Проверки пожарной безопасности
- Общие вопросы
- Требования
- Нарушения
- Особенности проведения проверок
- Ответственность
Проверки пожарной безопасности проводят органы государственного пожарного надзора, подведомственные МЧС России. Причем должностные лица этих органов – пожарные инспекторы – могут осуществлять надзор как за организациями, так и за гражданами (п. 3 Положения о федеральном государственном пожарном надзоре, утв. Постановлением Правительства РФ от 12 апреля 2012 г. № 290; далее – Положение о пожарном надзоре).
Надзор осуществляется по правилам, установленным Федеральным законом от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее – Закон № 248-ФЗ), который предусматривает особенности проведения конкретных мероприятий. При этом в рамках государственного пожарного надзора осуществляются не все перечисленные в Законе мероприятия, а лишь часть из них – так, в качестве плановых контрольных (надзорных) мероприятий могут выступать только инспекционный визит, рейдовый осмотр и выездная проверка, а внеплановых – указанные мероприятия и дополнительно документарная проверка и выборочный контроль (п. 30, п. 31 Положения о пожарном надзоре).
Конкретный вид планового контрольного (надзорного) мероприятия (далее – КНМ) выбирается с учетом принципа оптимального использования материальных, финансовых и кадровых ресурсов органа государственного пожарного надзора, необходимых для оценки противопожарного состояния конкретного объекта надзора в рамках имеющихся сведений о правообладателях, а также установленных Законом № 248-ФЗ сроков проведения соответствующих мероприятий (п. 30.1 Положения о пожарном надзоре).
При этом частота проведения плановых КНМ зависит от того, к какой категории риска относится объект контроля. Так, в отношении объектов из категории чрезвычайно высокого риска предусмотрено проведение инспекционного визита, рейдового осмотра или выездной проверки раз в год, высокого риска – раз в 2 года, значительного риска – раз в 3 года; среднего риска – раз в 5 лет, а умеренного риска – раз в 6 лет. В отношении объектов, отнесенных к категории низкого риска, плановые КНМ не проводятся (п. 41 Положения о пожарном надзоре).
Плановые и внеплановые проверки противопожарной безопасности
Закон № 248-ФЗ предусматривает особенности проведения конкретных мероприятий. Например, рейдовый осмотр, так же, как и внеплановый инспекционный визит, может проводиться только по согласованию с органами прокуратуры, за исключением некоторых случаев. Срок проведения рейдового осмотра не может превышать 10 рабочих дней, при этом срок взаимодействия с одним контролируемым лицом в период его проведения ограничен одним рабочим днем (ст. 71 Закона № 248-ФЗ). Инспекционный визит проводится без предварительного уведомления контролируемого лица и собственника производственного объекта, и срок его проведения в одном месте осуществления деятельности либо на одном производственном объекте (территории) тоже не должен превышать одного рабочего дня (ст. 70 Закона № 248-ФЗ).
Что касается плановой выездной проверки, то, по общему правилу, контролируемое лицо уведомляют о ней путем направления копии решения о проведении выездной проверки не позднее чем за сутки до ее начала. Максимальный общий срок проведения выездной проверки – 10 рабочих дней, а конкретные сроки взаимодействия с проверяемым зависят от того, к какой категории бизнеса он относится: в отношении субъекта малого предпринимательства общий срок взаимодействия в ходе проведения выездной проверки не может превышать 50 часов для малого предприятия и 15 часов для микропредприятия, хотя, если законом о виде контроля установлено, что КНМ проводятся на основании программы проверок и наступило событие, указанное в этой программе, то срок проверки для микропредприятия может быть увеличен до 40 часов (ст. 73 Закона № 248-ФЗ).
Основаниями для проведения КНМ могут служить не только наличие у контрольного (надзорного) органа сведений о причинении вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям или об угрозе его причинения (такие сведения могут поступать, в частности, в виде обращений или заявлений граждан и организаций, информации от госорганов и органов местного самоуправления, из СМИ) либо выявление соответствия объекта контроля параметрам, утвержденным индикаторами риска нарушения обязательных требований, или отклонения объекта контроля от таких параметров, но и поручения Президента РФ, Правительства РФ или требование прокурора. Также КНМ могут инициировать, если наступили сроки проведения КНМ, включенных в план (это основание не применяется при внеплановых КНМ) либо наступили события, указанные в программе проверок, если законом о виде контроля установлено проведение КНМ на основании программы проверок.
Еще одним основанием для КНМ может быть истечение срока исполнения решения контрольного (надзорного) органа об устранении выявленного нарушения обязательных требований. Что касается КНМ без взаимодействия, то они проводятся на основании заданий уполномоченных должностных лиц государственного пожарного надзора.
К тому же при наличии соответствующего положения в федеральном законе о виде контроля о возможности проведения внеплановых выездной проверки и инспекционного визита в случае поступления от контролируемого лица информации об устранении нарушений обязательных требований, выявленных в рамках процедур периодического подтверждения соответствия (компетентности), их проведение ограничивается только оценкой устранения нарушений.
Это касается таких процедур периодического подтверждения соответствия (компетентности), которые осуществляются в рамках разрешительных режимов в формах лицензирования, аккредитации, сертификации, включения в реестр, аттестации, прохождения экспертизы и иных разрешений, предусматривающих бессрочный характер действия соответствующих разрешений (ч. 3 ст. 57 Закона № 248-ФЗ).
Проверка требований пожарной безопасности в организациях
В целом государственный пожарный надзор направлен на проверку соблюдения требований пожарной безопасности в зданиях, помещениях, сооружениях, на линейных объектах, территориях, земельных участках, которыми контролируемые лица владеют или пользуются и к которым предъявляются требования пожарной безопасности, а также на оценку их соответствия таким требованиям. А если контролируемое лицо осуществляет деятельность, связанную с видами продукции, установленными Техническим регламентом Таможенного союза "О безопасности пиротехнических изделий" ТР ТС 006/2011, Техническим регламентом ЕАЭС "О требованиях к средствам обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения" (ТР ЕАЭС 043/2017) и Техническим регламентом о требованиях пожарной безопасности, то также проверяется соблюдение требований этих регламентов (п. 2 Положения о пожарном надзоре).
Формы проверочных листов – списков контрольных вопросов, ответы на которые свидетельствуют о соблюдении или несоблюдении контролируемым лицом обязательных требований, применяемых должностными лицами органов государственного пожарного надзора МЧС России при осуществлении федерального государственного пожарного надзора, утверждены Приказом МЧС России от 9 февраля 2022 г. № 78. В нем имеются как общие списки вопросов, актуальные для объектов всех классов функциональной пожарной опасности, так и для конкретных – например, для объектов проживания людей, для образовательных организаций, культурно-просветительных и зрелищных учреждений, для объектов организаций торговли, медорганизаций и т. д.
Предполагается, что для фиксации доказательств нарушений требований пожарной безопасности могут использоваться любые имеющиеся в распоряжении инспектора технические средства фотосъемки, аудио- и видеозаписи. При этом об их использовании обязательно должно быть уведомлено контролируемое лицо, за исключением случаев проведения контрольного (надзорного) мероприятия без взаимодействия.
Фиксация нарушений при помощи фотосъемки проводится не менее чем двумя снимками каждого из выявленных нарушений требований пожарной безопасности, а аудио- и видеозапись осуществляются в ходе проведения мероприятия непрерывно, с уведомлением в начале и конце записи о дате, месте, времени ее начала и окончания. Результаты проведения фотосъемки, аудио- и видеозаписи прилагаются к акту контрольного (надзорного) мероприятия (п. 39 Положения о пожарном надзоре).
Следует учитывать, что в рамках проведения контрольных (надзорных) мероприятий инспекторы не вправе требовать от контролируемых лиц документы и иные сведения, представление которых не предусмотрено законодательством РФ либо которые находятся в распоряжении государственных органов и органов местного самоуправления (подп. "м" п. 27 Положения о пожарном надзоре).
О проведении КНМ контролируемые лица уведомляются в общие сроки, предусмотренные Законом № 248-ФЗ. Копия распоряжения (решения) о проведении КНМ в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, заблаговременно направляется по тем адресам электронной почты контролируемых лиц, которые содержатся в ЕГРЮЛ, ЕГРИП либо ранее были представлены в орган государственного пожарного надзора, либо заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование вручения. О проведении выборочного контроля контролируемые лица не уведомляются. Также, по общему правилу, без предварительного уведомления контролируемого лица и собственника производственного объекта проводится инспекционный визит.
По результатам КНМ составляется акт – его оформление, в отличие от общего порядка, предусмотренного ст. 87 Закона № 248-ФЗ (когда акт оформляется по месту проведения мероприятия), производится по месту нахождения органа государственного пожарного надзора, проводившего мероприятие (абз. 7 п. 42 Положения о пожарном надзоре). В последнем, в частности, подробно прописываются нарушения, которые были выявлены в ходе мероприятия с указанием конкретного обязательного требования, нарушенного контролируемым лицом, НПА и его структурной единицы, которым установлено такое требование.
При этом, если проверяемый не согласен с результатами, то он может обжаловать решение органа государственного пожарного надзора, действий (бездействия) его должностных лиц в порядке и сроки, предусмотренные ст. 39-43 Закона № 248-ФЗ и Положением о пожарном надзоре. Кроме того, предусмотрено право подачи контролируемым лицом возражения на предостережение инспектора – в течение 10 рабочих дней с момента его получения (п. 58 Положения о пожарном надзоре).
Также отметим, что помимо собственно КНМ органы государственного пожарного надзора уполномочены на проведение профилактических мероприятий в виде информирования, объявления предостережения, консультирования, профилактических визитов и обобщения правоприменительной практики (п. 45 Положения о пожарном надзоре).
Контрольные мероприятия и документация
Государственные инспекторы городов (районов) субъектов РФ, государственные инспекторы административно-территориальных единиц (округов, районов) в Москве, Санкт-Петербурге и Сочи по пожарному надзору в рамках своей компетенции могут проводить контрольные (надзорные) мероприятия, беспрепятственно по предъявлению служебного удостоверения и заверенной копии распоряжения (решения) руководителя (заместителя руководителя) органа государственного пожарного надзора посещать (осматривать) объекты надзора, совершать соответствующие контрольные (надзорные) действия. Причем объем таких действий отличается в зависимости от вида мероприятия.
Так, например, в рамках документарной проверки разрешено только получение письменных объяснений и истребование документов, в рамках инспекционного визита дополнительно к этому – осмотр (кроме жилых помещений), инструментальное обследование и опрос. При выборочном контроле не предусмотрен опрос, но дополнительно разрешено проводить отбор проб, испытание и экспертизу.
При выездном обследовании нельзя получать письменные объяснения, проводить истребование документов и опрос, остальные действия разрешены, правда с оговоркой для инструментального обследования – его можно осуществлять только с применением видеозаписи. Весь перечень действий – получение письменных объяснений, истребование документов, осмотр, инструментальное обследование, опрос, отбор проб, испытание и экспертиза – предусмотрен для выездной проверки и рейдового осмотра (п. 32-33, 34, 36 Положения о пожарном надзоре, ст. 75 Закона № 248-ФЗ).
Кроме того, в рамках надзора инспектор может запрашивать, получать и знакомиться со всеми документами, электронными базами данных, информационными системами контролируемых лиц в части, относящейся к предмету и объему КНМ, а также требовать представления письменных объяснений по фактам выявленных нарушений. При необходимости он может выдать организации и гражданину предписание об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности.
Допускается также привлечение к проведению контрольных (надзорных) мероприятий экспертных организаций, экспертов и специалистов, обладающих специальными знаниями и навыками, необходимыми для оказания содействия, в том числе при применении технических средств, осуществлении отбора, удостоверения и представления на экспертизу образцов. Примечательно, что если инспектору оказывается противодействие или угрожает опасность, то он может обращаться за содействием к органам полиции (п. 12 Положения о пожарном надзоре).
Несмотря на то что с введением риск-ориентированного подхода при осуществлении надзорной деятельности на территории России значительно снизилось количество проверяемых объектов и проводимых плановых проверок, контроль в области соблюдения мер пожарной безопасности остается в числе приоритетных направлений контрольно-надзорной деятельности. По данным МЧС России, в настоящее время в РФ зарегистрирован 1 937 531 объект защиты, из них 9 054 – объекты категории чрезвычайно высокого риска, 116 241 – высокого риска, 451 875 – значительного риска, 267 417 – среднего риска, 725 635 – умеренного риска и 367 309 – низкого риска.
С учетом особенностей организации и осуществления федерального государственного пожарного надзора, установленных Постановлением Правительства РФ от 10 марта 2022 г. № 336, в 2022 году проведено 31 859 плановых и 44 868 внеплановых КНМ, 191 511 профилактических визитов и 30 022 мероприятий без взаимодействия с контролируемым лицом.
Какие санкции грозят за нарушения требований пожарной безопасности, читайте в разделе.
Последняя актуализация: 26 июня 2023 г.