Новости и аналитика Новости Общественники раскритиковали правительственный законопроект о садоводстве, огородничестве и дачном хозяйстве

Общественники раскритиковали правительственный законопроект о садоводстве, огородничестве и дачном хозяйстве

Общественники раскритиковали правительственный законопроект о садоводстве, огородничестве и дачном хозяйстве  Проект федерального закона1 (далее – Законопроект), призванного заменить действующий Федеральный закон от 15 апреля 1998 г. № 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" (далее – Закон № 66-ФЗ), учитывает новую классификацию юридических лиц, в том числе некоммерческих организаций, предусмотренную действующим ГК РФ, отмечается в пояснительной записке к документу. Однако такая мотивировка изменения регулирования указанной сферы не устраивает самих садоводов. "Вместо решения существующих проблем нам предлагают очередной закон о юридических лицах", – констатировали представители садоводческих и дачных товариществ и общественных организаций по защите прав садоводов в ходе нулевого чтения Законопроекта, состоявшегося 20 сентября в ОП РФ.

Документ предполагает, в частности, сокращение количества организационно-правовых форм организаций, создаваемых для ведения садовой, огородной и дачной деятельности, до двух: садоводческое некоммерческое товарищество и огородническое некоммерческое товарищество, которые являются видами товарищества собственников недвижимости. По действующему законодательству, напомним, граждане вправе создавать, помимо некоммерческих товариществ, садоводческие, огороднические, дачные потребительские кооперативы или некоммерческие партнерства (п. 1 ст. 4 Закона № 66-ФЗ, подп. 1 п. 3 ст. 50 ГК РФ).

Согласно Законопроекту созданные до 1 января 2018 года – именно с этой даты вступит в силу в случае одобрения проекта соответствующий закон – садоводческие или огороднические кооперативы должны быть преобразованы в товарищества собственников недвижимости или сельскохозяйственные потребительские кооперативы (если созданы для производства, переработки и сбыта продукции) до 31 декабря 2020 года. Не позднее этой даты необходимо будет внести изменения в названия и учредительные документы всех остальных существующих садоводческих, огороднических и дачных объединений.

Помимо того, что Законопроект не решает самых важных вопросов, касающихся регулирования соответствующих отношений, например на землях каких категорий могут располагаться земельные участки товариществ и как должен осуществляться перевод таких земель из одной категории в другую, ряд его положений значительно усложняет возможность ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, подчеркнули садоводы. Среди самых неоднозначных можно выделить следующие.

Ликвидация института уполномоченных. В настоящее время общее собрание членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (далее – товарищество), которое является высшим органом управления, может проводиться путем собрания уполномоченных. При этом число членов, от которых избирается один уполномоченный, определяется самим товариществом (ст. 20 Закона № 66-ФЗ). В Законопроекте такой возможности не предусмотрено, поскольку, как указано в пояснительной записке, ГК РФ не относит собрание уполномоченных к органам управления.

На практике это может привести к затягиванию или невозможности решения таких важных вопросов, как принятие новых членов или исключение граждан из товарищества, открытие банковских счетов, утверждение бухгалтерской отчетности, определение размеров членских и вступительных взносов и др. Согласно Законопроекту собрание считается правомочным, если на нем присутствуют более половины членов товарищества, то есть, например, не менее чем 501 из 1000 членов, а этого практически невозможно добиться на практике. Предусмотрена документом возможность заочного голосования, но далеко не по всем вопросам.

В связи с этим в случае отмены института уполномоченных большинство товариществ численностью свыше 300 человек в течение двух лет прекратят свое существование, подчеркнула председатель Профсоюза садоводов России Людмила Голосова. К слову, на сегодняшний день насчитывается всего около 100 тыс. садоводческих товариществ численностью от 50 до 2500 человек.

Правовой режим имущества общего пользования. По действующим нормам имущество общего пользования товарищества (дороги, обслуживающая инфраструктура и т. д.) является совместной собственностью его членов, если приобретено или создано за счет целевых взносов, или собственностью самого товарищества – если за счет средств специально созданного фонда (п. 2 ст. 4 Закона № 66-ФЗ). Законопроект же устанавливает, что имущество общего пользования принадлежит товариществу как юридическому лицу и может быть передано в общую долевую собственность собственников земельных участков, находящихся на территории товарищества, при согласии всех таких собственников.

Проблема здесь, по мнению представителей садоводческих и дачных товариществ, заключается в том, что в настоящее время собственниками по смыслу закона, то есть лицами, сведения о праве собственности на участки которых внесены в Единый государственный реестр прав (п. 1 ст. 25 Земельного кодекса РФ), являются только 30% всех садоводов. Так, многие члены товариществ, созданных в 90-е годы, не могут соответствующим образом зарегистрировать свои права из-за нарушения муниципальными властями порядка предоставления земельных участков – выдавался общий документ на отведение земли, а постановлений о выделении в собственность членов товарищества участков в ее пределах не издавалось, отметила Людмила Голосова.

Кроме того, некоторые эксперты считают, что правом собственности на имущество общего пользования должны обладать и граждане, не являющиеся членами товарищества – по аналогии с правом собственности на общее имущество многоквартирного дома всех собственников помещений в этом доме вне зависимости от членства в ТСЖ. В таком случае они исправнее будут вносить плату за содержание и использование этого имущества, уверена главный консультант КС РФ, преподаватель кафедры гражданского права юридического факультета СПбГУ Надежда Филипенко

Отмена необходимости заключать договоры с гражданами, которые не являются членами товарищества.

Для составления искового заявления о взыскании задолженности по уплате членских взносов в садоводческое некоммерческое товарищество воспользуйтесь "Конструктором правовых документов" в интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите бесплатный
доступ на 3 дня!

Получить доступ

В настоящее время закон обязывает граждан, ведущих садоводство, огородничество или дачное хозяйство на территории соответствующего некоммерческого объединения в индивидуальном порядке, вносить плату за пользование объектами инфраструктуры и другим имуществом общего пользования – на условиях заключенных между ними и объединениями договоров (п. 2 ст. 8 Закона № 66-ФЗ). Однако на практике такие договоры часто не заключаются, поэтому требовать внесения данной платы сложно.

Законопроект не предусматривает необходимости заключения указанных договоров и устанавливает, что плата за создание и использование имущества общего пользования вносится лицами, не являющимися членами товарищества, в определенном его уставом порядке. При этом размер уплачиваемых таким лицом средств в год не должен превышать суммарный годовой размер целевых и членских взносов, вносимых членом товарищества. Эксперты отметили, что характер указанного платежа не определен, поэтому, скорее всего, он будет рассматриваться как плата за коммунальные, например, услуги, и облагаться налогом, тогда как членские и целевые взносы освобождаются от налогообложения (подп. 1 п. 2 ст. 251 НК РФ). Поскольку члены товарищества не могут, согласно предписанию Законопроекта, платить меньше, чем лица, не являющиеся членами товарищества, размер вносимых ими взносов увеличится в связи с необходимостью уплаты налогов.

Исключение норм о поддержке дачников, садоводов и огородников со стороны органов государственной власти, местного самоуправления и организаций. В Законе № 66-ФЗ описанию возможных мер такой поддержки посвящена целая глава – глава VIII. Именно в последние годы регионы стали более активно принимать участие в деятельности садоводческих и дачных объединений – выделять деньги на отобранные по конкурсу проекты, софинансировать создание инфраструктуры (дорог, трансформаторных подстанций и т. д.), сообщил представитель Саратовской ассоциации производителей продукции "Волжский сад" Дмитрий Гаазе. В Законопроекте же лишь упомянуто, что возможность оказания поддержки может быть предусмотрена законами субъектов РФ и муниципальными правовыми актами. Таким образом, вместо применения накопленного позитивного опыта другими регионами может произойти полный отказ от оказания поддержки.

Стоит отметить, что это далеко не все недостатки Законопроекта, обозначенные в ходе нулевого чтения. Подводя итог обсуждения, его участники подчеркнули, что выступают категорически против принятия документа в таком виде, и напомнили, что такого же мнения придерживается и Совет при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства. Они также попросили ОП РФ организовать круглый стол с участием представителей всех регионов России для разработки предложений о совершенствовании регулирования правоотношений в сфере садоводства, огородничества и дачного хозяйства именно заинтересованными в этом лицами.

Источник: ГАРАНТ.РУ

Читать ГАРАНТ.РУ в и

Документы по теме:

Читайте также:

Дачные участки могут быть отнесены к землям населенных пунктов
В этом случае дачники будут обеспечены транспортной инфраструктурой, больницами, охраной, услугами по уборке территории.

Дачников могут обязать предоставлять необходимую информацию для ведения похозяйственных книг

Дачников могут обязать предоставлять необходимую информацию для ведения похозяйственных книг
Это также относится и к другим гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство.

Процедуру изъятия неиспользуемых земельных участков, возможно, будут применять к невостребованным земельным долям

Процедуру изъятия неиспользуемых земельных участков, возможно, будут применять к невостребованным земельным долям
Сегодня это не представляется возможным, так как контрольные органы фактически не могут проверить, как используется та или иная земельная доля.

______________________________

1 С текстом законопроекта № 1160742-6 "О садоводстве, огородничестве и дачном хозяйстве и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и материалами к нему можно ознакомиться на официальном сайте Госдумы.