ВС РФ отказался возвращать переплату по налогам на основании одной лишь справки о состоянии расчетов
Суд подчеркнул, что предъявленное в суд требование о возврате излишне уплаченных налогов, пеней и санкций предполагает необходимость убедительного доказывания факта и момента излишней уплаты (Определение ВС РФ от 28 июля 2016 г. № 305-КГ16-86201).
В мае 2012 года ЗАО "Р" получило от налоговой инспекции справку о состоянии расчетов. Согласно документу у общества образовалась переплата по ряду налогов на общую сумму более 800 тыс. руб. В июне того же года компания обратилась к налоговому органу, потребовав вернуть переплаченное. Однако он отказался это делать, ссылаясь на отсутствие первичных документов и на то, что компания пропустила срок для обращения за возвратом. ЗАО "Р" было вынуждено обратиться в суд.
Однако суд первой инстанции, а также апелляционный и окружной суды отказались удовлетворять этот иск (решение Арбитражного суда города Москвы от 20 октября 2015 г. по делу № А40-135619/2015, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 22 декабря 2015 г. по делу № А40-135619/2015, постановление Арбитражного суда Московского округа от 12 апреля 2016 г. по делу № А40-135619/2015). Судьи подчеркнули, что представленная налогоплательщиком справка о переплате и приложенные судебные акты по другим аналогичным делам надлежащими доказательствами не являются.
С точки зрения судов, для доказывания переплаты, в том числе, необходимы: платежные документы, инкассовые поручения, подтверждающие перечисление со счета налогоплательщика денежных средств в бюджет. К тому же в суде налоговый орган не подтвердил переплату.
Довод ЗАО "Р" о том, что спорная переплата, с его точки зрения, образовалась вследствие принятия налоговым органом незаконных решений о зачетах излишне уплаченных налогов, о которых оно не было поставлено в известность, также не был принят во внимание.
Судьи попытались разрешить и вопрос, пропущен ли срок для обращения с иском в суд. Единственная переплата, в отношении которой общество примерно обозначило период ее образования, – это переплата пеней по НДС в 2007-2008 годах. Напомним, налогоплательщик вправе потребовать в судебном порядке возврата или зачета переплаты в течение трех лет с момента, когда узнал о ней (п. 3 ст. 79 НК РФ). Если предположить, что последний платеж осуществлен 31 декабря 2008 года, трехлетний срок на подачу в инспекцию заявления о возврате переплаты по налогам истек 31 декабря 2011 года. А ЗАО "Р" обратилось в инспекцию с заявлением о возврате переплаты лишь 20 июня 2012 года. Общество возражало, что о переплате узнало только после получения справки о расчетах, но безуспешно.
ВС РФ поддержал нижестоящие суды в том, что переплата не доказана. Он отметил также, что вопрос о соблюдении сроков обращения с требованием о возврате переплаты может быть корректно разрешен только в случае, если доказаны факт и момент излишней уплаты налогов.