ВС РФ решил, что ФАС России не может давать нормативные определения в своих письмах
По мнению ВС РФ, ФАС России издала письмо о разъяснении отдельных положений Федерального закона от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ "О рекламе" с превышением своих полномочий (письмо ФАС России от 28 мая 2015 г. № АД/26584/15 "О разъяснении отдельных положений Федерального закона "О рекламе"; далее – Письмо). Речь идет о фрагменте данного документа, в соответствии с которым, по мнению специалистов ФАС России, под методами профилактики, диагностики, лечения или медицинской реабилитации понимаются способы, приемы проведения профилактики, диагностики, лечения или медицинской реабилитации (абз. 10 п. 1 Письма).
ВС РФ решил, что в данном абзаце ФАС России дает определение ряда понятий, что по действующему законодательству не относится к полномочиям службы. Суд также обратил внимание на то, что отношения в сфере охраны здоровья регулируются Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", и данный закон, как и иные акты, не содержит таких определений.
Также ВС РФ указал, что оспариваемый абзац фактически приобрел нормативные свойства опосредованно, то есть через правоприменительную практику. Отмечено, что он уже использовался ФАС России при вынесении решений, и в том числе о привлечении к административной ответственности.
В итоге ВС РФ признал недействительным абз. 10 п. 1 Письма, определив, что в указанной части данный акт был принят неуполномоченным органом (Решение ВС РФ от 18 августа 2016 г. № АКПИ16-546). Также он взыскал с ФАС России в пользу компании-административного истца расходы по уплате госпошлины.