Самые заметные новости сентября для бухгалтера бюджетной сферы
Прошедший месяц оказался богат на нововведения, касающиеся различных направлений деятельности бухгалтера. Многие из вступивших в силу документов ориентированы на 2021 год – их положения уже сейчас нужно учесть при составлении плановых документов на предстоящий период. Самые важные новости сентября – в нашей традиционной подборке:
1. Новое в федеральных стандартах бухучета: измененные "Концептуальные основы" и новый стандарт с 2021 года
С 25 сентября вступили в силу поправки в Стандарт "Концептуальные основы". Подробно о них мы рассказывали в августе, когда приказ об их утверждении находился на регистрации Минюсте России. Самые важные блоки изменений Стандарта – в части использования скан-копий и подписания документов ЭЦП – зеркально отражены и в поправках в Приказ № 52н, которые вступили в силу 27 сентября. Комплексный анализ изменений в оба документа – в специальном Обзоре, а также в выпуске видеоновостей августа.
Еще ряд поправок в Стандарт "Концептуальные основы" связан с изменением порядка определения первоначальной стоимости НФА при безвозмездных передачах и уточнениями в части ведения централизованного учета уполномоченными органами/ централизованной бухгалтерией.
Очередной федеральный стандарт бухучета – "Финансовые инструменты" – утвержден и готов к применению. Но применять его будем при ведении бюджетного/ бухгалтерского учета с 1 января 2021 года и составлении отчетности начиная с отчетности 2021 года, за исключением отдельных положений, которые будут применяться только с 1 января 2023 года. В новом Стандарте, прежде всего, раскрыто понятие финансового инструмента – это договор/ соглашение, по которому у одной из сторон возникает финансовый актив (денежные средства, финансовая "дебиторка", выданные заимствования и др.), а у другой – финансовое обязательство (финансовая "кредиторка", полученные заимствования) или увеличение чистых активов.
2. Новое в бюджетной классификации: изменения в порядке применения кодов и новые перечни КБК на 2021 год
Действующие перечни КБК, относящихся к федеральному бюджету, утвержденные приказом Минфина России № 207н не будут применяться при составлении и исполнении федерального бюджета на 2021 год (на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов). На смену указанному документу с 12 сентября 2020 года Приказом № 99н утверждены новые перечни КБК. Большая часть перечней по-прежнему предназначена для федерального бюджета, но появились и два перечня, руководствоваться которыми должны не только федеральные, но также региональные и муниципальные органы и учреждения.
В целях планирования деятельности на 2021 год и плановый период скорректирован и Порядок применения КБК № 85н. Нововведения, утвержденные буквально только что вышедшим из Минюста Приказом № 98н, обширны: новые КВР, уточненный порядок применения некоторых действующих КВР, АнКВД и подразделов бюджетной классификации. В частности, при подготовке плановых документов следует учитывать, что со следующего года расходы по оплате коммуналки будут отражаться по КОСГУ 223 в увязке не с КВР 244, а с новым КВР 247. Появление еще ряда новых КВР – 614, 624, 635, 816 – предназначены для отражения операций по предоставлению субсидий в целях финансового обеспечения или возмещения исполнения государственного социального заказа на оказание государственных услуг в социальной сфере. Об этих и других новшествах в части применения КБК-2021 Минфин дал системные разъяснения.
3. Новое в федеральных стандартах ВФК и ВФА: стандартизированы правила проведения финаудита и составления отчета о результатах ВФК
С 12 сентября действует очередной стандарт ВФА "Планирование и проведение внутреннего финансового аудита". Новые правила проведения аудита нужно уже применять в отношении аудиторских мероприятий, начатых после этой даты. При этом План проведения аудиторских мероприятий на 2020 год, утвержденный в 2019 году или до 12 сентября 2020 г., не требует обязательной корректировки, но при необходимости по решению руководителя органа / казенного учреждения, осуществляющего ВФА, может быть изменен с учетом положений Стандарта. А вот планировать аудит в соответствии с требованиями Стандарта нужно начиная с Плана на 2021 год. Но утвердить План проведения аудиторских мероприятий нужно до начала очередного года, то есть План на 2021 год должен быть утвержден в 2020 году.
А с 30 сентября начал действие очередной федеральный стандарт внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля "Правила составления отчетности о результатах контрольной деятельности". Стандартом предусмотрена одна отчетная форма, составлять которую нужно будет по итогам года, определен порядок его формирования, представления и публикации.
4. Новые правила формирования Плана ФХД и бюджетных смет для федеральных учреждений
Планы ФХД на 2021 год и плановый период 2022 года и 2023 года федеральные бюджетные и автономные учреждения должны составлять по новым правилам. Во многом положения нового порядка дублируют требования Приказа № 186н, применяемого учреждениями всех уровней бюджета при формировании Плана ФХД на 2020 года и плановый период. И структура Плана ФХД, предусмотренная новым порядком, также идентична той, что рекомендована Приказом № 186н. Вместе с тем для федеральных учреждений теперь предусмотрен и ряд особых требований к формированию Плана ФХД.
А для федеральных казенных учреждений Минфин России обновил перечень форм обоснований/ расчетов плановых сметных показателей, применяемых при составлении и ведении бюджетных смет. Напомним, до внесения изменений для этих целей было утверждено 104 формы. Однако для подготовки бюджетных смет на 2021 год и плановый период 2022 года – 2023 года скорректировано содержание девяти из них, еще три обоснования – № 25, № 26, № 42 – исключены. Зато добавлены 37 новых, ориентированных, преимущественно, на обоснование бюджетных ассигнований, планируемых для предоставления субъектам РФ в порядке софинансирования расходов на реализацию нацпроектов.
5. Новшества для сферы культуры: новые формы БСО и дополнительный отчет для ИФНС
Приказом Минкультуры России с 18 сентября для учреждений культуры введены новые формы абонементов, билетов и электронных путевок, в том числе электронных. С этой же даты утратит силу Приказ № 257, которым утверждены применявшиеся до настоящего времени бланки строгой отчетности "Билет", "Абонемент" и "Экскурсионная путевка". Однако использовать эти формы учреждения смогут до 1 июля 2022 года – в течение такого продолжительного переходного периода можно реализовать билеты, абонементы и экскурсионные путевки по формам БСО, утвержденные в 2008 году.
Одновременно с этим утверждена форма ваучера на перенесенное зрелищное мероприятие. В случае отмены, замены либо переноса проводимого организацией исполнительских искусств или музеем зрелищного мероприятия в условиях чрезвычайных ситуаций, режима повышенной готовности и т.п. учреждения культуры вправе предложить посетителю обменять билет на такой ваучер.
Еще одним приказом ведомство утвердило Порядок формирования и расчета общей стоимости сопутствующих услуг, оказываемых покупателю билета, абонемента или экскурсионной путевки на проводимые организациями культуры. Напомним, год назад учреждениям культуры, реализующие билеты, абонементы, экскурсионные путевки, предоставлено право взимать плату за оказание покупателю сопутствующих услуг, однако общая стоимость таких сопутствующих услуг должна составлять менее 10% цены, указанной в приобретенном билете, абонементе, экскурсионной путевке.
Подробнее об этом – в новостном материале.
Одновременно с декларацией по налогу на прибыль за 2020 год региональные и муниципальные музеи, театры и библиотеки обязан будут подать в налоговую инспекцию новую форму сведений о доле доходов от основной деятельности в общей сумме доходов. Форму для подачи сведений утвердила ФНС России. Напомним, одно из условий применения нулевой ставки по налогу на прибыль – доходы от основной деятельности учреждения должны составлять не менее 90% от всех доходов, учитываемых в налогооблагаемой базе. Именно этот показатель и нужно отразить в новой форме.
6. Новое в зарплате: повышение окладов работникам федеральных учреждений
Распоряжением Правительства РФ федеральным ГРБС предписано принять меры по увеличению с 1 октября 2020 г. на 3% оплаты труда работников федеральных казенных, бюджетных и автономных учреждений. Одновременно будет проиндексирована и зарплата работников федеральных госорганов, гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная и приравненная к ней служба – всех тех, чья работа оплачивается в соответствии с положениями Постановления № 583.