Бухгалтеру госсектора: самые важные изменения законодательства 2017 года
Оглавление:
- Страховые взносы
- Бухгалтерский (бюджетный) учет и отчетность
- Бюджетная классификация
- Переход на новый ОКОФ и обновленную Классификацию основных средств
- Порядок приобретения особо ценного движимого имущества
- Списание дебиторской задолженности
- Новый порядок составления Бюджетных смет и Планов ФХД
- Административная ответственность за искажение бюджетной отчетности
- Контроль в сфере закупок
Страховые взносы
С 2017 года страховые взносы в ПФР, ФФОМС и ФСС будут уплачиваться на основании новой главы 34 Налогового кодекса. Администрировать исчисление и уплату взносов будет ФНС России, соответствующие изменения внесены в часть первую НК РФ. В основном на взносы распространены все положения, касающиеся взимания налогов и сборов.
Что прежде всего надо знать в связи с этими изменениями?
С 2017 года в силу прямого указания закона (ст. 420 НК РФ) выплаты и вознаграждения, поименованные в подп. 1-3 п. 1 ст. 420 НК РФ, будут признаваться объектом обложения страховыми взносами только в случае, если они осуществляются в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования. Каких-либо дополнительных объектов обложения для организаций не предусмотрено.
При осуществлении выплат и иных вознаграждений физическим лицам в натуральной форме (в виде товаров, работ, услуг, иного имущества), формировать базу для исчисления страховых взносов нужно исходя из их рыночных цен, которые могут не совпадать с ценами, указанными сторонами договора (п. 7 ст. 421 НК РФ). При этом исчисленная таким образом стоимость будет уменьшаться на суммы частичной оплаты, внесенные физическими лицами-получателями товаров (работ, услуг).
Суммы, не подлежащие обложению страховыми взносами, поименованы в ст. 422 НК РФ. Перечень не облагаемых страховыми взносами выплат практически полностью повторяет перечень, установленный ст. 9 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее – Закон № 212-ФЗ), за некоторыми исключениями.
К не облагаемым страховыми взносами выплатам относятся и командировочные расходы, в том числе суточные (п. 2 ст. 422 НК РФ). С 1 января 2017 года суточные не облагаются страховыми взносами только в размере, предусмотренном п. 3 ст. 217 НК РФ, то есть в сумме не более 700 руб. за каждый день нахождения в командировке на территории РФ и не более 2500 руб. в день – в заграничной командировке. Суточные, превышающие эти ограничения, облагаются страховыми взносами.
Полный список изменений подготовлен экспертами компании "Гарант"
С 2017 года зачет суммы превышения расходов на выплату обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством над суммой начисленных страховых взносов по указанному виду обязательного социального страхования может быть осуществлен и за пределами соответствующего расчетного периода (п. 9 ст. 431 НК РФ). При этом уточнено, что сумма указанных расходов должна определяться за вычетом средств, выделенных страхователю территориальным органом ФСС РФ в расчетном (отчетном) периоде на выплату страхового обеспечения. Такой зачет будет осуществляться налоговым органом на основании полученного от территориального органа ФСС РФ подтверждения заявленных плательщиком страховых взносов расходов на выплату страхового обеспечения за соответствующий расчетный (отчетный) период. До 2017 года зачесть сумму превышения указанных расходов над суммой начисленных взносов можно только в пределах расчетного периода (ч. 2.1 ст. 15 Закона № 212-ФЗ).
С периодов, начинающихся с 1 января 2017 года, отчитываться по страховым взносам надо будет в налоговый орган по месту постановки на учет путем представления единого документа – расчета. Общий срок его представления – не позднее 30-го числа месяца, следующего за расчетным (отчетным) периодом, независимо от того, в какой форме он представляется.
Кроме того, с 2017 года вводятся следующие правила: указанная в расчете совокупная сумма страховых взносов на обязательное пенсионное страхование должна совпадать с данными этого же расчета по каждому застрахованному физическому лицу. Если в представляемом в налоговый орган расчете будет выявлено расхождение, то такой расчет считается непредставленным, о чем плательщику не позднее дня, следующего за днем представления расчета, направляется соответствующее уведомление. В течение 5 дней со дня получения указанного уведомления надо будет отправить в налоговую инспекцию исправленный расчет. Если уложитесь в этот срок, датой представления расчета будет считаться дата его первоначального представления (п. 7 ст. 431 НК РФ).
Правило, позволяющее уменьшать сумму страховых взносов в ФСС (на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством) на сумму расходов на выплаты по этому виду обязательного социального страхования ("больничных"), действует до 31 декабря 2020 года (п. 2 ст. 431 НК РФ, ч. 3 ст. 5 Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 243-ФЗ). После этой даты запланирован переход на прямые выплаты из ФСС, если закон на основе проекта № 15466-7 будет принят (в настоящее время рассмотрение законопроекта в первом чтении перенесено на более поздний срок, какой — не установлен. — Ред.).1
Бухгалтерский (бюджетный) учет и отчетность
В Минюсте зарегистрирован приказ Минфина России от 16 ноября 2016 г. № 209н. Он вносит изменения во все инструкции по учету, отчетности и оформлению первичных документов: № 157н, № 162н, № 174н, № 183н, № 191н, № 33н и № 52н.
Большинство нововведений надо будет учесть уже при формировании учетных показателей за 2016 год и, соответственно, при составлении годовой отчетности – 2016.
Одна из ключевых новаций – изменение порядка исправления ошибок в бухгалтерской (бюджетной) отчетности. Теперь исправление последним днем отчетного периода возможно даже после представления отчетности. Правда это будет возможно только по решению финоргана или органа — учредителя и только до утверждения отчетности. При этом под датой утверждения отчетности понимается дата утверждения отчета об исполнении бюджета публично-правового образования соответствующим законом (решением). По результатам камеральной проверки отчетности орган, составляющий сводный отчет, оформит Уведомление о принятии отчетности или о несоответствии отчета установленным требованиям. В последнем случае учреждению дадут время на исправление отчетных форм. Напомним, раньше после представления отчетности ошибки можно было поправлять только датой их обнаружения.
Урегулирован ряд важных вопросов, связанных с организацией электронного документооборота и централизацией учета. В частности, Бухгалтерскую справку (форма 0504833) теперь надо будет оформлять при передаче в бухгалтерию электронных первичных документов и при отсутствии возможности проставить отметку о принятии документа к учету в случае централизации учетных процессов.
Уточнен порядок осуществления ряда бухгалтерских процедур, в частности:
- детализирован порядок отражения в отчетности событий после отчетной даты;
- определены основания для обязательного проведения инвентаризации;
- скорректирован порядок формирования номеров счетов, в том числе по нефинансовым активам и денежным средствам;
- существенно доработаны правила применения забалансовых счетов 17 и 18 в целях формирования учетных данных и составления отчетности.
Предусмотрены новые корреспонденции для отражения в учетных регистрах ряда важных фактов хозяйственной жизни:
расчетов по субсидиям на выполнение задания и целевым субсидиям, в т.ч. по возврату средств субсидий в связи с невыполнением задания или нецелевым расходованием средств целевых субсидий (ранее корреспонденции были установлены письмом Минфина России от 1 апреля 2016 г. № 02-06-07/19436);
по передаче активов, обязательств, бюджетных данных при реорганизации учреждений, ликвидации органов власти (местного самоуправления);
по принятию обязательств за счет ранее учтенных отложенных обязательств (резервов);
расчетов с ФСС по получению и расходованию средств на проведение мероприятий по сокращению травматизма.
Введены новые счета. В частности, балансовый счет 0 210 13 000 "Расчеты по НДС по авансам выплаченным" и забалансовый счет 42 "Бюджетные инвестиции, реализуемые организациями". Предусмотрены соответствующие корреспонденции.
Бюджетная классификация
Минфин планирует скорректировать отдельные положения Указаний, утвержденных приказом Минфина России от 1 июля 2013 г. № 65н (письмо Минфина России от 14 ноября 2016 г. № 02-05-11/66464, письмо Минфина России от 11 ноября 2016 г. № 09-02-05/66316).
Так, в следующем году на вид расходов 853 "Уплата иных платежей", вероятно, надо будет относить консульские сборы и плату за негативное воздействие на окружающую среду. В 2016 году эти затраты учитываются по виду расходов 852 "Уплата прочих налогов, сборов".
Кроме того, в своих разъяснениях Минфин конкретизирует перечень выплат, подлежащих отнесению на код видов расходов 100 "Расходы на выплаты персоналу …" (по элементам видов расходов 1X1, 1X2, 1X9). А в числе выплат, подлежащих учету по виду расходов 853 "Уплата иных платежей", прямо упоминаются следующие расходы:
исполнительский сбор (ст. 112 Федерального закона от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве");
судебные штрафы (ст. 119 Арбитражного процессуального кодекса);
патентные пошлины.
Переход на новый ОКОФ и обновленную Классификацию основных средств
Постановлением Правительства РФ от 7 июля 2016 г. № 640 (далее — Постановление № 640) в Классификацию основных средств, включаемых в амортизационные группы, внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2017 года.
Для определения срока полезного использования основных средств, введенных в эксплуатацию после 1 января 2017 года, следует применять обновленную Классификацию. В отношении объектов, введенных в эксплуатацию до 2017 года, срок полезного использования, определенный при вводе их в эксплуатацию, не пересматривается. Это правило надо применять как в целях налогового, так и в целях бухгалтерского (бюджетного) учета (см. также письмо Минфина России от 8 ноября 2016 г. № 03-03-РЗ/65124).
Напомним, что с 1 января 2017 года будет применяться и новый ОКОФ. Чтобы упростить его применение приказом Росстандарта от 21 апреля 2016 г. № 458 утверждены прямой и обратный переходные ключи между редакциями ОК 013-94 и ОК 013-2014 (СНС 2008).
В отношении принятых к учету до 1 января 2017 года объектов основных средств вносить изменения не требуется – ориентироваться на новые сроки службы необходимо в отношении объектов, которые будут приняты к учету в 2017 году. Может получиться так, что аналогичные объекты, принятые к учету в 2016 году и в 2017 году, окажутся в разных амортизационных группах и будут иметь разный срок полезного использования. С течением времени, по мере списания имущества, эти расхождения "уйдут".
В 2017 году в ваше учреждение от иных организаций госсектора могут поступать основные средства, поставленные на учет до 1 января 2017 года. При определении срока полезного использования по таким объектам надо руководствоваться новой редакцией Классификации и учесть срок фактической эксплуатации прежним балансодержателем. Допустим, передающая сторона приняла основное средство на учет в октябре 2016 года и установила срок полезного использования 5 лет по старой Классификации. Учреждение, которое принимает основное средство в 2017 году, должно отразить в учете на основании Извещения (форма 0504805) балансовую стоимость полученного объекта и начисленную передающей стороной амортизацию. Такой порядок действий прямо предусмотрен п. 29 Инструкции № 157н. Дальше надо проверить срок полезного использования объекта по обновленной Классификации. Он может отличаться от срока, установленного по старым правилам, например, может быть равен трем годам. В этом случае принимающая сторона обязана будет полностью начислить амортизацию в течение всего трех лет (с учетом срока эксплуатации у передающей стороны).
Порядок приобретения особо ценного движимого имущества
Расходы на закупку особо ценного движимого имущества (ОЦДИ) далеко не во всех публично-правовых образованиях учитываются при определении размера субсидии на выполнение задания. Часто на приобретение такого имущества органы-учредители выделяют отдельные целевые субсидии. Процедуры распределения этих средств между учреждениями не всегда прозрачны. В какой сумме предоставить субсидию на иные цели? Какому учреждению дать средства на покупку ОЦДИ, а какому вовсе отказать? Эти вопросы часто решаются на основании субъективных суждений отдельных сотрудников органов-учредителей. В ближайшее время будет внедрен механизм, позволяющий решить проблему.
Так, на федеральном уровне при расчете размера субсидии на выполнение госзадания уполномоченные органы будут учитывать сумму резерва на полное восстановление состава объектов особо ценного движимого имущества (ОЦДИ) в следующем порядке:
Вид ОЦДИ | Когда резерв будут учитывать в базовом нормативе затрат по госуслугам (работам) | Основание |
Непосредственно используемое при оказании госуслуг (выполнении работ) | Начиная с заданий на 2018 год | п. 3 постановления Правительства РФ от 6 октября 2016 г. №1006 |
Необходимое для общехозяйственных нужд | Начиная с заданий на 2017 год
По решению уполномоченного отраслевого органа (органа — учредителя) применение нововведения может быть отложено на год – до составления задания на 2018 год | п. 7 постановления Правительства РФ от 26 июня 2015 г. № 640 |
Постановление № 640 является "модельным" нормативным актом для субъектов РФ и муниципальных образований. Так что в ближайшее время внедрение описанного выше подхода начнется на уровне субъектов РФ и муниципалитетов...
Применение резерва на восстановление ОЦДИ при расчете базового норматива означает, что учреждения постепенно, из года в год в составе субсидии на выполнение задания будут получать средства на приобретение ОЦДИ. По каждому необходимому для выполнения задания объекту в течение срока его полезного использования в резерв будет добавляться сумма начисляемой амортизации.
Означает ли это, что по истечении срока полезного использования объекта его обязательно надо будет заменить на новый? Нет, не означает. Средства, сэкономленные в связи с продлением сроков эксплуатации имущества, можно будет направить на иные нужды в соответствии с Планом ФХД. Главное, чтобы расходы отвечали целевому предназначению субсидии – были направлены на решение задач, связанных с выполнением задания.
С другой стороны, учреждения должны будут более ответственно подходить к вопросам финансового планирования. Когда придет время обновлять ОЦДИ, не будет оснований для истребования у органа — учредителя субсидий на иные цели. Такие закупки придется проводить за счет сэкономленной в текущем году или в прошлые годы субсидии на выполнение задания. Ну и, конечно, никто не планирует запрещать использование для этих целей средств от приносящей доход деятельности.
И наконец, использование при расчете размера субсидии резерва на восстановление ОЦДИ – это еще и повод для корректировки учетной политики. Фактическая себестоимость госуслуг (работ), формируемая на счете 109 00 по КФО "4", должна быть сопоставима с нормативными затратами, на основании которых определялся размер субсидии. Если резерв по ОЦДИ уже формируется, амортизацию по соответствующим ОЦДИ желательно списывать в дебет счета 4 109 00 000. А вот суммы амортизации, начисленной по недвижимости, желательно списывать в дебет счета 4 401 20 271 (на приобретение или строительство недвижимости органы – учредители по-прежнему будут предоставлять субсидии по ст. 78.2 БК РФ).
Списание дебиторской задолженности
При списании безнадежной дебиторской задолженности по платежам в бюджет казенные учреждения и органы власти должны руководствоваться ст. 47.2 Бюджетного кодекса. Более того, при разработке Положения о списании дебиторской задолженности бюджетные и автономные учреждения также могут взять основания признания дебиторки безнадежной именно из ст. 47.2 Бюджетного кодекса РФ.
Если числящаяся в балансовом учете задолженность признана безнадежной, ее можно списать с баланса без постановки на забалансовый учет. Если же еще остается возможность возобновить процедуру взыскания, не забудьте учесть списанный долг на забалансовом счете 04 "Задолженность неплатежеспособных дебиторов". С баланса надо списывать только ту задолженность, которая не отвечает понятию актива – по конкретному долгу к моменту списания должны быть предприняты все меры для его взыскания (предложение о добровольном погашении, обращение в суд и к судебным приставам и т.д.). Списание с забалансового счета возможно тогда, когда юристы учреждения придут к выводу: возобновить процедуру взыскания не получится.
Дебиторскую задолженность по доходам списывайте с баланса в дебет счета 0 401 10 173 "Чрезвычайные доходы от операций с активами", а по расходам – в дебет счета 0 401 20 273 "Чрезвычайные расходы по операциям с активами". Обратите внимание! Новый счет 0 401 10 174 "Выпадающие доходы" можно и нужно использовать только для уменьшения ранее начисленных в соответствии с действующим законодательством доходов (например, при уменьшении суммы начисленных административных штрафов и неустоек).
В процедуре признания дебиторки безнадежной есть множество юридических тонкостей. Так что все вопросы по отнесению конкретного долга к разряду безнадежных лучше оставить для Комиссии по поступлению и выбытию активов – в ее работе обязательно должны принимать участие юристы. Для бухгалтера основанием списания дебиторки станет решение этой комиссии и Бухгалтерская справка.
Сами по себе действия по списанию дебиторской задолженности с балансового учета не направлены на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей. Соответственно, такие действия не подлежат согласованию бюджетными и автономными учреждениями в порядке, предусмотренном для согласования крупных сделок и сделок с заинтересованностью (ст. 153 Гражданского кодекса, п. 13 ст. 9.2, ст. 27 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ, ст. 14, 16 Федерального закона от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ).
Еще один важный момент. Бывает, что ревизоры формулируют замечание следующим образом: учреждением допущен высокий уровень дебиторской задолженности. Это в корне неправильно. Вполне возможны ситуации, когда большую дебиторку можно поставить в заслугу руководителям учреждения. Такое возможно, если:
- нет просроченной задолженности;
- списывалось мало безнадежных долгов;
- на балансе много дебиторки по доходам;
- мало перечисленных авансов.
А еще не забывайте: факт увеличения в течение отчетного года дебиторской задолженности обычно относится к существенным событиям, информацию о которых желательно отразить в пояснительной записке к отчетности (письмо Минфина России от 22 июля 2016 г. № 02-06-10/43336).
Новый порядок составления Бюджетных смет и Планов ФХД
В 2016 году порядок составления и утверждения бюджетных смет был существенно изменен (приказ Минфина от 30 сентября 2016 г. № 168н). На федеральном уровне поправки применяются с 2017 года, на региональном и местном – с 2018 года. Так, бюджетные сметы надо будет формировать и вести в системе "Электронный бюджет". Обоснования (расчеты) плановых сметных показателей станут неотъемлемой частью сметы (изменений сметы). Сформировать их надо будет уже на этапе составления проекта закона (решения) о бюджете. Данные этих расчетов ГРБС (РБС) учтет при составлении обоснования бюджетных ассигнований (ОБАС). Утвержденная смета, изменения в смету и расчеты (обоснования) плановых сметных показателей обязательно надо будет направлять ГРБС. Установлен срок утверждения сметы: не позднее 10 рабочих дней с даты доведения учреждению соответствующих ЛБО.
В бюджетных и автономных учреждениях составляется и утверждается План ФХД на 2017 год (плановый период 2018-2019 годов). Напомним, согласно п. 22 Требований, утв. приказом Минфина России от 28 июля 2010 г. № 81н, План ФХД бюджетного учреждения утверждается его руководителем, если иной порядок не установлен органом – учредителем. Начиная с 2017 года (планового периода 2018-2019 годов) План ФХД формируется с учетом положений приказа Минфина № 142н от 29 августа 2016 г. Одно из основных новшеств – обязательное приложение к проекту Плана ФХД обоснований (расчетов) плановых показателей по выплатам, использованных при формировании Плана ФХД.
Административная ответственность за искажение бюджетной отчетности
В настоящее время за представление заведомо недостоверной бюджетной отчетности штрафуют по ст. 15.15.6 КоАП. Эта норма подлежит применению только в отношении казенных учреждений и иных организаций, формирующих бюджетную отчетность. Слово "заведомо" из текста ст. 15.15.6 КоАП РФ предлагается исключить (см. проект федерального закона № 1112269-6)2. Однако, как показывает анализ судебной практики, и сегодня многие органы финконтроля и суды применяют эту статью, игнорируя требование о "заведомости" правонарушения.
Кого оштрафуют?
Сейчас некоторые суды просто освобождают должностных лиц казенных учреждений от ответственности, если протоколы составляются по ст. 15.11 КоАП РФ, которая также предусматривает ответственность за грубое нарушение требований к бухгалтерской (финансовой) отчетности. Аргументация этих судов простая – по недостоверной бюджетной отчетности предусмотрен отдельный состав. В новую редакцию ст. 15.11 КоАП РФ включена соответствующая оговорка. Обратите внимание! Должностных лиц бюджетных и автономных учреждений за грубое нарушение требований к бухучету и к бухгалтерской (финансовой) отчетности должны привлекать по ст. 15.11 КоАП РФ.
Когда штрафа не будет?
Одно из оснований для привлечения к ответственности по ст. 15.11 КоАП РФ – искажение любого показателя бухгалтерской (финансовой) отчетности не менее чем на 10 %. Аналогичный критерий для любых денежных показателей бюджетной отчетности предусмотрен новой редакцией ст. 15.15.6 КоАП РФ. Пока действует старая редакция ст. 15.15.6 КоАП РФ, у органов финконтроля сохраняются формальные основания для ее применения даже в случае самого незначительного искажения любой строки любой формы бюджетной отчетности. Обратите внимание! В этом году вступила в силу обновленная редакция ст. 15.11 КоАП РФ. В ней подробно описаны нарушения, которые могут быть признаны грубым нарушением требований к бухучету и бухотчетности.
Критерий существенности
Сейчас в Инструкции № 157н есть понятие "событие после отчетной даты": существенные факты хозяйственной жизни, произошедшие в текущем году, могут быть отражены в отчетности за истекший год. Критерии существенности событий нигде не описаны. Чтобы не спорить в ходе контрольных мероприятий, определите эти критерии в учетной политике. А еще не забывайте учитывать в отчетности за истекший год документы, датированные истекшим годом, но поступившие в учреждение в текущем году до утверждения годового отчета.
Контроль в сфере закупок
В 2017 году показатели Плана ФХД и информацию о доведенных до казенного учреждения лимитах бюджетных обязательств (ЛБО) казначейские органы будут использовать для осуществления контроля, предусмотренного ч. 5 ст. 99 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Они проверят информацию об объеме финобеспечения, включенного в План закупок учреждения, на непревышение информации о праве на проведение закупок согласно Плану ФХД, объему доведенных ЛБО. В случае отрицательного результата План закупок просто не разместят в ЕИС (постановление Правительства РФ от 12 декабря 2015 г. № 1367).
Владимир Пименов, руководитель направления "Бюджетная сфера" компании "Гарант"