Новости и аналитика Аналитические статьи Внутрисемейные имущественные отношения: планируемое изменение регулирования

Внутрисемейные имущественные отношения: планируемое изменение регулирования

 Внутрисемейные имущественные отношения: планируемое изменение регулирования
ilixe48 / Depositphotos.com

Необходимость корректировки и дополнения норм, регулирующих имущественные отношения между членами семьи, особенно между супругами, обсуждается экспертным сообществом уже не один год. И небесперспективно – многие предложения специалистов по гражданскому и семейному праву нашли отражение во внесенном 14 ноября в Госдуму законопроекте, направленном, в частности, на уточнение порядка раздела общего имущества супругов, обращения взыскания на него, закрепление возможности и правил совместного банкротства супругов. Посмотрим, какие проблемы поможет решить соответствующий закон в случае его принятия и какие вопросы пока не охвачены проектом.

 

Общее имущество супругов и правила его раздела

Законопроект предполагает уточнение самого понятия общего имущества (совместной собственности) супругов – путем прямого указания в п. 2 ст. 34 Семейного кодекса на то, что к общему имуществу среди прочего относятся имущественные права, и закрепления необходимости учета в составе совместной собственности общих обязательств супругов.

Важная поправка может быть внесена в нормы о регистрации права общей совместной собственности на недвижимое имущество (ч. 3 ст. 42 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости") – предлагается установить, что в случае, когда государственный регистратор располагает сведениями о возникновении права общей совместной собственности в силу закона, данное право регистрируется без заявления одного из ее участников. В связи с этим для регистратора планируется ввести обязанность запрашивать из Единого государственного реестра записей актов гражданского состояния информацию о том, состоит ли в браке лицо, обратившееся с заявлением о регистрации права собственности на основании возмездной сделки. Уже содержащиеся в ЕГРН на момент вступления в силу обозначенных поправок (в случае принятия закона) записи могут быть скорректированы – в случае, если в реестре не отражен факт принадлежности недвижимости обоим супругам, не упомянутый в нем супруг сможет подать заявление о включении в него соответствующих сведений, причем получать согласие на это супруга, указанного в реестре в качестве собственника имущества, не потребуется. Таким образом практика указания в ЕГРН одного собственника общего имущества супругов, что, по сути, является не совсем достоверной с точки зрения сведений о правообладателях информацией, будет исключена.

Значительная часть предусмотренных законопроектом изменений касается порядка раздела совместной собственности супругов. Предлагается, в частности, уточнить содержание соглашения о разделе общего имущества, указав в п. 2 ст. 38 Семейного кодекса РФ, что, помимо размера доли супругов во всем их общем имуществе, соглашение о разделе может содержать положение о том, какие объекты имущества передаются одному из них в счет установленной доли, а в случае, когда стоимость передаваемого одному супругу имущества больше его доли, – обязанность выплатить компенсацию другому супругу и способ исполнения этого обязательства. Планируется также дополнить обозначенную норму кодекса указанием на применение к соглашению о разделе имущества супругов или бывших супругов ряда положений о брачном договоре, в частности – об обязанности супруга уведомлять своих кредиторов о заключении соглашения (ст. 46 Семейного кодекса РФ).

Если собственность делится в судебном порядке, то судебный акт согласно предлагаемой законопроектом редакции п. 3 ст. 38 Семейного кодекса РФ должен будет устанавливать размер доли супругов в общем имуществе и перечень объектов из его состава, передаваемых одному из супругов в счет установленной доли. При этом предлагается прямо указать, что неделимые объекты, а также те, раздел которых повлечет несоразмерное уменьшение их стоимости (в том числе права участия в хозяйственном обществе в размере не менее чем 10% от уставного капитала), признаются принадлежащими одному из супругов в счет стоимости его доли в общем имуществе.

Для составления заявления о разделе общего имущества супругов воспользуйтесь сервисом "Конструктор правовых документов" системы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ

Супруг, получивший в результате раздела совместной собственности права на имущество, стоимость которого превышает положенную ему долю, как и сейчас (абз. 2 п. 3 ст. 38 Семейного кодекса РФ), будет обязан выплатить другому супругу компенсацию – законопроектом, правда, уточняется, что именно в денежной, а не какой-либо иной форме. Новшеством является предполагаемая возможность выплаты данной компенсации на условиях отсрочки или рассрочки и установления в качестве обеспечения соответствующего обязательства залога имущества супруга, обязанного выплатить компенсацию, и запрет на его отчуждение до момента выплаты. Надо полагать, предлагаемые изменения позволят не только избежать раздела, например, бизнес-активов и следующего за ним существенного изменения условий работы соответствующего предприятия, но и исключить риски нанесения значительного ущерба бизнесу, возникающие при необходимости выплатить компенсацию супругу единовременно.

Действующее правило о том, что при разделе общего имущества супругов в период брака собственность, которую они наживут дальнейшем, будет являться их общим имуществом, предполагается сохранить, а вот подход к не разделенной части имущества может измениться. Сейчас такая часть имущества тоже считается совместной собственностью супругов (п. 6 ст. 38 Семейного кодекса РФ), а законопроект, напротив, предусматривает, что не распределенные между супругами по соглашению о разделе общего имущества или на основании судебного акта права на объекты, входящие в состав совместной собственности, принадлежат им в долях, обозначенных в этом соглашении или судебном акте, с момента заключения соглашения или вступления в законную силу решения суда.

 

Брачные договоры

По официальной статистике ФНП, количество заключаемых в России брачных договоров растет ежегодно примерно на 20% – в 2017 году нотариусами было удостоверено 89 тыс. договоров, в 2018 году – 110 тыс. (количество зарегистрированных в прошлом году браков – 917 тыс.). Несмотря на то что в некоторых случаях брачные контракты заключаются в "сопутствующих" установлению режима собственности супругов целях – в последнее время, к примеру, популярность набирает заключение брачных договоров во избежание отказа в оформлении ипотеки по причине плохой кредитной истории одного из супругов, – соотношение количества заключаемых браков и брачных договоров подтверждает заинтересованность многих семейных пар в использовании отличного от предусмотренного законом режима собственности.

Однако плюсы использования брачных договоров для конкретизации имущественных прав супругов во многом нивелируются существующей практикой признания их недействительными по прошествии значительного времени с момента заключения. Как отметила в ходе тематических парламентских слушаний, состоявшихся в Госдуме 15 ноября, председатель совета Исследовательского центра частного права им. С.С. Алексеева при Президенте РФ Лидия Михеева, нередко один из супругов или бывший супруг заявляют соответствующее требование, ссылаясь на ст. 44 Семейного кодекса РФ, которая позволяет признавать брачный договор недействительным полностью или в части по требованию одного из супругов, поставленного условиями договора в крайне неблагоприятное положение, в тех ситуациях, когда в действительности такого положения нет. "В этой ситуации – когда крайней неблагоприятности, по мнению юристов, не отслеживается – оспаривающий договор супруг приводит в качестве аргумента утверждение, что если бы брачного контракта не было, он бы получил половину имущества, а так получает, допустим, 30%, значит, это неблагоприятное положение", – подчеркнула эксперт.

В целях изменения данной ситуации законопроектом предлагается исключить из кодекса указанное основание недействительности брачного договора. "Это не значит, что супруги, которые оказались в действительно неблагоприятном положении, не будут защищены. Все инструменты договорного права сработают в их пользу, в том числе такой способ, как изменение или расторжение договора в связи с существенным изменением обстоятельств (ст. 451 Гражданского кодекса). При этом соответствующие изменения позволят постепенно уходить от судебных споров в сторону хороших договоренностей в рамках семейных отношений", – уточнила Лидия Михеева.

 

Банкротство супругов, обращение взыскания на их имущество

Очень важными являются предусмотренные законопроектом поправки в законодательство о банкротстве. Предлагается, в частности, прямо закрепить в нем возможность совместного банкротства супругов – Федеральный закон от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее – закон о банкротстве) планируется дополнить соответствующей ст. 213.33. Это поможет устранить существующее расхождение судебной практики. Ряд судов, исходя из того, что супруги, подавшие заявления о признании их несостоятельными, имеют общие обязательства перед кредиторами, объединяют дела о банкротстве каждого из них в единое производство. Другие, напротив, отказывают заявителям в удовлетворении ходатайств об объединении дел о банкротстве, ссылаясь на отсутствие в законодательстве норм, регулирующих банкротство двух или более должников в рамках одного дела. В результате супругам приходится оплачивать две недешевые процедуры банкротства, а судам определять, в рамках какой из них будет реализовано общее имущество супругов и каким правовым статусом обладает супруг, привлекаемый в дело о банкротстве другого супруга для решения связанных с реализацией совместной собственности вопросов.

Законопроектом предполагается, что совместное банкротство будет возможным, если между супругами не заключен брачный договор, предусматривающий иной по сравнению с общей совместной собственностью режим их имущества. С заявлением о признании банкротами обоих супругов или бывших супругов в арбитражный суд могут обратиться они сами, их кредитор по общему обязательству, а также финансовый управляющий гражданина-должника, в ходе рассмотрения дела о банкротстве которого кредитор заявил о том, что его требование относится к общим обязательствам супругов.

Кредиторы по обязательствам одного из супругов будут вправе заявлять свои требования в рамках процедуры совместного банкротства. Предполагается, что удовлетворение таких требований, равно как и требований кредиторов по общим обязательствам, будет производиться в соответствии с правилами об обращении взыскания на имущество супругов, которые также планируется скорректировать.

Так, в настоящее время взыскание обращается на общее имущество супругов по их общим долгам и по обязательствам одного из супругов – если суд установит, что все полученное по ним использовано на нужды семьи (п. 2 ст. 45 Семейного кодекса РФ). Предлагаемое законопроектом регулирование исходит из того, что все сделки в период брака совершаются в интересах семьи, поэтому планируется установить следующее правило: обращение взыскания на общее имущество супругов возможно по всем обязательствам одного из супругов, возникшим в период брака в результате заключения договора или вследствие неосновательного обогащения. Однако данное правило не будет действовать в ситуации, когда обязательство одного из супругов возникло в период раздельного проживания супругов при прекращении семейных отношений, а также в случае использования полученного по обязательствам не на нужды семьи – при установлении соответствующего факта судом обратить взыскание на общее имущество супругов по долгам одного из них будет невозможно.

Кроме того, планируется скорректировать и порядок реализации имущества одного из супругов. По действующему законодательству имущество должника, принадлежащего ему на праве общей собственности с супругом или бывшим супругом, реализуется в рамках дела о его банкротстве, после чего часть средств от реализации, соответствующая доле должника в этом имуществе, включается в конкурсную массу, а оставшиеся деньги передаются второму супругу (п. 7 ст. 213.26 закона о банкротстве). В целях защиты прав последнего от неизбежной реализации принадлежащего ему имущества по долгам его супруга или бывшего супруга предлагается установить, что в отсутствие процедуры совместного банкротства супругов, заключенного между ними брачного договора, предусматривающего режим долевой собственности, или соглашения о разделе собственности реализация имущества супруга-должника производится только после раздела общей совместной собственности супругов (бывших супругов).

Предполагается, что с требованием о разделе совместной собственности в суд сможет обратиться бывший супруг должника, финансовый управляющий или любой конкурсный кредитор. Немаловажным является указание на то, что данное требование будет подаваться в арбитражный суд, рассматривающий дело о банкротстве должника, так как в настоящее время в судебной практике нет единого понимания, в какой суд: общей юрисдикции или арбитражный – кредитор или финансовый управляющий должен обращаться с заявлением о разделе общего имущества супругов или выделе из него доли, принадлежащей должнику.

 

***

Как видно, законопроект предполагает внесение ряда существенных изменений в регулирование имущественных отношений супругов, направленных на устранение проблем, которые возникают на практике при разделе общего имущества супругов, обращении взыскания на него, реализации совместной собственности при банкротстве одного или обоих супругов. Тем не менее не все предложения экспертного сообщества по корректировке соответствующих норм нашли отражение в проекте. В частности, пока оставлена за его рамками идея об установлении определенного периода для раздела совместного имущества супругов после расторжения брака (что помогло бы более эффективно защитить права приобретателей такого имущества). Однако, по словам одного из авторов законопроекта – председателя Комитета Госдумы по государственному строительству и законодательству Павла Крашенинникова, данное предложение может появиться в тексте проекта в ходе его доработки. Учитывая, что законопроект планируется включить в примерную программу законопроектной работы Госдумы на февраль 2020 года, а принятый на его основе закон должен вступить в силу с 1 марта того же года, можно предположить, что его рассмотрение не будет сильно затягиваться.

Документы по теме:

Читайте также: