Итоги недели. 22 июля 2016

Мы подготовили обзор самых важных и интересных правовых новостей текущей недели. Предлагаем вспомнить ключевые инициативы, новые правовые акты и знаковые события, которыми она запомнилась.

 

Предлагается продлить переходный период для реализации "закона Яровой"Предлагается продлить переходный период для реализации "закона Яровой"
Напомним, он подразумевает в том числе обязанность операторов связи хранить сообщения абонентов и должен вступить в силу 1 июля 2018 года. Если инициатива сенатора Антона Белякова будет одобрена, указанный срок перенесут на 1 июля 2023 года. Это объясняется тем, что для выполнения новых требований операторы будут вынуждены понести серьезные дополнительные расходы. По оценкам самих операторов – более 2,2 трлн руб. (для сравнения, объем расходов федерального бюджета на текущий год составляет около 16 трлн руб.). Министр связи и массовых коммуникаций РФ Николай Никифоров спрогнозировал в связи с этим резкое, до 300%, подорожание услуг сотовых операторов. Кроме того, в России пока отсутствуют необходимые для хранения сообщений дата-центры, а на строительство одного такого центра нужно в среднем три-четыре года.

 

С 2017 года независимую оценку качества оказания услуг планируется проводить в отношении всех частных поликлиникС 2017 года независимую оценку качества оказания услуг планируется проводить в отношении всех частных поликлиник
Речь идет не об оценке оказанной медицинской помощи, а о том, насколько персонал клиники вежлив и доброжелателен, как долго пациентам приходится ждать в очереди к врачу, отвечает ли медучреждение требованиям комфортности и т. п. Анализироваться станет также открытость и доступность информации о медицинской организации. При оценке качества будут учитывать прежде всего мнение самих пациентов, которые смогут заполнить специальные анкеты на сайте Минздрава России или сайте самой клиники. Результаты оценки послужат основой для рейтинга частных клиник. В настоящее время оценивается работа только государственных медучреждений, но пока пациенты оставляют свои отзывы неактивно – за первое полугодие текущего года о качестве оказания услуг высказались всего 100 тыс. пациентов.

 

Ответственность страховщиков и автосервисов за ремонт по ОСАГО предлагается разделитьОтветственность страховщиков и автосервисов за ремонт по ОСАГО предлагается разделить
В РСА уверены, что страховая компания должна отвечать за своевременность направления на ремонт, согласование скрытых повреждений и т. п. А вот гарантировать качество проведенного ремонта автомобиля должна уже сама станция техобслуживания. "СТОА отремонтировала крыло, техники для этого снимали колесо, после чего не прикрутили болты, человек выезжает со станции, через 50 метров у него колесо отваливается. За это страховщик не может отвечать", – прокомментировал идею президент РСА Игорь Юргенс. Правда, он добавил, что у водителя должна быть возможность обратиться в такой ситуации к страховщику, который поможет ему отстоять права в суде. Предполагается, что новая мера позволит обеспечить приоритет натуральной формы ОСАГО (то есть ремонта за счет страховой) перед выплатой пострадавшему водителю денег.

 

Установлены основные требования к обслуживанию налогоплательщиковУстановлены основные требования к обслуживанию налогоплательщиков
Они определяют правила, по которым налоговые инспекторы должны общаться с налогоплательщиками. Помимо стандартных норм вежливости и корректности, обычно присутствующих в подобных регламентах, есть и специфические. Например, сотрудникам налоговых инспекций запрещено предоставлять по телефону и в письмах сведения, составляющие налоговую тайну и требующие подтверждения личности налогоплательщика (состояние расчетов по налогам и сборам, полные перечни налогооблагаемого имущества налогоплательщика и т. д.). К слову, письмо от налоговой не должно быть длинным (оптимально – 1-2 страницы) и не может содержать слишком профессиональные, понятные не всем налогоплательщикам термины. А если у налогоплательщика есть обоснованные претензии к работе инспекции, в письме должны быть принесены извинения от лица ее руководителя.

 

Бизнесменам рекомендовали проверить, доходят ли до них электронные документы от налоговиковБизнесменам рекомендовали проверить, доходят ли до них электронные документы от налоговиков
Это связано с тем, что налогоплательщикам, которые должны были обеспечить прием документов в такой форме и не сделали этого, грозит приостановление операций по счету. Имеются в виду компании и ИП с численностью работников более 100, а также уплачивающие налоги, декларация по которым подается исключительно в электронном виде (пока это только НДС). Налоговики посоветовали проверить, заключен ли договор с оператором электронного документооборота, есть ли у ответственного работника усиленная квалифицированная электронная подпись и т. д. Важно, что ФНС России предписала региональным инспекциям предупреждать налогоплательщиков не позднее чем за пять дней о том, что их счета будут заморожены по этому основанию.

 

Руководитель Роструда Всеволод Вуколов: "Сегодня отсутствует реальный законодательный механизм, позволяющий заставить работодателя погасить задолженность по зарплате"Руководитель Роструда Всеволод Вуколов: "Сегодня отсутствует реальный законодательный механизм, позволяющий заставить работодателя погасить задолженность по зарплате"
Чиновник рассказал, что государственный инспектор труда может только вынести предписание и наложить штраф в размере до 50 тыс. руб., а если работодатель проигнорировал документ – обратиться в суд. Но это долгая процедура, причем в ходе разбирательств зарплата часто продолжает задерживаться. По словам Вуколова, сотрудники Роструда вынуждены строить свои отношения с недобросовестными работодателями неформально, с использованием организационных ресурсов. "Они поднимают вопросы о погашении задолженности на комиссиях у губернатора, в органах прокуратуры, следственного комитета. Подчас это более действенно и эффективно, чем вынесение предписаний и взыскание штрафов", – прокомментировал глава ведомства. Он заверил, что Роструд ищет пути решения проблемы, но подчеркнул: готовых предложений пока нет.

 

Роструд запустил сервис "Перечень требований трудового законодательства" на портале Онлайнинспекция.рфРоструд запустил сервис "Перечень требований трудового законодательства" на портале Онлайнинспекция.рф
Он позволяет всем посетителям ознакомиться с правовыми актами, которые так или иначе касаются работников и работодателей. Можно получить доступ к 75 тыс. документов по разным тематикам. К примеру, работники смогут узнать, в каком порядке им должен предоставляться отпуск, а у работодателей есть возможность ознакомиться со всеми ситуациями, когда сотрудника нужно обязательно отстранить от работы. Заместитель руководителя Роструда Михаил Иванков пообещал, что через полгода ведомство представит вторую версию нового сервиса. Планируется, что в результате он будет "настроен" на конкретные сферы экономики.

 

Надругательство над Государственным гимном может стать преступлениемНадругательство над Государственным гимном может стать преступлением
В случае одобрения инициативы наказывать будут за умышленное искажение текста гимна при его публичном исполнении. Ответственность последует и за размещение искаженного гимна в СМИ или Интернете. Самое суровое наказание, которое грозит таким преступникам, – один год лишения свободы. Добавим, что сегодня существует уголовная ответственность за надругательство над другими государственными символами – гербом и флагом. А вот административная ответственность за нарушение порядка официального использования  предусмотрена в отношении уже всех трех государственных символов.