В России может быть сохранено начальное профессиональное образование в сфере искусств
Действующее российское законодательство не предусматривает такого понятия, как начальное профессиональное образование – все начальное образование реализуется на основании федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ч. 4-5 ст. 10, ст. 12 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"; далее – закон об образовании). Профессиональное же образование можно получить только при наличии основного или среднего общего (ст. 68 закона об образовании).
При этом установлена возможность реализации интегрированных образовательных программ, в частности в области искусств, профессиональными образовательными организациями (ст. 83 закона об образовании). Однако и в этом случае учащихся начальных классов должны обучать на основе стандартов начального общего образования с одной оговоркой: необходимо обеспечить для них условия для приобретения знаний, умений и навыков в области выбранного вида искусств, опыта творческой деятельности и подготовить к получению профессионального образования в области искусств (ч. 11 указанной статьи).
Нельзя не отметить, что работа специализированных школ, в частности музыкальных, строится на выявлении талантливых детей именно в раннем возрасте, и специальные учебные предметы изучаются ими уже с 1-го класса, поэтому деятели культуры выступают за сохранение для таких учреждений специальных образовательных программ. "Все лето и начало осени мы совместно с Минкультуры и Минобрнауки России разрабатывали документ, на основании которого будет сохранено уникальное начальное музыкальное образование – именно как профессиональное. Он предусматривает сохранение всех необходимых предметов общего школьного образования, а также обязательность специальных, таких как "специальный инструмент", "сольфеджио", "ритмика". Остался последний шаг: нужно чтобы этот проект попал в реестр примерных образовательных программ. Мы надеемся, что проблем с этим не будет, потому что Минобрнауки России идет нам навстречу", – сообщил директор Центральной музыкальной школы при Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского Валерий Пясецкий в ходе посвященного выявлению в России одаренных детей круглого стола, состоявшего в пресс-центре "Парламентской газеты" 19 октября.
Кроме того, Валерий Пясецкий предложил рассмотреть возможность отмены экзаменов по выбору в 9-х классах таких профессиональных образовательных учреждений при сохранении двух обязательных (по русскому языку и математике). Он отметил, что учащиеся, помимо общеобразовательных, сдают специальные экзамены, и общее их количество доходит до семи, а это чрезмерная нагрузка для детей. Еще одно его предложение – исключить обязательность экзамена по русскому языку для иностранцев, которые учатся в таких школах, поскольку он для них является иностранным. Соответствующее письмо уже направлено в Минобрнауки России.
По мнению первого заместителя председателя Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Лилии Гумеровой, можно подумать не об отмене, а, например, о грамотном распределении времени сдачи экзаменов в течение учебного года в таких специализированных школах. "Необходимо просчитать риски, которые могут возникнуть в связи с отменой экзаменов, посчитать плюсы, а потом уже принять решение, учитывая, с одной стороны, обязательность государственных стандартов, а с другой, необходимость создания комфортных условий для детей", – добавила в свою очередь заместитель директора Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Минобрнауки России Софья Мозглякова.
Для обсуждения данных идей и подготовки конкретных предложений будет создана рабочая группа, в состав которой войдут в том числе представители министерства и профильного комитета Совета Федерации.