Установление нуждаемости детей-инвалидов в оказании ранней помощи может стать новой госуслугой
Правительство РФ утвердило Концепцию развития ранней помощи в Российской Федерации на период до 2020 года1 (далее – Концепция). Под такой помощью понимается комплекс медицинских, социальных и психолого-педагогических услуг, которые оказываются нуждающимся в них детям и их семьям в рамках индивидуальных программ ранней помощи для каждого ребенка. При этом имеются в виду дети в возрасте до трех лет, которые имеют ограничения жизнедеятельности, в том числе дети с ограниченными возможностями здоровья, дети-инвалиды, дети с генетическими отклонениями, а также дети с риском развития подобных ограничений. Действие концепции также распространяется на детей из группы социального риска, включая детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в соответствующих организациях, и детей из семей, находящихся в социально опасном положении.
Правительство указало, что Концепцию планируется реализовать в три этапа:
- первый (2016-2017 годы) – разработка стандартов оказания услуг ранней помощи детям;
- второй (2018 год) – апробация стандартов и типовых решений оказания услуг ранней помощи детям и их семьям в рамках пилотных проектов в двух регионах (в каких именно – не уточняется);
- третий (2019-2020 годы) – распространение наработок пилотных проектов на другие субъекты РФ.
Концепция предусматривает примерный перечень услуг ранней помощи. Как новую услугу предлагается рассматривать установление нуждаемости ребенка в оказании ранней помощи. Наравне с этим родителей будут информировать о программе ранней помощи и других региональных ресурсах в этой сфере. При этом для каждой семьи планируется назначать куратора для дальнейшей координации получения услуг ранней помощи.
Далее совместно с командой специалистов и семьей ребенка куратор будет составлять план обследования. В процессе планируется также выявлять потребности, ресурсы и приоритеты семьи, негативные факторы, влияющие на развитие ребенка, а также необходимые, по мнению семьи, запросы. По итогам должна составляться индивидуальная программа ранней помощи.
На этапе реализации указанной индивидуальной программы запланировано оказание таких услуг, как координация и сопровождение, консультирование и обучение членов семьи, а также психологическая помощь ребенку. При этом предлагается рассматривать как новые услуги формирование и развитие социально-бытовых навыков ребенка, его речи и навыков общения, а также развитие двигательной активности.