Как оспорить кадастровую стоимость и не переплачивать налог на имущество
© imagewell / Фотобанк Фотодженика |
В этом материале:
- Государственная кадастровая оценка недвижимого имущества
- Исправление ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости
- Обжалование результатов определения кадастровой стоимости:
- Установление кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере рыночной
- Перерасчет налога на имущество при изменении кадастровой стоимости
Налог на имущество физических лиц – это один из видов местных налогов, элементы налогообложения которого закреплены в гл. 32 Налогового кодекса. Напомним, плательщиками данного налога являются как граждане РФ, так и иностранные граждане и лица без гражданства, имеющие в собственности имущество, признаваемое объектом налогообложения, без учета их возраста, имущественного положения и иных критериев, а также независимо от того, эксплуатируется ли ими это имущество или нет (письмо ФНС России от 27 октября 2020 г. № БС-3-21/7145@ "О рассмотрении обращения").
Налогом облагаются следующие объекты недвижимости:
- жилой дом (в том числе жилые строения, расположенные на земельных участках для ведения личного подсобного, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства);
- квартира, комната;
- гараж, машино-место;
- единый недвижимый комплекс;
- объект незавершенного строительства;
- иные здание, строение, сооружение, помещение (п. 1 ст. 401 НК РФ).
При этом не признается объектом налогообложения:
- имущество, входящее в состав общего имущества многоквартирного дома (п. 3 ст. 401 НК РФ);
- не имеющие капитального фундамента теплицы, сборно-разборные хозблоки, бытовки, навесы, некапитальные временные строения (письмо ФНС России от 23 апреля 2019 г. № БС-4-21/7747@).
В случае если объект налогообложения находится в общей долевой собственности, налог исчисляется для каждого из участников пропорционально его доле в праве собственности на такой объект. А в случае общей совместной собственности – в равных долях для каждого из участников (п. 3 ст. 408 НК РФ).
Напомним, что для налогового периода 2023 года налоги на имущество в отношении объектов налогообложения, расположенных на территориях ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей, не установлены и, соответственно, их уплата не предусмотрена (письмо ФНС России от 17 марта 2023 г. N БС-4-21/3145@ "О порядке начисления и уплаты налогов на имущество").
Налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости (далее – ЕГРН) и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом (п. 1 ст. 403 НК РФ). При этом, как отмечает ФНС России, дата начала применения кадастровой стоимости может не совпадать с датой ее внесения в ЕГРН. К таким случаям, например, относится исправление технической ошибки в сведениях ЕГРН, которые послужили основанием для изменения кадастровой стоимости, а также уменьшение кадастровой стоимости путем внесения изменений в акт об утверждении результатов государственной кадастровой оценки. В перечисленных случаях кадастровая стоимость применяется со дня начала применения ее измененного значения (Информация ФНС России от 5 января 2021 г. "Об изменениях в применении кадастровой стоимости недвижимости в качестве налоговой базы").
Важно! Налоговая база в отношении объекта налогообложения за налоговый период 2023 года определяется как его кадастровая стоимость, внесенная в ЕГРН и подлежащая применению с 1 января 2022 года, в случае, если кадастровая стоимость такого объекта налогообложения, внесенная в ЕГРН и подлежащая применению с 1 января 2023 года, превышает кадастровую стоимость такого объекта налогообложения 2022 года. Это правило не распространяется на случаи, если кадастровая стоимость объекта увеличилась вследствие изменения его характеристик.
Узнать подробную информацию о ставках, местных и федеральных льготах по налогу на имущество физических лиц в конкретном регионе можно на сайте ФНС России в сервисе "Справочная информация о ставках и льготах по имущественным налогам" (https://www.nalog.gov.ru/rn77/service/tax/).
Напомним, в силу п. 8 ст. 408 НК РФ за первые три налоговых периода с начала применения порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объекта сумма налога исчисляется с учетом понижающих коэффициентов (0,2; 0,4; 0,6 соответственно). Данная дата устанавливается органом государственной власти субъекта РФ. Впоследствии начиная с четвертого налогового периода исчисление суммы налога производится без учета положений данного пункта.
Налог уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, которое направляет налоговый орган. При этом налог подлежит уплате в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. А поскольку расчет налога производится налоговым органом, то с учетом п. 4 ст. 57 НК РФ до дня получения такого уведомления у физлица не возникает обязанности по уплате налога.
Важно! Налогоплательщик уплачивает налог не более чем за 3 налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления (п. 4 ст. 409 НК РФ).
ФОРМА
СКАЧАТЬСообщение о наличии у налогоплательщика – физического лица объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, признаваемых объектами налогообложения по соответствующим налогам
Следует отметить, что хотя налоговая инспекция обязана самостоятельно рассчитать и направить налогоплательщику налоговое уведомление (п. 2 ст. 409 НК РФ), однако в случае непоступления такого уведомления каждый налогоплательщик обязан сообщить налоговому органу о наличии объектов недвижимого имущества. Указанное сообщение с приложением копий правоустанавливающих документов представляется в отношении каждого объекта налогообложения однократно в срок до 31 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 2.1 ст. 23 НК РФ). При этом неисполнение данной обязанности влечет наложение штрафа в размере 20% от неуплаченной суммы налога (п. 3 ст. 129.1 НК РФ).
Кадастровая оценка недвижимого имущества
Очередная государственная кадастровая оценка проводится раз в 4 года, в городах федерального значения в случае принятия высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ соответствующего решения – раз в 2 года.
Узнать кадастровую стоимость объекта можно несколькими способами. На сайте Росреестра:
- путем получения выписки из ЕГРН (предоставляется бесплатно в течение 3 рабочих дней);
- в режиме онлайн с помощью сервисов "Публичная кадастровая карта" и "Справочная информация по объектам недвижимости в режиме online";
- с помощью сервиса "Получение сведений из Фонда данных государственной кадастровой оценки".
При этом выписку из ЕГРН о кадастровой стоимости можно получить также, обратившись в офис Росреестра или МФЦ. Она предоставляется бесплатно по запросам любых лиц (ч. 4 ст. 63 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости").
В отношении объекта налогообложения, образованного в течение года, налоговая база определяется как его кадастровая стоимость на день внесения в ЕГРН сведений, являющихся основанием для определения его кадастровой стоимости.
Государственной кадастровой оценкой занимаются бюджетные учреждения по решению исполнительного органа власти субъекта РФ в соответствии с Федеральным законом от 3 июля 2016 г. № 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" (далее – Закон № 237) и методическими указаниями о государственной кадастровой оценке, утв. приказом Росреестра от 4 августа 2021 г. № П/0336 (далее – методические указания). Решение о проведении государственной кадастровой оценки принимается не позднее чем за 6 месяцев до 1 января года проведения государственной кадастровой оценки.
По итогам определения кадастровой стоимости составляется проект отчета в форме электронного документа. В течение 3 рабочих дней со дня составления он размещается на официальном сайте бюджетного учреждения, а также направляется в Росреестр. После соответствующей проверки Росреестр размещает в фонде данных государственной кадастровой оценки сведения и материалы, содержащиеся в проекте отчета, а также сведения о месте размещения проекта отчета на официальном сайте бюджетного учреждения на 30 календарных дней для представления замечаний, связанных с определением кадастровой стоимости.
Уполномоченный орган субъекта РФ в течение 5 рабочих дней со дня получения уведомления о соответствии проекта отчета требованиям к отчету обеспечивает информирование о размещении проекта отчета, месте его размещения, о порядке и сроках представления замечаний к проекту отчета, а также об объектах недвижимости, в отношении которых проводится государственная кадастровая оценка, путем:
- размещения извещения на своем официальном сайте Интернете;
- опубликования извещения в печатном средстве массовой информации, в котором осуществляется обнародование (официальное опубликование) правовых актов органов государственной власти субъекта РФ;
- размещения извещения на своих информационных щитах;
- направления информации в органы местного самоуправления для ее доведения до сведения заинтересованных лиц.
Важно! Замечания могут быть представлены любыми лицами в бюджетное учреждение или МФЦ лично, регистрируемым почтовым отправлением с уведомлением о вручении или через Интернет, включая портал госуслуг. Требования к содержанию данных замечаний указаны в ч. 18 ст. 14 Закона № 237-ФЗ.
После рассмотрения замечаний и при необходимости внесения уточнений отчет направляется в уполномоченный орган субъекта РФ для утверждения результатов. Соответствующий акт размещается на сайте органа и вступает в силу по истечении 1 месяца после дня его официального опубликования. Затем в течение 3 рабочих дней со дня вступления в силу акта об утверждении результатов определения кадастровой стоимости копия направляется в Росреестр и ППК "Роскадастр" для внесения сведений о кадастровой стоимости в ЕГРН и в Фонд данных государственной кадастровой оценки.
Исправление ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости
В случае несоответствия определения кадастровой стоимости положениям методических указаний о государственной кадастровой оценке любое физическое лицо может подать заявление об исправлении ошибок. Аналогичное право есть и при обнаружении описки, опечатки, арифметической ошибки или иной ошибке, повлиявшей на величину кадастровой стоимости одного или нескольких объектов недвижимости. Заявление подается в течение 5 лет со дня внесения в ЕГРН сведений о соответствующей кадастровой стоимости. Вместе с иными документами, содержащими сведения о характеристиках объекта недвижимости, заявление подается в бюджетное учреждение или МФЦ лично, почтовым отправлением с уведомлением о вручении или с использованием Интернета, включая портал госуслуг. Срок рассмотрения – 30 календарных дней со дня поступления.
По итогам его рассмотрения бюджетное учреждение принимает решение об удовлетворении требований и необходимости пересчете кадастровой стоимости либо об отказе. При выявлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, бюджетное учреждение обязано проверить, допущена ли выявленная ошибка в отношении иных объектов недвижимости, в том числе соседних, смежных, однотипных, и при необходимости пересчитать стоимость.
Стоит иметь в виду, что решение о необходимости пересчета кадастровой стоимости в связи с наличием ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, может быть принято уполномоченным органом субъекта РФ и без заявлений об исправлении ошибок. Сроки, в течение которых бюджетное учреждение должно исправить выявленные ошибки, согласно ч. 18 ст. 21 Закона № 237-ФЗ составляют:
- в течение 45 календарных дней со дня поступления заявления (при обращении физического лица);
- в течение 90 календарных дней со дня принятия уполномоченным органом субъекта РФ соответствующего решения.
По итогам исправления ошибок бюджетным учреждением в течение 3 рабочих дней со дня их исправления передаются:
- сведения о кадастровой стоимости в уполномоченный орган субъекта РФ для внесения изменений в акт об утверждении результатов определения кадастровой стоимости, если такая кадастровая стоимость определена в результате проведения государственной кадастровой оценки;
- акт об определении кадастровой стоимости в Росреестр для внесения сведений о кадастровой стоимости в ЕГРН, если такая кадастровая стоимость определена в порядке, предусмотренном ст. 16 Закона № 237-ФЗ.
Обжалование результатов определения кадастровой стоимости
До перехода на новый порядок установления кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере рыночной (то есть до 1 января 2026 года или даты, указанной в решении органа исполнительной власти субъекта РФ, в случае досрочного перехода) действующее законодательство предусматривает два варианта процедуры оспаривания кадастровой стоимости:
- в комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости;
- в суде (ч. 1 ст. 22 Закона № 237-ФЗ).
Заявитель самостоятельно выбирает, в каком порядке оспаривать кадастровую стоимость. В случае судебного рассмотрения спора предварительного обращения в комиссию для физических лиц не требуется. При этом рассмотрение в комиссии имеет ряд преимуществ перед судебным:
- быстрое рассмотрение спора (в течение 30 дней со дня поступления заявления);
- отсутствие судебных расходов, в том числе необходимости уплачивать госпошлину;
- возможность оспорить решение комиссии, если оно не устроит заявителя, в судебном порядке.
Такие комиссии создаются уполномоченными органами субъектов РФ.
Важно! Заявление об оспаривании подается в комиссию или в суд после внесения в ЕГРН сведений о кадастровой стоимости объекта недвижимости, но до дня определения новой кадастровой стоимости.
Оспаривание кадастровой стоимости в комиссии
Заявление об оспаривании может быть подано в комиссию путем его направления в уполномоченный орган субъекта РФ или МФЦ лично, почтовым отправлением или с использованием Интернета, включая портал госуслуг.
К заявлению прилагаются:
- выписка из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости, содержащая сведения об оспариваемых результатах определения кадастровой стоимости;
- копия правоустанавливающего или правоудостоверяющего документа на объект недвижимости;
- отчет об оценке рыночной стоимости, составленный на бумажном носителе и на электронном носителе в форме электронного документа;
- иные документы (по желанию).
Для составления отчета потребуется обратиться к оценщику (ст. 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 № 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", далее – Закон № 135-ФЗ). Заявление рассматривается в течение 30 дней с даты его поступления. В течение 7 рабочих дней с момента поступления заявления, комиссия сообщает об этом с указанием даты рассмотрения дела в орган местного самоуправления, лицу, обладающему правом собственности на такой объект недвижимости, и заявителю. Напомним, что заявителем может быть любое физическое лицо, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают его права или обязанности.
По итогам рассмотрения заявления комиссия принимает одно из решений:
- об определении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости;
- об отклонении заявления об оспаривании.
Заседание комиссии является правомочным, если на нем присутствует не менее половины ее членов. Решения принимаются простым большинством голосов. Порядок работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости утвержден приказом Росреестра от 24 августа 2020 г. № П/0311.
В течение 5 рабочих дней со дня принятия решения комиссия направляет в Росреестр и бюджетное учреждение копию указанного решения. Отчет об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости, на основании которого оспорена кадастровая стоимость, направляется в случае принятия решения об определении кадастровой стоимости в размере рыночной.
Решения комиссии могут быть оспорены в суде. Кроме того, заявитель имеет право оспаривать в суде не само решение комиссии, а результаты определения кадастровой стоимости. В этом случае решение комиссии не будет являться предметом рассмотрения в суде.
Судебный порядок оспаривания кадастровой стоимости
Процедура рассмотрения заявлений об оспаривании кадастровой стоимости в суде регламентирована главой 25 Кодекс административного производства. В судебном порядке граждане могут обжаловать как непосредственно результаты оценки кадастровой стоимости объекта недвижимости, так и решение комиссии по рассмотрению споров о кадастровой стоимости, если предварительно заявитель в такую комиссию обращался.
Законом установлены ограниченные сроки для оспаривания кадастровой стоимости недвижимости. Обратиться в суд по этой категории споров можно лишь в течение 5 лет с момента внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов. Однако если на момент обращения в суд кадастровая стоимость объекта недвижимости в государственном кадастре недвижимости уже изменилась, то оспаривать предыдущую стоимость уже нельзя (ч. 3 ст. 245 КАС РФ).
Решения и действия комиссии же могут быть обжалованы в течение 3 месяцев со дня, когда лицу стало известно о нарушении своих прав, свобод и законных интересов, а в случае бездействия – в течение 30 дней (срок, когда комиссия должна была рассмотреть заявление о пересмотре кадастровой стоимости), и в течение 3 месяцев со дня, когда эта обязанность прекратилась.
Соответственно, административный истец может заявить одно из следующих требований:
- об установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости;
- об изменении кадастровой стоимости в связи с выявлением недостоверных сведений об объекте оценки, использованных при определении его кадастровой стоимости, в том числе об исправлении технической и (или) кадастровой ошибки;
- об оспаривании решения или действия (бездействия) комиссии.
Рассмотрение других требований не может производиться одновременно с оспариванием кадастровой стоимости, поскольку подсудны другим судам. Это значит, что если владелец объекта недвижимости хочет вернуть переплаченные налоги, то сначала ему нужно получить судебное решение по результатам рассмотрения его административного искового заявления, а потом уже обращаться с иском о взыскании переплаченных денежных средств.
По делам о пересмотре кадастровой стоимости каждая сторона обязана доказать обстоятельства, на которые она ссылается в обоснование своих требований и возражений. Таким образом, обязанность доказать недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, а также величину рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на лице, которое обратилось с соответствующим заявлением (ч. 5 ст. 247 КАС РФ). Заявителю потребуется представить документы, доказывающие его позицию.
Помимо документов, указанных в ст. 126 КАС РФ, к административному исковому заявлению прилагаются:
- выписка из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости, содержащая сведения об оспариваемых результатах определения кадастровой стоимости;
- копия правоустанавливающего или правоудостоверяющего документа на объект недвижимости;
- документы, подтверждающие недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании недостоверности указанных сведений;
- отчет, составленный на бумажном носителе и в форме электронного документа, в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости;
- иные документы и материалы, подтверждающие требования административного истца.
Первой инстанцией для данной категории споров являются верховные суды республик; краевые, областные суды; суды городов федерального значения; суды автономных областей и округов (п. 15 ч. 1 ст. 20 КАС РФ).
Быстро и правильно оформить документы поможет "Конструктор правовых документов" системы ГАРАНТ.
Срок рассмотрения дел об оспаривании кадастровой стоимости в суде составляет 2 месяца, но он может быть продлен еще на 1 месяц в связи со сложностью дела (ст. 141 КАС РФ). При этом дело об оспаривании решения, действий (бездействия) комиссии должно быть рассмотрено в течение 1 месяца (ч. 1 ст. 226 КАС РФ). О месте и времени рассмотрения дела суд извещает стороны, однако их неявка не препятствует его рассмотрению, если стороны были извещены надлежащим образом (ч. 4 ст. 247 КАС РФ).
Следует учитывать, что поскольку стороны обязаны самостоятельно доказывать те обстоятельства, на которые ссылаются, то суд удовлетворит их ходатайства об истребовании дополнительных доказательств только в том случае, если они по объективным причинам лишены возможности представить доказательства без помощи суда. Тем не менее суд не лишен права запрашивать необходимые доказательства по своей инициативе (ч. 6 ст. 247 КАС РФ). При оспаривании кадастровой стоимости со стороны не единоличного собственника, а участника долевой собственности, суд пересматривает кадастровую стоимость объекта недвижимости в целом. Возражения других собственников оцениваются судом наряду с другими доказательствами по делу и не влекут обязательного отказа в удовлетворении заявленных требований (п. 17 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. № 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", далее – Постановление ВС РФ № 28).
Если по результатам рассмотрения дела суд удовлетворяет заявленные требования о пересмотре кадастровой стоимости, то в резолютивной части такого решения должна быть указана величина установленной судом кадастровой стоимости объекта недвижимости, которая является новой кадастровой стоимостью и подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости.
Принятое судом по результатам рассмотрения дела решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение 1 месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Отметим, что в соответствии с ч. 1 ст. 248 КАС РФ основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является:
- недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости;
- установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Под недостоверными сведениями обычно понимаются ошибки, допущенные при проведении оценки, в том числе неправильное определение характеристик объекта недвижимости, повлиявшее на кадастровую стоимость. ВС РФ в п. 13 Постановления Пленума ВС РФ № 28 указывал, что допущенное при проведении кадастровой оценки искажение данных об объекте оценки включает следующие обстоятельства:
- неправильное указание сведений в перечне объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке;
- неправильное определение оценщиком условий, влияющих на стоимость объекта недвижимости, в том числе:
- местоположение объекта оценки;
- его целевое назначение;
- разрешенное использование земельного участка;
- аварийное состояние объекта;
- нахождение объекта в границах санитарно-защитных зон и других зон с особыми условиями использования территории;
- иные условия;
- неправильное применение данных при расчете кадастровой стоимости;
- неиспользование сведений об аварийном состоянии объекта оценки.
Чтобы определить наличие или отсутствие оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости жилья, можно запросить сведения об объекте недвижимости, использованные при определении кадастровой стоимости у заказчика проведения кадастровой оценки, сведения о котором можно узнать в территориальных подразделениях Росреестра. Ответить на такой запрос заказчик и оценщик обязаны в семидневный срок с момента его поступления (ст. 24.18 Закона № 135-ФЗ). Если же основанием к оспариванию кадастровой стоимости является превышение ею рыночной цены недвижимости, следует принять во внимание, что рыночная цена должна определяться не на текущий момент, а на момент установления кадастровой стоимости. Таким образом, даже резкое падение стоимости недвижимости, произошедшее позднее установления кадастровой стоимости, не поможет ее снизить.
Кадастровая стоимость объектов недвижимости в размере рыночной
ФОРМА
СКАЧАТЬЗаявление об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости
В соответствии с ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 269-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" до 1 января 2026 года установлен переходный период применения ст. 22 и 22.1 Закона № 237-ФЗ. Предполагается, что с указанной даты во всех регионах начнет применяться новый порядок установления кадастровой стоимости в размере рыночной, а именно путем обращения в бюджетное учреждение, а не в комиссию или суд, как это предусмотрено в ст. 22 Закона № 237-ФЗ.
Напомним, у высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ есть возможность принять решение о досрочном переходе к применению положений ст. 22.1 Закона № 237-ФЗ. Такое решение уже приняли 59 субъектов РФ. Подробнее с этим перечнем можно ознакомиться в нашей справке.
Заявление об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости может быть подано в период с даты постановки объекта недвижимости на государственный кадастровый учет до даты снятия его с учета. Оно подается в бюджетное учреждение или МФЦ лично, почтовым отправлением с уведомлением о вручении или с использованием Интернета, включая портал госуслуг. Требования к форме заявления и заполнению утверждены приказом Росреестра от 6 августа 2020 г. № П/0287.
К заявлению должны быть приложены:
- отчет об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости, кадастровая стоимость которого устанавливается в размере рыночной стоимости, составленный на электронном носителе в форме электронного документа;
- доверенность, если заявление подается представителем заявителя.
Отчет об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости должен содержать выписку из ЕГРН, в которой указаны сведения о зарегистрированных правах, об ограничениях прав и обременениях на объект недвижимости.
Важно! Заявление об установлении рыночной стоимости может быть подано в течение 6 месяцев с даты, по состоянию на которую проведена рыночная оценка объекта недвижимости и которая указана в отчете об оценке рыночной стоимости.
Бюджетное учреждение уведомляет заявителя о поступлении заявления в течение 5 рабочих дней. Срок же его рассмотрения – 30 календарных дней со дня поступления. По итогам бюджетное учреждение принимает одно из решений:
- об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости, указанной в отчете об оценке рыночной стоимости;
- об отказе в установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости в связи с использованием неполных и (или) недостоверных сведений, расчетными или иными ошибками, повлиявшими на итоговый результат определения рыночной стоимости такого объекта недвижимости, нарушением требований законодательства об оценочной деятельности при составлении отчета об оценке рыночной стоимости такого объекта недвижимости.
В течение 5 рабочих дней со дня принятия решения в отношении заявления бюджетное учреждение направляет в Росреестр копию указанного решения, а также представленный с заявлением отчет об оценке рыночной стоимости.
Решение бюджетного учреждения в отношении заявления об установлении рыночной стоимости может быть оспорено в суде в порядке административного судопроизводства. При этом одновременно с оспариванием решения бюджетного учреждения в суд может быть также заявлено требование об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости.
Важно! При оспаривании в суде решения бюджетного учреждения и установлении рыночной стоимости такая стоимость должна определяться на дату, указанную в отчете.
В течение 3 рабочих дней со дня вступления в силу решения суда о признании решения об отказе в установлении рыночной стоимости объекта недвижимости незаконным бюджетное учреждение принимает решение об установлении рыночной стоимости по соответствующему заявлению.
Перерасчет налога на имущество при изменении кадастровой стоимости
В соответствии с п. 2 ст. 403 НК РФ изменение кадастровой стоимости объекта налогообложения в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах.
Исключение составляют два случая:
- иное предусмотрено законодательством – например, ст. 18 Закона № 237-ФЗ;
- изменение кадастровой стоимости объекта налогообложения связано с установлением его рыночной стоимости. В таком случае сведения об измененной кадастровой стоимости, внесенные в ЕГРН, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения сведений об изменяемой кадастровой стоимости.
Перерасчет сумм ранее исчисленного налога на имущество физлиц осуществляется не более чем за 3 налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи с перерасчетом (п. 2.1 ст. 52 НК РФ).
Для получения перерасчета за 3 года необходимо подать заявление в налоговый орган, приложив к нему документы, подтверждающие изменение размера кадастровой стоимости (к примеру, копия судебного решения, выписка ЕГРН и т. д.). При этом необходимо учитывать, что с 1 января 2023 года в связи с введением системы единого налогового счета переплатой признается положительное сальдо ЕНС. Это значит, что с данной даты учитывается переплата не по конкретному налогу, а общая сумма переплаты, возникшая у налогоплательщика по всем платежам в бюджет. Переплату в размере положительного сальдо ЕНС можно зачесть или вернуть в порядке, предусмотренном п. 1 ст. 78 НК РФ, п. 1 ст. 79 НК РФ. Формы заявлений о возврате (зачете) указанных средств утверждены приказом ФНС России от 30 ноября 2022 г. № ЕД-7-8/1133@. Примеры заполнения данных заявлений и сами формы можно найти в нашем разделе "Бланки, формы, образцы документов".
Последняя актуализация: 30 июня 2023 г.
Документы по теме:
- Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации
- Налоговый кодекс Российской Федерации
- Федеральный закон от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"
- Федеральный закон от 3 июля 2016 г. № 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке"
- Федеральный закон от 29 июля 1998 № 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации"
- Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 269-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
- Приказ ФНС России от 23 декабря 2022 г. № ЕД-7-21/1250@ "Об утверждении формы, порядка заполнения и формата представления сообщения о наличии у налогоплательщика – физического лица объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, признаваемых объектами налогообложения по соответствующим налогам, в электронной форме"
- Приказ Росреестра от 4 августа 2021 г. № П/0336 "Об утверждении Методических указаний о государственной кадастровой оценке"
- Приказ Росреестра от 24 августа 2020 г. № П/0311 "Об утверждении Порядка работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости"
- Приказ Росреестра от 6 августа 2020 г. № П/0287 "Об утверждении форм заявления об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости и документов, формируемых в связи с рассмотрением такого заявления, требований к их заполнению, требований к формату таких заявления и иных документов в электронной форме"
- Письмо ФНС России от 17 марта 2023 г. N БС-4-21/3145@ "О порядке начисления и уплаты налогов на имущество"
- Письмо ФНС России от 18 февраля 2022 г. № БС-3-21/1483@ "Об основаниях представления в налоговый орган сообщения о наличии объекта недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения по налогу на имущество физических лиц"
- Информация ФНС России от 5 января 2021 г. "Об изменениях в применении кадастровой стоимости недвижимости в качестве налоговой базы"
- Письмо ФНС России от 27 октября 2020 г. № БС-3-21/7145@ "О рассмотрении обращения"
- Письмо ФНС России от 23 апреля 2019 г. № БС-4-21/7747@ "О налогообложении теплиц на садовых и огородных земельных участках"
- Письмо УФНС России по г. Москве от 24 марта 2021 г. № 23-22/041552@ "О порядке подачи сообщения о наличии объекта налогообложения в случае неполучения налогового уведомления на уплату транспортного налога"
- Обзор Судебной Практики Верховного Суда РФ № 2 (2021) (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30 июня 2021 г.)
- Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 г. № 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости"
Читайте также:
Такой же подход используется и при формировании сообщения об исчисленных налоговым органом суммах налога.
Разъяснены особенности расчета налога при изменении кадастровой стоимости недвижимости
Сведения о кадастровой стоимости применяются со дня внесения в ЕГРН информации, повлекшей ее изменение.
Росреестр подготовил новый выпуск дайджеста законодательных изменений в сфере недвижимости
В частности, в нем отражены новеллы о расширении перечня объектов, которые можно размещать на государственных и муниципальных землях без предоставления участков и установления сервитутов.
Гаражи и гаражные боксы граждан облагаются налогом на имущество на льготных условиях
Об этом напомнила ФНС России.