Контроль за оборотом оружия
Контроль за оборотом оружия осуществляют Росгвардия и ее территориальные органы, органы, уполномоченные Правительством РФ выдавать лицензии на производство гражданского и служебного оружия, а также уполномоченные органы госконтроля (надзора) за соблюдением обязательных требований к гражданскому и служебному оружию, установленных в соответствии с законодательством РФ о техническом регулировании и о стандартизации.
Предметом такого контроля является соблюдение юридическими и физическими лицами требований законодательства РФ, регулирующего правоотношения в сфере оборота оружия. Так, в рамках контроля проверяющим разрешено:
- производить осмотр оружия в местах его производства, торговли им, его хранения и уничтожения, ношения, использования, сертификации, проведения испытаний, а также в служебных помещениях органов, уполномоченных осуществлять контроль за его оборотом;
- безвозмездно изымать и уничтожать в установленном порядке оружие, запрещенное к обороту на территории России, за исключением оружия, приобретенного до дня вступления в силу Закона об оружии и находящегося у владельцев на законных основаниях;
- требовать от юридических лиц и граждан представления оружия для осмотра, документов или копий, письменной или устной информации, необходимых для выполнения контрольных функций;
- при выявлении нарушений установленных правил давать обязательные для исполнения гражданами РФ и должностными лицами предписания об устранении этих нарушений;
- обращаться в суд с заявлениями об аннулировании выданных лицензии и (или) разрешения, о принудительном отчуждении оружия и патронов к нему, изымать такие лицензию и (или) разрешение, оружие и патроны, а также принимать иные предусмотренные законодательством РФ меры (ч. 10 ст. 28 Закона об оружии).
Такие мероприятия осуществляются на основании предъявления должностным лицом служебного удостоверения, подтверждающего его принадлежность к органу, уполномоченному на осуществление контроля. При этом законные требования должностных лиц контролирующих органов обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами, к которым они предъявлены. Их неисполнение либо воспрепятствование законной деятельности проверяющих влечет ответственность (ч. 8-9 ст. 28 Закона об оружии).
Перечень мероприятий, допустимых при проведении федерального государственного контроля за оборотом оружия, включает:
- проверку лиц в целях установления оснований для предоставления им права либо лишения их права владения оружием;
- оценку соблюдения владельцами оружия российского законодательства в области оборота оружия;
- проверку у владельцев оружия действительности документов, предоставляющих им право на владение оружием, и соответствия таких документов фактическим данным об оружии;
- осмотр оружия и патронов к нему на предмет их соответствия установленным требованиям;
- проверку мест, в которых осуществляется оборот оружия или предусматривается осуществление оборота оружия, на предмет их соответствия требованиям законодательства;
- учет, в том числе с использованием информационных систем, лиц, которым предоставлено право на владение оружием, а также лиц, обратившихся за предоставлением им такого права;
- регистрацию и учет оружия и патронов к нему;
- изъятие оружия и патронов к нему, а также документов, предоставляющих право на владение оружием, в случаях, предусмотренных законодательством РФ в области оборота оружия;
- аннулирование документов, предоставляющих право на владение оружием;
- выявление и пресечение правонарушений в области оборота оружия;
- выдачу документов (за исключением лицензий и разрешений, выдаваемых в рамках предоставления госуслуг), предоставляющих право на совершение определенных действий в сфере оборота оружия, в пределах компетенции уполномоченного на осуществление контроля органа (ч. 10 ст. 28 Закона об оружии).
Отметим, в рамках контроля за оборотом гражданского и служебного оружия на территории России не проводится проверка соблюдения лицензиатами лицензионных требований – она осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации". Исключение предусмотрено для контроля Росгвардией соблюдения лицензионных требований в части выполнения работ (услуг), лицензирование которых осуществляется службой – соответствующие проверки проводятся в рамках Закона об оружии (ч. 1-2 ст. 28 Закона об оружии).
Также следует учитывать, что планы проведения проверок в рамках контроля за оборотом оружия не составляются и их реестр не ведется, равно как и не требуется издания распорядительного документа контролирующего органа для осуществления мероприятий по контролю за оборотом оружия. Сведения о проведенных проверках и их результатах учитываются только в информационных системах органов, уполномоченных на их проведение.
При этом в отношении лиц, владеющих на законном основании оружием, установлена обязанность представлять оружие для осмотра, а также обеспечивать доступ к местам его хранения должностным лицам контролирующих органов в целях выполнения контрольных функций (ч. 8 ст. 22 Закона об оружии). Неисполнение этой обязанности может явиться основанием для аннулирования и изъятия лицензии на приобретение, экспонирование или коллекционирование оружия и разрешения на хранение или хранение и ношение либо хранение и использование оружия (п. 4.1 ст. 26 Закона об оружии).
Кроме того, юрлица и граждане должны предоставлять органам, уполномоченным на осуществление федерального государственного контроля за оборотом оружия, по их требованию сведения об обстоятельствах, являющихся основаниями для изъятия оружия, патронов к нему или аннулирования лицензий на приобретение оружия, разрешений на хранение, хранение и ношение или хранение и использование оружия и патронов (ч. 7 ст. 28 Закона об оружии).
Что грозит за нарушение правил оборота оружия? Узнайте в разделе.
Последняя актуализация: 11 июля 2023 г.