Оспариваем решение или предписание антимонопольного органа по делам в сфере государственного заказа: чек-лист
pressmaster / Depositphotos.com |
Участникам рынка государственного заказа, в частности организаторам закупок, часто приходится оспаривать решения и предписания управлений ФАС России. Напомним, что для лиц, допустивших соответствующие нарушения, предусмотрены штрафы (ст. 7.29-7.32 КоАП). Оценить перспективы дела и подготовиться к судопроизводству поможет чек-лист, составленный Андреем Прокофьевым, управляющим партнером юридической фирмы "Бизнес санация".
В первую очередь, проверим частые процессуальные нарушения УФАС России при рассмотрении жалоб участников закупок.
Право УФАС на рассмотрение жалобы, по которой приняты оспариваемые решение и предписание. Например, при рассмотрении жалоб на действия заказчиков УФАС не имеет права выходить за пределы указанных в жалобе доводов (ч. 13 ст. 3 Федерального закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц").
Сроки подачи жалобы. Часто случается, что УФАС принимает решения по жалобам, поданным с пропуском установленных законом и/или закупочной документацией сроков. Жалобы, поданные за пределом установленных законом сроков должны оставляться контролирующим органом без рассмотрения (ч. 3 и ч. 4 ст. 105 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"). Напомним, что срок оспаривания через УФАС положений закупочной документации не может превышать дату окончания срока подачи заявок, а жалобы на решения, принимаемые комиссией заказчика при рассмотрении заявок, могут быть рассмотрены УФАС только в случае их поступления в 10-дневный срок с даты опубликования спорного документа.
Соответствие принятого решения и выданного предписания. Случается, что факты установлены верно, однако выданное предписание не приведет к исполнению решения. Пример из практики: УФАС верно установил в действиях заказчика нарушения, предписал отменить протоколы и проверить заявки участников заново. Вместе с тем контролирующий орган не учел, что контракт уже заключен, а повторная проверка заявок не приведет к какому-либо результату. Суд поддержал позицию истца и отменил предписание (решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 22 октября 2018 г. по делу № А56-11627/2018).
Проверка заявителя жалобы на предмет аккредитации на торговой площадке и соответствия обязательным требованиям к участникам размещения заказа (требования должны быть указаны в закупочной документации). Такая проверка поможет доказать в суде отсутствие нарушения прав третьих лиц в следствие совершения спорных действий.
Аккредитация участников проверяется на сайтах электронных торговых площадок (в разделах "Реестр участников"), а с 2020 года все участники должны быть зарегистрированы также на портале единой информационной системы, что можно будет проверить по ссылке: http://zakupki.gov.ru/epz/organization/quicksearch/search.html.
Практика принимаемых по схожим спорам решений. К счастью, специализация на спорах в сфере государственного заказа позволяет подобрать нужную практику практически в любой ситуации. Ищем судебную практику с помощью агрегатора поиска судебной практики, например, в интернет-версии системы ГАРАНТ. Получить полный доступ на 3 дня бесплатно!
После оценки перспектив дела (кроме частых процессуальных нарушений, безусловно рассматривается фактическая сторона каждого спора), приступаем к формированию иска в суд.
Содержание иска также сверяем по чек-листу, поскольку есть особенности при оспаривании НПА:
ФОРМА
Заявление о признании недействительным решения и предписания антимонопольного органа
- наименование арбитражного суда, в который подается иск (п. 1 ч. 2 ст. 125 Арбитражного процессуального кодекса);
- наименование и контакты истца (включая местонахождение, номера телефонов, факсов, адреса электронной почты) (п. 2 ч. 2 ст. 125 АПК РФ);
- наименование контролирующего органа, принявшего оспариваемые НПА (п. 1 ч. 1 ст. 199 АПК РФ);
- реквизиты оспариваемых НПА (п. 2 ч. 1 ст. 199 АПК РФ);
- права и законные интересы, которые нарушаются оспариваемыми НПА (п. 3 ч. 1 ст. 199 АПК РФ);
- ссылки на законы и иные НПА, которым не соответствуют оспариваемые НПА (п. 4 ч. 1 ст. 199 АПК РФ);
- точная формулировка просительной части иска (п. 5 ч. 1 ст. 199 АПК РФ);
- копии оспариваемых НПА (ч. 2 ст. 199 АПК РФ);
- копия свидетельства ОГРН истца (п. 4 ч. 1 ст. 126 АПК РФ) или листа записи ЕГРЮЛ для юрлиц, зарегистрированных после 1 января 2017 года (приказ ФНС России № ММВ-7-14/481@ от 12 сентября 2016 г.);
- выписка из ЕГРЮЛ на участников дела с официального сервиса ФНС России egrul.nalog.ru (п. 9 ч. 1 ст. 126 АПК РФ);
- документ об отправке копий иска лицам, участвующим в деле (п. 1 ч. 1 ст. 126 АПК РФ);
- документ об оплате государственной пошлиныhttp://www.garant.ru/tools/calculator/gosposhlina/ в размере 3 тыс. руб. (обратите внимание, что нет необходимости платить двойную пошлину при одновременном оспаривании решения и предписания УФАС, поскольку последнее напрямую зависит от решения) (п. 2 ч. 1 ст. 126 АПК РФ);
- документы, подтверждающие полномочия лица на подписание иска (п. 5 ч. 1 ст.126 АПК РФ).