На надзор за соблюдением трудового законодательства предлагается распространить риск-ориентированный подход
Минтруд России разработал проект1 постановления Правительства РФ, которым предлагается включить надзор за соблюдением трудового законодательства в перечень видов госконтроля, при которых до 1 января 2018 года будет применяться риск-ориентированный подход. Напомним, после этой даты такой подход станет действовать в отношении всех видов контроля.
Может ли государственная инспекция труда осуществлять рассмотрение дел об административных правонарушениях? Узнайте из материала "Проверки трудовой инспекцией" в "Энциклопедии решений. Трудовые отношения, кадры" интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!
Получить доступАвтор инициативы предложил классифицировать работодателей в зависимости от показателя потенциального риска причинения вреда охраняемым ценностям в сфере труда. Иными словами, им присвоят категории риска, от чего и будет зависеть периодичность проверок. Разработано шесть категорий риска: чрезвычайно высокий, высокий, значительный, средний, умеренный и низкий. К первым двум категориям работодателей будет относить главный государственный инспектор труда, а в остальных случаях, кроме последнего, – главные государственные инспекторы труда в субъектах РФ. Если решения об отнесении работодателя к определенной категории риска нет, считается, что ему присвоена категория низкого риска.
При определении категории риска специалистам нужно будет использовать определенные показатели, в том числе критерий тяжести последствий возможного нарушения работодателем правил, коэффициент устойчивости добросовестного поведения и т. п. Сроки и порядок пересмотра категории в отношении работодателей пока не установлены.
Периодичность плановых проверок с учетом перечисленных критериев следующая:
- чрезвычайно высокий риск – один раз в календарном году;
- высокий риск – один раз в два года;
- значительный риск – один раз в три года;
- средний риск – не чаще чем один раз в четыре года;
- умеренный риск – не чаще чем один раз в пять лет.
А в отношении работодателей, отнесенных к категории низкого риска, проводить такие проверки вообще не планируется.
Минтруд России считает, что внести такие изменения необходимо, поскольку это, с одной стороны, снизит административную нагрузку на субъекты хозяйственной деятельности, а с другой, – повысит уровень эффективности контрольно-надзорных органов.