Почти половина регионов не готовы к исполнению новых правил обращения с твердыми коммунальными отходами
Федеральным законом от 29 декабря 2014 г. № 458-ФЗ (далее – Закон № 458-ФЗ) в законодательство, регулирующее порядок обращения с отходами производства и потребления, были внесены существенные поправки. Особое внимание было уделено регулированию деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами (далее – ТКО) – с 1 января текущего года вступила в силу соответствующая гл. V.1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее – закон об отходах производства и потребления).
НАША СПРАВКА
Обращение с отходами – деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов (ст. 1 закона об отходах производства и потребления).
Так, в каждом субъекте РФ должна быть разработана, во-первых, региональная программа в области обращения с отходами, в том числе с ТКО, предусматривающая, в частности, стимулирование строительства объектов для обработки, утилизации и захоронения отходов, выявление мест несанкционированного размещения отходов и т. д. (ст. 13.2 закона об отходах производства и потребления). Во-вторых, каждому региону необходимо утвердить территориальную схему в области обращения с отходами (далее – территориальная схема), в которой должны содержаться данные о нахождении источников образования отходов, общем количестве отходов, месте нахождения объектов по их обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению, а также схема потоков отходов – их движение от места образования до места обработки и хранения (ст. 13.3 закона от отходах производства и потребления).
Территориальные схемы необходимо было утвердить до 26 сентября текущего года – в течение полугода с момента вступления в силу требований к их содержанию (ч. 5 ст. 23 Закона № 458-ФЗ). Однако по состоянию на 17 октября территориальные схемы были утверждены только в 45 субъектах РФ, а всего на согласование в Росприроднадзор поступило 79 схем, сообщил ответственный секретарь Координационного совета ОП РФ по подготовке Года экологии Дмитрий Зайд в ходе круглого стола, посвященного вопросам регулирования деятельности по обращению с отходами, который состоялся в пресс-центре "Парламентской газеты" 20 октября.
В указанный срок нужно было определить и региональных операторов по обращению с ТКО (ч. 5 ст. 23 Закона № 458-ФЗ, ст. 24.6 закона об отходах производства и потребления). При этом нельзя не отметить, что проведение конкурсного отбора региональных операторов возможно только после утверждения территориальных схем, поскольку ссылка на опубликованную схему включается в документацию об отборе, размещаемую организатором конкурса (п. 12 Правил проведения уполномоченными органами исполнительной власти субъектов РФ конкурсного отбора региональных операторов по обращению с ТКО).
Выбор региональных операторов важен и для утверждения тарифов. По новым правилам каждый субъект РФ должен установить в отношении регионального оператора единый – на всей территории региона – тариф на услугу по обращению с ТКО (п. 3 ст. 24.9 закона об отходах производства и потребления). Кроме того, теперь именно региональные операторы обязаны вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду при размещении ТКО (п. 5 ст. 23 закона об отходах производства и потребления), и до наделения этим статусом конкретных юридических лиц соответствующие средства, разумеется, не будут поступать в региональные бюджеты.
Помимо проблем, связанных с ненадлежащим исполнением новых требований в сфере обращения с ТКО, эксперты указывают и на значительные упущения новых законодательных норм. Закон № 458-ФЗ вообще не содержит положений ни о ликвидации несанкционированных объектов размещения отходов, ни о недопущении возникновения новых несанкционированных свалок, хотя объем таких свалок в России уже превышает 20 млн тонн, подчеркнул первый заместитель председателя Всероссийского общества охраны природы Элмурод Расулмухамедов. По его мнению, несанкционированные объекты размещения ТКО в обязательном порядке должны отражаться в территориальных схемах, а в соглашениях, заключаемых с региональными операторами, необходимо прописывать их обязанность по ликвидации нелегальных свалок. Однако финансирование этой работы региональными бюджетами не предусмотрено, поэтому необходимо определить, за счет каких средств она должна производиться. Письмо с соответствующим предложением Всероссийское общество охраны природы направило в Правительство РФ, сообщил эксперт.
Общественники опасаются, что к увеличению количества несанкционированных свалок может привести и вступающий в силу с 1 января 2017 года запрет на захоронение отходов, в состав которых входят полезные компоненты, подлежащие утилизации (абз. 2 подп. "б" п. 10 ст. 1 Закона № 458-ФЗ). Правительство РФ уже разрабатывает проект перечня таких видов отходов. По экспертным оценкам, всего 5-10% от всего объема отходов можно будет размещать на полигонах без проведения рециклинга.