12 вопросов о настоящем и будущем правового регулирования космоса
Lazyllama / Depositphotos.com |
Несмотря на необъятность и неизведанность космического пространства международное сообщество пытается урегулировать основные аспекты деятельности человека в космосе, статус космонавтов и ряд других вопросов – сегодня действует несколько соответствующих международных договоров. Однако не исключено, что правовое регулирование космической деятельности может измениться, причем в не самой отдаленной перспективе, учитывая стремительное развитие технологий, например, планы по созданию колонии на Марсе, развитию космического туризма и добыче полезных ископаемых на небесных телах.
Портал ГАРАНТ.РУ решил разобраться, как в настоящее время регулируется космическая деятельность и какие изменения, по предположениям юристов, могут произойти в международных актах с учетом перспектив освоения космоса. В честь Дня космонавтики, который отмечается сегодня, 12 апреля, мы ответили на 12 относительно простых вопросов о космическом праве. На некоторые из них нашлись довольно сложные и длинные ответы.
Где начинается космическое пространство?
В международных соглашениях и национальном законодательстве это, как ни странно, не регламентируется. Однако теоретики права указывают, что по негласной договоренности между странами космосом считается пространство за пределами земной атмосферы на расстоянии около 100-110 км над уровнем моря. В отдельных случаях уточняется, что пространство до орбиты Луны считается ближним космосом, а далее, за ее пределами – дальним космосом.
Как сегодня регулируется космическая деятельность?
На наднациональном уровне действует несколько международных договоров, наиболее важным из них считается Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, принятый в 1967 году (далее – Договор по космическому пространству). В него вошли основные принципы регулирования, в соответствии с которыми исследование и использование космического пространства являются достоянием всего человечества, космос открыт для исследования и использования всеми государствами в мирных целях, а также свободен для научных исследований.
После этого договора было принято еще несколько, которые касаются уже отдельных вопросов, но в целом основаны на тех же принципах. Так, страны согласились о порядке действий в случаях, если экипаж космического корабля потерпел аварию, находится в состоянии бедствия или совершил вынужденную или непреднамеренную посадку (Соглашение о спасании космонавтов, возвращении космонавтов и возвращении объектов, запущенных в космическое пространство; далее – Соглашение о спасании). Определено также, что запускающее государство, то есть то, которое непосредственно осуществляет или организует запуск космического объекта, либо с территории или установок которого осуществляется запуск, несет абсолютную ответственность за выплату компенсации, если его объект причинил ущерб на поверхности Земли или воздушному судну в полете (Конвенция о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами; далее – Конвенция о международной ответственности).
Кроме того, сегодня установлен порядок регистрации объектов, запускаемых в космическое пространство, а также отдельные особенности эксплуатации природных ресурсов Луны (Конвенция о регистрации объектов, запускаемых в космическое пространство, Соглашение о деятельности государств на Луне и других небесных телах).
Также действует и национальное законодательство в космической сфере. Например, предусмотрено, что деятельность в космосе относится к ведению Российской Федерации (п. "и" ст. 71 Конституции РФ). Также применяется отдельный закон – Закон РФ от 20 августа 1993 г. № 5663-I "О космической деятельности". В соответствии с его преамбулой исследование и использование космического пространства, в том числе Луны и других небесных тел, являются важнейшими приоритетами государственных интересов. А к числу направлений космической деятельности отнесены, к примеру, научные космические исследования, использование космической техники для связи, телевизионного и радиовещания, пилотируемые космические полеты, производство в космосе материалов и иной продукции и ряд других. Еще в нашей стране действует профстандарт "космонавт-испытатель" (приказ Минтруда России от 8 сентября 2015 г. № 614н "Об утверждении профессионального стандарта "Космонавт-испытатель").
Отдельные положения, касающиеся различных аспектов космической деятельности, есть и в других актах. Например, определено, что налогообложение по нулевой ставке производится при реализации товаров, работ и услуг в области космической деятельности (подп. 5 п. 1 ст. 164 Налогового кодекса).
Космонавт с точки зрения права – кто он?
Космонавты имеют в международном договоре торжественный и даже поэтично звучащий статус "посланцев человечества в космос" (ст. V Договора по космическому пространству). Определено также, что при осуществлении деятельности в космическом пространстве, в том числе и на небесных телах, космонавты одного государства – участника Договора оказывают возможную помощь космонавтам других государств-участников.
Так, в частности, если в результате аварии, бедствия, вынужденной или непреднамеренной посадки экипаж космического корабля приземлился на территории, находящейся под юрисдикцией стороны-участницы Соглашения о спасании, она незамедлительно должна принять все возможные меры для его спасания и оказания всей необходимой помощи (ст. 2 Соглашения о спасании). А если выяснится, что экипаж космического корабля опустился в открытое море или в другом месте, не находящемся под юрисдикцией какого-либо государства, то сторона-участница соглашения должна оказать помощь в осуществлении операций по поискам и спасанию экипажа, если она в состоянии это сделать.
Но в то же время космонавт, разумеется, не теряет связь с государством, которое отправило его осваивать пространство. Государство, в регистр которого занесен объект, запущенный в космическое пространство, сохраняет юрисдикцию и контроль и над объектом, и над любым экипажем этого объекта во время их нахождения в космическом пространстве, в том числе и на небесном теле (ст. VIII Договора по космическому пространству).
Кому принадлежит космос?
Никому, поскольку космическое пространство, включая Луну и другие небесные тела, не подлежит национальному присвоению ни путем провозглашения на них суверенитета, ни путем использования или оккупации, ни любыми другими средствами (ст. II Договора по космическому пространству). При этом исследовать и использовать космическое пространство могут все государства без какой бы то ни было дискриминации, оно также свободно для научных исследований.
Однако государства сохраняют право собственности на запущенные космические объекты и их составные части. Даже если они обнаружены за пределами государства – участника Договора, в регистр которого они занесены, то должны быть возвращены этому государству, только ему придется по требованию представить опознавательные данные (ст. VIII Договора по космическому пространству).
Военные базы в космосе – это возможно?
Нет, их создание запрещено. Государства – участники Договора взяли на себя обязанность не выводить на орбиту вокруг Земли любые объекты с ядерным оружием или любыми другими видами оружия массового уничтожения. Такое оружие нельзя устанавливать на небесных телах и размещать в космическом пространстве иным образом (ст. IV Договора по космическому пространству).
Отдельно указано, что создание на небесных телах военных баз, сооружений и укреплений, испытание любых типов оружия и проведения военных маневров также запрещено. В то же время военный персонал и оборудование можно использовать для мирных целей.
Кроме того, нельзя проводить испытательные взрывы ядерного оружия и любые другие ядерные взрывы в космическом пространстве. Это касается стран-участниц еще одного международного договора (подп. "а" п. 1 ст. I Договора о запрещении испытания ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой).
Как такое регулирование может измениться в будущем?
Право, как не раз уже отмечали эксперты, консервативно, и поэтому оно часто отстает от практики. Космическая деятельность не стала исключением. В частности, как считает председатель Московской коллегии адвокатов "Горелик и партнеры" Владимир Горелик, ни национальное законодательство, ни международно-правовые акты пока не адаптированы к частно-правовым потребностям развития общества.
"В государственном строительстве не получил необходимого развития институт правового прогнозирования, что препятствует своевременному выявлению процессов, требующих срочного и адекватного реагирования с использованием правовых инструментов, – обратил внимание эксперт. – Человечество осваивает космос больше полувека, однако действующие международные договоры, а также конституционное и внутреннее законодательство ведущих держав, наиболее активно участвующих в этом процессе, пока не гармонизированы и не позволяют в необходимой мере учесть противоречивые интересы и космические амбиции ведущих держав".
Пока можно лишь предполагать, когда именно появится регулирование космоса с точки зрения частных интересов. "Следуя за предположениями некоторых ученых, актуальность национального регулирования и регулирования с позиции предпринимательских отношений появится ближе к концу XXI века, причем оно не будет различать стран, но отдельные государства станут соревноваться в предоставлении льготных режимов для космических предпринимателей", – высказался член правления СЭЦ "Модернизация" Артем Юдкин. По его мнению, сначала право собственности распространят на природные ресурсы, добытые на небесном теле, а с ускорением освоения космоса в коммерческих целях встанет вопрос о новом правовом статусе космонавта. "В том виде, в каком он регулируется сегодня – это регулирование особого характера. Увеличение количества коммерческих негосударственных космонавтов, работающих на регулярной основе, поставит на повестку дня вопрос о специальном трудовом регулировании, включая увеличенный отпуск, сверхсокращенные сроки для выхода на пенсию, а также гарантии профессиональной переподготовки", – предположил эксперт.
Другие специалисты считают необходимым уточнить и иные термины. Так, по оценке ведущего специалиста ПАО "Ракетно-космическая корпорация "Энергия" имени С. П. Королёва Александра Бессарабенко, это касается термина "запускающее государство", закрепленного в Конвенции о международной ответственности. Он пояснил, что в случае, если при выведении или спуске причиняется ущерб третьему государству, то в соответствии с этой Конвенцией ответственность возникнет для того государства, чей космический корабль причинил ущерб, поскольку они самостоятельно отвечают за выведение регистрируемых орбитальных элементов на орбиту. То есть, по оценке специалиста, возникает опасность трактовки, согласно которой каждая из стран-партнеров должна будет самостоятельно нести ответственность за причинение ущерба через свои орбитальные элементы. А в настоящее время, напомнил он, для обеспечения МКС используются главным образом российские космические корабли ("Союз-МС" и "Прогресс-МС"). "С тем, чтобы избежать в этом случае невыгодного для России толкования, было бы целесообразно, если бы Партнеры в таких случаях несли солидарную ответственность (поскольку космическими кораблями всегда доставляются совместные экипажи и грузы)", – сделал вывод Александр Бессарабенко.
Требует ли детального правового регулирования добыча полезных ископаемых вне Земли?
Опрошенные ГАРАНТ.РУ эксперты сошлись в том, что детальное регулирование в будущем потребуется. Артем Юдкин предположил, что будет принят отдельный международно-правовой акт, а отдельные страны установят сверхльготный режим налогообложения и иной финансовой нагрузки для предприятий, добывающих и перерабатывающих природные ресурсы небесных тел – для вовлечения в переработку космических природных ресурсов малого промышленного и исследовательского бизнеса.
С необходимостью принятия отдельного международного акта согласился и Владимир Горелик. Такой документ, по его мнению, должен быть всеобъемлющим, охватывающим все возможные сферы космической отрасли и особенно ее коммерческое использование. "Коммерческое использование полезных ископаемых на Луне, Марсе и других планетах Солнечной системы стало вопросом ближайшего десятилетия, а может быть, и нескольких лет", – сделал прогноз эксперт. Также он считает, что уже сейчас ведущие космические державы должны думать о создании единого международного органа, управляющего космической отраслью в мировом масштабе, а также о заключении международно-правового соглашения, устанавливающего основание и порядок формирования космической собственности на небесные тела, их отдельные участки, недра, полезные ископаемые и видные ресурсы, если таковые будут обнаружены. Юрист связал это с тем, что научно-техническое развитие США, России и Китая не исключает практически одновременную высадку космических десантов на ближайшие планеты.
В то же время, как обратила внимание Госкорпорация "Роскосмос", используемые в международных договорах формулировки "в интересах всех", "равноправный доступ" и "получение выгоды от такой деятельности" никоим образом не устанавливают, что выгода от разработки и использования космических ресурсов будет равной для всех государств. То есть не исключено, что реализация этого права отдельным государством и размер получаемой им выгоды не будут зависеть от размеров доли его участия в космической деятельности.
А разве добыча полезных ископаемых на других планетах не противоречит принципу, в соответствии с которым космос и небесные тела не подлежат национальному присвоению?
Действительно, в этом можно усмотреть определенное противоречие. Как рассказала Госкорпорация "Роскосмос", в ноябре 2015 года в США был принят закон о конкурентоспособности в области коммерческих космических запусков. То есть таким образом впервые в истории национальный законодательный акт наделил неправительственные лица, граждан и организации отдельно взятого государства правом добывать, присваивать, владеть, транспортировать и продавать минеральные ресурсы небесных тел, включая астероиды. Затем закон об исследовании и использовании космических ресурсов принял Люксембург – в июле 2017 года. "В первой же статье указанного закона установлено, что ресурсы космоса могут быть присвоены, что противоречит положениям статьи II Договора по космосу, – отметили в Роскосмосе, – Кроме того, вызывает сомнение легитимность выдачи каким-либо государством лицензий на разработку недр на территориях, которые не находятся под его юрисдикцией, на основании национального законодательства, которое в свою очередь не распространяется за пределы территории государства".
Таким образом напрашивается вывод, что попытки урегулировать такую деятельность на уровне одного государства могут затруднить выработку единого международного механизма. "Поскольку сложно представить, что как в ходе его создания, так и имплементации, государства, уже имеющие соответствующие нормы в национальном законодательстве, легко согласятся на необходимость их приведения в соответствие с новыми международными правилами, – пояснили в Роскосмосе. – Скорее, при разработке международных норм они будут стремиться внедрить собственные подходы и убеждать остальных принять их". Поэтому, как представляется, главным критерием при совершенствовании национального законодательства должно являться соответствие нормам международного права.
Как с точки зрения права будет регулироваться деятельность колонизаторов других планет?
По мнению Артема Юдкина, вопрос длительного пребывания космонавтов на небесных телах в рамках "колонизаторской деятельности" столкнется с необходимостью введения особого правового режима проживания "колонизаторов" и взаимоотношений между ними. "Представляется, что наиболее логичным будет введение режима, близкого к правовому режиму на водном судне, находящемся в плавании (доминат капитана судна), но с сохранением форм прямой демократии в управлении при принятии некоторых хозяйственных и социальных решений", – рассуждает эксперт. Однако, как представляется, эти отношения несколько усложнятся, если придется регулировать взаимодействие между "колониями" различных государств. В этом случае, как считает эксперт, в отношения будут встраиваться на дистанционной основе и уполномоченные органы самих государств. Потребуется, например, разрешать споры внутри "колоний" и между ними, возможно также, что возникнет необходимость миграции "колонизаторов" из одной колонии в другую, регулирование которой, как считает Артем Юдкин, будет близко к переводу с одной работы на другую, но в рамках разных правопорядков.
В целом, как предполагается, определение правового статуса "колонии" или исследовательской территории будет схожим с национальным регулированием, с той разницей, что определение границ таких территорий пройдет на основе международного соглашения. Возможно при этом, что в будущем особый статус колонии будет приравнен к территории муниципального образования или региона, вот только для этого, по расчетам эксперта, должно пройти несколько поколений "колонизаторов", в основном проживающих на небесном теле. Нужно также учесть, что колонии так или иначе будут зависеть от Земли, поскольку, как минимум, не смогут заниматься производством. "Вопрос обеспечения "колоний" длительное время (возможно несколько веков) будет зависеть от поставок с родной планеты, поэтому самоопределение колоний – дело совсем уже фантастических сроков", – заключил он. Так, постепенное сращивание статуса жителя планеты Земля и лиц, проживающих на небесном теле, должно пройти в течение 150-200 лет, считает эксперт.
Вместе с тем, если уйти из области юридической фантастики, то на этот вопрос можно ответить и с точки зрения действующего законодательства. Госкорпорация "Роскосмос" отметила, что поверхность или недра Луны не могут быть присвоены никаким образом и являться собственностью какого-либо государства, международной, государственной или неправительственной организации, юридического или физического лица. А следовательно, высадка на Луне одного человека или группы людей никак не изменяет правового статуса небесного тела или части его территории. Кроме того, как напомнил Роскосмос, каждый из тех, кто находится в космосе или высадится на Луну или любую другую планету, будет оставаться гражданином конкретного государства и находиться под его юрисдикцией. А значит, для юридических и физических лиц вопросы, например, гражданства, уплаты налогов, заключения брака, рождения детей и т. п. будут решаться в соответствии с национальным законодательством конкретного государства, под юрисдикцией которого они находятся.
Следовательно, ребенок, рожденный в "колонии" на Марсе, не будет считаться "марсианином". Его гражданство будет определяться в соответствии с земным законодательством той страны, под юрисдикцией которого находится "колония".
Нужно ли создавать специальное законодательство о космическом туризме?
По мнению экспертов, регулирование космического туризма – немаловажный вопрос. Его особенность заключается в том, что статус туриста будет отличаться от привычного сегодня. Напомним, в соответствии с российским законодательством, турист – это лицо, посещающее страну в лечебно-оздоровительных, рекреационных, познавательных, физкультурно-спортивных, профессионально-деловых, религиозных и иных целях без занятия деятельностью, связанной с получением дохода, на период от 24 часов до 6 месяцев подряд или осуществляющее не менее одной ночевки в месте временного пребывания (ст. 1 Федерального закона от 24 ноября 1996 г. № 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации"; далее – закон о туристской деятельности).
Статус туриста предполагает значительное число прав и небольшое – обязанностей. Например, он имеет право на необходимую и достоверную информацию о правилах въезда, свободу передвижения, свободный доступ к туристским ресурсам, обеспечение личной безопасности и сохранности имущества, беспрепятственный доступ к средствам связи и т. д. (ст. 6 закона о туристской деятельности). Обязанностей туриста не так много – соблюдать законодательство страны пребывания и уважать ее социальное устройство, обычаи, традиции и религию, сохранять окружающую среду и бережно относиться к памятникам, соблюдать правила въезда и выезда, а также соблюдать правила личной безопасности (ст. 7 закона о туристской деятельности).
В случае с космическим туристом, скорее всего, появятся более определенные цели туризма (например, познавательные или исследовательские), а также вырастет число обязанностей. "Если сегодня турист, в том числе и космический – в первую очередь потребитель своеобразной туристской услуги, то в дальнейшем, особенно при длительном проживании на небесном теле, на него будет возлагаться все больше обязанностей, в первую очередь, хозяйственных, приближая его к общему статусу космонавта", – предположил Артем Юдкин. Несомненно также, что к космическим туристам будет предъявляться ряд требований, в том числе касающихся физической подготовки. Возможно, к примеру, что ему, как и обычному космонавту сегодня, придется пройти теоретическую и практическую подготовку к выполнению космического полета, а также запомнить, какие действия нужно совершать в аварийных и нештатных ситуациях в космическом полете (приказ Минтруда России от 8 сентября 2015 г. № 614н "Об утверждении профессионального стандарта "Космонавт-испытатель").
Есть и другое мнение – по оценке Роскосмоса, туристическая деятельность уже регулируется международными и национальными нормами права, а космический туризм, как разновидность такой деятельности, уже имеет большинство необходимых правовых инструментов, в том числе по вопросам страхования, защиты прав потребителей, их правового статуса и ответственности организаций, предоставляющих соответствующие услуги. Госкорпорация добавила, что законодательство Российской Федерации не исключает возможность осуществления космического туризма как одного из видов коммерческой деятельности.
Есть ли такая отрасль и учебная дисциплина – космическое право?
Теоретики права считают международное космическое право отраслью международного права. Отмечается, что оно начало формироваться вместе с запуском первого искусственного спутника Земли в СССР в 1957 году. Источниками международного космического права считаются перечисленные выше международные договоры.
Узнать о космическом праве могут студенты-юристы, дошедшие в учебниках по международному праву до соответствующей главы. Однако можно найти и отдельные учебные пособия, посвященные международному космическому праву.
ООН разработала даже учебную программу, посвященную данной дисциплине. Правда, она предназначена для содействия работе региональных центров подготовки в области космической науки и техники, связанных с ООН. Но также отмечается, что ее можно использовать в качестве методического пособия и в рамках других учебных заведений и образовательных инициатив. В программу вошли такие модули, как "Основные понятия международного права и космического права", "Международное право и другие нормативные положения, применимые к дистанционному зондированию, географическим информационным системам, спутниковой метеорологии и деятельности в области глобального климата", "Спутниковая связь и применимое международное право и другие нормативные положения", "Глобальные навигационные спутниковые системы и применимое международное право и другие нормативные положения".
Выпускают ли сегодня вузы "космических" юристов?
Как отметила Госкорпорация "Роскосмос", подготовка специалистов в области международного космического права в России только недавно выделилась в самостоятельное направление профессиональной подготовки. "Серьезной задачей в этом процессе является комплексное обучение, включающее организацию практического взаимодействия учащихся с государственными, общественными и международными организациями, чья деятельность связана с нормотворчеством и правоприменением в области космической деятельности", – отметили в ведомстве.
Дисциплины, связанные с космическим правом, сегодня преподаются в частных учебных заведениях и некоторых государственных. Так, например, в расписании для аспирантов МГИМО первого года обучения по направлению Международное право можно найти дисциплину "Международное воздушное и космическое право". Кроме того, на факультете космических исследований МГУ имени М. В. Ломоносова размещено описание магистерской программы "Государственное управление в космической отрасли". В рамках этой программы, как обещают на сайте, магистранты могут в числе прочего освоить такую дисциплину, как право в космической сфере.
Можно предположить, с учетом перспектив развития космической деятельности, что заниматься специалисты по космическому праву смогут чем угодно – от дистанционного зондирования до разработки проектов по освоению космоса.
***
Пока при ответе на вопросы о будущем правового регулирования космоса можно ориентироваться либо на действующие документы – и признавать их недостаточно детальными, либо, по сути, фантазировать в рамках правового поля. Поэтому стоит скорее согласиться со специалистами и признать, что правовое регулирование космической деятельности требует обновления и развития.