Новости и аналитика Аналитические статьи Современное высшее образование: ориентир на подготовку востребованных в условиях цифровой экономики специалистов, практику и нестандартные образовательные программы

Современное высшее образование: ориентир на подготовку востребованных в условиях цифровой экономики специалистов, практику и нестандартные образовательные программы

Современное высшее образование: ориентир на подготовку востребованных в условиях цифровой экономики специалистов, практику и нестандартные образовательные программы
Wavebreakmedia / Depositphotos.com

Завершается вторая волна приема абитуриентов в российские вузы: уже завтра – 8 августа – будут опубликованы приказы о зачислении студентов на не занятые в ходе первой волны бюджетные места.

Опираясь на мнения о приемной кампании этого года ректора МГИМО Анатолия Торкунова, ректора НИУ ВШЭ Ярослава Кузьминова и ректора МФТИ Николая Кудрявцева, которые подвели ее предварительные итоги на состоявшейся в конце прошлой недели пресс-конференции, обозначим некоторые важные особенности современной системы высшего образования.

 

Популярные специальности и нестандартные образовательные программы

На протяжении последних лет фиксируется стабильный интерес абитуриентов к естественным и инженерным наукам, поэтому соответствующие образовательные программы реализуются не только в технических, но и в традиционно воспринимаемых в качестве гуманитарных вузах. Для этого, как отметил Анатолий Торкунов, вовсе не обязательно открывать новые факультеты – университеты идут по пути создания совместных программ, ориентируясь на запросы кадрового рынка. Так, МГИМО, например, уже несколько лет реализует магистерскую программу по направлению "Бизнес-информатика" для подготовки специалистов в области применения искусственного интеллекта в предпринимательской деятельности, занятия по которой проводят преподаватели МГИМО, МГУ имени М.В. Ломоносова и МФТИ, а также представители компаний – лидеров в сфере интернет-технологий и маркетинга, в том числе иностранных. В этом году МГИМО, Российский государственный аграрный университет – МСХА имени К.А. Тимирязева, Кубанский и Ставропольский государственные аграрные университеты начинают реализацию магистерской программы "Мировые аграрные рынки", нацеленной на подготовку специалистов международного уровня в области сельского хозяйства. Необходимость появления атташе по вопросам агропромышленного комплекса для продвижения российской продукции на мировые рынки закреплена, напомним, на федеральном уровне – в утвержденном в рамках национального проекта "Международная кооперация и экспорт" федеральном проекте "Экспорт продукции АПК".

Выбирающие связанные с информационными технологиями направления подготовки абитуриенты демонстрируют очень высокий уровень знаний. По словам Ярослава Кузьминова, в этом году проходные баллы (общая сумма набранных по результатам экзаменов и начисленных за индивидуальные достижения баллов – последних, напомним, может быть не более 10 (п. 45 Порядка приема на обучение по образовательным программам высшего образования)) по некоторым программам обучения технических специалистов, разработчиков и архитекторов программного обеспечения, инженеров в области теоретической и прикладной информатики достигли рекордных величин: на программе бакалавриата "Прикладная математика и информатика" – 303 балла, "Программная инженерия" – 300 баллов.

В то же время пользуются популярностью и гуманитарные науки, причем нередко не самые распространенные и требующие в силу своей специфики особого формата реализации. Так, например, Институт классического Востока и античности НИУ ВШЭ организует обучение по "мерцающим" программам, прием на обучение по которым осуществляется не ежегодно, а раз в несколько лет. В этом году таким образом осуществлялся набор на программы "Язык и литература Японии", "Языки и литература Юго-Восточной Азии", "Ассириология", причем конкурс – 29, 22 и 15 человек на место соответственно. Помимо чередующегося набора, у таких программ бакалавриата есть еще одно важное отличие: срок обучения по ним составляет пять лет. Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) высшего образования по направлениям бакалавриата предусматривают четырехлетний срок обучения (для очной формы), однако не стоит забывать, что ряд вузов, в том числе национальные исследовательские университеты, имеют право самостоятельно утверждать образовательные стандарты по всем уровням высшего образования – при условии, что предусмотренные ими требования не ниже закрепленных в ФГОС (ч. 10 ст. 11 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"; далее – закон об образовании). Именно этим правом и воспользовался университет, запуская пятилетние программы бакалавриата, подчеркнул Ярослав Кузьминов. Эксперимент по увеличению продолжительности обучения бакалавров стартовал в прошлом году по ряду направлений востоковедения и, по мнению студентов, такое изменение создает условия для более глубокого погружения в специальность. В этом году пятилетней университет сделал также программу бакалавриата "История", в следующем планируется увеличить на год срок подготовки юристов. Что важно, обучение студентов в рамках "дополнительного" года осуществляется пока вузом за собственные средства, но цель эксперимента, по словам ректора НИУ ВШЭ, – доказать пользу более длительного срока обучения по ряду специальностей и необходимости пересмотра в этой части соответствующих ФГОС, что, соответственно, гарантирует предоставление государственного финансирования на весь срок реализации программы.

 

Поддержка определенных категорий абитуриентов и студентов

Приемные кампании последних лет отличаются значительным количеством абитуриентов, имеющих право на прием без вступительных испытаний, в частности победителей и призеров олимпиад (ч. 4 ст. 71 закона об образовании). В этом году такие абитуриенты, в том числе победители и призеры заключительного этапа всероссийской олимпиады школьников, по словам ректоров, заняли почти треть бюджетных мест в МГИМО, примерно половину в НИУ ВШЭ и практически все в МФТИ.

В связи с этим вузы оказывают поддержку не поступившим на бюджетные места, но имеющим высокие баллы и перспективным студентам. В НИУ ВШЭ, например, отработан механизм предоставления скидок: 70, 50 и 25% стоимости обучения – обучающимся на договорной основе студентам на заранее определенных и не зависящих от хода приемной кампании условиях. Кроме того, в этом году вуз запустил собственный социальный проект, предполагающий прием на обучение за счет университета детей определенных категорий: из малообеспеченных семей, семей, находящихся в сложной жизненной ситуации, из районов с низким уровнем доступности высшего образования (моногородов, сельской местности) и др., – не прошедших по конкурсу на бюджетные места. Для всех программ бакалавриата и специалитета вуза определено конкретное количество мест для таких абитуриентов, так что среди поступающих в пределах социальной квоты лиц проводится свой конкурс. В этом году на обучение в рамках данного проекта принято 104 человека, сообщил Ярослав Кузьминов.

Грантовая система, позволяющая не прошедшим по конкурсу на бюджетные места абитуриентам обучаться за счет средств вуза, его выпускников и компаний-партнеров, уже не первый год успешно реализуется в МФТИ, отметил Николай Кудрявцев. Причем сейчас университет несет минимальную часть всех соответствующих затрат – основная их доля приходится на компании, заинтересованные в подготовке конкретных специалистов, и выпускников вуза, формирующих для определенных целей фонд целевого капитала. "В то время, когда не было проходного балла по ЕГЭ, решение о зачислении по результатам собеседования принимала специальная комиссия, состоящая, в основном, из руководителей базовых предприятий. После введения ЕГЭ все стало строго ранжировано, смысл существования этих комиссий на время потерялся. Но сейчас появился снова, потому что мы видим, что ЕГЭ больше ориентировано на проверку алгоритмического мышления, а подготовка к нему, соответственно, на его развитие. А сейчас наблюдается дефицит ученых, системных инженеров, которые могут в голове связать несколько трендов, обладают комплексным, модельным мышлением (сейчас даже термина такого нет) и мотивацией. И вот эти комиссии могут рекомендовать ребят, у которых баллы несколько ниже, но есть потенциал, и мы их берем", – пояснил ректор МФТИ.

 

Практико-ориентированное образование

Получение студентами в процессе освоения образовательной программы не только теоретических знаний, но и практических навыков гарантируется несколькими составляющими обучения. Во-первых, обязательным включением практиков в преподавательский состав – ФГОС, напомним, устанавливают, какую долю от общего числа сотрудников вуза, реализующих образовательную программу, должны составлять работники организаций, деятельность которых связана с профилем этой программы, и требования к стажу таких практиков. Причем университеты сейчас, как правило, этими минимальными значениями не ограничиваются – по словам Анатолия Торкунова, около половины преподавателей по программам магистратуры МГИМО составляют ученые-практики.

Признается ли прогулом отсутствие сотрудника на рабочем месте в связи со сдачей экзаменов в случае, когда учебный отпуск не оформлен? Можно ли отказать работнику в предоставлении учебного отпуска при несоответствии профиля образовательного учреждения выполняемой работе? Ответы – в Энциклопедии судебной практики интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ

Во-вторых, многие образовательные программы, как отмечают представители вузов, в настоящее время предполагают не только определенное количество часов практических занятий, а фактически полное погружение в специальность до окончания обучения. "Стремимся сделать так, чтобы наши ребята как можно быстрее выходили во взрослую жизнь. Если раньше студенты Физтеха [МФТИ. – ГАРАНТ.РУ] только на четвертом курсе начинали делать научные работы в организациях, с которыми мы сотрудничаем, то сейчас смещаем этот процесс на год раньше, – отметил Николай Кудрявцев. – Мы видим, что все вузы, конкурс в которые растет, объединяет одна важная особенность: все они новаторские, смело изменяют свои учебные программы, что и привлекает молодежь. Поэтому нужно вводить энергичный стиль обучения, тем более что использование современных технологий позволяет быстрее и эффективнее осваивать образовательные программы".

Магистратура, по словам Анатолия Торкунова, в принципе должны быть нацелена на "затачивание" знаний студентов под реальные нужды практики, поэтому, принимая решение об открытии новых магистерских программ, вузы должны это учитывать. "Кстати, появилось важное новое явление: выпускники вправе защищать не диплом, а проект, причем работать над ним могут несколько выпускников, перед комиссией, которая формируется из ученых вуза и производственников. Это дает очень серьезный эффект: сразу понятно, важен ли полученный в ходе исследования результат. Поэтому такую линию мы будем продолжать", – заключил ректор МГИМО.

Стоит отметить, что возможность корректировки нормативного регулирования сферы практической подготовки обучающихся обсуждается в настоящее время на законодательном уровне – 10 июля в первом чтении принят соответствующий законопроект1. Документ предполагает, в частности, необходимость нормативного закрепления понятия практическая подготовка обучающихся (сейчас, напомним, в законе об образовании используется термин практика), уточнения особенностей ее осуществления вне образовательных организаций, а также в случае, когда образовательные программы реализуются в сетевой форме, порядка использования для этих целей имущества государственных и муниципальных организаций и др. Пока положения проекта нельзя назвать подробными, но не исключено, что они станут более конкретными в процессе его доработки ко второму чтению.

 

Популяризация российского образования на мировом рынке образовательных услуг

Увеличение в два раза по сравнению с 2017 годом числа обучающихся в российских вузах иностранных граждан – одна из задач, обозначенных в так называемом майском указе главы государства (подп. "б" п. 5 Указа Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204), и необходимая составляющая обеспечения глобальной конкурентоспособности российского образования. Ключевые мероприятия, за счет реализации которых планируется достичь заданных целевых показателей, перечислены в федеральном проекте "Экспорт образования" (утвержден в рамках национального проекта "Образование"). В частности, уже к концу текущего года должны быть разработаны предложения по совершенствованию правил въезда в Россию и пребывания на ее территории иностранцев в целях обучения в вузах и трудоустройства, к концу следующего – комплексный план привлечения иностранных граждан для обучения в вузах с целью последующего трудоустройства в российских и транснациональных компаниях за рубежом. Кроме того, в ближайшем будущем планируется создание в странах-партнерах обеспечивающих популяризацию изучения общеобразовательных предметов на углубленном уровне на русском языке ресурсных центров для детей и педагогов.

Можно предположить, что все это повлияет не только на количество иностранных студентов, приезжающих в Россию учиться, но и на их цели и уровень подготовки. В принципе число абитуриентов-иностранцев, как отмечают ректоры ведущих вузов, растет. В этом году в НИУ ВШЭ, по данным на 31 июля, поступило 8500 заявок иностранных граждан на обучение по программам бакалавриата и магистратуры – на 42% больше, чем в прошлом году. В МГИМО доля иностранных студентов предположительно составит пятую часть от общего количества поступивших в этом году лиц. При этом большинство иностранцев выбирают совместные программы российских и зарубежных вузов, предполагающие получение двух дипломов, обучение по которым, как правило, ведется на иностранном языке, подчеркнул Анатолий Торкунов. В технических вузах статистика более скромная – в МФТИ, например, доля иностранцев составляет на данный момент только 12% от общего количества студентов, причем значительная часть из них – граждане стран СНГ. Абитуриентам из дальнего зарубежья, по словам Николая Кузнецова, сложно поступить и учиться в университете не только из-за незнания русского языка, но и в связи с более слабым уровнем подготовки, по математике и физике в частности. Поэтому в планах вуза – внедрять практику организации дополнительного образования по этим дисциплинам для школьников на площадке физико-технической школы при МФТИ в зарубежных странах.

 

***

Таким образом, можно констатировать, что ведущие российские вузы проводят масштабную работу по повышению качества реализуемых образовательных программ, их удобства и привлекательности для абитуриентов. Тем не менее предполагаемая реализация определенных государственных мер, направленных на совершенствование нормативного регулирования деятельности по организации практической подготовки в рамках обучения, продвижение российского образования на международном уровне и т. д., позволит, надо полагать, закрепить и масштабировать соответствующий успешный опыт вузов.  

______________________________

1 С текстом законопроекта № 607448-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" в части совершенствования практической подготовки обучающихся" и материалами к нему можно ознакомиться на официальном сайте Госдумы.

Документы по теме:

  • Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
  • Паспорт национального проекта "Образование" (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 г. № 16))