Земельный налог, возможно, еще больше увеличится для участков с долгостроем
Верховный Совет Республики Хакасия внес на рассмотрение Госдумы законопроект1, согласно которому предлагается увеличить коэффициент, применяющийся при исчислении земельного налога для участков, приобретенных в собственность физлицами для индивидуального жилищного строительства, (п. 16 ст. 396 НК РФ). Напомним, что в настоящее время в отношении таких земельных участков исчисление суммы налога производится с учетом коэффициента 2 по истечении 10 лет с даты госрегистрации прав на них и вплоть до госрегистрации прав на построенный объект недвижимости. Проектом закона предлагается увеличить значение коэффициента с 2 до 5, за счет чего по истечении 10 лет с даты госрегистрации прав на данные земельные участки исчисление суммы налога на них будет происходить с учетом пятикратного коэффициента вплоть до госрегистрации прав на построенный объект недвижимости.
Как отмечается в пояснительной записке к документу, это станет фактором, частично компенсирующим выпадающие доходы муниципалитетов в связи с отсутствием поступлений налога на имущество физлиц по объектам индивидуального жилищного строительства, в отношении которых физлица не осуществляют госрегистрацию прав собственности.
Как уплачивается земельный налог при разделении земельного участка? Узнайте из материала "Исчисление земельного налога и авансовых платежей по земельным участкам, приобретенным для жилищного строительства" в "Энциклопедии решений. Налоги и взносы" интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!
Получить доступОтметим, что сейчас законодательно не установлены конкретные сроки обращения граждан в регистрирующие органы в целях регистрации прав на недвижимое имущество. В результате складывается ситуация, при которой физлица – собственники земельных участков для индивидуального жилищного строительства, получив разрешение на строительство дома, которое выдается на 10 лет, и завершив строительство, не осуществляют госрегистрацию права собственности на построенные объекты недвижимости. Это позволяет им годами не уплачивать налог на имущество физлиц. Что, в свою очередь, приводит к плохой наполняемости бюджетов муниципалитетов, так как земельный налог является местным (п. 1 ст. 61 БК РФ).
В то же время, проектом закона предусматривается создание условий для увеличения
доходов местных бюджетов в целях финансового обеспечения деятельности муниципальных образований. Тем более, что для госрегистрации прав на объекты недвижимости созданы благоприятные условия – до 1 марта 2018 года продлена упрощенная процедура предоставления документов, согласно которой единственным основанием для госрегистрации прав на объект индивидуального жилищного строительства является правоустанавливающий документ на земельный участок (п. 4 ст. 25.3 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним").