Таможня не может изменить стоимость товаров только на основании несоответствия заявленной цены профилю риска
Представители Минфина России в ответ на обращение организации уточнили, что таможенники не имеют права корректировать стоимость товаров, перемещаемых через границу, только на основании того, что цена ввозимых товаров отличается от величины, указанной в профиле риска, применяемом таможенными органами (письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 15 августа 2016 г. № 03-10-11/47694 "Об особенностях корректировки таможенной стоимости товаров").
Финансисты обратили внимание на то, что выявленные с использованием системы управления рисками (СУР) признаки недостоверного декларирования таможенной стоимости товаров, их более низкие цены по сравнению с данными иностранных производителей требуют дополнительной проверки (подп. 1 – 7 п. 11 Порядка контроля таможенной стоимости товаров, далее – Порядок).
Следовательно, решение о корректировке таможенной стоимости товаров, принимаемое таможенным органом лишь на основании того, что заявленная организацией величина таможенной стоимости товаров отличается от величины, содержащейся в профиле риска, не соответствует таможенному законодательству. В случае принятия такого решения, в том числе на основании внутренних организационно–распорядительных документов ФТС России, адресованных таможенным органам, любое лицо вправе его обжаловать (ст. 9 Таможенного кодекса Таможенного союза, далее – Кодекс). В России решения таможенных органов могут быть обжалованы в вышестоящие таможенные органы и (или) в судебные органы (п. 2 ст. 37 Федерального закона от 27 ноября 2010 № 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации").
Напомним, что контроль таможенной стоимости товаров осуществляется таможенным органом в рамках проведения таможенного контроля как до, так и после выпуска товаров, в том числе с использованием СУР. При этом порядок осуществления контроля таможенной стоимости товаров устанавливается решением Комиссии таможенного союза (ст. 66 Кодекса). В нем, в частности, предусмотрено, что по результатам проведенного контроля таможенный орган принимает решение либо о принятии заявленной таможенной стоимости, либо о ее корректировке (ст. 67–68 Кодекса, п. 7 Порядка). Есть еще третий случай, когда для принятия решения требуется проведение дополнительной проверки (ст. 69 Кодекса, п. 7 Порядка).
При принятии таможенным органом решения о корректировке таможенной стоимости товаров, организация должна уплатить таможенные пошлины и налоги в объеме, исчисленном с учетом скорректированной таможенной стоимости, в срок, не превышающий срок выпуска товаров (п. 10 Порядка). В противном случае таможенный орган отказывает в выпуске товаров (п. 2 ст. 68 Кодекса). Обычно срок выпуска товара составляет один рабочий день (ст. 196 Кодекса).
При проведении дополнительной проверки таможенный орган сообщает организации сумму обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов, которую необходимо предоставить таможенному органу для выпуска товаров (п. 5 ст. 88 Кодекса). Она определяется исходя из сумм таможенных пошлин и налогов без учета тарифных преференций и льгот (п. 1 ст. 88 Кодекса).
Не позднее, чем через 30 календарных дней со дня, следующего за днем представления организацией дополнительно запрошенных документов, сведений и пояснений, таможенный орган принимает решение либо принять таможенную стоимость, либо ее скорректировать. В первом случае производится возврат излишне уплаченных сумм обеспечения, во втором – доплата (либо возврат) в соответствии со скорректированной таможенной стоимостью (п. 23 Порядка).