Признание в качестве представительских расходов на фото-, видеосъемку является рискованным
Эксперты службы Правового консалтинга компании "Гарант" рассказали, какие расходы можно отнести на представительские, а какие – чревато претензиями со стороны контролеров.
Расходы на фуршет, в том числе на покупку спиртных напитков
Их, по мнению юристов, однозначно можно признать представительскими расходами для целей налогообложения, тем более что на это указывает и п. 2 ст. 264 НК РФ. А что касается затрат на алкоголь (и даже сигареты и кальян), то прямого запрета на включение их в состав представительских расходов законодательство не предусматривает (письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 21 октября 2014 г. № 03-03-06/1/53004).
Такой же позиции придерживаются суды (см., например, постановление ФАС Поволжского округа от 15 января 2013 г. № Ф06-10003/12 по делу № А55-14189/2012, постановление ФАС Уральского округа от 10 ноября 2010 г. № Ф09-7088/10-С2 по делу № А60-2408/2010-С6, постановление ФАС Центрального округа от 27 августа 2009 г. по делу № А48-2871/08-18).
Правда, при этом стоит уделить внимание правильному документальному оформлению расходов и к тому же спиртное должно использоваться при проведении официальных деловых переговоров с бизнес-партнерами (постановление ФАС Центрального округа от 27 августа 2009 г. по делу № А48-2871/08-18, письмо Минфина России от 16 августа 2006 г. № 03-03-04/4/136).
Расходы на видеосъемку официального мероприятия
Эксперты пришли к выводу, что их представительскими признать не получится. Дело в том, что создание видеоотчета в общем случае подразумевает последующую работу с отснятым материалом. Следовательно, на момент проведения мероприятия расходы, связанные с его изготовлением, не могут быть сформированы.
Однако такие расходы можно учесть в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, при условии последующего показа видеоролика определенному кругу лиц (подп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ).
Расходы на музыкальное сопровождение и концертную программу
Такие затраты, на взгляд юристов, признавать представительскими рискованно. Это обусловлено тем, что они очень похожи на расходы на организацию развлечений и отдыха, которые запрещены к признанию представительскими (п. 2 ст. 264 НК РФ). Поэтому велика вероятность того, что включение этих затрат в состав представительских вызовет вопросы у налоговиков.
При этом нет гарантии того, что суд встанет на сторону налогоплательщика, так как судебная практика по этому вопросу противоречивая. Иногда судьи признают представительскими такие расходы, как организация звукового и светового обеспечения мероприятия, оформление помещений, в которых будет проводиться мероприятие и обеспечение фото- и видеосъемки мероприятия – правда, без концертного сопровождения (постановление ФАС Северо-Западного округа от 1 ноября 2007 г. № А56-7098/2007).
Но встречается и другая позиция – суд может указать, что концертная программа и торжественный вечер относятся к развлечениям и отдыху, а потому их стоимость не включается в состав представительских расходов (постановление ФАС Дальневосточного округа от 27 августа 2008 г. № Ф03-А51/08-2/3017 по делу N А51-2368/200730-28). В другом случае судьи исключили из налоговой базы расходы организации на оплату культурной части программы конференции (постановление ФАС Центрального округа от 19 февраля 2008 г. по делу № А68-АП-361/14-05-414/14-05-665/14-05).
В целом эксперты резюмировали, что классификация работ, услуг может быть затруднена, поскольку многие из них носят пограничный характер. Если расходы не вписываются в состав представительских, то часто они могут быть признаны прочими расходами, связанными с производством и реализацией, перечень которых открыт (подп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ) при условии обоснованности и документального подтверждения.