Телемедицина: если дорого, то значит не для всех?
Luis Louro / Shutterstock.com |
Несколько дней назад Правительство РФ внесло в Госдуму законопроект о телемедицине1. Как ранее писал ГАРАНТ.РУ, речь идет об оказании медицинской помощи с применением телемедицинских технологий. Бесспорно, что интегрирование медицинских и IT-технологий является стратегически важным шагом для дальнейшего развития отечественной медицины. Но помимо видимых плюсов – повышение качества оказания медицинской помощи, особенно в населенных пунктах с дефицитом врачей, есть и некоторые опасения, на которые стоит обратить внимание. Например, прогнозируемая высокая стоимость услуг, необходимость доработки нормативной базы в случае принятия законопроекта и проведения значительных работ по автоматизации и безопасности данных. Опрошенные порталом ГАРАНТ.РУ эксперты рассказали, в каких условиях, по их мнению, в нашей стране телемедицина может стать успешной.
Евгения Ширенкова
Руководитель департамента правового сопровождения инвестиционных проектов IPT Group
специально для ГАРАНТ.РУ
Уже достаточно много сказано о положительных сторонах телемедицины. Прежде всего, это значительное расширение географии предоставления качественной медицинской помощи, доступность узкопрофильных медицинских специалистов, обеспечение необходимого мониторинга здоровья пациентов без излишних посещений врача, возможность получения дополнительных ("вторичных") консультаций и консилиумов.
Однако стоит отметить, что и имеющиеся опасения в отношении телемедицинских услуг также обоснованы.
В России недостаточно развита нормативная медицинская база: отсутствуют в достаточном объеме порядки и стандарты оказания медицинской помощи. При предоставлении медицинских услуг в "обычном", очном, режиме не всегда однозначно можно определить, правильные ли методы и способы выбраны врачом для оказания помощи пациенту. Представляется, что грань безопасности и адекватности лечения еще труднее будет установить для дистанционных услуг. В этой связи необходимо определить критерии, по которым и медицинским специалистам, и пациентам будет понятна целесообразность и возможность получения удаленной помощи.
Для непосредственного внедрения телемедицины Минздраву России предстоит разработать значительный объем нормативных актов, регламентирующих порядок оказания соответствующих услуг, включая требования к идентификации участников – врачей и пациентов, техническому оснащению процесса для обеспечения качества и конфиденциальности передаваемой информации. До появления таких актов закон в случае его принятия будет иметь несколько декларативный характер. В таком случае неоправданно ожидать его "работы" с 1 января 2018 года.
Определенные трудности можно отметить в реализации и других положений законопроекта.
ОПРОС
Пользуетесь ли вы услугами онлайн-медицины?
Ответить
Так, законопроектом предполагается ввести возможность ведения медицинской документации, в том числе выдачу рецептов на лекарственные препараты, в электронной форме. Стоит отметить, что это долгожданное нововведение, которое может избавить медицинские организации от огромного количества бумаг. Вместе с тем, для внедрения медицинского электронного документооборота организациям придется обеспечить наличие у своих врачей усиленных квалифицированных электронных подписей, позволяющих идентифицировать специалиста. А для надлежащего использования пациентами и аптечными организациями таких электронных документов потребуется специальное программное обеспечение, распознающее электронные подписи. В таких условиях применять электронные документы в своей деятельности медицинские организации будут, но в основном для формирования своей документации, а при необходимости ее выдачи пациентам будут создаваться бумажные документы.
Законопроект также расширяет нормы о едином информационном пространстве в здравоохранении. Как отмечают инициаторы закона, информационно-телекоммуникационные технологии, несомненно, могут повлиять на эффективность управления в здравоохранении. В случае успешного создания единого информационного пространства в виде взаимосвязанных между собой информационных систем, будут значительно укорены процессы обмена данными органов власти с медицинскими организациями, возможным станет получение актуальной информации и статистики. Вместе с тем, такие перспективы сейчас представляются весьма далекими. Во-первых, обмен данными подразумевает их наличие в системах, а это потребует автоматизации всех процессов деятельности медицинских организаций от ведения историй болезни до формирования различного рода отчетности в электронном формате. Во-вторых, существующие в настоящее время в медицинских организациях информационные системы должны быть интегрированы друг с другом, что, конечно, не может быть сделано одномоментно.
Антон Герасимов
Стоматолог, хирург-имплантолог, член Европейской Ассоциации черепно-челюстно-лицевой хирургии (EACMFS), к. м. н.
специально для ГАРАНТ.РУ
Существует мнение, что упрощение алгоритма медицинской помощи с помощью телемедицины поможет сократить расходы как клиникам, так и пациентам. Однако, несмотря на удобство и другие плюсы телемедицины, полноценная интернет-консультация и готовый план лечения могут обойтись российскому пациенту дороже, чем посещение врачей вживую. Чтобы снизить стоимость услуг и при этом сохранить их качество, понадобится дополнительное финансирование, в том числе, и со стороны государства.
Завершенная "телемедицинская" консультация квалифицированным специалистом может стоить в разы дороже, чем обычный прием у врача. Так, например, стоимость завершенной консультации у врача-стоматолога, включающей в себя постановку диагноза и составление плана лечения, может доходить до 10 тыс. руб. На данный момент в большинстве стоматологических клиник консультационные услуги либо бесплатны, либо стоят в пределах 1 тыс. руб. Такая низкая цена (или ее отсутствие) обусловлены тем, что в будущем клиники получат прибыль от лечения пациента, тем самым компенсируя трудозатраты врача и затраты клиники на работу "кресла" во время консультации. Если же врач будет использовать технологию телемедицины, то он лишается гарантий, что пациент продолжит лечение именно у него, особенно, если пациент живет в другом городе.
Получается, что, если клиники не будут получать дополнительное финансирование со стороны, цены на услуги телемедицины могут оказаться чересчур высокими для россиян. В странах, где телемедицина уже получила активное развитие, финансирование, как правило, осуществляется за счет государственных средств, помощи международных и национальных фондов, страховой медицины и оплаты услуг пациентами. В некоторых странах, например, в Швейцарии, дистанционную медицину частично финансируют фармацевтические компании. По статистике, в европейских странах телемедицина заменяет классическую медицину почти на 30%, а уже через пару лет, по мнению некоторых экспертов, эта цифра достигнет 50%. Так, одной из телемедицинской платформой в Швейцарии уже сегодня пользуется порядка 65% жителей. Однако, качество и объем данной консультации остаются неизвестными.
Снизить стоимость консультаций за счет сокращения издержек, скорее всего, не получится. Игроки рынка предполагают, что после принятия законопроекта услуги телемедицины так или иначе смогут оказывать только лицензированные клиники, существующие и в реальности. А, значит, что затрат на аренду помещения, покупку оборудования и других платежей избежать не удастся.
Выходом из ситуации может стать включение виртуальной медицины в систему медицинского страхования, как это было сделано в США. На данный момент почти 70% жителей страны включены в систему медицинского страхования и у пациентов нет необходимости платить за консультации из своего кошелька. При этом цена на услуги и анализы в 2-3 раза ниже, чем в медицинских центрах. Дополнительное удобство состоит в том, что все цены указаны на сайте и абсолютно прозрачны. Однако эксперты сетуют, что для России этот сценарий практически нереален и прогнозируют, что телемедицина в нашей стране будет присутствовать скорее в частном секторе.
В России частично клиники уже успели опробовать формат телемедицины, однако, из-за высоких цен значительной заинтересованности клиентов не заметили. Даже учитывая все преимущества этого подхода, не каждый пациент готов платить врачу больше, чем привык. Для того, чтобы телемедицина "прижилась" в России, нужно время – 10-15 лет.
Есть и другой важный момент, влияющий на стоимость консультации. Телемедицина предполагает высокий уровень ответственности пациента за верность постановки диагноза врачом, ведь врач делает выводы и назначает лечение исходя из анкеты, заполненной клиентом. Специалисты полагают, что если стоимость консультации будет символической, то и отношение пациента к заполнению анкеты и документов будет таким же. Невнимательность и халатное отношение могут повлечь за собой врачебные ошибки. Уже сейчас пациенты зачастую не придают значения принимаемым препаратам или перенесенным заболеваниям, забывая рассказать об этом врачу.
К тому же, отношение россиян к профессии врача значительно отличается от европейского. "В нашей стране интеллектуальный труд врача, а именно консультирование и составление плана лечения, ценится меньше, в том числе, с материальной точки зрения. Например, в Швейцарии, стоимость консультации врача-имплантолога стоит, как установка одного зубного имплантата – 2 тыс. франков [113 370,80 руб. по курсу Банка России на 17 мая. — ГАРАНТ.РУ]. При этом даже звонок врачу тарифицируется и оплачивается отдельно. В Голландии стоимость консультации стоит порядка 700 евро [44 138,50 руб. — ГАРАНТ.РУ].
Аналитики уверены, что к 2019 году глобальный рынок телемедицины охватит и Россию, достигнув почти $44 млрд, показывая среднегодовой рост 17,7%. В преддверии принятия закона российский бизнес начал активно проявлять заинтересованность в подобных проектах: только в марте о своем желании заявили "Яндекс" и "Сбербанк". Учитывая, что по официальной статистике в России наблюдается дефицит 30 тыс. врачей, проекты по телемедицине в нашей стране имеют перспективы быть успешными. Однако это произойдет только в том случае, если медицинские операторы смогут предоставить выгодные тарифы для пациентов, при этом не теряя в качестве. Как сложится ситуация в действительности – покажет время.