Новости и аналитика Аналитические статьи Представители вузов: "Приемная кампания – 2017 удалась!"

Представители вузов: "Приемная кампания – 2017 удалась!"

Представители вузов: "Приемная кампания-2017 удалась!"
gopixa / Shutterstock.com

Завершилась вторая волна приема в вузы на программы бакалавриата. Представители учебных заведений, опираясь на предварительные данные приемной кампании текущего года, сходятся во мнении, что она прошла весьма удачно. В качестве трендов этого года можно назвать высокие проходные баллы и большой конкурс, рост интереса выпускников к IT-направлениям, а также значительный уровень подготовки и мотивации бывших школьников.

Конкурс и проходной балл

Как отметила в ходе пресс-конференции проректор по маркетингу и работе с абитуриентами Финансового университета при Правительстве РФ Светлана Брюховецкая, в 2017 году в сфере образования сильно ощущается влияние "демографической ямы" – количество выпускников школ составило всего 716 тыс. По сравнению с 2005 годом оно уменьшилось почти в два раза, тогда из школ выпустилось 1,3 млн человек. Но, как отмечают представители вузов, несмотря на это конкурс и проходные баллы в ведущие вузы растут.

Так, в частности, это касается гуманитарных специальностей. По словам ректора Московского педагогического государственного университета Алексея Лубкова, на профиль журналистики и медиаобразования конкурс составляет 35 человек на место. Проходной балл на него тоже самый высокий – 276 баллов (то есть по каждому ЕГЭ из необходимых предметов должно быть набрано не менее 92 баллов). Не намного меньше требуется для поступления на учебу по специальности учителя русского языка и литературы – 272 балла.

Высокие конкурсы и в НИУ ВШЭ – первый проректор данного вуза Вадим Радаев рассказал, что в среднем это 13 человек на место, но на отдельные специальности конкурс может составлять и 45 человек на место. Однако он добавил, что конкурсы в настоящее время не очень показательны, поскольку абитуриенты могут подавать заявления на несколько программ, то есть цифры могут оказаться преувеличенными. Большее значение, по его мнению, имеет средний балл ЕГЭ – в Высшей школе экономики он близок к 90 баллам по отдельному предмету. Представитель вуза подчеркнул, что в связи с этим абитуриенты с низкими баллами в данный университет уже просто не идут, поступить в него пытаются только самые сильные.


Каким студентам места в общежитиях предоставляются в первоочередном порядке? Узнайте из материала "Общежития для студентов" в "Домашней правовой энциклопедии" интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!


Рост среднего балла ЕГЭ, необходимого для поступления, характерен также для технических специальностей – проректор по учебной работе и довузовской подготовке Московского физико-технического института (государственного университета) Артём Воронов обратил внимание, что в этом учебном заведении средний балл в прошлом году составлял 93,8, а в текущем, по предварительным расчетам, превысит 94 балла. Однако к абитуриентам, которым интересно IT-направление, предъявляются еще более строгие требования – если в 2016 году средний балл составлял 94,3, то в этом году, как ожидают представители вуза, он будет равен 95,6.

Кроме того, серьезную конкуренцию пришлось выдержать и будущим представителям медицинской сферы. Проректор по учебной работе Первого московского государственного медицинского университета имени И. М. Сеченова Татьяна Литвинова рассказала, что на специальность "лечебное дело" конкурс составил порядка 30 человек на место, а на стоматологию еще выше – 36 человек на место.

Интересы выпускников

Объяснить такие высокие показатели можно интересом к получению конкурентоспособного образования среди будущих специалистов. Логично, что большой конкурс возникает там, где есть наибольший спрос на специальность, а высокие баллы ЕГЭ складываются в связи с качественной подготовкой абитуриентов.

Эксперты обратили внимание, что выпускники живо интересуются IT-сферой. "Вообще современная молодежь, несмотря на то, что мы – физико-технический институт, приходит к нам и хочет изучать IT на стыке программирования и математики, – рассказал Артём Воронов. – Кроме английского, русского и других языков современный человек должен знать язык математики и язык программирования, язык физики, поскольку все современные гаджеты и устройства так или иначе будут говорить на этом языке". В связи с этим, как отметил эксперт, планируется наращивать набор IT-специалистов в МФТИ.

Сходный процесс происходит и в Высшей школе экономики, в котором действует факультет компьютерных наук. Интерес бывших школьников вызывают прикладная математика, программная инженерия и сфера IT в целом. Также выпускников привлекает направление информационной безопасности в Финансовом университете. "Самый большой интерес отмечался в этом году к направлению информационная безопасность. Это понятно, потому что хакерские атаки нас посещают постоянно и безопасность компьютерных систем и экономическая безопасность в целом компаний очень важна", – поделилась Светлана Брюховецкая.

Разумеется, информационные технологии – не единственное направление, интересующее выпускников. Стабильно высокий конкурс отмечается на экономических и юридических факультетах. Также популярностью пользуются иностранные языки, межкультурная коммуникация, а особенно – реклама и связи с общественностью. Кроме того, по оценке Алексея Лубкова, четверть выпускников четко ориентирована на педагогическое образование.

Эксперты отметили и высокий уровень подготовки поступающих в вузы. По словам Татьяны Литвиновой, каждый пятый абитуриент Первого московского государственного медицинского университета является профессионально подготовленным школьником, поскольку они приходят из медико-биологических классов.

"Нельзя не сказать о возросшей мотивации ребят и о том, что очень многие, представьте себе, придя из школы, уже имеют опыт работы, стажировок и олимпиад, они уже представляют, что такое профессия", – сообщила Светлана Брюховецкая. Более того, как рассказали эксперты, некоторые абитуриенты уже в приемной комиссии обосновывают выбор вуза своим желанием работать в конкретной компании или заниматься определенной деятельностью, а не просто получить образование.

ЕГЭ: плюсы и минусы

Эксперты пришли к единому выводу – у ЕГЭ есть неоспоримые плюсы. В частности, процедура испытания прозрачна, и для всех участников установлены единые правила. Также введение единого экзамена позволило выпускникам, не приезжая в определенный вуз, подавать в него документы. Представитель ВШЭ отметил, что данная система поспособствовала преодолению раздробленности – когда абитуриенты из регионов поступали в свои вузы и даже не мечтали о том, чтобы "замахнуться" на ведущие московские учебные заведения. По данным экспертов, в настоящее время около 20% абитуриентов московских вузов – из Москвы и МО, соответственно, примерно 80% – представители регионов.

Однако и в этом можно усмотреть определенный негатив. Ректор Московского педагогического государственного университета указал, что таким образом региональные вузы лишаются наиболее сильных абитуриентов. "Мы должны поддерживать всю сеть вузов в стране, а не только столичных", – обратил он внимание.

Неоднозначной является и оценка заданий ЕГЭ. Так, Артём Воронов положительно отозвался об экзаменах по физике и математике. По его словам, сегодня соответствие уровня знаний ребенка и уровня ЕГЭ близко к 100%. "Балл, который ребенок получает по ЕГЭ и его умение решать задачи, его знание физики, математики, соответствуют друг другу. Это уже универсальный качественный инструмент, который определяет уровень абитуриента", – пояснил он.

Но экзамены по гуманитарным предметам еще нуждаются в совершенствовании, считает Алексей Лубков. Он рассказал, что в 50% случаев, проверяя ЕГЭ по обществознанию, эксперты не соглашаются друг с другом, что приводит к повторной проверке ответов. "Устную часть для гуманитарных предметов я бы не отвергал", – высказал свою позицию Лубков, добавив, что совершенствование ЕГЭ должно быть очень аккуратным и последовательным, а буквально накануне объявлять о введении каких-либо новшеств в экзамен – неправильно.

И положительную, и отрицательную стороны единого госэкзамена выделила Светлана Брюховецкая. Она отметила, что система ЕГЭ значительно упрощает жизнь вузу – снижаются его затраты на проведение дополнительных вступительных испытаний. "Но я хотела бы отметить одну опасную тенденцию – для детей и для школы. Система ЕГЭ, если ее не подкреплять серьезным образовательным процессом по другим предметам, может воспитать однобокого человека, однобокую личность", – добавила эксперт. Представитель Финансового университета обратила внимание, что в 11 классе школьники все свое время посвящают подготовке к ЕГЭ, а школа тоже заинтересована в том, чтобы ребята показали хороший уровень знаний, поэтому не препятствует такому подходу к учебе.

Индивидуальные достижения

Вузы могут начислять абитуриентам до 10 баллов дополнительно за так называемые индивидуальные достижения (п. 45 Порядка приема на обучение по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры). На дополнительные баллы могут претендовать, в частности, выпускники, получившие аттестат с отличием, награжденные золотой или серебряной медалью выпускника школы, победившие в чемпионате мира и на олимпийских играх, награжденные золотым значком ГТО, а также участники олимпиад и некоторые другие. Кроме того, вуз может учесть оценку, выставленную школой за итоговое сочинение, являющееся условием допуска к ГИА (п. 44 Порядка).

Для каждого вуза ценны различные индивидуальные достижения. Так, в Высшей школе экономики важное значение имеет как раз итоговое сочинение – по словам Вадима Радаева, в прошлом году во время приемной кампании филологи-лингвисты вуза проверили 12 тыс. сочинений. Однако такой большой объем работы могут выполнить не все учебные заведения – Татьяна Литвинова сообщила, что в медицинском вузе мало специалистов и прочитать все сочинения невозможно, поэтому данный показатель не учитывается. При этом в Первом московском государственном медицинском университете ценится аттестат с отличием, а значок ГТО больше не учитывают – в прошлом году оказалось слишком много его обладателей.

В то же время текущее число учитываемых индивидуальных достижений некоторые родители считают недостаточным. "Очень многие родители высказывают пожелания и удивляются, почему, к примеру, в индивидуальные достижения не включается звание мастера спорта международного класса, например, или призы всероссийских соревнований и другие серьезные достижения. Тем не менее, мы придерживаемся федерального порядка и начисляем баллы только в соответствии с ним", – рассказала порталу ГАРАНТ.РУ Светлана Брюховецкая.

Разумеется, большое значение для вузов имеют олимпиады. "Для нас важен показатель, за ним мы следим очень внимательно, – число победителей всероссийских олимпиад, у нас сейчас их уже более 200. Каждый год это число возрастает", – отметил представитель Высшей школы экономики. "Для нас Всероссийские олимпиады тоже ключевой параметр. На физтехе тренируются три национальные сборные, это математика, физика и юниоры", – дополнил Артём Воронов. "Отмечу также положительную тенденцию с "олимпийцами" – в этом году мы приняли почти 100 "олимпийцев" и это все на экономические направления", – привела показатели Финансового университета Светлана Брюховецкая.

***

В условиях высокого конкурса и растущих требований к проходным баллам ЕГЭ, необходимым для поступления, современным выпускникам школ приходится прилагать значительные усилия, чтобы получить хорошее вузовское образование – усердно готовиться к единым госэкзаменам, активно участвовать в олимпиадах, отлично учиться в школе. Можно предположить, что столкновение с жесткой конкуренцией на таком раннем этапе жизни – сразу после школы – способно эффективно подготовить выпускника к современным реалиям и высоким требованиям рынка.

Документы по теме:

Читайте также: