Первичные документы для признания расходов могут быть подписаны без договора
ФНС России в ответ на письмо налогоплательщика разъяснила, что организация имеет право оформлять факт выполнения работ документами первичного учета до даты заключения договора с контрагентом. В подписанном в дальнейшем договоре, при этом, должно быть указано, что его условия распространяются на отношения, возникшие до подписания (письмо ФНС России от 6 октября 2016 г. № СД-4-3/18888 "О рассмотрении обращения").
В рассматриваемом примере договор на выполнение вышкомонтажных работ был подписан сторонами после выполнения и завершения указанных работ, которые проводились с января по апрель 2016 года. При этом в договоре указано, что все его условия применяются к отношениям, возникшим с 1 января по 31 декабря 2016 года, а в части исполнения обязательств сторон по взаиморасчетам, возмещению убытков, исправлению недостатков выполненных работ – до полного их завершения.
По мнению ФНС России, в данной ситуации факт подписания договора после выполнения работ не является препятствием для подтверждения налогоплательщиком расходов надлежаще оформленными первичными документами, подтверждающими приемку выполненных работ.
Напомним, что в целях налогообложения налогом на прибыль организаций налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов. При этом расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (убытки), произведенные для осуществления деятельности, направленной на получение дохода (п. 1 ст. 252 НК РФ).
Кроме того, согласно налоговому законодательству, данные налогового учета должны быть документально подтверждены, в том числе и с помощью первичных учетных документов (ст. 313 НК РФ).
В то же время, первичная документация должна содержать обязательные реквизиты, одним из которых является "подписи лиц совершившего (совершивших) сделку, операцию и ответственного (ответственных) за ее оформление" (ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"). С помощью подписи лица, занимающие соответствующие должности, заверяют налоговый орган в том, что факт хозяйственной деятельности произошел.
Вместе с тем, хозяйственная деятельность в целях получения прибыли ведется в соответствии с заключенными договорами на реализацию продукции (выполнение работ, оказание услуг). Основанием для оформления первичной документации, как правило, является возмездный договор на выполнение соответствующей работы (п. 1 ст. 423 ГК РФ).
Впрочем, как уточнили налоговики, наличие договора для оформления первички не обязательно, так как стороны вправе установить, что условия заключенного ими договора применяются к их отношениям, возникшим до сделки, если иное не установлено законом или не вытекает из существа соответствующих отношений (п. 2 ст. 425 ГК РФ). Следовательно, если договор был подписан сторонами после выполнения и завершения работ, но в нем указано, что все условия договора применяются к отношениям, возникшим до заключения договора, то это не является препятствием для подтверждения налогоплательщиком расходов с помощью первичных документов, оформленных до сделки.