Запрет на выезд из России
ra2studio / Depositphotos.com |
Согласно ч. 2 ст. 27 Конституции РФ у каждого есть право свободно выезжать за пределы Российской Федерации. Но в ряде случаев данное право может быть ограничено. Так, действующее законодательство предусматривает возможность ограничения права на выезд не только в отношении конкретного человека, но и массовое.
Напомним, в целях предупреждения проникновения на территорию Российской Федерации коронавирусной инфекции с 27 марта 2020 года Россия закрыла воздушное сообщение с иностранными государствами, а с 30 марта 2020 года были введены ограничения на движение через автомобильные, ж/д, пешеходные, речные и смешанные пункты пропуска через границу России, а также через сухопутный участок границы с Белоруссией. В дальнейшем принимались постепенные послабления с учетом текущей степени угрозы. И лишь в 2022 году ограничения были сняты: с 9 апреля в отношении авиасообщения и с 15 июля в отношении сухопутной границы.
Массовое ограничение на выезд предусмотрено не только в случае угрозы возникновения и распространения инфекционных заболеваний, но еще и Законом РФ от 1 апреля 1993 г. № 4730-I "О Государственной границе Российской Федерации". Возможность временного ограничения или прекращения пересечения государственной границы на отдельных ее участках допускается в интересах обеспечения безопасности РФ и по просьбе иностранных государств. Что же касается запрета на выезд в отношении конкретного лица, то перечень таких оснований содержится в Федеральном законе от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" (далее – Закон № 114-ФЗ). В нем указано 9 оснований, ниже разберемся подробнее с каждым из них.
Основания ограничения права на выезд
Право на выезд из страны может быть ограничено как для граждан РФ, так и для иностранных граждан и лиц без гражданства. Это предусмотрено ст. 15 и 28 Закона № 114-ФЗ. Так, для гражданина РФ право на выезд из страны может быть временно ограничено, если он:
- имеет допуск к гостайне;
- проходит военную или альтернативную гражданскую службу;
- подозревается или обвиняется в совершении преступления;
- осужден за совершение преступления;
- уклоняется от наложенных судом обязательств;
- предоставил заведомо ложные сведения при оформлении документов на выезд;
- является сотрудником ФСБ России;
- уволен с военной службы в органах ФСБ России;
- признан несостоятельным (банкротом).
Во всех этих случаях МВД России или его территориальный орган выдает уведомление, в котором указываются основание и срок ограничения, дата и регистрационный номер решения об ограничении, полное наименование и юридический адрес организации, принявшей на себя ответственность за ограничение права данного гражданина на выезд из страны. Кроме того, при вышеперечисленных обстоятельствах гражданину не оформляется и не выдается заграничный паспорт, а действующий изымается или передается на временное хранение в уполномоченный орган.
Обжалование ограничения
Решения об ограничении права на выезд из РФ граждан, осведомленных о сведениях особой важности или совершенно секретных сведениях, отнесенных к государственной тайне, обжалуются в Межведомственную комиссию. Комиссия рассматривает жалобу и сообщает о принятом решении заявителю в письменной форме не позднее чем в трехмесячный срок со дня поступления жалобы. При необходимости решение Межведомственной комиссии может быть обжаловано в судебном порядке.
В других случаях решение об ограничении права на выезд может быть обжаловано вышестоящему должностному лицу. А там, где такой административный порядок не предусмотрен, в суд в соответствии с правилами, установленными Кодексом административного судопроизводства. Напомним, административный иск в силу ч. 1 ст. 219 КАС РФ может быть подан в течение трех месяцев со дня, когда лицу стало известно о введенном в отношении него запрете.
Документы по теме:
- Федеральный закон от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию"
- Приказ МИД России, МВД России и ФСБ России от 15 марта 2018 г. № 3663/135/110 "Об утверждении Положения о порядке информационного взаимодействия Министерства иностранных дел Российской Федерации с Министерством внутренних дел Российской Федерации и Федеральной службой безопасности Российской Федерации с целью проверки наличия оснований, которые могут повлечь временное ограничение права гражданина Российской Федерации на выезд из Российской Федерации и отказ в оформлении (выдаче) основных документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации"
- Приказ МИД России, МВД России, Минобороны России, ФСБ России и СВР России от 14 апреля 2006 г. № 4301/264/158/160/22 "О Межведомственной комиссии по рассмотрению обращений граждан Российской Федерации в связи с ограничениями их права на выезд из Российской Федерации"
Для ограничения выезда по этому основанию необходимо, прежде всего, наличие самого допуска к государственной тайне. Учитывая, что существуют три степени секретности сведений, составляющих государственную тайну, – "особой важности", "совершенно секретно" и "секретно" – следует отметить, что правомерно ограничение права на выезд только для гражданина, допущенного к сведениям особой важности или совершенно секретным сведениям. Допуск к информации с грифом "секретно" при отсутствии других оснований сам по себе не может быть препятствием для выезда из России.
Кроме того, необходим не просто формальный допуск, а доказательства реальной осведомленности допущенного к гостайне лица в сведениях с грифом "особой важности", "совершенно секретно". Также учитываются цели выезда лица за границу и другие обстоятельства, которые подтверждают необходимость применения данного ограничения.
Указанное основание предполагает наличие в трудовом договоре либо контракте (в том числе на прохождение военной службы) условия о временном ограничении права на выезд из Российской Федерации. Тем не менее судебная практика трактует это положение таким образом, что отсутствие такого договора (контракта) не означает, что на заявителя не могут быть распространены ограничения.
Срок ограничения на выезд из РФ: до истечения срока ограничения, установленного трудовым договором (контрактом). По общему правилу, он не может превышать 5 лет с момента последнего ознакомления с документами, содержащими сведения особой важности или совершенно секретные сведения.
В отношении отдельных граждан срок ограничения на выезд может быть продлен по решению Межведомственной комиссией по защите государственной тайны (но не более чем до 10 лет в общей сложности).
Документы по теме:
- Федеральный закон от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию"
- Закон РФ от 21 июля 1993 г. № 5485-I "О государственной тайне"
- Постановление Конституционного Суда РФ от 7 июня 2012 г. № 14-П "По делу о проверке конституционности положений подпункта 1 статьи 15 Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" и статьи 24 Закона Российской Федерации "О государственной тайне" в связи с жалобой гражданина А.Н. Ильченко"
- Приказ МИД России, МВД РФ, Минобороны РФ, ФСБ РФ и СВР России от 14 апреля 2006 г. № 4301/264/158/160/22 "О Межведомственной комиссии по рассмотрению обращений граждан Российской Федерации в связи с ограничениями их права на выезд из Российской Федерации"
2. Призыв в армию или направление на альтернативную гражданскую службу
С момента принятия призывной комиссией решения о призыве на военную службу или о направлении на альтернативную гражданскую службу гражданин также лишается права выезжать за пределы России.
Срок ограничения на выезд из РФ: до окончания военной службы или альтернативной гражданской службы.
Напомним, призыву подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе. Срок службы составляет 12 месяцев. Призыв на военную службу, как правило, осуществляется два раза в год с 1 апреля по 15 июля и с 1 октября по 31 декабря на основании указов Президента РФ.
На альтернативную гражданскую службу направляются мужчины этого же возраста, которые не числятся в запасе, имеют право на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, лично подали заявление в военный комиссариат о таком желании, а также получили соответствующее решение призывной комиссии. Срок альтернативной службы в гражданских организациях составляет 21 месяц, а для граждан, проходящих ее в организациях Вооруженных Сил РФ, – 18 месяцев.
Рассматриваемое основание ограничения на выезд не распространяется:
- на призывников на период отсрочки и освобождения от призыва;
- военнослужащих Вооруженных Сил РФ, а также федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов (согласно ст. 19 Закона № 114-ФЗ они могут выезжать из страны при наличии разрешения командования).
Разрешение на выезд военнослужащих выдается Министром обороны РФ и руководителями соответствующих федеральных органов исполнительной власти (федеральных государственных органов) или уполномоченными ими лицами. Выезд также нужно согласовывать с соответствующими органами ФСБ России. Это требование не распространяется лишь на военнослужащих СВР России, ФСО России, органов военной прокуратуры и военных следственных органов СК РФ.
В связи с тем, что 21 сентября 2022 года Президент РФ объявил о частичной мобилизации в России, у многих граждан возникли вопросы, связанные с возможностью выезда из страны. Тут следует обратить внимание на следующее. В силу п. 2 ст. 21 Федерального закона от 26 февраля 1997 г. № 31-ФЗ "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации" гражданам, состоящим на воинском учете, с момента объявления мобилизации воспрещается выезд с места жительства без разрешения военных комиссариатов, федеральных органов исполнительной власти, имеющих запас.
Но как отмечали Минобороны России и Ростуризм в своих официальных телеграм-каналах, в рамках частичной мобилизации для граждан не предусмотрены ограничения на передвижение. В частности, говорилось, что если гражданину не вручена повестка или мобилизационное предписание, то у него нет запрета на выезд из страны.
Документы по теме:
- Федеральный закон от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию"
- Федеральный закон от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе"
- Федеральный закон от 26 февраля 1997 г. № 31-ФЗ "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации"
- Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 113-ФЗ "Об альтернативной гражданской службе"
- Указ Президента РФ от 21 сентября 2022 г. № 647 "Об объявлении частичной мобилизации в Российской Федерации"
- Постановление Правительства РФ от 19 декабря 1997 г. № 1598 "О порядке оформления разрешений на выезд из Российской Федерации военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, а также федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых предусмотрена военная служба"
- Решение Верховного Суда РФ от 27 октября 2011 г. № ГКПИ11-1392
3. Подозрение (обвинение) в преступлении
Запрещается покидать пределы России гражданину, который признан подозреваемым в преступлении либо привлечен в качестве обвиняемого.
Срок ограничения на выезд из РФ: до вынесения решения по делу или вступления в законную силу приговора суда.
Согласно ч. 1 ст. 46 УПК РФ подозреваемым признают человека когда:
- в отношении него возбуждено уголовное дело;
- он задержан по подозрению в совершении преступления;
- к нему применена мера пресечения до предъявления обвинения (речь идет о подписке о невыезде, поручительстве, наблюдении командования, присмотре за несовершеннолетним, запрете определенных действий, залоге, домашнем аресте, заключении под стражу);
- он уведомлен о подозрении в совершении преступления в случае, если подозрения возникли в ходе дознания.
Обвиняемым признается лицо, в отношении которого:
- вынесено постановление о привлечении его в качестве обвиняемого;
- вынесен обвинительный акт по итогам дознания;
- составлено обвинительное постановление.
Контроль за нахождением подозреваемых или обвиняемых в месте исполнения меры пресечения в виде домашнего ареста и за соблюдением возложенных судом запретов (если в качестве меры пресечения избран, к примеру, запрет определенных действий или залог) осуществляют уголовно-исполнительные инспекции. В случае выявления у подозреваемого или обвиняемого паспорта, на основании которого он может выехать из страны, уголовно-исполнительная инспекция направляет соответствующее сообщение в государственный орган, уполномоченный изымать данные документы.
Документы по теме:
- Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации
- Федеральный закон от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию"
- Приказ Минюста России, МВД России, СК РФ и ФСБ России от 31 августа 2020 г. № 189/603/87/371 "Об утверждении Порядка осуществления контроля за нахождением подозреваемых или обвиняемых в месте исполнения меры пресечения в виде домашнего ареста и за соблюдением возложенных судом запретов подозреваемыми или обвиняемыми, в отношении которых в качестве меры пресечения избран запрет определенных действий, домашний арест или залог"
4. Осужден за совершение преступления
Осужденным за совершение преступления согласно ч. 2 ст. 47 УПК РФ признается обвиняемый, в отношении которого вынесен обвинительный приговор.
Срок ограничения на выезд из РФ: до отбытия (исполнения) наказания или до освобождения от наказания. Соответственно, после этого выезд за границу становится возможен.
Напомним, что обвинительный приговор постановляется:
- с назначением наказания, подлежащего отбыванию осужденным;
- с назначением наказания и освобождением от его отбывания;
- без назначения наказания.
При освобождении от отбывания наказания выезд осужденного за пределы РФ допустим. Перечень таких оснований предусмотрен в ст. 172 Уголовно-исполнительного кодекса. К ним, в частности, относятся: отмена приговора суда с прекращением дела производством; помилование или амнистия; истечение срока давности обвинительного приговора, который не был исполнен помимо воли осужденного и др.
Наличие судимости при отбытом наказании само по себе не является основанием для ограничения права на выезд из РФ. Но тут важно помнить про Федеральный закон от 6 апреля 2011 г. № 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" (далее – Закон № 64-ФЗ). В частности, в п. 4 ч. 1 ст. 4 данного закона указано, что в качестве административного ограничения суд может установить лицу с неснятой или непогашенной судимостью временный запрет на выезд за пределы определенной территории. Конкретный перечень поднадзорных лиц, которым может быть назначено такое ограничение, указан в ст. 3 Закона № 64-ФЗ.
По поводу условного осуждения Конституционный Суд РФ указал следующее. Условное осуждение по приговору суда не означает освобождение от уголовной ответственности и наказания: в отношении осужденного выносится обвинительный приговор, в котором определяются вид наказания и срок его отбывания, устанавливается испытательный срок, в течение которого осуществляется контроль за поведением условно осужденного, на него могут быть возложены определенные обязанности, ограничивающие его права и свободы. В частности, среди обязанностей может быть требование не менять постоянного места жительства, работы, учебы без уведомления специализированного органа, осуществляющего контроль за поведением осужденного, не посещать определенные места и т. д. Наказание в случае условного осуждения не считается исполненным до окончания испытательного срока, поскольку в течение этого срока суд может дополнить ранее установленные обязанности, продлить испытательный срок или постановить об отмене условного осуждения и исполнении наказания, назначенного приговором суда (ч. 7 ст. 73, ч. 2-3 ст. 74 Уголовного кодекса). Таким образом, условно осужденные не вправе выезжать из РФ до окончания испытательного срока.
Аналогичный временный запрет на выезд РФ предусмотрен и в случае условно-досрочного освобождения. Конституционный Суд РФ отметил, что за лицом, освобожденным условно-досрочно, в течение всего срока оставшейся не отбытой части наказания сохраняется статус осужденного. А именно, за его поведением осуществляется контроль уполномоченным органом, по представлению которого в случае нарушения осужденным общественного порядка, за которое на него было наложено административное взыскание, или злостного уклонения осужденного от исполнения обязанностей, возложенных на него судом, а равно уклонения от назначенных судом принудительных мер медицинского характера, суд может постановить об отмене условно-досрочного освобождения и исполнении оставшейся не отбытой части наказания (ч. 6-7 ст. 79 УК РФ). В связи с этим условно-досрочное освобождение от отбывания наказания означает, что назначенное лицу наказание исполняется без изоляции от общества в ином уголовно-исполнительном режиме и также предполагает ограничение такого лица в праве на выезд за пределы РФ.
Документы по теме:
- Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации
- Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации
- Федеральный закон от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию"
- Федеральный закон от 6 апреля 2011 г. № 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы"
- Постановление Конституционного Суда РФ от 8 декабря 2009 г. № 19-П "По делу о проверке конституционности подпункта 4 статьи 15 Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" в связи с жалобами граждан В.Ф. Алдошиной и Т.С.-М. Идалова"
5. Уклонение от исполнения обязательств, наложенных судом
Это одно из самых распространенных оснований для ограничения права на выезд из России.
Срок ограничения на выезд из РФ: до исполнения обязательств либо до достижения согласия сторонами.
В соответствии со ст. 67 Федерального закона от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее – Закон № 229-ФЗ) судебный пристав-исполнитель может вынести постановление о временном ограничении на выезд должника из РФ. Это происходит при неисполнении должником-гражданином или ИП в установленный для добровольного исполнения срок без уважительных причин содержащихся в выданном судом или являющемся судебным актом исполнительном документе требований. А именно:
- о взыскании алиментов, возмещении вреда, причиненного здоровью, возмещении вреда в связи со смертью кормильца, имущественного ущерба и (или) морального вреда, причиненных преступлением, если сумма задолженности по такому исполнительному документу превышает 10 тыс. руб.;
- требований неимущественного характера;
- иных требований, если сумма задолженности по исполнительному документу (исполнительным документам) составляет 30 тыс. руб. и более.
В целом сама процедура выглядит так.
У взыскателя имеется исполнительный документ по требованиям, указанным в ст. 67 Закона № 229-ФЗ. Напомним, это может быть, к примеру, исполнительный лист, выданный на основании судебного акта, судебный приказ, нотариально удостоверенное соглашение об уплате алиментов и др.
Затем возбуждается исполнительное производство. Согласно ст. 30 Закона № 229-ФЗ исполнительное производство возбуждается на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя.
Ограничение на выезд устанавливается постановлением судебного пристава-исполнителя. Оно может быть вынесено как по его инициативе, так и по заявлению взыскателя. Важно, ограничение права должника на выезд из РФ возможно только если исполнительный документ основывается на судебном акте или сам по себе является таким актом. Поэтому если у взыскателя исполнительный документ, например, нотариальное соглашение об уплате алиментов, то в таком случае для ограничения права должника на выезд судебному приставу-исполнителю или взыскателю следует сперва обратиться в суд с заявлением об установлении данного ограничения. И только на основании судебного акта судебный пристав-исполнитель вынесет постановление о временном ограничении на выезд из РФ. Затем постановление утверждается старшим судебным приставом или его заместителем.
Копия такого постановления направляется должнику не позднее дня, следующего за днем вынесения. При этом, как отметил Верховный Суд РФ в Обзоре судебной практики № 1 за 2021 год, нарушение данной обязанности по уведомлению является основанием для возмещения должнику убытков.
Отметим также, что в заявлении о возбуждении исполнительного производства может содержаться ходатайство об установлении для должника ограничений на выезд. Но как отметил Конституционный Суд РФ, пристав не может одновременно вынести постановление о возбуждении исполнительного производства и удовлетворить ходатайство об установлении временного ограничения на выезд, поскольку должнику должен быть предоставлен срок на добровольное исполнение требований. Кроме того, для введения ограничения приставу также требуется получить сведения о том, что должнику известно о возбужденном в отношении него исполнительном производстве и что он уклоняется от добровольного исполнения обязательств.
ВНИМАНИЕ!
Проверить наличие возбужденного в отношении себя исполнительного производства можно на сайте ФССП России в сервисе "Банк данных исполнительных производств" (https://fssp.gov.ru/iss/ip), а также на сайте госуслуг в разделе "Судебная задолженность". Можно также подать заявление в бумажном виде в любой территориальный орган ФССП России или МФЦ (в таком случае у МФЦ должно быть соответствующее соглашение с ФССП России).
Пристав не позднее рабочего дня, следующего за днем вынесения постановления о временном ограничении на выезд должника из РФ регистрирует его в ФГИС "Автоматизированная информационная система" ФССП России (далее – АИС ФССП России). А оттуда сведения о временном ограничении на выезд должника передаются посредством единой системы межведомственного электронного взаимодействия Пограничной службе ФСБ России.
В соответствии со ст. 18 Закона № 114-ФЗ, если право на выезд из страны гражданина РФ ограничено по данному основанию, загранпаспорт гражданина подлежит изъятию и направляется в орган, осуществивший его выдачу.
Установленное ограничение длится до исполнения возложенных на гражданина обязательств либо до достижения согласия сторонами.
В случаях вынесения постановления об окончании или прекращении исполнительного производства с должника снимается ограничение на выезд. Основания прекращения и окончания исполнительного производства указаны в ст. 43 и 47 Закона № 229-ФЗ. К примеру, исполнительное производство оканчивается в случае исполнения требований, истечения срока давности исполнения судебного акта или акта другого органа (как правило, это срок составляет 3 года), возвращения исполнительного документа по требованию суда и т. д. А прекращается производство в том числе в случае принятия судом отказа взыскателя от взыскания, утверждения судом мирового соглашения между взыскателем и должником и прочих случаях.
ФССП России, получив из ГИС о государственных и муниципальных платежах информацию об уплате задолженности по исполнительному документу, в автоматическом режиме осуществляет проверку достаточности указанной уплаты и при подтверждении ее принимает постановление о снятии временного ограничения на выезд должника из РФ. В случае отсутствия технической возможности снятия данного ограничения пристав-исполнитель, вынесший постановление о временном ограничении на выезд должника из РФ, не позднее дня, следующего за днем возникновения оснований для снятия ограничения, выносит постановление о его снятии.
Аналогично постановлению об установлении временного ограничения на выезд пристав не позднее рабочего дня, следующего за днем вынесения постановления о снятии, регистрирует его в АИС ФССП России. А оттуда сведения также передаются Пограничной службе ФСБ России.
Следует также помнить еще и о таких важных моментах. У должника есть срок, установленный для добровольного исполнения требований, и могут быть уважительные причины их неисполнения. Как правило, согласно ч. 12 ст. 30 Закона № 229-ФЗ срок для добровольного исполнения составляет 5 дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства либо с момента доставки извещения о размещении информации об исполнительном производстве в банке данных, отправленного посредством смс-сообщения, либо иного извещения или постановления о возбуждении исполнительного производства в форме электронного документа, направленного адресату, в том числе в его личный кабинет на портале госуслуг. Но могут быть и другие сроки, они, в частности, предусмотрены ч. 14 ст. 30 и ч. 5 ст. 103 данного закона.
Относительно уважительных причин стоит помнить, что отсутствие денежных средств или иного имущества у должника, согласно сложившейся судебной практике, не считается уважительной причиной неисполнения обязательств.
Документы по теме:
- Федеральный закон от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию"
- Федеральный закон от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве"
- Приказ Минюста России от 29 сентября 2017 г. № 187 "Об утверждении Порядка и сроков обмена в электронном виде информацией о применении и снятии временного ограничения на выезд должника из Российской Федерации между судебным приставом-исполнителем структурного подразделения территориального органа Федеральной службы судебных приставов, судебным приставом-исполнителем структурного подразделения Федеральной службы судебных приставов и Федеральной службой безопасности Российской Федерации"
- Письмо Федеральной службы судебных приставов от 22 апреля 2022 г. № 00111/22/86665 "О доступе к сведениям из банка данных исполнительных производств"
- Определение Конституционного Суда РФ от 3 июля 2014 г. № 1561-О "По жалобе гражданина Черепанова Андрея Владимировича на нарушение его конституционных прав частью 2 статьи 30 и частью 2 статьи 67 Федерального закона "Об исполнительном производстве"
- Определение Конституционного Суда РФ от 3 июля 2014 г. № 1563-О "По жалобе гражданина Зимина Бориса Дмитриевича на нарушение его конституционных прав частью 2 статьи 30 и частью 2 статьи 67 Федерального закона "Об исполнительном производстве"
- Обзор судебной практики Верховного Суда РФ № 1, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 7 апреля 2021 г.
6. Предоставление заведомо ложных сведений при оформлении документов для выезда
Ограничение права на выезд из РФ по данному основанию связано с тем, что в ходе оформления документов гражданин расписывается в подлинности представленных сведений. Отсюда предоставление недостоверной информации расценивается как намеренное сообщение заведомо ложных сведений.
Срок ограничения на выезд из РФ: до решения вопроса в срок не более 1 месяца органом, оформляющим такие документы. Однако, если в ходе проведенной по данному факту проверки будет установлено, что представленные данные искажены в целях сокрытия других оснований ограничения, выезд ограничивается по этим основаниям.
Согласно Административному регламенту по предоставлению услуги по оформлению загранпаспорта предоставление недостоверных (поддельных или подложных) документов является основанием для отказа в выдаче загранпаспорта. Сотрудник, ответственный за выдачу уведомления об отказе в выдаче загранпаспорта, не позднее 1 рабочего дня со дня поступления заявления с резолюцией об отказе в предоставлении госуслуги:
- оформляет уведомление об отказе, в котором указывает статью Закона № 114-ФЗ, на основании которой ограничено право гражданина на выезд из РФ, основание и срок ограничения, дату и регистрационный номер решения об ограничении, полное наименование и адрес юрлица, принявшего на себя ответственность за ограничение права данного гражданина на выезд;
- сообщает заявителю об отказе в выдаче паспорта и готовности уведомления об отказе по мобильному телефону и (или) на адрес электронной почты (если они указаны в заявлении).
При личном обращении в подразделение по вопросам миграции уведомление об отказе выдается заявителю лично. В других случаях уведомление об отказе направляется на бумажном носителе по почте по истечении 30 календарных дней со дня принятия решения об отказе.
Документы по теме:
- Федеральный закон от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию"
- Приказ МВД России от 31 марта 2021 г. № 186 "Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по оформлению и выдаче паспортов гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации"
- Приказ МВД России от 31 декабря 2019 г. № 996 "Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по оформлению и выдаче паспортов гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, содержащих электронный носитель информации"
7. Прохождение службы в ФСБ России
Служба в органах ФСБ России, в том числе гражданского персонала, препятствует выезду за пределы страны.
Срок ограничения на выезд РФ: до окончания срока соответствующего контракта (трудового договора).
Однако, при наличии разрешения уполномоченного должностного лица ФСБ России сотрудники могут выезжать из страны и до окончания срока действия заключенного ими контракта. По общему правилу, для получения разрешения на выезд за границу, за три месяца до соответствующей даты (за исключением случаев, связанных с тяжелым состоянием здоровья или смертью близких родственников, близких родственников супруга (супруги), и иными обстоятельствами, не терпящими отлагательства) необходимо подать об этом рапорт. Его форма предусмотрена в Инструкции о выезде военнослужащих и гражданского персонала органов ФСБ России из РФ по частным делам. Рапорт подается лицу, уполномоченному разрешить выезд. По итогам его рассмотрения принимается решение о временном ограничении права на выезд или возможности выдачи паспорта (при необходимости его оформления) и выезда из РФ. Решение доводится до сведения сотрудника под расписку с проставлением даты ознакомления.
Уполномоченное должностное лицо принимает решение в отношении подчиненных военнослужащих, а также гражданского персонала, ознакомленного со сведениями, составляющими государственную тайну, в следующих случаях:
- необходимость посещения родителей, родителей супруга (супруги);
- тяжелое состояние здоровья или смерть близких родственников, близких родственников супруга (супруги), на основании подтверждающего болезнь или смерть близкого родственника документа, оформленного в установленном порядке;
- необходимость прохождения лечения;
- посещение могил близких родственников;
- принятие наследства;
- принятие мер по отчуждению имущества, право собственности на которое зарегистрировано за пределами Российской Федерации.
В других исключительных случаях, а также при необходимости выезда на срок свыше 15 суток уполномоченное должностное лицо принимает решение в отношении подчиненных военнослужащих и гражданского персонала по согласованию с Директором ФСБ России, первым заместителем Директора ФСБ России, первым заместителем Директора – руководителем Пограничной службы ФСБ России, заместителем Директора ФСБ России – руководителем аппарата Национального антитеррористического комитета, статс-секретарем – заместителем Директора ФСБ России, заместителями Директора ФСБ России и руководителями служб ФСБ России. Согласование осуществляется по линии курирования (подчиненности). Применительно к военнослужащим и гражданскому персоналу территориальных органов безопасности согласование осуществляется с руководителем Службы организационно-кадровой работы ФСБ России.
Уполномоченное должностное лицо принимает решение в отношении подчиненного гражданского персонала, не ознакомленного со сведениями, составляющими государственную тайну, и в иных случаях и на иной срок.
По возвращении из поездки за границу военнослужащие и гражданский персонал в пятидневный срок представляют непосредственному начальнику отчет о выезде за границу.
Документы по теме:
- Федеральный закон от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию"
- Приказ ФСБ России от 17 апреля 2012 г. № 179 "Об утверждении Инструкции о выезде военнослужащих и гражданского персонала органов федеральной службы безопасности из Российской Федерации по частным делам"
8. Увольнение с военной службы в органах ФСБ России
Данное основание касается только военнослужащих, уволенных со службы в органах ФСБ России. Решение принимается с учетом характера сведений, с которыми граждане были ознакомлены в период службы, их актуальности на дату увольнения, степени секретности, а также с учетом угроз безопасности РФ, самих органов безопасности и граждан, которые могут возникнуть вследствие их выезда из страны.
Срок ограничения на выезд из РФ: до 5 лет со дня увольнения с военной службы.
Перечень должностных лиц, уполномоченных принимать подобные решения, указан в п. 3 Порядка принятия решений о временном ограничении права на выезд из РФ лиц, уволенных с военной службы в органах ФСБ России.
Подписанные решения заверяются печатью органа безопасности и доводятся до граждан под подпись до дня исключения их из списков личного состава. При отказе гражданина от ознакомления составляется соответствующий акт. О принятом решении информируется уполномоченное подразделение Пограничной службы ФСБ России с указанием срока, на который гражданин временно ограничен в праве на выезд из РФ.
Документы по теме:
- Федеральный закон от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию"
- Приказ ФСБ России от 14 мая 2020 г. № 198 "Об утверждении Порядка принятия решений о временном ограничении права на выезд из Российской Федерации лиц, уволенных с военной службы в органах федеральной службы безопасности"
9. Признание несостоятельным (банкротом)
В случае признания гражданина банкротом суд в соответствии с п. 3 ст. 213.24 Федерального закона от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее – Закон № 127-ФЗ) вправе вынести определение о временном ограничении права на выезд гражданина из страны. Для этого кредитор, или уполномоченный орган, или финансовый управляющий заявляют соответствующее ходатайство. В нем указываются обстоятельства, подтверждающие необходимость установления временного ограничения на выезд должника.
Срок ограничения на выезд из РФ: до вынесения арбитражным судом определения о завершении или прекращении производства по делу о банкротстве, в том числе в результате утверждения арбитражным судом мирового соглашения.
Копии определений об установлении или отмене временного ограничения права на выезд направляются гражданину, в территориальный орган МВД России и в пограничные органы.
СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Рассматривая вопрос об установлении для должника временного ограничения права на выезд из РФ, суды в рамках дела о банкротстве указывают, что установление такого запрета имеет правовую природу обеспечительных мер, в связи с чем заявитель в силу ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса должен представить доказательства и обосновать необходимость ограничения права на выезд.
При этом значительный размер задолженности сам по себе не является основанием для запрета на выезд за пределы РФ (Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23 ноября 2022 г. № 15АП-18999/22 по делу № А32-19046/2022); несовершение должником действий, направленных на надлежащее исполнение денежного обязательства, тоже не является доказательством вероятности возникновения в будущем затруднений, связанных с исполнением судебного акта (Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 6 декабря 2022 г. № 09АП-71056/22 по делу № А40-195458/2021).
В то же время наличие у должника туристической визы в иностранное государство, неоднократные выезды в ходе процедуры банкротства за границу, наличие у должника имущества за пределами РФ, недобросовестное поведение должника при проведении процедуры банкротства, выразившееся в непредставлении управляющему сведений и документов относительно имущества, находящегося в иностранных государствах, а также документов, раскрывающих цели и источники финансирования зарубежных поездок, могут служить основанием для установления запрета на выезд (Постановление Арбитражного суда Московского округа от 19 сентября 2022 г. № Ф05-25846/21 по делу № А40-3588/2021). Открытые валютные счета, а также операции на счета иностранных банков тоже могут быть расценены судом как доказательства необходимости установления ограничения права на выезд (Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 8 декабря 2022 г. № Ф06-26116/22 по делу № А65-5303/2022).
При наличии уважительной причины, по которой требуется выезд, по ходатайству гражданина и с учетом мнения кредиторов и финансового управляющего суд вправе досрочно отменить временное ограничение.
Документы по теме:
- Федеральный закон от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию"
- Федеральный закон от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)"
О других важных нюансах, которые стоит учитывать, если вы решили уехать из страны, читайте в нашем материале.
Последняя актуализация: 13 января 2023 г.
Если у вас остались вопросы, напишите нам: editor@garant.ru – мы постараемся вам помочь. Или обсудите волнующие вас вопросы на форуме.