Декларация об отсутствии конфликта интересов между заказчиком и участником госзакупки обязательна
К такому выводу Президиум ВС РФ пришел в результате обобщения судебной практики (Обзор судебной практики по делам, связанным с разрешением споров о применении пункта 9 части 1 статьи 31 Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"). Он подчеркнул, что декларация обязательна, даже если между заказчиком и участником госзакупки нет конфликта интересов. Судебная практика сводится к тому, что если условие о конфликте интересов (даже при его отсутствии) не включено в декларацию, то у аукционной комиссии есть основания посчитать участника закупки не соответствующим требованиям закона (п. 9 ч. 1 ст. 31 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"; далее – Закон № 44-ФЗ).
Имеют ли значение отношения между юридическими лицами при определении конфликта интересов по Закону № 44-ФЗ? Ответ – в "Энциклопедии решений. Государственные и корпоративные закупки" интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!
Получить доступВС РФ указал, что декларация об отсутствии между участником закупки и заказчиком конфликта интересов обязательно должна быть совершена в письменной форме. Но вместе с тем оформлять ее в качестве отдельного документа не нужно. Если участником закупки проставлена отметка в электронной документации, этого вполне достаточно, и нет необходимости подавать декларацию в виде отдельного файла.
Суды считают, что конфликт интересов может быть не только в отношении руководителя контрактной службы, но и его заместителя, так как их полномочия являются тождественными и позволяют влиять на процедуру закупки и результат ее проведения. Отмечается, что при этом должность заместителя руководителя контрактной службы по действующему законодательству не входит в круг лиц, участие которых в процедуре закупки предполагает наличие конфликта интересов (п. 9 ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ). Несмотря на это, по мнению ВС РФ, если, к примеру, заместитель руководителя контрактной службы заказчика является внуком одного из членов совета директоров общества-участника, такое общество должно быть отстранено от закупки.
ВС РФ особо выделил, что государственный или муниципальный контракт, заключенный победителем торгов и заказчиком при наличии между ними конфликта интересов, является ничтожным. Это обусловлено тем, что такой контракт нарушает прямо выраженный законодательный запрет.
Также отмечается, что участник закупки должен соответствовать предусмотренным законом требованиям с момента подачи им заявки на участие в электронном аукционе и до момента выявления победителя. Имеются в виду случаи, когда основания для конфликта интересов возникли в этом временном промежутке.