Предлагается обязать коррупционеров возмещать и компенсировать причиненный ими вред
Не исключено, что вред, причиненный коррупционными преступлениями (в том числе моральный), будет возмещаться и компенсироваться за счет средств лиц, совершивших такие деяния, а также их родственников и близких. Последнее – только при наличии достаточных оснований полагать, что деньги, ценности и иное имущество были получены родственниками или близкими осужденного в результате коррупционных преступлений или являются доходом от такого имущества. При этом исковая давность на требования о возмещении и компенсации не распространится, а рассматриваться они будут в порядке гражданского судопроизводства.
Это станет возможно в случае одобрения инициативы депутатов Сергея Миронова, Олега Нилова и Олега Михеева. Сегодня они внесли в Госдуму соответствующий законопроект1.
Также предложено закрепить, что уполномоченные исполнительные органы вправе требовать сведения о законности происхождения денег, ценностей, иного имущества и доходов у близких и родственников лица, совершившего коррупционное преступление, а также проводить проверку полученной информации. Указанные органы смогут реализовать такие полномочия при наличии достаточных оснований полагать, что имущество получено в результате коррупционных преступлений или является доходом от такого имущества. Причем право истребовать сведения будет действовать только в отношении имущества и доходов, которые были получены не ранее начала осуществления лицом, совершившим коррупционное преступление, деятельности в системе государственных или местных органов или иных организациях.
Родственников и близких коррупционера обяжут предоставить такую информацию. В случае отсутствия достоверных сведений деньги, ценности, иное имущество и доходы будут переданы в органы прокуратуры. Они смогут обратиться в суд с заявлением об обращении такого имущества в доход государства.
По мнению разработчиков документа, предложенный механизм возмещения вреда от совершения коррупционных преступлений будет способствовать предупреждению их совершения в будущем, а также позволит повысить эффективность борьбы с коррупцией в целом.