышает 1% годовых (при этом проценты по счетам в иностранной валюте, пересчитанные в рубли, по курсу на дату получения дохода, будут в полном объеме включаться в налоговую базу и подлежать налогообложению); по счетам эскроу (абз. 2 п. 1 ст. 214.2 НК РФ).

Поправками признаны утратившими силу некоторые нормы НК РФ, касающиеся налогообложения процентов по вкладам, в частности:

  • абз. 5 п. 2 ст. 224 НК РФ, устанавливающий ставку 35% для процентных доходов по вкладам в банках, находящихся на территории РФ, доходов в виде процента (купона) по обращающимся облигациям российских организаций, номинированным в рублях, налоговая база по которым определяется в соответствии со ст. 214.2 НК РФ, – теперь для таких доходов будет действовать единая ставка НДФЛ 13%, в том числе для нерезидентов РФ;
  • абз. 4 п. 17.2 ст. 217 НК РФ, относящий к не подлежащим налогообложению доходы в виде дисконта, получаемые при погашении обращающихся облигаций российских организаций, номинированных в рублях и эмитированных после 1 января 2017 года, – такие доходы будут облагаться НДФЛ независимо от даты эмиссии;
  • п. 25 ст. 271 НК РФ, устанавливающий в качестве необлагаемых суммы процентов по государственным казначейским обязательствам, облигациям и другим государственным ценным бумагам бывшего СССР, государств – участников Союзного государства и субъектов РФ, а также по облигациям и ценным бумагам, выпущенным по решению представительных органов местного самоуправления, – они станут облагаемыми.

Новый порядок вступит в силу в следующем году, однако первый раз уплатить НДФЛ с процентов по банковским вкладам с учетом внесенных в НК РФ поправок нужно будет в 2022 году по итогам 2021 года.

 

Формы налоговой отчетности

В 2021 году ФНС России консолидирует отчетность по НДФЛ, сделает ее единой. Форма 2-НДФЛ с различными признаками (как основная справка, так и сообщение о неудержанном налоге) станет приложением к расчету 6-НДФЛ. Михаил Сергеев уточнил, что объем отчетности не увеличится, просто исчезнет целая форма, которая станет приложением к другому расчету.

Что касается формы 6-НДФЛ, то в ней также поменяют последовательность разделов, приведя тем самым в соответствие с иными расчетами и налоговыми декларациями. Если раньше в первом разделе отражались доходы и налоговая база, а во втором – итоговые суммы начисления налога, то теперь разделы будут расположены в обратной последовательности – сначала раздел с итоговой суммой налога, подлежащего уплате и перечислению в бюджет, а затем – раздел с детализацией расчета суммы налога. Кроме того, во второй раздел отдельно выведены показатели, связанные с суммой дохода по трудовым договорам и договорам гражданско-правового характера. "Мы будем эти данные стыковать с расчетом по страховым взносам, используя контрольные соотношения", – отметил Михаил Сергеев.

Актуализированная форма 6-НДФЛ, утвержденная Приказом ФНС России от 15 октября 2020 г. № ЕД-7-11/753@, начнет действовать с 1 апреля 2021 года. При этом ФНС России уже разъяснила особенности заполнения расчета сумм НДФЛ, исчисленных и удержанных налоговым агентом (форма 6-НДФЛ), в своем Письме от 1 декабря 2020 г. № БС-4-11/19702@. Например, указывается, что в случае выплаты налоговым агентом физлицам в течение налогового периода доходов, облагаемых по разным ставкам, разделы 1 и 2 должны заполняться для каждой из ставок налога. При этом в разделе 2 расчета необходимо указать обобщенные по всем физлицам суммы начисленного дохода, исчисленного и удержанного налога нарастающим итогом с начала налогового периода по соответствующей налоговой ставке. В приложении к письму приведены примеры заполнения расчета по форме 6-НДФЛ в условиях применения прогрессивной ставки налогообложения.

Часть поправок касается и формы 3-НДФЛ. В ней найдут отражение изменения, внесенные в текущем году в порядок уплаты авансовых платежей ИП – они теперь уплачиваются не исходя из предполагаемого дохода, который заявлялся в декларации 4-НДФЛ, а исходя из фактического дохода по аналогии с УСН. А физлицам, которые заявляют налоговые вычеты, будет предоставлена возможность подать заявление о предоставлении вычета в составе налоговой декларации 3-НДФЛ, то есть единым пакетом документов. Соответствующий Приказ ФНС России от 28 августа 2020 г. № ЕД-7-11/615@ начнет действовать с 1 января 2021 года и будет применяться начиная с представления налоговой декларации по НДФЛ за 2020 год.

"Мы постепенно движемся по пути оптимизации отчетности по зарплатным налогам и постепенно упраздняем лишнюю отчетность – и не только формы, но и показатели. Пытаемся сделать отчетность, с одной стороны, меньше по составу показателей, с другой стороны, сохранить объем показателей для нормального качественного налогового администрирования", – пояснил эксперт.

 

***

Признавая большую фискальную значимость НДФЛ и его прямое влияние на формирование региональных и муниципальных бюджетов, ФНС России всегда уделяет администрированию этого налога повышенное внимание. Подтверждением этому служит активная работа ведомства, проводимая в последние годы, в части оптимизации порядка исчисления и уплаты налога, снижения административной нагрузки на налогоплательщиков за счет сокращения объема сдаваемых документов, упразднения лишних форм отчетности и т. п.

В 2021 году ФНС России намерена продолжить работу в этом направлении – некоторые необходимые для этого решения уже приняты и скоро вступят в силу, другие еще обсуждаются, но их тоже планируется реализовать в следующем году.

Документы по теме:

Налоговый кодекс Российской Федерации

Читайте также: