Версия от 11 июня 2011 года: Налоги и сборы, бухгалтерский учет Банковская деятельность Ценные бумаги, фондовый рынок Таможенное право, внешнеэкономическая деятельность Закупки для государственных и муниципальных нужд Строительство, градостроительство и архитектура Транспорт и связь Информация, реклама и СМИ Основы государственно-правового устройства Бюджетная система Правопорядок, общественная безопасность, защита от ЧС Жилые помещения и жилищно-коммунальное хозяйство Труд, трудоустройство, социальная защита, пенсии и компенсации Семейное право Здравоохранение, образование, наука, культура, спорт и туризм Оборона, воинская обязанность и военная служба Суд и судоустройство, нотариат, адвокатура и юридическая помощь Уголовное, уголовно-процессуальное, уголовно-исполнительное право Административные правонарушения, административная ответственность Налоги и сборы, бухгалтерский учет Федеральный закон от 7 июня 2011 г. № 132-ФЗ "О внесении изменений в статью 95 части первой, часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части формирования благоприятных налоговых условий для инновационной деятельности и статью 5 Федерального закона "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" Развитие инноваций простимулировали налоговыми мерами. Уточнены структура и порядок учета расходов на научные исследования и опытно-конструкторские разработки (НИОКР) при налогообложении прибыли. Согласно поправкам расходами на НИОКР признаются затраты на создание новой или усовершенствование производимой продукции (работ, услуг), а также применяемых технологий, методов организации производства и управления. Закрепляются перечень расходов на НИОКР, порядок их признания и налогового учета. Сохранена возможность применять повышающий коэффициент 1,5 к затратам по наиболее актуальным направлениям НИОКР (в соответствии с перечнем, определяемым Правительством РФ). Налогоплательщики, использующие указанное право, обязаны представлять в налоговые органы отчет о выполненных работах. Чтобы выяснить, соответствуют ли проведенные НИОКР перечню, в рамках камеральной налоговой проверки может назначаться экспертиза. Предусматривается возможность формирования налогоплательщиком резервов предстоящих расходов на НИОКР. Организации освобождаются на 3 года от уплаты налога на имущество в отношении вновь вводимых высокоэнергоэффективных объектов. Федеральный закон вступает в силу не ранее чем через 1 месяц со дня его официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу. Для отдельных положений установлены иные сроки введения в действие. Федеральный закон от 4 июня 2011 г. N 125-ФЗ "О внесении изменения в статью 342 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" Внедрение более эффективных технологий добычи газового конденсата простимулировали налоговыми мерами. Установлена нулевая ставка НДПИ в отношении природного горючего газа, закаченного в пласт для поддержания пластового давления при добыче газового конденсата в пределах одного участка недр. Данная мера направлена на стимулирование внедрения технологии сайклинг-процесса. Это способ разработки месторождений с поддержанием пластового давления посредством закачки в продуктивный пласт ранее извлеченного из него горючего природного газа после отделения от него жидких углеводородов - газового конденсата. Указанная технология позволяет увеличить конденсатоотдачу пласта и извлечение жидких углеводородов на 10-35%. Количество закачанного в пласт газа, облагаемого по нулевой ставке, определяется налогоплательщиком на основании отражаемых в статотчетности данных. Федеральный закон вступает в силу не ранее чем через 1 месяц после его официального опубликования и не ранее 1 числа очередного налогового периода по НДПИ. Решение Высшего Арбитражного Суда РФ от 17 мая 2011 г. N ВАС-3440/11 ВАС РФ: форму налоговой декларации по УСН нужно было актуализировать своевременно! ВАС РФ счел незаконным, что налоговая декларация по УСН и порядок ее заполнения не позволяют уменьшать (при объекте "доходы") исчисленный налог (авансовые платежи) на определенные суммы. Речь идет об уплаченных (в пределах исчисленных) за этот же период времени суммах страховых взносов на обязательное соцстрахование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, от несчастных случаев на производстве, а также на обязательное медстрахование. Как указал ВАС РФ, на момент принятия оспариваемые нормы соответствовали законодательству. Между тем позже в НК РФ были внесены изменения, вступившие в силу с 01.01.2010. Этими поправками был расширен перечень страховых взносов, на которые налогоплательщики могут уменьшать исчисленный налог. В этот список, помимо страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и выплаченных работникам пособий по временной нетрудоспособности, были дополнительно включены названные страховые взносы. Однако ни форма декларации, ни порядок ее заполнения данные изменения не учитывают. Соответственно, в этой части они подлежат признанию недействующими как не соответствующие НК РФ. Довод о том, что суммы названных взносов можно отразить в декларации в порядке, который был разъяснен в письме ФНС России, не принимается во внимание. Как подчеркнул ВАС РФ, названное письмо не может заменить собой нормативный правовой акт, принимаемый в соответствии с НК РФ. Отсутствие доказательств того, что налоговые органы создавали препятствия для отражения названных сумм в декларации, не имеет правового значения. Кроме того, ВАС РФ отклонил ссылку на то, что на момент производства по делу были приняты необходимые поправки. Он подчеркнул, что названные изменения пока не прошли регистрацию в Минюсте России. Факт их принятия незадолго до завершения декларационной кампании сам по себе не свидетельствует об отсутствии нарушения прав налогоплательщиков. Приказ Федеральной налоговой службы от 15 марта 2011 г. N ММВ-7-2/203@ "Об утверждении Порядка представления в банки документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, и представления банками информации по запросам налоговых органов в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи" (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 31.05.2011, регистрационный номер 20900)" Отношения налоговых органов и банков: порядок взаимообмена электронными документами. Утвержден Порядок направления в банки документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий, и представления кредитными организациями информации по запросам указанных органов в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Порядок касается требований о перечислении налогов и об уплате сумм по банковским гарантиям, запросов о предоставлении справок о наличии счетов в банке у организаций (адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты, ИП, частнопрактикующих нотариусов) и об остатках средств на таких счетах, а также выписок по операциям на них, самих справок и выписок. Через ЦБР документы подаются в соответствии с Положением о порядке направления в банк поручения, решения налогового органа, а также представления банком в налоговый орган сведений об остатках средств в электронном виде. Сроки для этого предусмотрены НК РФ. Приказ вступает в силу по истечении 10 дней после даты его официального опубликования и не ранее введения в действие названного Положения. Письмо Федеральной налоговой службы от 6 июня 2011 N АС-4-2/8931@ "Об обработке заявлений о ввозе товаров и уплате косвенных налогов в отношении товаров, принятых на учет до 01.07.2010" Как обрабатывать заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов в отношении продукции, принятой на учет до 1 июля 2010 г.? Разъяснения касаются заявлений о ввозе товаров и уплате косвенных налогов. Налоговые ведомства России и Беларуси договорились, что до 1 января 2011 г. информационный обмен между ними должен осуществляться так. В отношении товаров, принятых на учет до 1 июля 2010 г. - в форматах, которые использовались в рамках российско-белорусского межправительственного Соглашения о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте. Принятых на учет позднее - в форматах, применяющихся в рамках Соглашения о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте в Таможенном союзе. Вместе с тем в российские налоговые органы поступают заявления, составленные нашими импортерами в отношении товаров, вывезенных из Беларуси и принятых на учет до 01.07.2010. Данная ситуация относится к периоду действия первого из названных соглашений. Поэтому нужно обеспечить, чтобы заявления, на которых есть отметка об уплате косвенных налогов (освобождении от НДС и (или) акцизов), были составлены по старой форме. Причем они обрабатываются в соответствии с указанным соглашением и прежним порядком проставления отметок на соответствующих заявлениях. Обмениваться заявлениями по товарам, принятым на учет до 01.07.2010, нужно по образцам и форматам, применявшимся в рамках действия упомянутого соглашения. Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 13 мая 2011 г. N 03-04-06/6-107 О налогообложении НДФЛ стоимости питьевой воды, приобретаемой организацией для своих сотрудников Облагается ли НДФЛ приобретаемая организацией для своих сотрудников питьевая вода? Организация приобретает питьевую воду для своих сотрудников. В данном случае работники могут получать доходы в натуральной форме, организация может выполнять функции налогового агента. В этих целях организация должна оценивать и учитывать экономическую выгоду, получаемую сотрудниками. Если при потреблении сотрудниками приобретенной организацией питьевой воды отсутствует возможность персонифицировать и оценить экономическую выгоду, полученную каждым сотрудником, то дохода, облагаемого НДФЛ, не возникает. Банковская деятельность Указание ЦБР от 30 мая 2011 г. N 2641 -У "О размере процентных ставок по депозитным операциям Банка России" Фиксированные ставки по депозитным операциям ЦБР повышаются на 0,25 процентного пункта. С 31 мая 2011 г. возрастают фиксированные процентные ставки по депозитным операциям ЦБР на стандартных условиях "овернайт", "том-некст", "спот-некст", "до востребования", "одна неделя", "спот-неделя". Они увеличиваются с 3,25 до 3,5% годовых. Указание вступает в силу со дня подписания. Указание ЦБР от 29 апреля 2011 г. N 2617-У "Об особенностях порядка оценки экономического положения банков" При оценке экономического положения банков их доходность временно не учитывается. Территориальные учреждения ЦБР определяют экономическое положение банков. При этом учитывают их капитал, активы, доходность, ликвидность, качество управления и прозрачность структуры собственности, соблюдение обязательных нормативов и др. По результатам такой оценки банк включается в 1 из 5 классификационных групп. Установлено, что до 31 декабря 2011 г. при оценке банков не будет учитываться их доходность. Указание вступает в силу по истечении 10 дней после его официального опубликования в "Вестнике Банка России". Зарегистрировано в Минюсте РФ 25 мая 2011 г. Регистрационный N 20866. Указание ЦБР от 20 апреля 2011 г. N 2611-У "О внесении изменения в пункт 1.3 Положения Банка России от 14 ноября 2007 года N 313-П "О порядке расчета кредитными организациями величины рыночного риска" Уточнено, как кредитные организации определяют величину рыночного риска. Скорректирован порядок расчета кредитными организациями величины рыночного риска. Совокупная величина рыночного риска включает в себя процентный, фондовый и валютный риски. Установлено, что при расчете процентного и фондового рисков отдельные финансовые инструменты включаются в расчет чистых позиций с коэффициентом 1,5. Это некоторые производные финансовые инструменты, базовым активом которых являются ценные бумаги, долевые ценные бумаги юрлиц, составляющие не более 20% от величины уставного капитала эмитента. Речь также идет о долговых ценных бумагах. Из списка долговых исключены некоторые ценные бумаги, в частности, кредитных организаций, имеющих рейтинг долгосрочной кредитоспособности, присвоенный международным или национальным рейтинговым агентством. В связи с этим указано, что используются данные о рейтинге кредитной организации или юрлица из информационной системы Reuters, при их отсутствии - Bloomberg. Если данные о рейтинге в указанных информсистемах отсутствуют, то применяются сведения, размещенные на сайтах соответствующих международных и национальных рейтинговых агентств в Интернете. Если кредитной организации или юрлицу присвоены рейтинги международным рейтинговым агентством не ниже установленного уровня и национальным агентством, то принимается международный рейтинг. Если имеются рейтинги разных уровней, присвоенные различными международными агентствами, то принимается наивысший. Аналогичное правило действует для национальных рейтингов. Указание вступает в силу с 1 октября 2011 г., за исключением некоторых положений, для которых установлены отдельные сроки. Зарегистрировано в Минюсте РФ 25 мая 2011 г. Регистрационный N 20858. Указание ЦБР от 20 апреля 2011 г. N 2612-У "О внесении изменений в Положение Банка России от 20 марта 2006 года N 283-П "О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери" Формирование кредитными организациями резервов на возможные потери: что нового? Скорректировано Положение ЦБР о порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери. К элементам расчетной базы резерва отнесли недвижимость, прочие вещи, активы, полученные в результате реструктуризации дебиторской задолженности, остаточную стоимость недвижимости, не используемой для осуществления банковской деятельности. Также в круг элементов включили права требования по договорам долевого участия в строительстве, полученные по договорам об отступном или о залоге в результате реализации прав на обеспечение по предоставленным ссудам, ссудной и приравненной к ней задолженности. Размер резерва по названным активам определяется в зависимости от срока, в течение которого кредитная организация учитывает их на балансовых счетах 60401, 60404, 60701 и 61011 с применением установленных коэффициентов. При сроке более года используется минимальный коэффициент 10%, более 2 лет - 20%, более 3 лет - 35%, более 4 лет - 50%, более 5 лет - 75%. По активам, учитываемым в течение 12 месяцев и более до вступления указания в силу, начиная с отчетности на 1 февраля 2012 г. должен быть сформирован резерв в размере не менее 10%. Установлен порядок формирования резерва по вложениям в паи ПИФов, активы которых составляют денежные требования и требования, вытекающие из сделок с финансовыми инструментами, признаваемыми ссудами. Размер резерва должен соответствовать оценке риска по ссудам, являющимся имуществом фонда, и составлять не менее 21% от их стоимости. Указание вступает в силу с 1 января 2012 г. Зарегистрировано в Минюсте РФ 24 мая 2011 г. Регистрационный N 20837. Ценные бумаги, фондовый рынок Федеральный закон от 3 июня 2011 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" и статьи 214.1 и 310 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" Упрощена процедура получения доходов по эмиссионным ценным бумагам. Закон направлен на формирование в России международного финансового центра. Так, российские депозитарии должны получать доход для своих депонентов по эмиссионным ценным бумагам с обязательным централизованным хранением. Депозитарии должны представлять эмитентам списки владельцев ценных бумаг. Депозитарии, фактически выплачивающие доходы владельцу эмиссионных ценных бумаг с обязательным централизованным хранением, выполняют функции налогового агента. Налоговым агентом не признается депозитарий, перечисляющий доходы по эмиссионным ценным бумагам при выплате сумм в погашение номинальной стоимости ценных бумаг. Эмитент и депозитарий несут субсидиарную ответственность за неисполнение (ненадлежащее исполнение) последним своих обязанностей по передаче доходов по ценным бумагам лицам, имеющим право на их получение. Фондовая биржа может осуществлять листинг федеральных государственных ценных бумаг без заключения договора с эмитентом. Закон вступает в силу с 1 января 2012 г., за исключением отдельных положений, для которых установлен иной срок. Приказ Федеральной службы по финансовым рынкам от 5 апреля 2011 г. N 11-7/пз-н "Об утверждении Требований к правилам осуществления брокерской деятельности при совершении операций с денежными средствами клиентов брокера" Установлены новые правила, в соответствии с которыми брокер осуществляет операции со средствами клиентов. Они не распространяются на кредитные организации. Средства клиентов должны находиться на специальном брокерском счете. Если они зачислены на собственный счет брокера, последний обязан распорядиться, чтобы кредитная организация перечислила их на специальный счет. Как и прежде, брокер обязан исполнить требование клиента вернуть средства со специального счета. Находящиеся там средства брокер не может передавать третьим лицам во исполнение обязательств из сделок, совершенных за его счет, а также использовать как обеспечение таких обязательств. Но он вправе передавать данные средства в распоряжение клиринговой организации, чтобы исполнить (обеспечить исполнение) обязательств по сделкам с ценными бумагами, а также по договорам, являющимся производными финансовыми инструментами, в т. ч. совершенным (заключенным) за его счет. Пересмотрен перечень информации, которую нужно предоставлять клиенту при заключении договора брокерского обслуживания. В частности, необходимо сообщать о возмездности или безвозмездности использования брокером денежных средств клиентов. Исключены сведения о кредитной организации, на счетах в которой будут учитываться средства. С даты вступления приказа в силу прежние требования не применяются. Зарегистрировано в Минюсте РФ 25 мая 2011 г. Регистрационный N 20861. Приказ Федеральной службы по финансовым рынкам от 29 марта 2011 г. N 11-6/пз-н "Об утверждении Порядка согласования внутреннего регламента совершения операций со средствами пенсионных накоплений, отражающего особенности деятельности по доверительному управлению средствами пенсионных накоплений" Инвестирование пенсионных накоплений: управляющие компании должны согласовать свои внутренние регламенты с ФСФР России. Внутренний регламент совершения операций со средствами пенсионных накоплений, отражающий особенности деятельности по доверительному управлению ими, должен быть согласован с ФСФР России. Для этого управляющая компания, отобранная по конкурсу и заключившая с ПФР соответствующий договор, должна представить заявление о согласовании. Указано, какие сведения оно должно содержать. К заявлению прилагаются 2 бумажных экземпляра внутреннего регламента и его текст на магнитном или оптическом носителе. Заявление подписывается единоличным исполнительным органом управляющей компании (лицом, действующим от ее имени без доверенности) и руководителем службы внутреннего контроля (контролером). Ставится печать. Внутренний регламент должен быть утвержден в порядке, установленном учредительными документами управляющей компании, и иметь соответствующее наименование. Закреплено, как оформляются и согласовываются изменения в регламент. Срок согласования - 30 рабочих дней. Решение оформляется приказом ФСФР России. Приведены основания для отказа в согласовании. Например, если отсутствует лицензия или договор с ПФР. Поводом также может стать несоответствие регламента установленным требованиям. Регламент представляется на согласование в течение 10 рабочих дней с даты подписания договора с ПФР. Изменения в него направляются в течение 5 рабочих дней с даты утверждения новой редакции внутреннего регламента. Управляющие компании, инвестирующие средства пенсионных накоплений по договору с ПФР, должны представить свои регламенты в течение 15 рабочих дней с даты вступления в силу приказа. Зарегистрировано в Минюсте РФ 19 мая 2011 г. Регистрационный N 20805 Таможенное право, внешнеэкономическая деятельность Федеральный закон от 1 июня 2011 г. N 104-ФЗ "О ратификации Протокола об отдельных временных изъятиях из режима функционирования единой таможенной территории таможенного союза" Страны ТС сохранили на время ряд ограничений во взаимной торговле. Ратифицирован Протокол об отдельных временных изъятиях из режима функционирования единой таможенной территории ТС. Он определяет условия перемещения между территориями государств-членов ТС отдельных категорий товаров, в отношении которых по состоянию на 1 июля 2010 г. не завершена унификация торгового режима с третьими странами. Речь идет об автомобилях для личного пользования, ставки ввозных пошлин на которые устанавливаются национальным законодательством члена ТС; товарах, в отношении которых Казахстан в течение переходного периода применяет иные ставки пошлин, чем предусмотрены Единым таможенным тарифом. Также Протокол распространяется на товары, подпадающие под действие неунифицированных специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер или изъятия из режима свободной торговли. Указанные товары подлежат в государстве ввоза таможенному декларированию и контролю. Согласно Протоколу Россия облагает вывозными пошлинами сырую нефть, экспортируемую в Беларусь. В то же время последняя заявила о неправомерности взимания российской стороной пошлин на поставляемые в Беларусь нефтепродукты. Положения Протокола носят временный характер и действуют до отмены всех ограничений во взаимной торговле и применения единого режима в торговле с третьими странами. Постановление Правительства РФ от 3 июня 2011 г. N 445 "О мерах по защите экономических интересов российских производителей карамели" Установлена специальная пошлина на импортную карамель определенного вида. Установлена специальная пошлина на карамель, ввозимую в Россию, в размере 294,1 долл. США за 1 т. Срок ее действия - 3 года. Речь идет о леденцовой карамели (коды ТН ВЭД ТС 1704 90 710 0 и 1806 90 500 1), а также тоффи, иной карамели и аналогичных сладостях (коды ТН ВЭД ТС 1704 90 750 0 и 1806 90 500 2). Действие пошлины не распространяется на ввоз карамели, происходящей из Белоруссии и Казахстана, а также из развивающихся стран, пользующихся национальной системой преференций России (исключение - КНР и Турецкая Республика). Постановление вступает в силу по истечении 1 месяца со дня его официального опубликования. Следует отметить, что специальная пошлина применяется при введении специальной защитной меры и взимается независимо от ввозной таможенной пошлины. Информация Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 30 мая июня 2011 г. "О запрете ввоза и оборота сырых овощей, произведенных в Германии и Испании" В салате из импортных овощей может оказаться кишечная палочка. В Германии наблюдается вспышка острой кишечной инфекции, вызванной энтерогеморрагической кишечной палочкой. Погибло 10 человек, заболело около 1 000. Случаи заражения также отмечаются в Швеции, Дании, Голландии и Великобритании. Источником инфекции, предположительно, являются салатные огурцы. В связи с изложенным с 30 мая 2011 г. вводится запрет на ввоз в Россию сырых томатов, огурцов и листьев салата производства Германии и Испании. Также приостанавливается оборот данной продукции. Кроме того, сообщается о возможном установлении аналогичного запрета в отношении указанной продукции из всех стран ЕС. Федеральный закон от 1 июня 2011 г. N 103-ФЗ "О ратификации Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств" Унифицированы правила определения страны происхождения товаров на территории СНГ. Ратифицировано Соглашение о Правилах определения страны происхождения товаров в СНГ. Оно подписано в г. Ялте 20 ноября 2009 г. Россией сделаны оговорки, направленные на защиту отечественных производителей масел, жиров различного происхождения, маргариновой продукции, тростникового или свекловичного сахара и сахарозы. Так, в случае участия в производстве таких товаров третьих стран (помимо государств-участников Соглашения) при определении страны их происхождения Россия вправе применять критерий достаточной обработки/переработки. Он выражается в изменении товарных позиций на уровне хотя бы одного из первых четырех знаков. В отношении масел и жиров различного происхождения товар считается происходящим из той страны, на территории которой выполнялись необходимые условия, производственные и технологические операции. Также в их отношении применяется правило адвалорной доли, когда стоимость используемых материалов иностранного происхождения достигает фиксированной процентной доли в цене конечной продукции. По жирам, растительным и животным маслам стоимость используемых материалов не должна превышать 50% цены конечной продукции. При производстве маргарина предусмотрена аналогичная адвалорная доля в отношении стоимости пальмового, кокосового и пальмоядрового масел. Оговорки позволяют осуществлять более глубокую переработку материалов иностранного происхождения. Они не применяются во взаимной торговле между государствами-участниками Таможенного союза. Закупки для государственных и муниципальных нужд Федеральный закон от 4 июня 2011 г. N 131-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О передаче прав на единые технологии" Передача прав на единые технологии: какими полномочиями наделено Правительство РФ? Внесены поправки в Закон о передаче прав на единые технологии. Правительство РФ наделено полномочиями определять порядок пользования официальным сайтом Российской Федерации. На нем размещаются извещения о проведении открытых конкурсов на заключение договоров о передаче прав на единые технологии, а также иная информация, указанная в законе. К последней дополнительно отнесена документация об открытом аукционе. Ранее Правительство РФ могло только определять этот сайт Строительство, градостроительство и архитектура Федеральный закон от 4 июня 2011 г. N 129-ФЗ "О внесении изменений в статьи 7 и 8 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и Федеральный закон "О государственном кадастре недвижимости" Объекты капстроительства: от учета БТИ к включению в кадастр недвижимости. Поправки касаются госучета объектов капстроительства. До 1 января 2013 г. в их отношении не применяется Закон о кадастре недвижимости. Они учитываются органами и организациями по техническому учету и инвентаризации в ранее установленном порядке. Закон наделяет Минэкономразвития России правом определить правила госучета объектов капстроительства в названный период. Его будут осуществлять подведомственные Росреестру бюджетные учреждения. Это обеспечит планомерный переход от учета названных объектов БТИ к включению их в кадастр недвижимости. Необходимые документы подготовят кадастровые инженеры и организации по государственному техническому учету и инвентаризации. Это позволит создать конкуренцию на рынке данных работ и снизить цены на них. Разрешено использовать для кадастрового учета указанных объектов документы, подготовленные в ходе кадастровых работ организациями по территориальному землеустройству. Их можно подать в Росреестр до 1 сентября 2011 г. Скорректирован порядок предоставления сведений кадастра недвижимости и ЕГРП. Согласно поправкам кадастровые паспорт, план или выписка должны бесплатно выдаваться органам власти всех уровней, госкорпорации "Олимпстрой" (в отношении участков для размещения олимпийских объектов), Фонду "РЖС" (об участках, выделяемых для жилищного строительства). Также это право получили суды, правоохранительные органы, судебные приставы-исполнители при наличии в производстве дел о недвижимости и ее правообладателях. Данные о кадастровых стоимости и номере земельного участка должны бесплатно предоставлять по запросам любых лиц. Руководители органов власти всех уровней могут при необходимости бесплатно получать сведения ЕГРП ограниченного доступа (содержание правоустанавливающих документов, данные о недееспособности лица и др.). Транспорт и связь Федеральный закон от 3 июня 2011 г. N 113-Ф3 "О внесении изменения в статью 87 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации" Статус морского лоцмана могут получить и сотрудники негосударственных организаций. Поправки касаются осуществления лоцманской проводки судов. Постановлением Конституционного Суда РФ от 6 апреля 2004 г. N 7-П признано неконституционным положение Кодекса торгового мореплавания РФ о том, что морской лоцман является работником лоцманской службы государственной организации. По его буквальному смыслу сотрудники негосударственных компаний по лоцманской проводке судов не могут обладать статусом морского лоцмана. В то же время Кодекс не только признает саму возможность создания негосударственных компаний по лоцманской проводке, но и регулирует порядок госнадзора за их работой. Это не позволяет связывать лоцманскую деятельность исключительно с государственной организацией. Поправки устраняют данную правовую неопределенность. Они закрепляют, что морским лоцманом является гражданин России, удовлетворяющий требованиям положения о морских лоцманах (утверждается Минтрансом России по согласованию с Минобороны России и Росрыболовством). Он должен иметь удостоверение о праве лоцманской проводки судов в определенных районах (выдается капитаном морского порта). Приказ Минтранса РФ от 27 апреля 2011 г. N 125 "Об утверждении Порядка осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств, в том числе порядка организации пунктов весового и габаритного контроля транспортных средств" Как проводится весовой и габаритный контроль транспортных средств? Закреплен порядок осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств (ТС), в т. ч. организации пунктов такого контроля. Решение об остановке ТС принимается на основании предварительных результатов, полученных с использованием автоматизированных систем весового и габаритного контроля в движении. У водителя проверяют необходимые документы. ТС взвешивают, измеряют их габариты. По результатам составляется акт. Полученные весовые и габаритные параметры сравнивают с установленными законодательно. Проверяют также выполнение особых условий движения, указанных в специальном разрешении, и срок его действия. Если выявлены нарушения, то применяются меры, предусмотренные КоАП. Если установлены расхождения весовых параметров или несоблюдение маршрута движения, то акт по результатам взвешивания направляют в территориальное подразделение ГИБДД МВД России и Росавтодор. Контроль осуществляют Ространснадзор и ГИБДД МВД России. При этом на дорогах регионального, межмуниципального и местного значения Служба осуществляет контроль в отношении перевозчиков, участвующих в международной автомобильной перевозке, Госавтоинспекция - в отношении всех групп перевозчиков. На частных дорогах общего пользования контроль осуществляют органы власти и организации, уполномоченные собственником дороги. Осуществление контроля не должно создавать помех в дорожном движении. Допускается расхождение весовых параметров ТС, определенных по результатам взвешивания, от установленных или указанных в специальном разрешении, если оно не превышает 2%. Если водитель предъявляет международный сертификат взвешивания грузовых ТС, то взвешивание не осуществляется. Установлены требования, которым должны соответствовать контрольные пункты. Так, стационарные контрольные пункты включают дополнительную полосу движения, динамические весы, систему видеоконтроля, площадку для взвешивания и замера габаритов, средства связи, в т. ч. доступ в Интернет, терминал для приема электронных платежей. Зарегистрировано в Минюсте РФ 1 июня 2011 г. Регистрационный N 20903 Информация, реклама и СМИ Федеральный закон от 3 июня 2011 г. N 115-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О рекламе" Социальная реклама: упоминание о спонсорах - не более 3 секунд. Поправки направлены на создание благоприятных условий для производства и распространения социальной рекламы. Разрешено упоминание о социально ориентированных некоммерческих организациях. Это возможно, если в рекламе непосредственно описывается их благотворительная и иная общественно полезная деятельность. Допускается сообщать о физических лицах, попавших в трудную жизненную ситуацию или нуждающихся в лечении, при размещении социальной рекламы для оказания им благотворительной помощи. Это расширит возможности привлечения СМИ для адресного сбора пожертвований. Продолжительность упоминания о спонсорах в теле-, радиопрограммах, при кино- и видеообслуживании ограничена 3 секундами. Ему должно отводиться не более 7% площади кадра, а при распространении рекламы иными способами - максимум 5% пространства. Названные ограничения не касаются упоминаний об органах власти, вышеуказанных некоммерческих организациях и гражданах Основы государственно-правового устройства Федеральный закон от 3 июня 2011 г. N 107-ФЗ "Об исчислении времени" Россия отказалась от перехода на "летнее" и "зимнее" время. Федеральный закон закрепляет правовые основы определения времени и календарной даты, установления часовых зон страны. Согласно ему на территории России для исчисления календарной даты используется григорианский календарь (система подсчета времени, основанная на циклическом обращении Земли вокруг Солнца; продолжительность 1 цикла равна 365,2425 суток; на 400 лет приходятся 97 високосных годов). Часовые зоны устанавливаются с учетом административных границ субъектов Федерации. Состав территорий, образующих каждую зону, и порядок исчисления времени в них определит Правительство РФ. Оно же вправе перевести субъект Федерации из одной зоны в другую. Для этого требуется совместное предложение законодательных и исполнительных органов власти региона. Информацию о точном времени и календарной дате распространяет Государственная служба времени, частоты и определения параметров вращения Земли. Сигналы точного времени передаются с помощью ГЛОНАСС, спутниковых систем связи, радио- и телевещания. Закон не предусматривает ежегодного перехода на "летнее" и "зимнее" время. Федеральный закон вступает в силу через 60 дней после его официального опубликования Бюджетная система Федеральный закон от 1 июня 2011 г. N 105-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов" Приняты поправки к федеральному бюджету на 2011 г. Поправки к Закону о федеральном бюджете на текущий год обусловлены изменением прогнозных показателей. Так, по итогам 2011 г. рост промышленного производства составит 5,4% против 3,9%. Общий объем доходов федерального бюджета увеличится на 1 458,9 млрд руб. Общий объем расходов станет на 363,9 млрд руб. больше того, который установлен Законом о бюджете. Дефицит уменьшится на 1 094,9 млрд руб. Дополнительные бюджетные ассигнования в 2011 г. направляются на обеспечение жильем ветеранов, на возможное проведение второй индексации трудовой пенсии, обеспечение инвалидов техсредствами реабилитации, в т. ч. изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий. Также указанные средства выделяются на оздоровление и реабилитацию детей, пострадавших от землетрясения в Японии, на стипендии молодым работникам организаций оборонно-промышленного комплекса и др. Кроме того, принимаются дополнительные меры по поддержке реального сектора экономики. В частности, регионам предоставляются межбюджетные трансферты. Цель - оказать поддержку птицеводческим и свиноводческим организациям. В связи с ожидаемой экономией в текущем году перераспределены бюджетные ассигнования. Около 70% средств от общей суммы экономии направляются на реализацию приоритетов модернизации. Это стратегические компьютерные технологии и программное обеспечение, медицинская техника и фармацевтика, энергоэффективность, космос и телекоммуникации и т. п. Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования Правопорядок, общественная безопасность, защита от ЧС Приказ Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков от 5 мая 2011 г. N 170 "О возмещении суточных расходов, связанных со служебными командировками на территории Российской Федерации, сотрудникам органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ" В каком размере выплачиваются суточные командированным сотрудникам ФСКН России? Установлен размер суточных расходов на служебные командировки, возмещаемых сотрудникам органов наркоконтроля. Он составляет 150 руб. на каждый день нахождения в командировке. Зарегистрировано в Минюсте РФ 20 мая 2011 г. Регистрационный N 20826 Приказ МЧС РФ от 5 апреля 2011 г. N 167 "Об утверждении Порядка организации службы в подразделениях пожарной охраны" Служба в подразделениях пожарной охраны: порядок организации. Утвержден Порядок организации службы в подразделениях пожарной охраны. Подразделения всех видов пожарной охраны, которые тушат пожары и проводят аварийно-спасательные работы (АСР), входят в состав гарнизона пожарной охраны. В нем организуются гарнизонная и караульная службы. Гарнизонная служба создается с целью обеспечения постоянной готовности личного состава подразделений гарнизона к тушению пожаров и проведению АСР, совместной подготовки и слаженной работы подразделений, организации связи последних со службами жизнеобеспечения населения, единого квалифицированного руководства силами и средствами гарнизона. Караульная служба предназначена для поддержания постоянной готовности дежурных караулов (смен) подразделений, обеспечения тушения пожаров и проведения АСР. В целях осуществления караульной службы личный состав использует пожарную и аварийно-спасательную технику, пожарный инструмент и аварийно-спасательное оборудование, средства связи и управления, огнетушащие вещества. Взаимодействие подразделений со службами жизнеобеспечения по поддержанию готовности к тушению пожаров и проведению АСР регламентируется соглашениями (совместными инструкциями). Вопросы практического взаимодействия отрабатываются в ходе пожарно-тактических занятий и учений. Зарегистрировано в Минюсте РФ 25 Мая 2011 г. Регистрационный N 20868. Жилые помещения и жилищно-коммунальное хозяйство Федеральный закон от 4 июня 2011 г. N 130-ФЗ "О внесении изменений в статьи 14 и 15 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" Предусмотрен единый порядок обеспечения жильем инвалидов-чернобыльцев и ликвидаторов катастрофы на ЧАЭС независимо от даты постановки на учет. Согласно ранее действовавшему законодательству нуждающиеся в улучшении жилищных условий инвалиды вследствие чернобыльской катастрофы и участники ликвидации ее последствий, вставшие на учет до 1 января 2005 г., обеспечивались жильем в размерах и порядке, установленных Правительством РФ. Фактически они получили право участвовать в ФЦП "Жилище", предусматривающей социальные выплаты на приобретение жилья из федерального бюджета. Те, кто встал на учет после этой даты, обеспечивались жильем в соответствии с жилищным законодательством. Указанный порядок был признан не соответствующим Конституции РФ (постановление КС РФ от 10 ноября 2009 г. N 17-П), поскольку не содержал равных гарантий предоставления жилых помещений указанным категориям граждан. Он предусматривал необоснованную дифференциацию в зависимости от даты постановки на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. Поправками устанавливается единый порядок предоставления жилья указанным гражданам независимо от даты постановки на учет. Им гарантируется обеспечение жилой площадью 1 раз в размерах и порядке, установленных Правительством РФ. Федеральный закон от 4 июня 2011 г. N 124-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" и статью 7 Федерального закона "О некоммерческих организациях" Скорректирован порядок предоставления средств Фонда содействия реформированию ЖКХ регионам. Одним из условий предоставления Фондом содействия реформированию ЖКХ финансовой поддержки регионам является деятельность на территории муниципального образования коммерческих организаций коммунального комплекса. Уточнено, что их доля должна достичь 80% к 1 июля 2012 г. (вместо 1 января 2011 г.). Еще одним условием было завершение формирования и проведения государственного кадастрового учета земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома. Теперь установлено, что необходимо наличие утвержденных графиков осуществления до 1 января 2012 г. работ по формированию и проведению государственного кадастрового учета участков, на которых расположены многоквартирные дома, включенные в региональные адресные программы капремонта. Кроме того, установлено еще одно требование. Так, необходимо в определенные сроки обеспечить достижение обозначенных в заявке на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда параметров реализации региональных адресных программ (количество переселенных граждан, число многоквартирных домов, в которых проведен капремонт). В случае невыполнения указанных требований предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда будет приостановлено. Кроме того, при несоблюдении этих требований средства Фонда, полученные субъектом Федерации на проведение капремонта многоквартирных домов и (или) переселение граждан из аварийного жилищного фонда, придется вернуть. Закон вступает в силу со дня официального опубликования. Федеральный закон от 4 июня 2011 г. N 123-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" Деятельность ТСЖ и управляющих компаний станет более прозрачной. Поправки направлены на совершенствование управления многоквартирными домами. Так, уточняется порядок создания и деятельности ТСЖ. Ограничена возможность образования 1 ТСЖ на несколько многоквартирных домов. Общее число квартир в них не должно превышать 30. Предусмотрена возможность разделения товарищества, созданного в нескольких домах, и выделения из него. Установлены требования к должностным лицам жилищных кооперативов. Ими, в частности, не могут быть дисквалифицированные и судимые за умышленные преступления, а также бывшие руководители и главные бухгалтеры обанкротившихся строительных компаний. Уточняются перечень общего имущества в доме, порядок проведения общего собрания собственников, полномочия органов управления ТСЖ. Определены права членов ТСЖ и собственников, таковыми не являющихся. Предусмотрена возможность внесения платы за коммунальные услуги напрямую ресурсоснабжающим организациям. Согласно поправкам региональные власти проверяют соответствие устава ТСЖ закону, правомерность его создания и выбора управляющей компании. При выявлении нарушений уполномоченные органы могут обратиться в суд с требованием о ликвидации ТСЖ или признании договора управления домом недействительным. В отношении новостроек управляющие компании отбираются местными властями на конкурсной основе. Вводится новая форма управления многоквартирными домами - совет. Установлены общие требования к деятельности по управлению многоквартирным домом. Лица, занимающиеся этим, а также содержанием и ремонтом общего имущества в доме, обязаны уведомлять региональные власти о начале своей деятельности. Местные власти могут проверять работу управляющих компаний на основании жалоб собственников квартир. Федеральный закон вступает в силу через 10 дней после его официального опубликования, за исключением отдельных положений, для которых предусмотрен иной срок введения в действие Труд, трудоустройство, социальная защита, пенсии и компенсации Федеральный закон от 4 июня 2011 г. N 126-ФЗ "О гарантиях пенсионного обеспечения для отдельных категорий граждан" Повышены пенсии для отдельных категорий граждан. Установлены гарантии пенсионного обеспечения для отдельных категорий граждан. Речь идет о лицах, которые проходили службу или осуществляли деятельность (работу), в период которой на них не распространялось ОПС, были уволены начиная с 1 января 2002 г. и не приобрели право на пенсию за выслугу лет/по инвалидности или ежемесячное пожизненное содержание, финансируемые из федерального бюджета. В соответствии с законом трудовые пенсии по старости (в т. ч. досрочные) или по инвалидности устанавливаются названным гражданам с преобразованием пенсионных прав, приобретенных в вышеуказанный период, в расчетный пенсионный капитал. Преобразованием займутся территориальные органы ПФР. Они будут делать это одновременно с назначением страховой части пенсии. Основание - документы, необходимые для установления последней. Периоды службы/работы, учтенные при преобразовании, не включаются в выслугу лет/стаж, принимаемые в расчет при назначении соответствующей пенсии или названного содержания. Размер страховой части будет рассчитываться с учетом выделяемых из бюджета средств за периоды службы/работы, имевшей место не ранее чем с 1 января 2002 г. Указанные средства включаются в расчетный пенсионный капитал гражданина и отражаются в общей части его индивидуального лицевого счета. Их объем равен стоимости страхового года, действующей на день установления страховой части, умноженной на продолжительность периодов службы/работы. Федеральный закон от 3 июня 2011 г. N 118-ФЗ "О внесении изменения в статью 17 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" Уточнено, как формируется бюджет ПФР. В пенсионное законодательство внесены поправки, касающиеся лиц, которые проходили военную (приравненную к ней) службу либо занимались деятельностью, в период которой не подлежали пенсионному страхованию. Речь идет о тех, кто не имеет права на пенсию за выслугу лет (по инвалидности), финансируемую за счет федерального бюджета. Введен механизм, обеспечивающий право данных граждан на трудовую пенсию с учетом соответствующих периодов. Пенсионные права этих лиц, приобретенные за время службы (указанной выше деятельности), преобразуются в расчетный пенсионный капитал. Поэтому в общий объем доходов и расходов бюджета ПФР включают и средства федерального бюджета, предоставляемые в связи с таким преобразованием. Порядок, в соответствии с которым выделяются и рассчитываются данные ассигнования, устанавливается Законом о гарантиях пенсионного обеспечения для отдельных категорий граждан. Федеральный закон от 3 июня 2011 г. N 117-ФЗ "О внесении изменений в статью 7 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" в связи с организацией и проведением XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, XXVII Всемирной летней универсиады 2013 года в городе Казани" Выплаты, связанные с работой волонтеров на Олимпийских играх 2014 г., освобождены от обложения страховыми взносами. В 2014 г. в Сочи пройдут ХХII Олимпийские и ХI Паралимпийские зимние игры. В 2013 г. в Казани состоится XXVII Всемирная летняя универсиада. Оказывать помощь в их организации и проведении будут волонтеры. Это граждане России, иностранцы и лица без гражданства, законно находящиеся в нашей стране, заключившие с Оргкомитетом "Сочи 2014" соответствующий гражданско-правовой договор. Также речь идет о соглашениях, подписанных этими лицами с исполнительной дирекцией названной универсиады. Волонтеры бесплатно будут осуществлять указанную деятельность путем применения своего опыта, знаний, умений и навыков. В связи с этим из объектов обложения страховыми взносами исключены выплаты в натуральной форме в виде оплаты расходов на оформление и выдачу виз, приглашений и т. п., стоимости проезда, проживания, питания, обучения, полученные волонтерами для реализации названной деятельности. Это касается также услуг связи, транспортного обеспечения, лингвистического сопровождения, сувениров с символикой этих мероприятий и др. Закон вступает в силу со дня его официального опубликования. Указанные нормы распространяются на отношения, возникшие с 1 января 2011 г. Положения, касающиеся Олимпийских и Паралимпийских игр, применяются до 1 января 2017 г., универсиады - до 31 декабря 2013 г. Федеральный закон РФ от 1 июня 2011 г. N 106-ФЗ "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда" Размер МРОТа увеличен до 4 611 руб. в месяц. Согласно ТК РФ МРОТ должен быть не ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения страны. Ранее действовал МРОТ, установленный с 1 января 2009 г. Он составлял 4 330 руб. в месяц и соответствовал прожиточному минимуму трудоспособного населения за IV квартал 2007 г. Однако в IV квартале 2010 г. Последний уже достиг 6 367 руб. Принятая поправка позволит приблизить МРОТ к существующему прожиточному минимуму трудоспособного населения. Федеральный закон вступает в силу с 1 июня 2011 г Семейное право Федеральный закон от 31 мая 2011 г. N 102-ФЗ "О присоединении Российской Федерации к Конвенции о гражданско-правовых аспектах международного похищения детей" Определен механизм возвращения детей при международном похищении. Россия присоединилась к Конвенции о гражданско-правовых аспектах международного похищения детей. Она признает ребенком человека до 16 лет и распространяется на случаи, когда целью перемещения или удержания является желание осуществлять права опеки или доступа. Она не регулирует вопросы похищения с признаками уголовного преступления. Перемещение или удержание признаются незаконными, если они осуществляются с нарушением прав опеки, которыми было наделено лицо в соответствии с законодательством страны, где жил ребенок до похищения. При этом опекуны во время похищения должны фактически осуществлять свои права. Любое лицо, учреждение, организация, заявляющие о незаконном перемещении или удержании ребенка в нарушение прав опеки, могут обратиться в центральный орган государства постоянного проживания ребенка или любого другого договаривающегося государства для содействия в его возвращении. Такой орган должен быть создан в каждом государстве-участнике Конвенции. В нашей стране это Минобрнауки России. В возвращении ребенка могут отказать, если родители (законные представители) фактически не осуществляли свои права опеки на момент похищения, согласились на его перемещение или удержание либо впоследствии не возражали против этого. Отказ также возможен при серьезном риске причинения физического или психологического вреда ребенку или постановки в невыносимые условия при возвращении. Если ребенок не хочет возвращаться, следует учитывать его мнение, обращая внимание на возраст и степень зрелости. Сделана оговорка, что Россия не будет оплачивать услуги адвокатов, советников или судебные издержки (кроме возмещаемых ее системой юридической помощи и консультаций). Здравоохранение, образование, наука, культура, спорт и туризм Федеральный закон от 3 июня 2011 г. N 121-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об образовании" Экзамены по родным языку и литературе можно будет сдавать не в форме ЕГЭ. Скорректирован Закон об образовании. Закреплено, что по родным языку и литературе можно устанавливать иные (помимо ЕГЭ) формы проведения государственной (итоговой) аттестации. Их определяют региональные органы, уполномоченные в сфере образования. Также они устанавливают порядок проведения аттестации. Названным органам дали право участвовать в отборе организаций, издающих учебники по родным языку и литературе для общего образования, используемые в аккредитованных учебных заведениях. Установлено, что примерные основные образовательные программы должны учитывать региональные, национальные и этнокультурные особенности. Постановление Правительства РФ от 3 июня 2011 г. N 441 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам ввоза на территорию Российской Федерации лекарственных средств для медицинского применения" Уточнено, в каких случаях лекарственные средства ввозятся по разрешению Минздравсоцразвития России. Установлено, что по разрешению Минздравсоцразвития России (без получения специальной лицензии Минпромторга России) можно ввозить конкретную партию зарегистрированных и (или) незарегистрированных лекарственных средств для проведения клинических исследований препаратов. Это также касается ввоза конкретной партии незарегистрированных лекарственных средств для их экспертизы в целях госрегистрации препаратов. В аналогичном порядке ввозятся конкретные партии незарегистрированных лекарственных средств для оказания медпомощи по жизненным показаниям отдельного пациента. Чтобы получить разрешение, не нужно представлять лицензию на фармацевтическую деятельность и производство лекарственных средств. Для ввоза лекарственных средств с целью проведения клинических исследований препаратов, помимо прочего, необходимы копии документов (макеты и (или) фотографии упаковок), подтверждающих надлежащую маркировку. Последняя должна указывать на их целевое использование исключительно в клинических исследованиях. Приказ Министерства культуры РФ от 28 апреля 2011 г. N 412 "О внесении изменений в Перечень типовых архивных документов, образующихся в научно-технической и производственной деятельности организаций, с указанием сроков хранения, утвержденный приказом Министерства культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации от 31 июля 2007 г. N 1182" Скорректирован перечень типовых архивных документов, образующихся в научно-технической и производственной деятельности организаций. В нем указываются сроки хранения материалов. Список предназначен для отбора и передачи архивных документов на постоянное хранение в федеральные и региональные государственные, а также муниципальные архивы. Кроме того, с его помощью определяют состав и сроки хранения типовых документов о названных видах деятельности в архивах и службах технической документации организаций. Так, заявки на товарные знаки, по которым принято решение о регистрации, хранятся утверждающей и согласовывающей организацией в течение 1 года по истечении срока действия исключительного права. Это касается и заявок на знаки обслуживания и наименования мест происхождения продукции. Аналогичные документы, в регистрации которых отказано или если они отозваны, хранятся 3 года. Срок исчисляется с даты направления такого решения. Прежде указанные документы хранились постоянно. Определено, что заявления о признании товарного знака или обозначения общеизвестным в России товарным знаком, по которому предоставлена правовая охрана, хранятся постоянно. Одноименные заявления, в рассмотрении которых отказано или по которым не предоставлена правовая охрана, хранятся 3 года. Зарегистрировано в Минюсте РФ 20 мая 2011 г. Регистрационный N 20831 Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 8 апреля 2011 г. N 280н "О внесении изменений в приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 27 мая 2009 г. N 277н "Об организации и осуществлении мониторинга цен и ассортимента лекарственных средств в стационарных лечебно-профилактических и аптечных учреждениях (организациях) Российской Федерации" Мониторинг цен и ассортимента лекарств: уточнения. Уточнено, что территориальные органы Росздравнадзора проводят ежемесячный мониторинг цен и ассортимента жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов в стационарных медицинских и аптечных организациях. Ранее речь шла о мониторинге в отношении жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств. Он проводился в стационарных лечебно-профилактических и аптечных учреждениях (организациях) России. Дело в том, что к лекарственным средствам, помимо препаратов, относятся и фармацевтические субстанции. Это закреплено в новом Законе об обращении первых (вступил в силу с 1 сентября 2010 г.). Соответствующие изменения внесены в формы для представления сводной информации по результатам мониторинга и дополнительных аналитических данных. Приказ Министерства связи и массовых коммуникаций РФ от 21 марта 2011 г. N 39 "Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральным агентством по печати и массовым коммуникациям государственной услуги "Выдача справок, подтверждающих право на получение льгот, предусмотренных законодательством Российской Федерации для периодических печатных изданий, книжной продукции и полиграфических материалов" Как Роспечать выдает справки, подтверждающие право на льготы для периодических печатных изданий, книжной продукции и полиграфических материалов? Установлено, как Роспечать выдает справки, подтверждающие право получить льготы, предусмотренные законодательством для периодических печатных изданий, книжной продукции и полиграфических материалов. Заявители - юрлица, ИП и граждане, выпускающие периодические печатные издания, книжную продукцию, связанную с образованием, наукой и культурой, а также ввозящие их. Срок предоставления госуслуги - 20 рабочих дней с момента получения заявления о выдаче справки. Справка или письмо с указанием причины отказа направляется заявителю по почте. Срок - 3 рабочих дня. Чтобы получить справку, надо представить заявление. Указано, какие документы необходимы в каждом из случаев. Например, чтобы подтвердить право на льготы, предусмотренные для периодических печатных изданий, прилагают копию свидетельства о регистрации СМИ (с 1 июля 2011 г. необязательно), экземпляры издания. В предоставлении услуги отказывают, если отсутствуют основания для получения льгот (не соответствуют законодательству характер печатных изданий, книжной продукции, цели использования ввозимых полиграфических материалов). Услуга предоставляется бесплатно. Административные процедуры - прием заявления и комплекта документов, принятие решения о выдаче справки и ее предоставление. Предоставление госуслуги контролируется путем проверок соблюдения и исполнения положений регламента, требований нормативных правовых актов, правовой экспертизы проектов решений. Заявители могут обжаловать решения и действия (бездействие) Роспечати, должностных лиц, госслужащих вышестоящим должностным лицам Агентства, Министру или в суде. Зарегистрировано в Минюсте РФ 24 мая 2011 г. Регистрационный N 20843. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 февраля 2011 г. N 201 "Об установлении соответствия направлений подготовки высшего профессионального образования, подтверждаемого присвоением лицам квалификаций (степеней) "бакалавр" и "магистр", перечни которых утверждены приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 сентября 2009 г. N 337, направлений подготовки (специальностей) высшего профессионального образования, подтверждаемого присвоением лицу квалификации (степени) "специалист", перечень которых утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2009 г. N 1136, направлениям подготовки (специальностям) высшего профессионального образования, ..." Как установленные направления подготовки бакалавров, магистров и специалистов соотносятся с позициями ОК 009-2003? Минобрнауки России приказом от 17 сентября 2009 г. установило перечни направлений подготовки высшего образования, подтверждаемого присвоением квалификаций (степеней) "бакалавр" и "магистр". Правительство РФ постановлением от 30 декабря 2009 г. утвердило списки направлений подготовки (специальностей) высшего образования, по которым присваивается квалификация (степень) "специалист". Установлено соответствие позиций обоих перечней направлениям подготовки (специальностям) высшего образования Общероссийского классификатора специальностей по образованию ОК 009-2003. Для бакалавриата это направления подготовки (специальности) высшего образования, подтверждаемого присвоением квалификации (степени) "бакалавр" и квалификации "дипломированный специалист", для магистратуры - квалификации (степени) "магистр". По перечню Правительства РФ установлено соответствие направлениям подготовки (специальностям) высшего образования, подтверждаемого присвоением квалификации "дипломированный специалист". Ранее изданный приказ о соответствии для бакалавриата и магистратуры признан утратившим силу. Зарегистрировано в Минюсте РФ20 мая 2011 г. Регистрационный N 20824. Оборона, воинская обязанность и военная служба Федеральный закон от 4 июня 2011 г. N 128-ФЗ "О пособии детям военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, погибших (умерших, объявленных умершими, признанных безвестно отсутствующими) при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей), и детям лиц, умерших вследствие военной травмы после увольнения с военной службы (службы в органах и учреждениях)" Право на пособие детям погибших при исполнении служебных обязанностей военнослужащих закреплено в специальном законе. Установлены меры соцзащиты детей военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел, ГПС МЧС России, уголовно-исполнительной системы и ФСКН, органов налоговой полиции, погибших (умерших, объявленных умершими, признанных безвестно отсутствующими) при исполнении служебных обязанностей. Речь также идет о детях лиц, умерших вследствие военной травмы после увольнения со службы. Закреплено, что дети названных лиц вправе получать ежемесячное пособие. Его размер - 1 597,5 руб. Пособие выплачивают детям до достижения 18 лет, учащимся очно - до окончания обучения, но не более чем до 23 лет. Если ребенок стал инвалидом до 18 лет - то независимо от возраста. Пособие индексируется исходя из прогнозного уровня инфляции. К пособиям будут применяться районные коэффициенты. Порядок назначения и выплаты пособия устанавливает Правительство РФ. Напомним, что ранее названное пособие выплачивалось на основании указа Президента РФ. Федеральный закон от 3 июня 2011 г. N 116-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О Государственной границе Российской Федерации" В Закон о госгранице внесли поправки юридико-технического характера. Из Закона о госгранице исключены конкретные наименования федеральных органов исполнительной власти. Они заменены на наименования в зависимости от установленных сфер ведения и функций этих органов. Это позволит не вносить изменения в закон в случаях создания, реорганизации, ликвидации или переименования федеральных органов исполнительной власти. Федеральный закон от 3 июня 2011 г. N 112-ФЗ "О ратификации Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о взаимодействии в области радиоэлектронной борьбы" Россия и Беларусь создадут объединенную систему радиоэлектронной борьбы. Ратифицировано соглашение между РФ и Беларусью о взаимодействии в области радиоэлектронной борьбы. Оно подписано в г. Москве 10 декабря 2009 г. Его положениями устанавливается правовая база взаимодействия стран в радиоэлектронной борьбе для обеспечения военной безопасности в регионе. Стороны создадут объединенную систему радиоэлектронной борьбы региональной группировки войск (сил) и обеспечат ее функционирование. Органы военного управления, воинские части и подразделения в составе такой группировки будут подготовлены к совместным действиям. Государства согласованно используют радиочастотный спектр и обеспечивают электромагнитную совместимость применяемых радиоэлектронных средств. Предусмотрены совместные исследования в области радиоэлектронной борьбы, создание новой и модернизация существующей спецтехники. Стороны договорились консультироваться и обмениваться информацией в указанной сфере для обеспечения действий региональной группировки. Федеральный закон от 3 июня 2011 г. N 110-ФЗ "О ратификации Протокола к Соглашению между Правительством Российской Федерации и Правительством Соединенных Штатов Америки об утилизации плутония, заявленного как плутоний, не являющийся более необходимым для целей обороны, обращении с ним и сотрудничестве в этой области" Сотрудничество России и США в ядерной сфере: урегулированы вопросы гражданской ответственности. Ратифицирован Протокол к российско-американскому Соглашению об утилизации плутония, заявленного в качестве не являющегося более необходимым для целей обороны, обращении с ним и сотрудничестве в этой области. Протокол регулирует вопросы гражданской ответственности за ущерб в рамках сотрудничества при утилизации плутония оружейного качества. Он базируется на международно-признанных стандартах, в том числе на положениях недавно ратифицированной Россией Венской конвенции о гражданской ответственности за ядерный ущерб от 21 мая 1963 г. Российская сторона обязуется не предъявлять никаких претензий Правительству США и его персоналу или подрядчикам за любые убытки или ущерб, причиненные собственности Правительства РФ в ходе деятельности в рамках соглашения. На аналогичных условиях американская сторона освобождается от ответственности по претензиям третьих сторон в отношении ядерного ущерба от инцидента, произошедшего в России. Исключение составляют случаи, когда Правительство РФ полагает, что действия или бездействие американской стороны были совершены с намерением причинить ущерб. Кроме того, Россия не будет освобождать американскую сторону от ответственности за неядерный ущерб (например, в случае ДТП) по искам третьих лиц. В этих ситуациях в течение 90 дней проводятся двусторонние консультации с целью достичь взаимное понимание. Однако в любом случае определяющим будет решение России. Возможные претензии и иски должны предъявляться по месту причинения ущерба. Российский персонал также освобождается от ответственности за ущерб при осуществлении им деятельности на территории США. Кроме того, в случае претензий к российскому персоналу, работающему в США, в связи с ядерным инцидентом на их территории он будет пользоваться всеми преимуществами, предусмотренными американским законодательством. Федеральный закон от 3 июня 2011 г. N 109-ФЗ "О ратификации Протокола к Соглашению между Правительством Российской Федерации и Правительством Соединенных Штатов Америки об утилизации плутония, заявленного как плутоний, не являющийся более необходимым для целей обороны, обращении с ним и сотрудничестве в этой области, подписанного в городе Вашингтоне 13 апреля 2010 года" Соглашение между Россией и США об утилизации избыточного оружейного плутония: решена проблема финансирования российской программы. Ратифицирован Протокол к Соглашению между Правительствами РФ и США об утилизации плутония, заявленного в качестве не являющегося более необходимым для целей обороны, обращении с ним и сотрудничестве в этой области. Он подписан в г. Вашингтоне 13 апреля 2010 г. В рамках соглашения стороны должны были утилизировать по 34 т плутония оружейного качества. Это планировалось сделать посредством его облучения в виде смешанного оксидного уран-плутониевого топлива (МОКС-топливо) в 4-5 российских легководных реакторах ВВЭР-1000, реакторах на быстрых нейтронах БОР-60 в г. Димитровграде и БН-600 в г. Заречном, а также 4 американских PWR. Однако использование МОКС-топлива в легководных реакторах не предусматривалось стратегией развития атомной энергетики России. Выделить средства на эти цели из российского бюджета было невозможно. В связи с этим в 2007 г. было решено скорректировать российскую программу утилизации плутония и использовать взамен реакторов ВВЭР-1000 реактор на быстрых нейтронах БН-800 (ориентировочный срок ввода его в эксплуатацию - 2013-2014 гг.). Он предназначен для работы на МОКС-топливе. Американская сторона согласилась с его использованием. Эта договоренность закреплена протоколом. Им предусмотрено, что свои программы утилизации избыточного оружейного плутония стороны начнут не позднее 2018 г. Условия и параметры утилизации синхронизированы с планами ввода в эксплуатацию реактора БН-800 и создаваемого производства МОКС-топлива. Расходы, связанные с обеспечением режима утилизации на реакторе БН-800 и его эксплуатацией, а также с созданием системы мониторинга и инспекций, финансируются из средств США (до 400 млн долл.). Эти суммы должны выделяться в рамках оказания технического содействия. Предусмотрено, что исполнительные органы сторон предпримут совместные усилия по поиску дополнительного донорского финансирования, которое использовалось бы для снижения российских издержек, а также способствовало бы своевременному проведению утилизации. Одновременно России предоставляется право приостановить, изменить или прекратить деятельность в рамках соглашения в случае принятия США решения не начинать или прекратить оказывать техническое содействие. Федеральный закон от 3 июня 2011 г. N 108-ФЗ "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Соединенных Штатов Америки об утилизации плутония, заявленного как плутоний, не являющийся более необходимым для целей обороны, обращении с ним и сотрудничестве в этой области" Соглашение России и США об утилизации плутония, который более не нужен для целей обороны, прошло ратификацию. Ратифицировано межправительственное Соглашение России и США об утилизации плутония, который перестал быть необходимым для целей обороны, обращении с ним и сотрудничестве в этой области. В соответствии с ним каждая из сторон должна утилизировать не менее 34 метрических тонн плутония. При этом до 12% этого объема может составлять неутилизируемый плутоний. Условие - смесь должна оставаться плутонием оружейного качества. Утилизация осуществляется облучением плутония в качестве топлива в ядерных реакторах или любыми иными согласованными способами. США для этого используют легководные реакторы, Россия - реакторы на быстрых нейтронах БН-600 и БН-800. Также любая из сторон может построить газотурбинный модульный гелиевый реактор. По согласованию допускается утилизация на других ядерных реакторах. Стороны принимают меры для завершения строительства, модификации и начала эксплуатации реакторов и других установок, необходимых для достижения в возможно короткие сроки определенного темпа утилизации. Это не менее 1,3 метрической тонны плутония в год. По возможности темп увеличивается. До утилизации 34 метрических тонн плутония стороны отработавшее плутониевое топливо не перерабатывают. Постановление Конституционного Суда РФ от 2 июня 2011 г. N 11-П "По делу о проверке конституционности статьи 56 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" в связи с жалобой гражданина В.Т. Казанцева" Бывшему военному, не имеющему регистрации, пенсию должны выплачивать по месту фактического проживания на основании личного заявления. В ст. 56 Закона о пенсионном обеспечении лиц, проходивших определенную службу (военную, противопожарную, в органах внутренних дел и наркоконтроля, в уголовно-исполнительной системе), закреплено следующее. Пенсии выплачиваются по месту жительства (пребывания) получателей в пределах России (ч. 1). При переезде - по новому месту жительства (пребывания) на основании пенсионного дела и документов о регистрации там (ч. 7). Взаимосвязанные положения этой статьи признаются неконституционными в той части, в какой они предусматривают, что пенсии выплачиваются бывшим военным по месту жительства (пребывания) в пределах России, подтверждаемому только документами о регистрации. Факт регистрации (ее отсутствия) не порождает для граждан каких-либо прав и обязанностей. Она носит уведомительный характер. Из ст. 56 закона следует, что предусмотренные им пенсии можно получить лишь при наличии документов о регистрации. Как следствие, исключается выплата по месту фактического проживания лицам, не имеющим регистрации. В то же время такая возможность предусмотрена для получателей других пенсий (трудовых и по государственному пенсионному обеспечению). Следовательно, военные пенсионеры оказываются в неравном положении по сравнению с указанными лицами. Федеральный законодатель должен внести соответствующие поправки. До этого пенсии, назначенные бывшим военным, не имеющим регистрации по месту жительства (пребывания) в пределах России, выплачиваются по месту фактического проживания. Оно устанавливается на основании личного заявления. Суд и судоустройство, нотариат, адвокатура и юридическая помощь Федеральный конституционный закон от 1 июня 2011 г. N 3-ФКЗ "О внесении изменений в статью 42 Федерального конституционного закона "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации" Место проведения выездного заседания больше не ограничивается территориальной подсудностью. По общему правилу суды регионального и районного уровней рассматривают дела по месту своего нахождения. Кроме того, ранее при необходимости они могли проводить заседания в других населенных пунктах, но в пределах своей территориальной подсудности. Внесенными поправками это ограничение снимается. Теперь выездные заседания могут проходить в любой удобном для суда месте. Федеральный закон от 3 июня 2011 г. N 114-ФЗ "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "Об общем числе мировых судей и количестве судебных участков в субъектах Российской Федерации" Мировых судей в Карачаево-Черкесии стало больше. Скорректирован Закон об общем числе мировых судей и количестве судебных участков в регионах. Число судей и количество участков в Карачаево-Черкесии увеличили с 25 до 26. Это связано с изменением административно-территориального деления республики (образование Абазинского и Ногайского районов) и высокой нагрузкой на судей. Уголовное, уголовно-процессуальное, уголовно-исполнительное право Федеральный закон от 3 июня 2011 г. N 119-ФЗ "О внесении изменений в статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" Сексуальными преступлениями против несовершеннолетних теперь займется Следственный комитет России. Изменена подследственность уголовных дел о половом сношении, мужеложстве или лесбиянстве, развратных действиях, совершенных в отношении лиц до 16 лет. Ранее указанными преступлениями занимались следователи органов внутренних дел. Однако данные деяния обладают большой степенью общественной опасности и высокой латентностью. Они труднодоказуемы. В связи с этим такие дела переданы в ведение Следственного комитета России. Поправки применяются в отношении уголовных дел, возбужденных после вступления в силу Федерального закона. Федеральный закон от 3 июня 2011 г. N 111-ФЗ "О ратификации Договора между Российской Федерацией и Республикой Колумбией о взаимной правовой помощи по уголовным делам" Россия и Колумбия договорились о взаимной правовой помощи по уголовным делам. Ратифицирован Договор между Россией и Колумбией о взаимной правовой помощи по уголовным делам, подписанный в Москве 6 апреля 2010 г. В рамках сотрудничества одно государство выполняет в соответствии с запросом другого определенные процессуальные действия в сфере уголовного судопроизводства. К ним, в частности, относятся вручение процессуальных документов, получение и передача доказательств, установление местонахождения и идентификация лиц и предметов, вызов свидетелей, потерпевших и экспертов на территорию запрашивающей стороны. Договор четко регламентирует требования, предъявляемые к запросу о правовой помощи, правила его исполнения, а также случаи отказа или отсрочки в ее оказании. Правовая помощь по уголовным делам оказывается в случае, если деяние, в связи с которым поступил запрос, является уголовно наказуемым и по российскому, и по колумбийскому законодательству. Однако по своему усмотрению запрашиваемое государство может сделать исключение из этого правила. Предусматриваются положения о сотрудничестве в вопросах установления местонахождения орудий преступления и доходов от него, а также принятия в отношении них соответствующих мер. Причем правовой основой такого сотрудничества является не только ратифицированный договор, но и соответствующие нормы Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности 2000 г. Административные правонарушения, административная ответственность Федеральный закон от 4 июня 2011 г. N 127-ФЗ "О внесении изменений в статьи 5.43 и 12.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" Ужесточены наказания за нарушение прав инвалидов на специальные места на парковках. На автомобильных стоянках (остановках) должны выделяться места для специальных автотранспортных средств инвалидов. За невыделение на автостоянках (остановках) мест для ТС инвалидов теперь будут штрафовать должностных лиц в размере от 3 до 5 тыс. руб. (ранее - 300-500 руб.), юрлиц - от 30 до 50 тыс. руб. (ранее - 3-5 тыс. руб.). Нарушение правил остановки или стоянки в местах, отведенных для транспортных средств инвалидов, влечет наложение на водителя штрафа. Его размер увеличился с 200 руб. до 3-5 тыс. руб. Другого наказания за данное правонарушение не предусмотрено (ранее - предупреждение). Федеральный закон от 3 июня 2011 г. N 120-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях по вопросам пожарной безопасности" Ужесточена ответственность за нарушение правил пожарной безопасности. Срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства о пожарной безопасности теперь составляет 1 год. Увеличены размеры административных штрафов за нарушение правил пожарной безопасности, в т. ч. в лесах, на железнодорожном, морском, внутреннем водном или воздушном транспорте. Это также относится к непринятию мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения. Установлена ответственность за невыполнение в срок законного предписания органа государственного пожарного надзора, в т. ч. повторное. Так, за невыполнение предписаний на объектах, на которых осуществляется деятельность в области образования, здравоохранения и социального обслуживания, размер штрафа для граждан составляет от 2 до 3 тыс. руб., для юрлиц - от 90 до 100 тыс. руб., для должностных лиц - от 5 до 6 тыс. руб. Последние также могут быть дисквалифицированы на срок до 3 лет. |