ВС РФ разрешил принять к вычету НДС, выставленный от компании, которая прекратила деятельность из-за реорганизации
Спорная ситуация заключалась в том, что общество "Т", которое являлось контрагентом ЗАО "Н", в марте 2013 года присоединилось к другой компании. Но счета-фактуры в адрес ЗАО "Н" продолжали приходить от общества "Т", а не от его правопреемника.
Общество "Т" приняло сумму НДС по этим счетам-фактурам к вычету. На этом основании налоговая инспекция доначислила ему этот косвенный налог и предъявила к оплате штрафы и пени. Налоговики посчитали, что счета-фактуры являются недействительными – ведь на момент их выставления общество "Т" уже прекратило свою деятельность. ЗАО "Н" было вынуждено обратиться за защитой своих прав в суд.
Суд первой инстанции поддержал инспекцию, зато апелляционный суд, суд округа и ВС РФ встали на сторону налогоплательщика.
Так, ВС РФ отметил, что оценивать в такой ситуации стоит прежде всего добросовестность налогоплательщика. Поэтому нужно установить, имела ли сделка реальный характер, поскольку право на вычет по НДС дает факт выставления счета-фактуры, а также факты приобретения товаров и принятия их на учет (ст. 171-172 НК РФ).
По мнению судов, в реальности сделки сомнений не возникает: хозяйственные связи между ЗАО "Н" и обществом "Т" существовали с 2011 года, а поставленные товары действительно были оприходованы, поставлены на учет и в дальнейшем реализованы.
ВС РФ акцентировал внимание на том, что для подтверждения недобросовестности налогоплательщика налоговый орган должен был доказать совершение сторонами умышленных совместных действий для получения необоснованной налоговой выгоды, убыточность предпринимательской деятельности налогоплательщика, фиктивность хозяйственных операций, неосуществление налогоплательщиком экономической деятельности, для которой приобретались товары, и т. д. Подобную позицию неоднократно высказывал КС РФ (Определение КС РФ от 15 февраля 2005 г. № 93-О, Определение КС РФ от 25 июля 2001 г. № 138-О).
Таких доказательств инспекция привести не смогла, а признавать счета-фактуры недействительными по формальному признаку ВС РФ отказался (Определение ВС РФ от 15 июля 2016 г. № 306-КГ16-53241).