Владельцам товарных знаков, возможно, придется осуществлять мониторинг поступивших в Роспатент заявок на регистрацию новых обозначений
О внедрении так называемой процедуры оппозиции товарных знаков рассказал в пятницу в ходе конференции РБК начальник Управления организации предоставления государственных услуг Роспатента Дмитрий Травников. По его словам, она позволит существенно повлиять на всю процедуру предоставления госуслуги по регистрации новых обозначений.
Напомним, сейчас эта процедура происходит следующим образом. Сначала поданная заявка проходит стадию формальной экспертизы, в ходе которой проверяется ее соответствие установленным требованиям, наличие всех необходимых документов и т. д. (п. 20 Приказа Минэкономразвития России от 20 июля 2015 г. № 482; далее – Приказ № 482). После этого осуществляется экспертиза заявленного обозначения на наличие абсолютных и относительных оснований для отказа в регистрации.
К абсолютным относятся отсутствие различительной способности, неправильная группировка товара по классам МКТУ и др. (п. 1 ст. 1483 ГК РФ, п. 33-34 Приказа № 482). В качестве относительных оснований можно выделить нарушение прав третьих лиц, когда товарный знак в отношении однородных товаров уже зарегистрирован или новое обозначение сходно с таким товарным знаком до степени смешения (п. 10 ст. 1483 ГК РФ, п. 49 Приказа № 482).
Получить доступ
Роспатент предлагает после проверки наличия абсолютных оснований для отказа в регистрации размещать заявки, прошедшие этот этап, на сайте. Предполагается, что этот ресурс будет открытым, поэтому любое заинтересованное лицо, которое считает, что регистрация данного товарного знака нарушит его права, сможет в течение трех месяцев заявить свои возражения.
В качестве положительной стороны данной инициативы представитель ведомства выделил, прежде всего, сокращение сроков на регистрационные процедуры. "Сейчас каждая заявка рассматривается в среднем в течение года. Это по меркам современного бизнеса совершенно неприемлемо. Одним из способов ускорить эту процедуру является отказ от осуществления ведомством определенных действий, в том числе информационного поиска", – уточнил Дмитрий Травников. Одновременно с этим нововведение позволит исключить субъективный подход к оценке обозначений. "Эксперт проверяет обозначение на сходство до степени смешения исходя из его методологических подходов и решает, может или не может потребитель спутать эти обозначения, будут ли на рынке эти товары путаться или нет. При введении процедуры оппозиции правообладатель сможет сам возразить против регистрации, если считает, что обозначение может ввести кого-то в заблуждение. То есть регулировать эти вопросы будет рынок", – добавил Травников.
В качестве отрицательного аспекта можно выделить серьезное обременение бизнеса. Правообладателям придется осуществлять постоянный мониторинг тех заявок, которые поступают в Роспатент. А по данным ведомства, ежегодно на регистрацию подают около 60 тыс. заявок.
В настоящее время общественное обсуждение этой инициативы завершено, однако, по словам Дмитрия Травникова, любой желающий все еще может выразить свое мнение. Ознакомиться с текстом проекта и уточнить, куда следует направить свои замечания и предложения по нему, можно на официальном сайте Роспатента (http://www.rupto.ru/search/c0c39d1c-392f-11e6-1806-9c8e9921fb2c).
Еще одна существенная инициатива ведомства, которая обсуждается не первый месяц, заключается в передаче всех функций в сфере интеллектуальной собственности единому регулятору. В настоящий момент эти вопросы распределены между несколькими органами государственной власти. В первую очередь, это Роспатент, который высполняет классические функции патентного ведомства: регистрация объектов интеллектуальной собственности, прав на эти объекты и др. При этом Роспатент не обладает функциями по выработке государственной политики и по осуществлению нормативно-правового регулирования. Эти функции разделены между Минобрнауки, Минэкономразвития и Минкультуры России. Так, например, последнее осуществляет регулирование в сфере авторского права. "Мы видим, что у нас четыре основных "игрока", не говоря уже о других органах, которые реализуют те или иные функции в этой сфере: Минпромторг, Минздрав, Минобороны, МВД, ФСБ России и др. Органов очень много, и в какой-то момент мы поняли – не зря говорится, что у семи нянек дитя без глаза. Для каждого из этих органов интеллектуальная собственность является лишь побочным направлением деятельности, поэтому ей уделяется недостаточно внимания. В связи с этим у нас появилось стремление все эти функции собрать в едином органе", – поделился Дмитрий Травников.
Предполагается, что регулятор возьмет на себя принятие стратегических документов в сфере интеллектуальной собственности, которые определят направление ее развития. В июне текущего года Правительственная комиссия по административной реформе под председательством заместителя Председателя Правительства РФ Сергея Приходько подтвердила необходимость создания на базе Роспатента единого органа в сфере интеллектуальной собственности (http://www.rupto.ru/search/52cbb4c5-2e72-11e6-ab81-9c8e9921fb2c). В настоящий момент, как отметил Дмитрий Травников, все необходимые документы уже находятся в Правительстве РФ: "Мы надеемся, что решение скоро будет принято".
Этим инициативы Роспатента не исчерпываются. Так, предлагается ввести институт предварительной заявки на изобретение или полезную модель. В настоящий момент оформить заявку непросто: к ней установлен ряд требований, включающих подробное описание изобретения или полезной модели (Требования к документам заявки на выдачу патента на изобретение, утв. Приказом Минэкономразвития России от 25 мая 2016 г. № 316; Требования к документам заявки на выдачу патента на полезную модель, утв. Приказом Минэкономразвития России от 30 сентября 2015 г. № 701). Предварительная же заявка, по заверению представителя ведомства, станет документом, который будет содержать раскрытие сущности изобретения, но к которому не станут предъявлять строгих требований по оформлению. Главная задача этого документа – зафиксировать приоритет изобретения или полезной модели (ст. 1381-1383 ГК РФ). При этом лицо, подавшее предварительную заявку, воспользовавшись приоритетом, сможет в течение года подготовить полную заявку и представить ее в Роспатент.
"В основном мы встретили поддержку этой идеи, особенно среди научных и образовательных организаций, для которых важно скорейшее опубликование собственных достижений. Ведь самостоятельное раскрытие информации об изобретении может впоследствии послужить основанием для отказа в выдаче патента", – рассказал Дмитрий Травников. Общественные обсуждения данной инициативы также официально завершены, однако все желающие могут ознакомиться с проектом подробнее на официального сайта ведомства и прислать свои замечания (http://www.rupto.ru/press/news_archive/inform2016/Proekt_lizenz).
Кроме того, ожидается, что в скором времени будет доступно предоставление Роспатентом государственных услуг в электронном виде с помощью единого портала государственных и муниципальных услуг. В перспективе заинтересованное лицо сможет не только обратиться через портал за предоставлением соответствующей услуги, оплатив пошлину и направив соответствующее заявление, но и получит возможность представить ведомству любой документ, связанный с предоставлением этой услуги (например, ходатайство об изменении субъекта права, отзыв заявки и др.). Ожидается также, что портал позволит получать обратные документы от самого ведомства – как итоговые, так и промежуточные (например, запрос уведомления о проверке результатов соответствия и т. д.). "Мы предполагаем, что сделаем возможной выдачу охранных документов в электронном виде. Сейчас это красивый документ, который все любят вешать на стену и им гордиться, но который, к сожалению, не может быть направлен по электронным каналам связи. Мы рассчитываем, что в результате преобразований документ останется таким же красивым, но сможет быть направлен в электронной форме, в том числе с использованием портала", – заключил Травников.