Минфин России обосновал необходимость применения ККТ в торговых автоматах
Минфин России в ответ на обращение организации отметил, что при использовании торговых автоматов необходимо применять кассовый аппарат. Он должен выдавать чек об оплате товара, с помощью которого можно будет вернуть некачественный товар продавцу (письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 18 августа 2016 г. № 03-01-15/48555 "О применении контрольно-кассовой техники в торговых автоматах").
Финансисты разъяснили, что наличие у покупателя кассового чека, бланка строгой отчетности или иного документа, подтверждающего факт оплаты за указанный товар, является основанием для его обмена или возврата (п. 1 ст. 25 Закона РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 "О защите прав потребителей"). Это вызывает необходимость применения ККТ, так как в отсутствие чека невозможно доказать, что он был приобретен у конкретного хозяйствующего субъекта, и соответственно, вернуть товар продавцу.
При этом, субъекты малого и среднего предпринимательства не оформляют чеки и не ведут кассовую книгу (Указание Банка России от 11 марта 2014 г. № 3210-У "О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства"). В случае применения ими системы налогообложения в виде ЕНВД налоговый орган не имеет информации об их доходах. Единственным инструментом, с помощью которого можно контролировать выручку такой организации, является закрепление за ней обязанности применять ККТ.
Отметим, что в действующем законодательстве организации и ИП, осуществляющие торговлю с использованием торговых автоматов, могут не применять в составе таких торговых автоматов ККТ до 1 июля 2018 года (п. 11 ст. 7 Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 290-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" и отдельные законодательные акты Российской Федерации").
Напомним также, что неприменение ККТ в установленных законом случаях влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 1/4 до 1/2 размера суммы расчета, осуществленного без применения ККТ, но не менее 10 тыс. руб. На юрлиц – от 3/4 до одного размера суммы расчета, осуществленного с использованием наличных денежных средств и (или) электронных средств платежа без применения ККТ, но не менее 30 тыс. руб.(п. 2 ст. 14.5 КоАП РФ).