Госсектор. Новые редакции инструкций по бухучету
Содержание
1. Формирование номеров счетов бухучета
2. Исправление ошибок в бухгалтерской отчетности
3. Учет расчетов по получению субсидий и возврату остатков субсидий в бюджет
4. Учет отложенных обязательств
5. Учет изменения кадастровой стоимости земли
6. Основания проведения инвентаризации и порядок учета ее результатов
7. Правила применения забалансовых счетов 17 и 18
8. Применение счета 209
9. Учет НДС по перечисленным авансам
В Минюсте России зарегистрирован приказ Минфина России от 16 ноября 2016 № 209н, изданный в целях совершенствования бухгалтерского учета и отчетности в госсекторе. Он предусматривает, в частности, внесение изменений в Инструкции, утвержденные приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. № 157н, приказом Минфина России от 6 декабря 2010 г. № 162н, приказом Минфина России от 16 декабря 2010 г. № 174н, приказом Минфина России от 23 декабря 2010 г. № 183н.
Разберем основные новшества в сфере бухгалтерского (бюджетного) учета, предусмотренные этим приказом.
Формирование номеров счетов бухучета
При формировании 1-17 разрядов счета бюджетного учета в казенных учреждениях применяются 4-20 разряды кодов бюджетной классификации, используемых для составления и исполнения бюджетов, а в 24-26 разрядах – соответствующие коды КОСГУ.
Что касается бюджетных и автономных учреждений, то для них начиная с 2016 года действует требование об обязательном включении в 15-17 разряды номеров соответствующих счетов бухучета кодов:
- вида расходов;
- аналитической группы подвида доходов;
- аналитической группы вида источников финансирования дефицитов.
23 января 2017 года
Программа повышения квалификации "Бухгалтерский и налоговый учет в госсекторе: последние изменения, типичные нарушения и ответственность за их совершение"
Порядок формирования 5-14 разрядов номера счета бюджетные (автономные) учреждения могут установить в своей учетной политике. В частности, можно будет задействовать коды целевых статей расходов. Если же учетной политикой вопрос о формировании 5-14 разрядов номера счета не будет урегулирован, то в этих разрядах необходимо будет указывать нули.
И наконец, согласно п. 21.1 Инструкции № 157н (в редакции приказа Минфина России от 6 августа 2015 г. № 124н) в 1-4 разрядах номера счета с 1 января 2017 года бюджетные и автономные учреждения обязательно должны отражать коды раздела и подраздела расходов бюджета.
Приказом Минфина России от 16 ноября 2016 г. № 209н предусмотрен ряд исключений из общего порядка формирования 1-17 разряда номера счета. Все новшества обобщены в таблице:
Счет | Разряды номера счета | Примечание | |||
1-4 | 5-14 | 15-17 | 24-26 | ||
КРБ (код расходов бюджетов) | |||||
101 00 – 105 00, | + | нули | нули | + | Аналогичная структура КРБ у корреспондирующих счетов: |
201 35* | + | нули | нули | + |
|
106 00, 107 00, | + | + | + | + |
|
204 00** | нули | нули | нули | + | Аналогичная структура КРБ у корреспондирующих счетов 0 401 20 241 |
4 210 06 | нули | нули | нули | + | Аналогичная структура КРБ у корреспондирующего счета 4 401 10 1 |
3 304 01 | нули | нули | нули | + |
|
304 04 | + | + | + | + | При отражении операций по централизованному снабжению |
401 30 | нули | нули | нули | нули |
|
401 60** | + | нули | + | + |
|
КИФ (код источников финансирования) |
| ||||
201 00 | + | + | нули | + | За исключением 201 35, который применяется с КРБ |
207 00 | + | + | 640 | + |
|
301 00 | + | + | 810, 820 | + | 820 – в 15-17 разрядах счетов бюджетного учета |
* Если иное не предусмотрено целевым назначением имущества и (или) средств, являющихся источником финансового обеспечения приобретаемого имущества или с требованиями главного администратора бюджетных средств |
Учреждение вправе задействовать 1-17 разряды номера счета, в котором Инструкциями предусмотрены нули, для ведения аналитического учета. Необходимость такого учета, например, может быть обусловлена дополнительными требованиями по раскрытию информации в отчетности, предъявляемыми органом – учредителем. Соответствующие положения надо утвердить в учетной политике.
Исправление ошибок в бухгалтерской отчетности
Исправление последним днем отчетного периода теперь может быть сделано даже после представления отчетности. Порядок исправления ошибок согласно новой редакции п. 18 Инструкции № 157н смотрите в таблице:
Когда обнаружена ошибка | Период исправления ошибки | Способ исправления ошибки | Условия применения способа исправления / Примечание |
После представления, но до утверждения отчетности | Последним днем отчетного периода | Дополнительная запись Информацию об исправительных проводках и изменении показателей отчета раскрыть в Пояснительной записке | Решение об исправлении отчетности (внесении уточненной отчетности) принято: Под датой утверждения бюджетной отчетности понимается дата утверждения отчета об исполнении бюджета публично-правового образования соответствующим законом (решением) (ст. 264.6 БК РФ) |
После представления, но до утверждения отчетности | Датой обнаружения ошибки |
Дополнительная запись | Финорган (ГРБС, орган – учредитель) НЕ принял решение об исправлении отчетности |
После утверждения отчетности |
|
| После вступления в силу федерального стандарта "Учетная политика, оценочные значения и ошибки" исправительные проводки в отчетности текущего года учитывать не будем – проводим ретроспективный пересчет отчетности (изменение остатков в прошлых отчетах) |
До представления отчетности | Последним днем отчетного периода | Дополнительная запись | Требуется корректировка регистров бухучета |
До представления отчетности | Датой обнаружения ошибки (текущей датой) | Зачеркивание тонкой чертой неправильных сумм и текста так, чтобы можно было прочитать зачеркнутое В учетном регистре за подписью главного бухгалтера делается надпись "Исправлено" | НЕ требуется корректировка регистров бухучета |
По результатам камеральной проверки отчетности орган, составляющий сводный (консолидированный) отчет, оформляет Уведомление о принятии отчетности или о несоответствии отчета установленным требованиям. В последнем случае учреждению предоставляется время на исправление отчетных форм. Теперь соответствующие положения предусмотрены как Инструкцией № 191н, так и Инструкцией № 33н.
Учет расчетов по получению субсидий и возврату остатков субсидий в бюджет
Предусмотрены новые корреспонденции, а также уточнены ранее установленные корреспонденции, применяемые для отражения в учете ряда важных фактов хозяйственной жизни. Так, расчеты по субсидиям на выполнение государственного (муниципального) задания, а также по целевым субсидиям надо учитывать с применением следующих корреспонденций:
Содержание хозяйственной операции | Порядок отражения в учете бюджетного (автономного) учреждения | |
Дебет | Кредит | |
Начисление доходов в сумме субсидии на выполнение задания | 4 205 31 560 | 4 401 10 130 |
Начисление доходов будущих периодов в сумме субсидии на выполнение задания, подлежащей предоставлению в очередных годах на основании заключенного в текущем году соглашения | 4 205 31 560 | 4 401 40 130 |
Признание доходами текущего периода ранее начисленных доходов будущих периодов в сумме субсидии на выполнение задания | 4 401 40 130 | 4 401 10 130 |
Отражение задолженности перед бюджетом в части возврата: |
|
|
– остатков субсидий на выполнение задания в связи с недостижением показателей характеризующих его объем; | 4 401 10 130 | 4 303 05 730 |
– неиспользованного остатка целевых субсидий прошлых лет; | 5 (6) 205 81 560 | 5 (6) 303 05 730 |
– целевых субсидий в случае выявления факта нарушения порядка их использования | 5 (6) 401 10 180 | 5 (6) 303 05 730 |
Погашение задолженности перед бюджетом в части средств целевых субсидий, подлежащих возврату | 5 (6) 303 05 830 | 5 (6) 201 11 610 |
Отражение задолженности по доходам в части остатков целевых субсидий прошлых лет, потребность в которых подтверждена учредителем | 5 (6) 303 05 830 | 5 (6) 205 81 660 |
Учет отложенных обязательств
Операции по начислению резервов и принятию обязательств за счет резервов помимо балансового учета должны быть отражены на счетах по санкционированию расходов. Приказ Минфина России от 16 ноября 2016 г. № 209н уточняет порядок отражения в бухгалтерском (бюджетном) учете операций по счету 0 502 99 000 "Отложенные обязательства". Обновленными редакциями Инструкции № 162н, Инструкции № 174н и Инструкции № 183н установлен следующий порядок учета отложенных обязательств:
Содержание хозяйственной операции | Порядок отражения в учете | |
Дебет | Кредит | |
Принятие обязательств, величина которых определена на момент их принятия условно (расчетно) и (или) по которым не определен период их исполнения (финансовый год): |
|
|
– в казенном учреждении | 1 501 93 000, | 1 502 99 000 |
– в бюджетном (автономном) учреждении | 0 506 90 000 | 0 502 99 000 |
Принятие обязательств за счет ранее сформированных отложенных обязательств (при определении размера обязательства и периода его исполнения (финансового года)) |
|
|
– в казенном учреждении | 1 502 99 000 | 1 502 01 000 |
– в бюджетном (автономном) учреждении | 0 502 99 000 | 0 502 01 000 |
Учет изменения кадастровой стоимости земли
Урегулирован порядок учета операций по изменению кадастровой стоимости земельных участков, находящихся на праве безвозмездного (бессрочного) пользования у учреждений либо в казне публично-правового образования. Для отражения в учете изменения стоимости земельных участков (за исключением проведения переоценки по решению Правительства РФ) надо применять корреспонденцию:
Дебет | Кредит | Примечание |
0 103 11 000 "Земля – недвижимое имущество учреждения" 1 108 55 000 "Непроизведенные активы, составляющие казну" | 0 401 10 180 "Прочие доходы" | В случае увеличения балансовой стоимости – в положительном значении В случае уменьшения балансовой стоимости – со знаком "минус" |
Основания проведения инвентаризации и порядок учета ее результатов
Обновленная редакция п. 20 Инструкции № 157н будет содержать перечень оснований для обязательного проведения инвентаризации:
при установлении фактов хищений или злоупотреблений, а также порчи ценностей;
в случае стихийных бедствий, пожара, аварий или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;
при смене материально ответственных лиц (на день приемки – передачи дел);
при передаче имущества организации в аренду, управление, безвозмездное пользовании, а также выкупе, продаже комплекса объектов учета;
в других случаях, предусмотренных законодательством РФ или нормативными актами Минфина России.
Кроме того, определен порядок отражения в учете результатов инвентаризации:
Основание проведения инвентаризации | Порядок отражения | Примечание |
Перед составлением годовой бухгалтерской отчетности | В годовой бухгалтерской отчетности | Даже если протоколы, акты были подписаны в текущем году, например, в январе |
При реорганизации (ликвидации) субъекта учета | В бухгалтерской отчетности, представляемой на дату реорганизации, ликвидации учреждения, упразднения органа власти (местного самоуправления) | – |
Иные основания | В учете и отчетности того месяца, в котором была закончена инвентаризация | – |
Правила применения забалансовых счетов 17 и 18
Уточнены наименования и порядок отражения операций по забалансовым счетам 17 и 18. Теперь в обновленной редакции п. 365 и п. 367 Инструкции № 157н прямо определен такой порядок учета за балансом следующих операций:
Увеличение (”+”) | Уменьшение”-” |
Счет 18 "Выбытия денежных средств" | |
Возврат остатков неиспользованных субсидий (грантов) прошлых лет (в разрезе КДБ) | Поступления от возвратов расходов (источников) текущего года (в разрезе КРБ, КИФ), учтенные на счете 18 |
Счет 17 "Поступление денежных средств" | |
- | Перечисление возвратов поступлений, учитываемых на счете 17 |
Для бюджетных и автономных учреждений меняется порядок отражения операций по возвратам остатков субсидий прошлых лет. Такие поступления теперь учитываются как увеличение по счету 18. Ранее аналогичные операции надо было отражать в качестве уменьшения по забалансовому счету 17 в разрезе кодов классификации доходов бюджета (КДБ).
Еще больше информации о последних изменениях в инструкции по бухучету и отчетности в госсекторе смотрите в системе ГАРАНТ.
Для казенных учреждений уточнен порядок учета движения денежных средств при оплате расходных обязательств наличными деньгами. Речь идет об учете на счетах 17 и 18, открытых к балансовым счетам 0 201 34 000 "Касса" и 0 210 03 000 "Расчеты финансовым органом по наличным денежным средствам". Так, обновленный п. 367 Инструкции № 157н прямо предусматривает, что операции по возврату расходов текущего года отражаются в качестве уменьшения по счету 18. При этом не предусмотрено исключений для ситуаций, когда восстанавливаемые расходы были произведены в текущем году с лицевого счета. То есть в качестве уменьшения по счету 18 могут быть отражены внесенные в кассу денежные средства даже при отсутствии в текущем периоде выплат из кассы. Напомним, ранее исключалась возможность отражения отрицательного показателя по счету 18, открытому к балансовым счетам 0 201 00 000, 0 210 03 000 (см., в частности, п. 3.2 раздела I совместного письма Минфина России и Федерального казначейства от 4 июля 2016 г. №№ 02-07-07/39110, 07-04-05/02-493).
Применение счета 209 00
Обновленная редакция п. 220 Инструкции № 157н прямо предусматривает применение счета 0 209 00 000 "Расчеты по ущербу и иным доходам" для учета сумм, поступивших в качестве компенсации расходов, понесенных учреждением в результате реализации требований законодательства. Один из примеров такой компенсации – поступающие от ФСС РФ средства на обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профзаболеваний. Начисление доходов в сумме компенсации ранее произведенных расходов отражается по дебету счета 0 209 30 000 в корреспонденции с кредитом счета 0 401 10 130. Например, при расчетах с ФСС по предупредительным мерам в казенном учреждении могут применяться такие корреспонденции:
Наименование операции | Дебет | Кредит |
Начисление страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний | 1 401 20 213 | 1 303 06 730 |
Перечисление денежных средств за имущество и услуги в рамках мероприятий по сокращению травматизма | 1 302 34 830 | 1 304 05 340 |
Поступило имущество, оказаны услуги в рамках мероприятий по сокращению травматизма | 1 105 ХХ 340 | (119) 1 302 34 730 |
Начисление требований по компенсации затрат государства, произведенных в рамках мероприятий по сокращению травматизма | (119) 1 209 30 560 | 1 401 10 140 |
Зачет расходов, произведенных в рамках мероприятий по сокращению травматизма, путем встречного требования к ФСС | 1 303 06 830 | (119) 1 209 30 660 |
Перечислено в ФСС за вычетом произведенных в рамках мероприятий по сокращению травматизма расходов | 1 303 06 830 | 1 304 05 213 |
Кроме того, теперь при формировании 1-17 разрядов номера счета аналитического учета счета 0 209 30 000 могут быть включены не только коды КДБ, но и коды КРБ. Такой порядок позволяет обособленно учитывать на этом счете расчеты по суммам подлежащей возврату учреждению "расходной" дебиторской задолженности, по которой ведется претензионная работа. В частности:
- по суммам своевременно невозвращенной задолженности подотчетных лиц (перенесенных в дебет счета 209 со счета 208);
- невозвращенным суммам предварительных оплат по контрактам в случае их расторжения (перенесенных в дебет счета 209 со счета 206).
Учет НДС по перечисленным авансам
Налоговым законодательством предусмотрено право налогоплательщика на вычет НДС по перечисленным суммам предварительной оплаты (частичной оплаты), а не обязанность по принятию налога к вычету. Таким образом, налогоплательщик-покупатель при получении авансового счета-фактуры от продавца может воспользоваться своим правом на вычет по НДС. Для учета подобных операций теперь предусмотрен специальный счет 0 210 13 000 “Расчеты по НДС по авансам выплаченным”. Порядок применения этого счета смотрите в таблице:
Содержание операции | Дебет | Кредит |
Перечислен аванс в счет предстоящей поставки | 2 206 ХХ 560 | 2 201 11 610 |
Принят к вычету НДС по перечисленному авансу | 2 303 04 830 | 2 210 13 660 |
Учтена сумма "входного" НДС | 2 210 12 560 | 2 302 ХХ 730 |
Зачет суммы НДС, принятой к вычету по авансам, перечисленным в счет предстоящих поставок | 2 210 13 560 | 2 210 12 660 |
Принят к вычету "входной" НДС | 2 303 04 830 | 2 210 12 660 |
Владимир Пименов, руководитель направления "Бюджетная сфера" компании "Гарант"