Нормы, позволяющие считать срок военной службы по призыву перерывом в трудовой деятельности, признаны неконституционными
КС РФ признал неконституционными нормы, позволяющие засчитывать срок военной службы по призыву в период перерыва в трудовой деятельности, если до увольнения в связи с призывом гражданин работал не менее 26 недель. Причем имеется в виду работа на условиях полного рабочего дня или неполного – но с пересчетом на 26 недель полного рабочего дня. Жалоба гражданина, столкнувшегося с такой ситуацией, стала поводом для вынесения соответствующего постановления Суда (Постановление КС РФ от 11 октября 2016 г. № 19-П "По делу о проверке конституционности пункта 1 статьи 33 и пункта 1 статьи 34 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" в связи с жалобой гражданина Н.А. Назарова").
Заявитель работал с 1 ноября 2012 года по 1 декабря 2013 года, а затем был призван на военную службу, в связи с чем трудовой договор с ним был расторгнут в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 83 ТК РФ. Отслужив в армии, он обратился в орган занятости по месту жительства для постановки на регистрационный учет в целях поиска подходящей работы. Заявитель был признан безработным в 2015 году, а размер пособия, назначенного ему, составил 850 руб. (минимальный). Орган занятости исходил из того, что гражданин был признан безработным только спустя 1 год 2 месяца и 22 дня после увольнения с работы. При этом он также учел, что гражданин имел до призыва оплачиваемую работу в течение 52 недель.
Суды первой и апелляционной инстанций отказали заявителю в удовлетворении исковых требований о признании права на получение пособия по безработице, исчисленного исходя из среднемесячного заработка по последнему месту работы, и о взыскании недоплаченных сумм пособия со дня признания безработным. Они указали, что в соответствии с действующим законодательством, служба по призыву не является трудовой деятельностью, и поэтому действия органа занятости были правомерными. А в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в суде соответствующей инстанции гражданину отказали. В связи с этим он обратился в КС РФ. По мнению заявителя, нормы закона, допускающие такую ситуацию, противоречат Конституции РФ (п. 1 ст. 33, п. 1 ст. 34 Закона РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации").
КС РФ согласился с этим и указал, что такие нормы не соответствуют положениям Конституции РФ, в частности, принципу равенства всех перед законом (ч. 1 ст. 19 Конституции РФ). Он подчеркнул, что федеральный законодатель не принял во внимание такое обстоятельство – граждане в период прохождения военной службы не могут обратиться в органы занятости. Кроме того, по его мнению, действующее законодательство в этой части нарушает принципы справедливости и равенства и ограничивает право граждан на защиту от безработицы. Суд подчеркнул, что оно также не согласуется с целью проводимой государством политики по повышению престижа военной службы по призыву.
В связи с этим, по мнению КС РФ, в действующие нормы необходимо внести изменения относительно порядка исчисления пособия по безработице. Отмечается, что при этом законодатель может установить срок, предоставляемый для обращения в органы занятости за назначением пособия по безработице гражданам, уволенным с военной службы по призыву. Речь идет о сроке, в течение которого за ними сохранится право на исчисление пособия, исходя из среднемесячного заработка по последнему месту работы.