Госсектор: основные изменения порядка формирования государственного задания и расчета объема финансового обеспечения учреждений
Государственное задание на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений (далее – госзадание) формируется в форме электронного документа в установленном порядке в системе "Электронный бюджет"1.
Одним из новшеств при формировании госзадания является возможность установления допустимых отклонений в процентах от установленных показателей качества и (или) объема. При этом могут быть предусмотрены возможные отклонения:
- в отношении отдельной государственной услуги (работы);
- в целом по госзаданию;
- по части госзадания.
Установленные значения допустимых отклонений на текущий финансовый год могут быть изменены только при формировании госзадания на очередной финансовый год.
Как и раньше, госзадание утверждается на срок, соответствующий установленному бюджетным законодательством РФ сроку формирования федерального бюджета (п. 6 Постановления № 640). Вместе с тем изменился порядок утверждения госзадания. Ранее согласно постановлению Правительства РФ от 2 сентября 2010 г. № 671 утверждение госзадания должно было осуществляться не позднее одного месяца со дня официального опубликования федерального закона о федеральном бюджете. Сейчас утверждение должно производиться не позднее 15 рабочих дней со дня утверждения главным распорядителям бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств.
Обратите внимание на базовый (отраслевой) перечень государственных и муниципальных услуг и работ по виду деятельности 14. В него включены услуги (работы) оказываемые исключительно в интересах органа-учредителя, например, связанные с организацией закупок, проведением различных мероприятий и т. п.
ОНЛАЙН-СЕМИНАР
Светлана Сивец, |
14 декабря 2016 года
Актуальные вопросы бухгалтерского учета и подготовки годовой отчетности за 2016 год.
Принять участие
Услуги из базового (отраслевого) перечня № 14 не должны включаться в госзадание. Такого рода функции может взять на себя как орган-учредитель самостоятельно, так они могут быть возложены на подведомственное казенное учреждение. Кроме того, приобретение подобных услуг может осуществляться посредством закупок «на рынке».
На федеральном уровне в 2017 году допускается предоставление учреждению на финансовое обеспечения подобного рода услуг субсидий на иные цели.
В целях возможности включения затрат на приобретение основных средств в сумму субсидии на выполнение госзадания, установлен порядок формирования резерва на полное восстановление особо ценного движимого имущества (далее – ОЦДИ)2.
Так, уже начиная с 2017 года, уполномоченные органы на федеральном уровне могут принять решение об учете при расчете размера субсидии суммы резерва на полное восстановление состава объектов ОЦДИ, необходимых для общехозяйственных нужд.
Применение резерва на восстановление ОЦДИ при расчете базового норматива означает, что учреждения постепенно, из года в год в составе субсидии на выполнение госзадания будут получать средства на их приобретение. По каждому необходимому для выполнения госзадания объекту в течение срока его полезного использования в резерв будет добавляться сумма начисляемой амортизации.
Подробне о порядке формирования госзадания и расчета объема финансового обеспечения учреждений смотрите в "Энциклопедии решений. Бюджетная сфера" интернет-версии системы ГАРАНТ.
Получите полный
доступ на 3 дня бесплатно!
В свою очередь, субсидия на выполнение госзадания, начиная с 2017 года, будет доводиться на основании соглашения, заключенного в соответствии с типовой формой, утвержденной Минфином России (п. 44 Постановления № 640). В типовом соглашении определяются:
- права сторон;
- обязанности сторон;
- ответственность сторон;
- объем и периодичность перечисления субсидии в течении финансового года.
Изменения также коснулись и порядка перечисления субсидий. С одной стороны, как и раньше субсидия перечисляется в соответствии с графиком, но при этом перечисление завершающего платежа субсидии в IV квартале будет осуществляться только после предоставления федеральным бюджетным (автономным) учреждением предварительного отчета о выполнении госзадания за соответствующий финансовый год.
Предварительный отчет составляется по форме аналогичной форме отчета о выполнении госзадания, предоставляемого по итогам финансового года (Приложение № 2 Постановления № 640). Срок предоставления предварительного отчета устанавливается непосредственно в госзадании.
Важным обстоятельством является то, что в случае если показатели объема, указанные в предварительном отчете, меньше показателей, установленных в госзадании (с учетом допустимых (возможных) отклонений), то госзадание подлежит уточнению в соответствии с указанными в предварительном отчете показателями. Соответственно, перечисление завершающего платежа должно осуществляться с учетом уменьшения госзадания, то есть в меньшем размере, или не перечисляться вовсе (в зависимости от показателей предварительного отчета). Таким образом, уже в конце года после уменьшения задания учреждению может быть уменьшен итоговый объем полагающейся субсидии.
В случае, если на основании представленного учреждением по итогам финансового года отчета о выполнении госзадания, показатели объема, указанные в отчете, меньше показателей, установленных в госзадании (с учетом допустимых (возможных) отклонений), то соответствующие средства субсидии в объеме соответствующем показателям неисполнения госзадания подлежат перечислению в федеральный бюджет.
Если учреждение недовыполнило задание в пределах допустимого отклонения, установленного в госзадании по итогам года, у него не возникает обязательство по возврату суммы субсидии в доход бюджета.
Единый срок представления отчета о выполнении госзадания по итогам года установлен не позднее 1 марта года, следующего за отчетным. Более ранний срок орган – учредитель сможет установить в госзадании.
Требования по объему ежеквартального перечисления субсидии и уменьшению субсидии в конце года на основании предварительного отчета не распространяются на учреждения, в случаях:
- оказания услуг (выполнения работ) зависящих от сезонных условий (если учредителем не установлено иное);
- если в отношении учреждения проводятся реорганизационные или ликвидационные мероприятия;
- осуществления выплат в рамках Указа Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 597, Указа Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761 и Указа Президента РФ от 28 декабря 2012 г. № 1688.
Важным фактором является то, что показатели выполнения (невыполнения) госзадания проверяются только по объемным показателям задания (качество оказанных услуг не оценивается).
Возникает много вопросов о том, в каких еще случаях может быть уменьшен размер субсидии определенный в соглашении. В течении финансового года в процессе осуществления хозяйственной деятельности в учреждении могут произойти изменения в составе недвижимого и особо ценного движимого имущества. Например, учреждением может быть получено здание в оперативное управление, или наоборот, часть помещения будет передана в аренду. В этой связи следует отметить, что в настоящее время отсутствует механизм, определяющий возможность изменения объема субсидии (уменьшение или увеличение) в течении финансового года в случае поступления (выбытия) недвижимого имущества и (или) ОЦДИ, в том числе в случае передачи такого имущества в аренду. Уменьшение объема субсидии в течение срока выполнения госзадания осуществляется только при соответствующем изменении госзадания (п. 41 Постановления № 640).
Документом, на основании которого бюджетные и автономные учреждения производят расходование денежных средств по-прежнему является план финансово-хозяйственной деятельности (далее – План ФХД). Общие требования к порядку составления и утверждения которого определены приказом Минфина РФ от 28 июля 2010 г. № 81н.
При этом, начиная с 2017 года (планового периода 2018-2019 годов) формирования Планов ФХД будет осуществляться с учетом положений приказа Минфина № 142н от 29 августа 2016 г. «О внесении изменений в Требования к плану финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения, утвержденные приказом Министерства финансов Российской Федерации от 28 июля 2010 г. № 81н» (далее – Приказ № 142н).
Одним из основных новшеств, устанавливаемых Приказом № 142н, является обязательное приложение к представляемому на утверждение проекту плана обоснований (расчетов) плановых показателей по выплатам, использованных при формировании Плана ФХД (справочная информация к Плану ФХД).
Расчеты (обоснования) плановых показателей по выплатам за счет субсидий осуществляется с учетом затрат, применяемых при обосновании бюджетных ассигнований главными распорядителями бюджетных средств в целях формирования проекта закона (решения) о бюджете на очередной финансовый год и плановый период, а также с учетом требований, установленных нормативными правовыми актами, в том числе ГОСТами, СНиПами, СанПиНами, стандартами, порядками и регламентами (паспортами) оказания государственной (муниципальной) услуги.
В Приказе № 142н приведены рекомендуемые формы расчетов (обоснований) плановых показателей. При этом, учреждение вправе предусматривать дополнительную детализацию показателей, в том числе с добавлением новых граф и строк.
В заключении хотелось бы обратить внимание на подготовленный проект Федерального закона "О внесении изменений в статью 2 Федерального закона "Об автономных учреждениях" и в статью 30 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений"3. В указанном проекте определено, что на все бюджетные и автономные учреждения будут распространяться ограничения по перечислению авансовых платежей, аналогичные применяемым в отношении получателей бюджетных средств.
Антонина Суховерхова, главный специалист-эксперт направления "Бюджетная сфера" службы Правового консалтинга ГАРАНТ