20 декабря 2010

ГАРАНТ. Самые важные документы недели от 20 декабря 2010

ГАРАНТ. Самые важные документы недели от 20.12.2010
Горячие документы | Бизнес-справки | Аудио и видео | Форум юристов


VI Всероссийский профессиональный Конкурс
"ПРАВОВАЯ РОССИЯ"




Версия от 18 декабря 2010 года:

Налоги и сборы, бухгалтерский учет
Банковская деятельность
Таможенное право, внешнеэкономическая деятельность
Тарифы и цены
Промышленность, топливно-энергетический комплекс
Сельское хозяйство
Торговля, общественное питание, бытовое обслуживание, защита прав потребителя
Транспорт и связь
Основы государственно-правового устройства
Бюджетная система
Правопорядок, общественная безопасность, защита от ЧС
Труд, трудоустройство, социальная защита, пенсии и компенсации
Здравоохранение, образование, наука, культура, спорт и туризм
Оборона, воинская обязанность и военная служба
Суд и судоустройство, нотариат, адвокатура и юридическая помощь
Гражданский и арбитражный процесс, исполнительное производство
Уголовное, уголовно-процессуальное, уголовно-исполнительное право
Административные правонарушения, административная ответственность
Международные отношения

Налоги и сборы, бухгалтерский учет

Постановление Правительства РФ от 10 декабря 2010 г. N 1011 "О внесении изменений в Классификацию основных средств, включаемых в амортизационные группы"
Уточнена классификация основных средств, включаемых в амортизационные группы. К имуществу со сроком полезного использования от 7 до 10 лет включительно (5 группа) отнесены сухогрузные суда смешанного река-море плавания. Ранее они входили в 6 группу (срок полезного использования - 10-15 лет). В 6 группу включены речные и озерные наливные, буксирные, технические и вспомогательные самоходные суда. Речь также идет о сухогрузных судах универсального назначения грузоподъемностью до 700 т. Сухогрузные суда универсального назначения грузоподъемностью свыше 701 т отнесены к 7 группе (срок полезного использования - от 15 до 20 лет). Это также суда буксирные (мощностью более 515 кВт), земснаряды речные (производительностью более 400 куб. м/ч). Указано, что к 9 группе (25-30 лет) относятся специализированные сухогрузные самоходные речные и озерные суда. Речь также идет о несамоходных судах и плавсредствах, обслуживающих речной флот. Постановление вступает в силу с 1 января 2011 г.

Письмо Федеральной налоговой службы от 13 декабря 2010 г. N ШС-37-3/17401@ "О кодах видов подакцизных товаров в отношении автомобильного бензина и дизельного топлива при заполнении налоговых деклараций по акцизам на подакцизные товары, за исключением табачных изделий, представляемых по операциям, совершаемым с 01.01.2011"
С 1 января 2011 г. на автомобильный бензин и дизельное топливо устанавливаются ставки акциза, дифференцированные по классам, закрепленным в техрегламенте. Плательщики обязаны представлять в налоговые органы декларацию по акцизам. Ее форма и порядок заполнения утверждены Минфином России (приказ от 14 ноября 2006 г. N 146н). В названном приказе установлены коды видов подакцизных нефтепродуктов. В отношении автомобильного бензина и дизельного топлива в зависимости от классов они не предусмотрены. До внесения соответствующих изменений плательщики вправе отражать в декларации по акцизам названные товары следующим образом. Автомобильный бензин и дизельное топливо класса 3 - под кодами 662 и 632 соответственно, класса 4 или 5 - под кодами 663 и 633. Если бензин и дизельное топливо не соответствуют указанным классам - под кодами 661 и 631.

Банковская деятельность

Указание ЦБР от 8 ноября 2010 г. N 2513-У "О внесении изменений в Инструкцию Банка России от 16 января 2004 года N 110-И "Об обязательных нормативах банков"
Скорректирован порядок расчета обязательных нормативов банков. Изменения претерпел порядок расчета норматива достаточности собственных средств банка (Н1). Дополнительно установлено, что просроченные требования к центральным банкам или правительствам государств-участников СНГ со страновой оценкой "7", а также к резидентам следует включать не в V группу (коэффициент риска 150%), а в IV группу активов (коэффициент риска 100%). Речь также идет о кредитных требованиях и требованиях по получению процентов. Уточнен перечень расшифровок кодов, используемых при расчете обязательных нормативов. Указание вступает в силу со дня его официального опубликования. Зарегистрировано в Минюсте РФ 30 ноября 2010 г. Регистрационный N 19076.

Таможенное право, внешнеэкономическая деятельность

Федеральный закон от 8 декабря 2010 г. N 336-ФЗ "О внесении изменений в статьи 10 и 20 Федерального закона "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" и статьи 6 и 13 Федерального закона "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности"
Уточнены правила ввоза и вывоза драгоценных металлов и камней. Изменения обусловлены формированием ТС. Особенности ввоза драгоценных металлов и камней в Россию из стран, не входящих в ТС, и их вывоза в обратном направлении теперь определяет Президент РФ. Ранее он устанавливал порядок ввоза и вывоза драгоценных металлов и камней в нашу страну в целом. Однако столь широкие полномочия противоречили Положению о порядке ввоза на территорию ТС и вывоза с нее драгметаллов, камней и сырьевых товаров, содержащих такие металлы.

Федеральный закон от 8 декабря 2010 г. N 335-ФЗ "О внесении изменения в статью 3 Закона Российской Федерации "О таможенном тарифе"
Скорректирован Закон о таможенном тарифе. Закреплено, что Правительство РФ может устанавливать ставки вывозных пошлин в особом порядке в отношении отдельных товаров. Для этого оно должно определить их категории, а также указанный порядок и соответствующие формулы. Исключение - сырая нефть и некоторые виды выработанной из нее продукции (по перечню, утвержденному Правительством РФ), т. к. порядок установления ставок пошлин для них регулируется законом. Предполагается, что поправки позволят ввести гибкое регулирование размера ставок вывозных пошлин на биржевые товары в зависимости от их цены. Закон вступает в силу по истечении месяца со дня его официального опубликования.

Решение Комиссии Таможенного союза от 8 декабря 2010 г. N 494 "Об Инструкции о порядке предоставления и использования таможенной декларации в виде электронного документа"
Определен порядок предоставления и использования таможенной декларации в виде электронного документа (ЭТД). Декларант или представитель направляет ее уполномоченному таможенному органу. При совершении операций с использованием ЭТД, в том числе при выпуске товаров до ее подачи, предусмотренные законодательством Таможенного союза (ТС) документы предоставляются в электронном и (или) бумажном виде. Структуры и форматы ЭТД устанавливаются законодательством ТС и (или) государств-членов союза. Особенности подачи, использования, хранения ЭТД и документов могут определяться законодательством государств-членов ТС. Порядок вступает в силу с 1 января 2011 г.

Решение Комиссии Таможенного союза от 8 декабря 2010 г. N 489 "О внесении изменений в единую Товарную номенклатуру внешнеэкономической деятельности Таможенного союза в отношении лесозаготовительной техники, с момента выпуска которой прошло более трех лет"
Установлены ставки ввозных таможенных пошлин в отношении лесозаготовительной техники, с момента выпуска которой прошло более 3 лет. Так, импорт погрузчиков лесоматериалов манипуляторного типа, валочных, валочно-пакетирующих и многооперационных машин облагается по нулевой ставке. В отношении самоходных погрузчиков лесоматериалов фронтальных (челюстных, грейферных) и манипуляторного типа с высотой подъема 1 м или более применяется ставка 5% от таможенной стоимости. Дата изготовления названного оборудования определяется на основании технической документации (техпаспорт, инструкция по эксплуатации) и таблички производителя. Последняя закрепляется на заметном, легкодоступном месте техники и не подлежит замене в процессе эксплуатации. При отсутствии этой информации или ее противоречивости оборудование считается выпущенным более 3 лет назад. Если приведен лишь год изготовления, за дату выпуска принимается 1 июля этого года; при наличии месяца и года производства - 15 число указанного месяца.

Решение Комиссии Таможенного союза от 18 ноября 2010 г. N 480 "О корректировке ставки ввозной таможенной пошлины Единого таможенного тарифа Таможенного союза в отношении гепарина и его солей"
Ставка ввозной пошлины на гепарин и его соли (код 3001 90 910 0 ТН ВЭД ТС) снижается с 10 до 0% от таможенной стоимости.

Решение Комиссии Таможенного союза от 18 ноября 2010 г. N 481 "О введении временного запрета на вывоз легких дистиллятов и продуктов, керосина и газойлей с территории Республики Казахстан"
Казахстан продлил на 6 месяцев запрет на вывоз из страны легких дистиллятов и продуктов, керосина и газойлей (коды ТН ВЭД ТС 2710 11, 2710 19 210 0-2710 19 250 0, 2710 19 410 0-2710 19 490 0 соответственно). Запрет не касается специальных бензинов (коды ТН ВЭД ТС 2710 11 210 0-2710 11 250 0) и бытового печного топлива. Ограничение на экспорт моторного топлива действует в Казахстане с мая 2010 г. Оно обусловлено нехваткой бензина в стране.

Тарифы и цены

Приказ Федеральной службы по тарифам от 26 октября 2010 г. N 259-э/5 "О внесении изменений и дополнений в Формулы индексации регулируемых цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), применяемые в договорах купли-продажи электрической энергии (мощности), порядок их применения, а также порядок установления плановых и фактических показателей, используемых в указанных формулах, утвержденные приказом Федеральной службы по тарифам от 30 октября 2009 г. N 268-э/1"

Скорректированы формулы индексации регулируемых цен (тарифов) на электроэнергию, используемые в договорах ее купли-продажи, порядок их применения и установления плановых и фактических показателей. Уточнены показатели, учитываемые в формулах индексации регулируемых цен. Удельные уточненные и фактические выпадающие доходы учитываются только при наличии отрицательных финансовых результатов деятельности поставщиков электроэнергии, а удельные полученные избытки - только если есть положительные. Финансовый результат деятельности поставщиков электроэнергии определяется за истекшие к моменту установления тарифов отчетные периоды, за которые должна составляться бухгалтерская и статистическая отчетность. Формулы индексации регулируемых цен на электроэнергию, используемые в договорах купли-продажи, применяются к тарифам каждой электростанции, входящей в состав поставщика, в отношении генерирующего оборудования, введенного в эксплуатацию до 1 января 2008 г. Указано, какие коэффициенты учитываются при расчете индексированных цен на генерирующую мощность на 2011 г. поставщиками оптового рынка, расположенными на территориях, объединенных в ценовые зоны. При расчете индексированных цен на генерирующую мощность на 2011 г. также учитывается коэффициент, рассчитанный как соотношение объемов установленной генерирующей мощности, определенных в прогнозном балансе периода регулирования и на декабрь 2007 г. Речь идет о случаях, когда объем установленной мощности генерирующего оборудования снижается в связи с выводом последнего из эксплуатации. Зарегистрировано в Минюсте РФ 3 декабря 2010 г. Регистрационный N 19110.

Промышленность, топливно-энергетический комплекс

Федеральный закон от 8 декабря 2010 г. N 330-ФЗ "О ратификации Протокола к Соглашению между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о сотрудничестве в сооружении на территории КНР атомной электростанции и предоставлении Россией КНР государственного кредита от 18 декабря 1992 г."
Ратифицирован Протокол к межправительственному российско-китайскому Соглашению о сотрудничестве в сооружении на территории КНР атомной электростанции и предоставлении Россией КНР государственного кредита. В соответствии с соглашением Россия предоставила Китаю кредит в объеме до 2,5 млрд долл. США на сооружение Тяньваньской АЭС. По состоянию на 20 мая 2010 г. задолженность Китая по кредиту составила 1 892,77 млн долл. США. Она должна была погашаться поставками в Россию китайских товаров. Однако фактически это не производится. В связи с этим задолженность будет погашаться в денежной форме. При этом применяется скидка 12% к каждому платежу.

Постановление Правительства РФ от 10 декабря 2010 г. N 1009 "О внесении изменений в перечень видов товаров, на которые распространяется требование о содержании информации о классе энергетической эффективности в технической документации, прилагаемой к этим товарам, в их маркировке, на их этикетках"
В технической документации, маркировке и на этикетках ряда российских, а также импортных товаров, ввозимых для оборота в нашей стране, должна содержаться информация о классе энергоэффективности. Пересмотрен перечень таких товаров. Так, с 1 января 2011 г. указанное требование распространяется только на бытовые холодильники, морозильники, стиральные и посудомоечные машины, кондиционеры, электрические воздухоохладители, духовки и лампы. Ранее речь также шла об электроплитах, о телевизорах, микроволновках, о бытовых электроприборах для отопления и нагрева жидкостей. На эти товары требование распространяется с 1 декабря 2012 г.

Сельское хозяйство

Федеральный закон от 10 декабря 2010 г. N 356-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О ветеринарии"
Цель поправок - усовершенствовать госуправление в сфере ветеринарии. Региональным органам исполнительной власти переданы отдельные полномочия. Речь идет об установлении и отмене карантина на соответствующей территории. Субвенции на это не предусмотрены. Установлены полномочия федеральных органов исполнительной власти в сфере ветеринарного надзора и в области нормативно-правового регулирования в ветеринарии. Более четко определены обязанности федеральных и региональных властей, исполняемые при возникновении очагов заразных болезней животных. Закреплена необходимость формировать перечень заразных (в том числе особо опасных) болезней животных, по которым может устанавливаться карантин. Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2011 г.

Торговля, общественное питание, бытовое обслуживание, защита прав потребителя

Приказ Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 28 октября 2010 г. N 61н "Об установлении и введении с 1 января 2011 года минимальных цен на коньяк и внесении изменений в приказ Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 20 апреля 2010 г. N 29н"
С 1 января 2011 г. вводятся минимальные цены на коньяк. Для производителей - 152 руб., для поставщиков - 167 руб., для розничной продажи - 193 руб. Цены указаны за 0,5 л готовой продукции. Минимальные цены на производимый в России или ввозимый в нее коньяк, розлитый в потребительскую тару иной емкости, рассчитываются пропорционально вышеуказанным. Зарегистрировано в Минюсте РФ 8 декабря 2010 г. Регистрационный N 19132.

Транспорт и связь

Приказ Министерства связи и массовых коммуникаций РФ от 16 августа 2010 г. N 107 "Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по исполнению государственной функции по рассмотрению обращений операторов связи по вопросам присоединения сетей электросвязи и взаимодействия операторов связи, принятию по ним решений и выдаче предписаний в соответствии с федеральным законом"
Россвязьохранкультуру преобразовали в Росохранкультуру и Россвязькомнадзор. А последнюю из указанных служб - в Роскомнадзор. По этой причине утвержден новый административный регламент, определяющий, как рассматриваются обращения о присоединении сетей электросвязи и взаимодействии операторов связи. Данная функция исполняется Роскомнадзором или его территориальными органами, если обращение касается следующих вопросов. Присоединение сети электросвязи (кроме той, что используется для распространения теле- и радиопрограмм) к сети связи общего пользования. Взаимодействие сетей электросвязи (с учетом указанного выше исключения), а также заявителя с операторами сети связи общего пользования. Если хотя бы один из операторов, участвующих в присоединении и (или) взаимодействии, занимает существенное положение, обращение рассматривается комиссией Роскомнадзора или его ответственным подразделением. Обращение регистрируется. В его рассмотрении отказывают, если нет признаков того, что нарушены обязательные требования по вопросам присоединения и взаимодействия сетей электросвязи и (или) лицензионные условия. В иных случаях обращение анализируется. Если указанные нарушения имеются, готовится предписание об их устранении. Административный регламент Россвязьохранкультуры по исполнению соответствующей функции не применяется. Зарегистрировано в Минюсте 2 декабря 2010 г. Регистрационный N 19105.

Основы государственно-правового устройства

Федеральный закон от 8 декабря 2010 г. N 344-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях"
Скорректирован Закон о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях. Уточнено, что в указанных мероприятиях можно использовать ТС. Соответствующее намерение должно быть отражено в уведомлении о проведении. Участники должны при этом соблюдать требования по обеспечению транспортной безопасности и безопасности дорожного движения. Порядок проведения мероприятий на объектах транспортной инфраструктуры, используемых для транспорта общего пользования, будет устанавливаться законом региона. При пикетировании группой лиц уведомление должно подаваться в срок не позднее 3 дней до даты его проведения. Установлено следующее. Если указанные дни совпадают с воскресеньем и (или) праздниками, то уведомление можно подать не позднее 4 дней до мероприятия.

Бюджетная система

Федеральный закон от 13 декабря 2010 г. N 358-ФЗ "О внесении изменения в статью 31 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов"
Поправки направлены на обеспечение сбалансированности федерального бюджета в 2011-2013 гг. В связи с недостатком финансовых средств приостанавливается действие (меняются сроки вступления в силу) ряда законодательных норм. Так, в указанный период не предусмотрены ежегодная индексация оплаты труда федеральных госслужащих, обязательный аудит государственных внебюджетных фондов и федеральных госучреждений, оформление спортивных паспортов. До 2014 г. откладывается передача полномочий по регистрационному учету граждан от местной администрации территориальным органам ФМС России. Приостанавливается с 1 января 2011 г. до 1 января 2014 г. действие норм о передаче с федерального на региональный уровень полномочий в области физической культуры и спорта, а также по сохранению, использованию и популяризации объектов культурного наследия, находящихся в федеральной собственности. Согласно поправкам до 2012 г. не выплачиваются компенсации владельцам памятников истории и культуры федерального значения за произведенные ими за счет собственных средств работы по их сохранению. До 2012 г. приостанавливается действие нормы об обеспечении расходов на ремонт и содержание автомобильных дорог федерального значения в размере 100%. Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением отдельных положений, для которых предусмотрен иной срок ведения в действие.

Федеральный закон от 13 декабря 2010 г. N 357-ФЗ "О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов"
Принят федеральный бюджет на 2011 г. и плановый период 2012 и 2013 гг. Согласно ему бюджетные расходы в 2011 г. составят 10,658 трлн руб., доходы - 8,844 трлн руб. В 2012 г. они вырастут до 11,237 и 9,503 трлн руб. соответственно, а в 2013 г. - до 12,175 и 10,379 трлн руб. При этом чуть менее половины всех доходов - нефтегазовые поступления. Основные характеристики бюджета рассчитаны исходя из прогнозируемого объема ВВП в 2011 г. в размере 50,389 трлн руб. и уровня инфляции, не превышающего 6,5%, в 2012 г. - 55,95 трлн руб. и 6% соответственно, в 2013 г. - 61,92 трлн руб. и 5,5%. Рост ВВП в 2011 г. прогнозируется на уровне 4,2%, в 2012 г. - 3,9%, в 2013 г. - 4,5%. Таким образом, дефицит федерального бюджета в 2011 г. запланирован на уровне 3,6% ВВП (1 814 млрд руб.), в 2012 г. - 3,1% ВВП (1 734,4 млрд руб.), в 2013 г. - 2,9% ВВП (1 785,7 млрд руб.). Такие показатели рассчитаны исходя из умеренного роста цен на нефть Urals с 75 долл. США за баррель в 2010 и 2011 гг. до 78 долл. США в 2012 г. и 79 долл. США в 2013 г. Бюджетный дефицит в 2012-2013 гг. будет покрываться за счет доходов, поступающих от приватизации федерального имущества, и государственных заимствований, а в 2011 г. - также за счет средств Резервного фонда. Государственный внешний долг России на начало 2012 г. не должен превышать 55,6 млрд долл. США, на 1 января 2013 г. - 65,2 млрд долл. США, на 1 января 2014 г. - 75,6 млрд долл. США. В 2011 г. более 2/3 расходов федерального бюджета будут осуществлены по разделам "Социальная политика", "Национальная экономика", "Национальная оборона", "Национальная безопасность и правоохранительная деятельность". На реализацию инвестиционных проектов направляется в 2011 г. 551,8 млрд руб., в 2012 г. - 457,6 млрд руб., в 2013 г. - 419,7 млрд руб.

Правопорядок, общественная безопасность, защита от ЧС

Указ Президента РФ от 11 декабря 2010 г. N 1535 "О дополнительных мерах по обеспечению правопорядка"
Решено образовать постоянно действующие координационные совещания по обеспечению правопорядка в регионах. Соответствующие указания даны высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов госвласти) субъектов Российской Федерации. Определены основные задачи координационных совещаний. Они должны обобщать и анализировать информацию о состоянии правопорядка. Прогнозировать, как будет развиваться ситуация в этой области. Оценивать, насколько эффективно действуют государственные и муниципальные органы в части обеспечения правопорядка. Разрабатывать соответствующие меры. Организовывать взаимодействие с институтами гражданского общества и социально ориентированными некоммерческими организациями. Решения координационных совещаний оформляются актами указанных должностных лиц (руководителей) или региональных высших исполнительных органов. Указ вступает в силу со дня его подписания.

Труд, трудоустройство, социальная защита, пенсии и компенсации

Федеральный закон от 10 декабря 2010 г. N 355-ФЗ "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов"
Установлены основные характеристики бюджета ПФР на 2011 г. и плановый период 2012-2013 гг. Общий объем доходов в 2011 г. составит 5,14 трлн руб., расходов - 4,82 трлн руб. В 2012 г. эти показатели равны 5,65 трлн руб. и 5,3 трлн руб. соответственно, а в 2013 г. - 6,25 трлн руб. и 5,84 трлн руб. Доходная часть бюджета Фонда формируется в основном за счет взносов на обязательное пенсионное страхование и трансфертов из федерального бюджета. Общая численность получателей пенсии, предположительно, составит на начало 2012 г. 40,33 млн человек. Для обеспечения социально приемлемого уровня пенсий по сравнению с заработной платой предусмотрена их индексация. Так, трудовые пенсии увеличат в 2011 г. на 8%, в 2012 г. на 8,9%, в 2013 г. на 9,2%. В результате их средний размер установлен в 8 452 руб., 9 211 руб. и 10 100 руб. соответственно. Доход пенсионера будет более чем на 70% превышать прожиточный минимум и составит около 36% среднемесячной зарплаты (по международным стандартам уровень минимального соцобеспечения - 40% заработка за 30 лет трудового стажа). Прогнозируется индексация ежемесячных денежных выплат льготным категориям граждан (в 2011 г. - на 6,5%, в 2012 г. - на 6%, в 2013 г. - на 5,5%). Предусмотрены бюджетные ассигнования на повышение с учетом уровня инфляции материнского (семейного) капитала и социального пособия на погребение.

Федеральный закон от 9 декабря 2010 г. N 351-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О ветеранах" и статьи 11 и 11.1 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"
Предоставление названных средств и изделий финансируется из федерального бюджета. Если они не могут быть предоставлены инвалиду (ветерану) либо он сам их оплатил, то ему полагается компенсация. Согласно внесенным поправкам величина этой выплаты ограничена стоимостью средств (изделий), предоставляемых бесплатно за счет федерального бюджета. Порядок выплаты этой компенсации определяет Минздравсоцразвития России. Оно дополнительно уполномочено устанавливать перечень противопоказаний для обеспечения инвалидов средствами реабилитации. В перечень технических средств реабилитации включены кресла-коляски. Федеральный закон вступает в силу с 1 февраля 2011 г. Между тем предусмотрено исключение для ветеранов и инвалидов, которые за свой счет приобрели протезы (кроме зубных), протезно-ортопедическое изделие или техническое средство реабилитации и (или) оплатили услугу до указанной даты. Этим лицам компенсация предоставляется в соответствии с прежним порядком независимо от даты обращения за ней.

Федеральный закон от 9 декабря 2010 г. N 350-ФЗ "О внесении изменений в статью 12 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний"
В Закон об обязательном соцстраховании от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний внесены следующие изменения. Установлено, что при назначении ежемесячной страховой выплаты заработок, из которого исчисляется ее размер, увеличивается с учетом коэффициентов для индексации указанного размера. Это касается средств, полученных за период до индексации выплат в соответствии с законодательством. Заработок, полученный до 1 мая 2002 г., в целях исчисления размера выплаты увеличивается пропорционально централизованному повышению МРОТ в период по 1 мая 2002 г. включительно. Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2011 г.

Федеральный закон от 8 декабря 2010 г. N 348-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний"
Внесены изменения в Закон об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний. Уточнены понятия "объект обложения страховыми взносами", "база для начисления страховых взносов", "страховой тариф", а также введено новое - "заработок застрахованного". Теперь они соответствуют аналогичным терминам, установленным Законом о страховых взносах в ПФР, ФСС России, ФФОМС и ТФОМС. Закреплено, какие суммы не облагаются взносами на обязательное соцстрахование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний. Ранее этот перечень определялся постановлением Правительства РФ. Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2011 г.

Федеральный закон от 8 декабря 2010 г. N 340-ФЗ "О внесении изменений в статью 9.1 Закона Российской Федерации "О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы" и статью 6.2 Федерального закона "О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы"
Ряд категорий граждан имеет право на набор соцуслуг, а также на получение взамен них ежемесячных денежных выплат. К таким лицам, в частности, относятся инвалиды войны, участники ВОВ, блокадники, инвалиды, дети-инвалиды и др. До 1 января 2009 г. указанные граждане для предоставления вместо льгот денежной компенсации должны были ежегодно направлять в территориальные органы ПФР соответствующее заявление. Начиная с 2009 г. его можно подать только один раз. В таких случаях гражданину ежемесячно перечисляют деньги до направления заявления о том, что он вновь хочет получать соцуслуги. Принятые поправки устанавливают аналогичный порядок получения ежемесячных денежных выплат для Героев Советского Союза, Российской Федерации и Социалистического Труда, полных кавалеров орденов Славы и Трудовой Славы. Закон вступает в силу со дня его официального опубликования. Заявления, поданные на 2011 г., считаются бессрочными.

Федеральный закон от 8 декабря 2010 г. N 339-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Внесены изменения в Закон о страховых взносах во внебюджетные госфонды и некоторые другие акты. Для ряда плательщиков в 2011-2014 гг. действуют пониженные тарифы страховых взносов. В их число включили российских юрлиц и ИП, производящих, выпускающих в свет (в эфир) и (или) издающих СМИ (за исключением рекламных и (или) эротических), в т. ч. в электронном виде. Определены 2 основных вида экономической деятельности для них. Это организация отдыха и развлечений, культуры и спорта, а также издательская и полиграфическая деятельность, тиражирование записанных носителей информации. В первом случае речь идет о радио- и телевещании или деятельности информагентств, во втором - о выпуске газет или журналов и периодических (в т. ч. интерактивных) публикаций. Взносы указанных плательщиков в ФСС РФ в течение всего льготного периода будут равны 2,9%. Тарифы для ПФР по годам составят 20; 20,8; 21,6 и 23,2%; для ФФОМС - 1,1; 3,3; 3,5 и 3,9% соответственно. Взносы в ТФОМС в 2011 г. будут равны 2%, далее - 0%. Введена статья о представительстве в отношениях, регулируемых законом. Представители могут быть как законными, так и уполномоченными. При этом в роли последних не должны выступать должностные лица ряда органов (налоговых, таможенных, внутренних дел, контроля за уплатой страховых взносов), а также судьи, следователи и прокуроры. Плательщик взносов и его представитель могут одновременно участвовать в указанных отношениях. Скорректирован перечень сумм, не облагаемых страховыми взносами для плательщиков, производящих выплаты и иные вознаграждения физлицам. В перечень входят доходы (за исключением оплаты труда работников), получаемые членами семейных (родовых) общин коренных малочисленных народов Севера от реализации продукции, полученной в результате ведения ими традиционных видов промысла. Уточнено, что речь также идет о народах Сибири и Дальнего Востока. При этом из перечня исключены компенсационные выплаты за неиспользованный отпуск, не связанные с увольнением работников. Поправки вступают в силу с 1 января 2011 г.

Федеральный закон от 8 декабря 2010 г. N 334-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов"
Принят бюджет Фонда социального страхования РФ на 2011 г. и плановый период 2012-2013 гг. Прогнозируемый объем доходов в 2011 г. составит 458,8 млрд руб., расходов - 456,8 млрд руб. В 2012 г. аналогичные показатели будут равны 500,9 и 496,8 млрд руб. соответственно, а в 2013 г. - 552,5 и 545,1 млрд руб. Доходная часть бюджета Фонда формируется в основном за счет взносов на обязательное социальное страхование и трансфертов из федерального бюджета и бюджета ФОМС. Учтено изменение порядка расчета пособий по временной нетрудоспособности и в связи с материнством. Это приведет к уменьшению расходов бюджета ФСС РФ. Проиндексированы на уровень инфляции пособия гражданам, имеющим детей. Увеличивается размер выплат по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний. Стоимость родового сертификата остается на прежнем уровне (11 тыс. руб.). Предусмотрены ассигнования на оплату путевок в санаторно-курортные учреждения. При этом срок пребывания в них сокращен с 21 до 18 дней (для детей-инвалидов - 21 день, лиц с заболеваниями и последствиями травм спинного и головного мозга - 24-42 дня). Зарезервированы средства на предоставление инвалидам технических средств реабилитации. В 2011-2013 гг. в ряде регионов планируется реализовать пилотный проект по переходу на кассовое обслуживание исполнения бюджета Фонда. Он предусматривает особый порядок финансирования, назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний, а также в связи с материнством.

Федеральный закон от 8 декабря 2010 г. N 332-ФЗ "О потребительской корзине в целом по Российской Федерации в 2011 - 2012 годах"
Состав и объем потребительской корзины в целом по России на 2011-2012 гг. остались прежними. Напомним, что потребительская корзина для основных социально-демографических групп населения в целом по стране определяется не реже 1 раза в 5 лет. Применяемая сейчас действует с 1 января 2005 г. В настоящее время трудоспособный гражданин, в частности, потребляет в год 107,6 кг картофеля, 97 кг овощей и бахчевых и 23 кг свежих фруктов; 133,7 кг, 37,2 кг и 16 кг хлебных, мясо- и рыбопродуктов соответственно. Услуги культуры составляют 5% от общей величины расходов на услуги в месяц.

Федеральный закон от 8 декабря 2010 г. N 331-ФЗ "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов"
Определены страховые тарифы на обязательное соцстрахование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний на 2011 г. и плановый период 2012 и 2013 гг. В этом периоде страховые взносы уплачиваются в порядке, установленном на 2006 г. Так, сохраняются 32 страховых тарифа (от 0,2 до 8,5%), дифференцированных по видам экономической деятельности, и льгота по уплате взносов. Средний тариф по видам экономической деятельности - 0,51% к начисленной оплате труда. Предусмотрена индексация ежемесячных страховых выплат с учетом инфляции. Тарифы определяются в процентах к суммам выплат и иных вознаграждений в пользу застрахованных по трудовым и гражданско-правовым договорам. Их необходимо включать в базу для начисления взносов. Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2011 г.

Здравоохранение, образование, наука, культура, спорт и туризм

Федеральный закон от 9 декабря 2010 г. N 349-ФЗ "О нормативе финансовых затрат в месяц на одного гражданина, получающего государственную социальную помощь в виде социальной услуги по обеспечению лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов на 2011 год"
Некоторые категории граждан имеют право на дополнительную бесплатную медицинскую помощь. Она в том числе включает обеспечение лекарствами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов. На 2011 г. определен норматив затрат в месяц на 1 гражданина, получающего такую социальную услугу. Он составляет 570 руб. Это на 39 руб. больше, чем в 2010 г. Исходя из указанного норматива рассчитывается общий объем субвенций, предусматриваемых регионам на осуществление переданных федеральных полномочий в данной сфере. Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2011 г.

Федеральный закон от 8 декабря 2010 г. N 345-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной социальной помощи"
Изменениями, в частности, уточнен состав набора соцуслуг. Помимо прочего речь идет об обеспечении по рецептам врача (фельдшера) необходимыми лекарствами, изделиями медназначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов. В отдельном пункте предусмотрено предоставление при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение. Установлена длительность пребывания в санаторно-курортных учреждениях в рамках набора соцуслуг в количестве 18 дней. Продолжительность лечения детей-инвалидов - 21 день, инвалидов с заболеваниями и последствиями травм спинного и головного мозга - от 24 до 42 дней. С 641 руб. до 705 руб. увеличен размер средств на оплату предоставления набора соцуслуг. Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2011 г.

Федеральный закон от 8 декабря 2010 г. N 343-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством"
Скорректирован Закон об обязательном соцстраховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. Поправки касаются порядка расчета пособий по беременности и родам, уходу за детьми до 1,5 лет, временной нетрудоспособности. Период временной нетрудоспособности, оплачиваемый работодателем, увеличен с 2 до 3 дней. Требования к страховому стажу для назначения пособия по временной нетрудоспособности решено сохранить в действующем виде. Напомним, что изначально планку предлагалось повысить с 8 до 15 лет для 100% оплаты больничного, с 5 до 8 - для 80%, остальным - 60%. Средний заработок для расчета пособий теперь будет определяться не за 12 последних месяцев, предшествующих месяцу наступления страхового случая, а за 2 календарных года, предшествующих тому, в котором наступил страховой случай. Причем учитываться будут доходы, полученные за этот период у всех работодателей. Предусматривается ответственность за представление недостоверных сведений, на основании которых начисляются пособия. Поправки вступают в силу с 1 января 2011 г. Новые положения применяются при назначении, исчислении и выплате пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком по страховым случаям, наступившим после дня введения изменений в действие. По более ранним страховым случаям пособия исчисляются по новым нормам за период после дня вступления закона в силу, если их размер, определенный в соответствии с поправками, превышает рассчитанный в прежнем порядке.

Федеральный закон от 8 декабря 2010 г. N 341-ФЗ "О внесении изменения в статью 9 Федерального закона "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней"
Скорректированы некоторые положения Закона об иммунопрофилактике инфекционных болезней. В национальный календарь прививок включена вакцинация против гемофильной инфекции. Это позволит ежегодно предотвращать заболевания тяжелыми пневмониями и менингитами. Уточнены полномочия федерального органа исполнительной власти в сфере здравоохранения. Он утверждает календарь, устанавливает сроки проведения прививок, определяет категории граждан, подлежащих обязательной вакцинации. Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2011 г.

Федеральный закон от 8 декабря 2010 г. N 337-ФЗ "О внесении изменения в статью 41 Закона Российской Федерации "Об образовании"
Поправки устраняют техническую ошибку в Законе РФ "Об образовании". В прежней редакции статьи 41 закона, касающейся финансирования образовательных учреждений, была ссылка на пункт 6.1 статьи 29 этого акта. Фактически же имелся в виду подпункт 6.1 пункта 1 статьи 29. Указанная неточность ликвидирована.

Федеральный закон от 8 декабря 2010 г. N 333-ФЗ "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов"
Установлены основные характеристики бюджета ФФОМС на 2011 г. и плановый период 2012 и 2013 гг. В 2011 г. доходы составят 335 968 300 тыс. руб., в 2012 г. - 369 166 400 тыс. руб., в 2013 г. - 403 541 600 тыс. руб. Расходы определены в аналогичных суммах. Дефицит не предусмотрен. Для финансового обеспечения территориальных программ ОМС в рамках базовой программы в бюджете зарезервированы ассигнования на 2012 г. в сумме 100 541 274,7 тыс. руб., на 2013 г. - 379 861 880 тыс. руб. В ФСС России направляются межбюджетные трансферты на оплату медпомощи, оказанной женщине во время беременности, родов и послеродовой период (по 3 тыс. руб. и 6 тыс. руб. соответственно). Речь также идет о диспансерном наблюдении ребенка, поставленного на учет в течение 1 года жизни и до 3 месяцев. В 2011 г. 4 млрд руб. выделяются на дополнительную диспансеризацию работающих граждан; 890,7 млн руб. - на диспансеризацию детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, и сирот. Продолжается реализация программ модернизации здравоохранения.

Постановление Правительства РФ от 8 декабря 2010 г. N 991 "О стипендиях аспирантам и докторантам федеральных государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования, образовательных учреждений дополнительного профессионального образования и научных организаций"
С 1 сентября 2011 г. стипендии для аспирантов федеральных вузов и научных организаций повышаются с 1,5 до 2,5 тыс. руб. Для докторантов - с 3 до 4 тыс. руб. С указанной даты такой же размер стипендий устанавливается для аспирантов и докторантов учреждений дополнительного профессионального образования. С 1 сентября 2012 г. увеличатся стипендии для тех, кто готовит диссертации по специальностям технических и естественных отраслей наук. Для аспирантов перечисленных выше учреждений и организаций - до 6 тыс. руб. Для докторантов - до 10 тыс. руб.

Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 2 августа 2010 г. N 590н "Об утверждении специальных требований к условиям хранения наркотических средств и психотропных веществ, зарегистрированных в установленном порядке в Российской Федерации в качестве лекарственных средств, предназначенных для медицинского применения, в аптечных, лечебно-профилактических учреждениях, научно-исследовательских, учебных организациях и организациях оптовой торговли лекарственными средствами"
Установлены специальные требования к условиям хранения наркотических и психотропных лекарств, предназначенных для медицинского применения, в следующих учреждениях и организациях. Аптечных, лечебно-профилактических, научно-исследовательских, учебных, оптовой торговли. Лекарства для парентерального, внутреннего и наружного применения нужно хранить раздельно. На внутренней стороне дверцы сейфа (металлического шкафа) вывешиваются списки хранящихся там наркотических и психотропных лекарств. При этом указываются высшие разовые и суточные дозы. Это требование касается аптечных и лечебно-профилактических учреждений. Дополнительно размещаются таблицы противоядий. В течение рабочего дня в ассистентских комнатах и рецептурных отделах аптечных учреждений, в аудиториях учебных организаций, в лабораториях такие лекарства находятся в сейфах (контейнерах). Затем они возвращаются на место основного хранения. В лечебно-профилактических учреждениях нельзя хранить лекарства, изготовленные аптекой, если отсутствует этикетка с надписью "Яд", содержащая определенные сведения. Закреплены требования к местам хранения лекарств, нуждающихся в защите от повышенной температуры. Зарегистрировано в Минюсте РФ 8 декабря 2010 г. Регистрационный N 19138.

Письмо Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 8 декабря 2010 г. N 1/17240-0-32 "О мерах, направленных на обеспечение безопасности российских туристов в странах временного пребывания"
В Египте зарегистрированы случаи нападения акул на российских туристов. В связи с этим Роспотребнадзор разъясняет следующее. Если в стране временного пребывания туристов возникает угроза безопасности их жизни и здоровья, то они вправе потребовать в судебном порядке расторгнуть договор реализации туристского продукта или изменить его. Органы Роспотребнадзора должны разъяснять гражданам данное право. Для этого на официальных сайтах публикуется соответствующая информация. Если договор расторгается до начала путешествия, то туристу (иному заказчику) возвращается полная цена продукта, в иных случаях - ее часть, пропорциональная стоимости неоказанных услуг. Если будут выявлены случаи нарушения прав потребителей, то органам Роспотребнадзора следует принимать меры по их защите. В частности, обращаться в суд с заявлениями о ликвидации продавца за неоднократное или грубое нарушение, о признании действий последнего противоправными. Должностные лица должны проверять, предоставляют ли турфирмы и агенты достоверную информацию об опасностях, с которыми можно встретиться в путешествии. Проверки в отношении туроператоров и агентов проводят в соответствии с требованиями Закона о защите прав юрлиц и ИП при осуществлении государственного и муниципального контроля. При этом для внеплановых проверок на основании жалоб потребителей согласование с органами прокуратуры не нужно.

Оборона, воинская обязанность и военная служба

Федеральный закон от 10 декабря 2010 г. N 354-ФЗ "О внесении изменения в статью 55 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей"
Уточнены сроки перерасчета пенсий военнослужащим, сотрудникам ряда правоохранительных органов и членам их семей. Речь идет о пенсиях за выслугу лет, по инвалидности и по случаю потери кормильца. Они пересматриваются в сторону увеличения со дня наступления соответствующих обстоятельств (например, изменения группы инвалидности, достижения 80 лет). Если пенсионер обратится за перерасчетом не сразу, разница между новым и прежним размерами пенсии выплачивается за прошлое время (со дня приобретения права на перерасчет), но не более чем за 12 месяцев, предшествующих обращению. Для случаев уменьшения размера пенсии сохраняется прежний порядок пересчета с 1-го числа следующего месяца. Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2011 г.

Федеральный закон от 8 декабря 2010 г. N 342-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан"

Изменения затрагивают граждан, проходивших военную или приравненную к ней службу 10 лет и более и уволенных по некоторым основаниям. Это достижение предельного возраста, состояние здоровья или организационно-штатные мероприятия. Также поправки касаются совместно проживающих с данными лицами членов их семей. Цель изменений - выполнить обязательства по обеспечению жильем перед теми, кто до 2005 г. был принят на учет в качестве нуждающихся в нем. Основным способом решения данного вопроса были выплаты по жилищным сертификатам. С 2011 г. последние не будут выдаваться указанным выше лицам. Гражданин может выбрать один из следующих вариантов. Первый - жилье в собственность бесплатно. Второй - по договору социального найма. Третий - единовременная выплата на приобретение или строительство жилья. Она рассчитывается так. Исходя из норматива общей площади жилого помещения и средней рыночной стоимости 1 кв. м. Регионам передаются федеральные полномочия по обеспечению жильем данных граждан. Финансирование - за счет субвенций. Эти полномочия можно делегировать муниципальным образованиям. Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2011 г.

Суд и судоустройство, нотариат, адвокатура и юридическая помощь

Федеральный закон от 8 декабря 2010 г. N 346-ФЗ "О внесении изменений в статьи 3 и 11 Федерального закона "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации"
Скорректирован Закон об органах судейского сообщества. Закреплено, что в ВС РФ создаются 2 органа судейского сообщества: общее собрание судей и Совет судей указанного суда. Полномочия, порядок формирования и деятельности данных органов определит положение, которое должно принять названное собрание. Установлено, что представителями Президента РФ в квалификационных коллегиях судей могут быть граждане нашей страны, состоящие на госслужбе Российской Федерации (ранее - имеющие высшее юридическое образование и не совершившие порочащих их поступков). Закон вступает в силу по истечении 30 дней после даты его официального опубликования.

Федеральный закон от 8 декабря 2010 г. N 338-ФЗ "О внесении изменений в статьи 1 и 5 Федерального закона "О мировых судьях в Российской Федерации" и статью 6 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации"
Уточнены требования, предъявляемые к мировому судье и кандидату на такую должность. Указано, что мировым судьей может быть российский гражданин, соответствующий требованиям, предъявляемым к кандидату на должность судьи Законом о статусе судей. В связи с принятием Закона о противодействии коррупции, в частности, установлены дополнительные требования к судьям и кандидатам. Напомним, что это отсутствие судимости, гражданства иностранного государства. Они также не должны состоять на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере. Судьи и кандидаты обязаны отчитываться о своих доходах и имуществе. Судью можно будет назначить по его заявлению на должность, аналогичную занимаемой им, в другой суд того же уровня. Ранее это положение относилось только к федеральным судьям.

Гражданский и арбитражный процесс, исполнительное производство

Федеральный закон от 9 декабря 2010 г. N 353-ФЗ "О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации"
Цель поправок - усовершенствовать производство в суде апелляционной и кассационной инстанций. Ранее ГПК РФ закреплял 2 вида проверки судебных постановлений, принятых судами первой инстанции и не вступивших в законную силу. Если они были приняты мировыми судьями, то применялось апелляционное производство, а если федеральными судами общей юрисдикции - кассационное. Однако нет разницы в порядке рассмотрения и разрешения гражданских дел. Исходя из этого установлены общие правила реализации права на апелляционное обжалование судебных постановлений, принятых мировыми судьями и федеральными судами общей юрисдикции по первой инстанции. С 10 дней до 1 месяца увеличен срок подачи апелляционных жалобы, представления. Уточнено их содержание. Еще одной особенностью рассмотрения решений в апелляционной инстанции является неприменение правил об изменении предмета и основания иска, о предъявлении встречного требования и др. В кассационном порядке рассматриваются вступившие в законную силу судебные постановления. Обязательным условием для проверки судебного постановления в кассационном порядке является исчерпание иных установленных Кодексом способов его обжалования до дня вступления в законную силу. Надзорное производство установлено в качестве экстраординарного способа проверки судебных постановлений. Полномочия по пересмотру судебных постановлений (предусматривается их исчерпывающий перечень) в порядке надзора сохраняются исключительно за Президиумом Верховного Суда. Вступившие в законную силу судебные постановления теперь будут пересматриваться не только по вновь открывшимся, но и новым обстоятельствам. Это те, которые существовали на момент принятия акта. Установлен перечень таких обстоятельств. Закреплены положения об обжаловании решения суда по делу о компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок. Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2012 г., за исключением положений, для которых предусмотрены иные сроки.

Уголовное, уголовно-процессуальное, уголовно-исполнительное право

Федеральный закон от 9 декабря 2010 г. N 352-ФЗ "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации"
Усиливается уголовная ответственность за преступления террористического характера. Теперь за террористический акт (без квалифицирующих признаков) лишают свободы на срок от 8 до 15 лет (прежде - от 8 до 12 лет с ограничением свободы до 2 лет). Ранее тех, кто содействует террористической деятельности, лишали свободы на срок от 4 до 8 лет с ограничением ее до 2 лет либо без такового. Согласно поправкам это преступление наказывается лишением свободы на срок от 5 до 10 лет со штрафом (до 500 тыс. руб. либо в размере дохода осужденного за период до 3 лет) либо без такового. Санкции за то же деяние, совершенное с использованием служебного положения, также повышаются. Пособничество в совершении террористического акта стало самостоятельным составом преступления. Наказание - лишение свободы на срок от 8 до 20 лет. Усиливается уголовная ответственность за публичные призывы к террористической деятельности и ее оправдание. Условно-досрочное освобождение к лицам, осужденным за перечисленные выше преступления, применяется только после того, как отбыто не менее 3/4 от срока наказания. Прежде данное правило действовало только в отношении организаторов и участников преступного сообщества.

Постановление Конституционного Суда РФ от 29 ноября 2010 г. N 20-П "По делу о проверке конституционности положений статей 20 и 21 Федерального закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" в связи с жалобами граждан Д.Р. Барановского, Ю.Н. Волохонского и И.В. Плотникова"
Оспаривались нормы, допускающие осуществление цензуры переписки администрацией места содержания под стражей. Речь идет о переписке подозреваемых и обвиняемых, в отношении которых избрана мера пресечения в виде заключения под стражу. КС РФ признал положения конституционными. Между тем он отметил, что в отношении переписки указанных лиц со своими адвокатами (защитниками) должно учитываться следующее. Цензура в этих случаях возможна лишь в ситуации, когда у администрации СИЗО есть разумные основания предполагать наличие в переписке недозволенных вложений. Этот факт должен проверяться в присутствии самого лица. Также такое возможно, если имеется обоснованное подозрение, что адвокат злоупотребляет своей привилегией на адвокатскую тайну, эта переписка ставит под угрозу безопасность следственного изолятора или носит какой-либо иной противоправный характер. В перечисленных случаях администрация СИЗО обязана принять мотивированное решение об осуществлении цензуры, письменно зафиксировать ход и результаты подобных действий. Как пояснил КС РФ, исходя из международно-правовых норм, обеспечение конфиденциальности сведений, сообщаемых адвокату его доверителем, - необходимая составляющая права пользоваться юрпомощью. Это обязывает государство принимать меры, позволяющие сохранить конфиденциальность такой информации. Однако названное право не является абсолютным. Его ограничения, сопряженные с отступлениями от адвокатской тайны, допустимы лишь при условии их адекватности и соразмерности. Они могут быть оправданы лишь необходимостью обеспечить защиту основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, оборону и безопасность государства. С учетом этого цензура названной переписки может иметь место лишь в исключительных случаях. Как подчеркнул КС РФ, аналогичной позиции придерживается и Европейский Суд по правам человека. Иное истолкование данных норм в правоприменительной практике не допускается.

Административные правонарушения, административная ответственность

Федеральный закон от 8 декабря 2010 г. N 347-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об уничтожении химического оружия" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
Уточняется, что относится к объектам по хранению и уничтожению химического оружия. Запрещается использовать их в других целях. Речь идет о деятельности, не связанной с хранением и уничтожением такого оружия, утилизацией и захоронением образующихся при этом отходов. Вводятся административные штрафы за нарушение данного запрета. Для должностных лиц - от 2 до 4 тыс. руб. Для организаций - от 30 до 40 тыс. руб. Дела об указанных нарушениях рассматриваются федеральным органом по надзору и контролю за целевым использованием соответствующих объектов.

Международные отношения

Федеральный закон от 8 декабря 2010 г. N 329-ФЗ "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Южная Осетия о поощрении и взаимной защите капиталовложений"
Ратифицировано межправительственное Соглашение России и Южной Осетии о поощрении и взаимной защите капиталовложений. Оно касается всех инвестиций, осуществленных с 1 января 1992 г. Стороны договорились допускать капиталовложения на территорию друг друга, обеспечивать их полную правовую защиту в соответствии с национальным законодательством. Они будут предоставлять им режим не менее благоприятный, чем вложениям иных инвесторов (собственных или любой третьей страны). При этом оба государства имеют право применять и вводить изъятия из национального режима. Капиталовложения не могут быть подвергнуты мерам принудительного изъятия, равносильным по последствиям экспроприации или национализации. Исключение - случаи, когда это делается в общественных интересах. Условие - недискриминационный характер мер и выплата быстрой, адекватной и эффективной компенсации. Закреплено право инвесторов на наиболее благоприятный (из существующих) режим, предоставляемый в отношении реституции, возмещения, компенсации или других видов урегулирования в случаях, когда капиталовложениям нанесен ущерб в результате войны, гражданских беспорядков и т. п. Гарантируется, что платежи, связанные с капиталовложениями, беспрепятственно переводятся за границу после выполнения всех налоговых и иных обязательств, предусмотренных законодательством соответствующего государства.


Вопросы и ответы Правового консалтинга: Трудовое право от 20.12.2010


Главные новости:



ВСЕ АКТУАЛЬНОЕПРОСТО!


Участвуйте в акции и получайте уникальные новинки и приятные бонусы! Это выгодно!

 

Подписка на журналы "Актуальная бухгалтерия", "Законодательство".


СОБЫТИЯ

С 25 по 29 января в 69 павильоне Всероссийского выставочного центра состоится ежегодная восемнадцатая специализированная выставка-конференция "Бухгалтерский учет и аудит-2011". Участники выставки "Бухгалтерский учет и аудит-2011" - более 110 специализированных российских компаний.
Подробнее

8 - 9 февраля 2011 года в Москве состоится XI Международный Форум iFin-2011 "Электронные финансовые услуги и технологии в России". Организаторы Форума: портал iFin.ru при поддержке Ассоциации российских банков. Форум iFin-2011 – это центральное мероприятие в России, посвященное электронным финансовым услугам и технологиям.
Подробнее

8 - 9 февраля в Москве состоится всероссийская конференция "Нефтеперерабатывающий комплекс России 2011: проекты, технологии, инвестиции". Организатор - группа компаний "ОМТ-Консалт". В рамках конференции будут обсуждаться темы, касающиеся современного состояния нефтеперерабатывающего комплекса, проблем его функционирования и модернизации НПК.
Подробнее


(c) ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС-УНИВЕРСИТЕТ", 2010. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания "Гарант" и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.
WWW.GARANT.RU