Новости и аналитика Новости КС РФ не дал однозначного ответа на вопрос, облагается ли НДФЛ компенсация пострадавшему потребителю

КС РФ не дал однозначного ответа на вопрос, облагается ли НДФЛ компенсация пострадавшему потребителю

КС РФ не дал однозначного ответа на вопрос, облагается ли НДФЛ компенсация пострадавшему потребителюКС РФ пришел к выводу, что характер выплаченной гражданину неустойки для целей налогообложения должен определяться применительно к фактическим обстоятельствам конкретного дела – исходя из того, возникает у налогоплательщика экономическая выгода или нет (Определение КС РФ от 19 июля 2016 г. № 1460-О). 

Вопрос о природе неустойки задала Суду гражданка Ф. Она добилась в суде выплаты неустойки и штрафа по законодательству о защите прав потребителей. Впоследствии налоговая инспекция привлекла ее к ответственности за неуплату НДФЛ с этой суммы. Гражданка Ф. снова обратилась в суд, и суды первой и апелляционной инстанций отменили решение налоговиков. Они исходили из того, что неустойка и штраф направлены на возмещение причиненного потребителю ущерба и не могут быть отнесены к доходу для целей уплаты НДФЛ.

Подлежат ли удовлетворению требования покупателя, если продавец оговорил, что реализует товар с недостатками? Ответ – в "Домашней правовой энциклопедии" интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ

Однако суд кассационной инстанции встал на сторону налоговой инспекции. По его мнению, суммы неустойки и штрафа носят штрафной, а не компенсационный характер и являются экономической выгодой налогоплательщика.

Заявительница посчитала, что положения НК РФ о принципах определения доходов (ст. 41 НК РФ) и о налоговой базе по НДФЛ (ст. 210 НК РФ) не позволяют установить, что же все-таки является облагаемыми доходами. Она просила КС РФ признать их неконституционными.

Но и КС РФ этот вопрос не разрешил. Он напомнил, что доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме (п. 1 ст. 41 НК РФ). Такой подход позволяет на практике исключить из-под налогообложения выплаты, носящие, например, компенсационный характер или характер возмещения ущерба.

Исходя из этого и нужно в каждом случае оценивать, получил ли выгоду от компенсации пострадавший потребитель, или же просто возместил нанесенный ему ущерб.

Документы по теме:

Читайте также:

Расширен перечень товаров надлежащего качества, которые не подлежат возврату и обмену
Имеются в виду непродовольственные товары, которые нельзя обменять на аналогичные.

Потребителям планируется возвращать внесенную ими предоплату при заключении крупных сделок

Потребителям планируется возвращать внесенную ими предоплату при заключении крупных сделок

В данном случае речь идет о договорах на изготовление или поставку товара, предусматривающих авансовый платеж в размере более 10 МРОТ.

Предлагается усилить ответственность за нарушение прав потребителей

Ответственность за нарушение прав потребителей хотят усилить
Не исключено, что она будет зависеть от стоимости, уплаченной потребителем за приобретенные товары, работы или услуги.

Операторов связи обязали рассматривать претензии пользователей в два раза быстрее

Операторов связи обязали рассматривать претензии пользователей в два раза быстрее
Также с двух месяцев до 30 дней был сокращен срок рассмотрения претензий по почтовым отправлениям и почтовым переводам денежных средств в пределах разных населенных пунктов.