Предлагается продлить переходный период для реализации "закона Яровой"
Сегодня член Совета Федерации Антон Беляков выступил с инициативой1 переноса срока вступления в законную силу отдельных положений так называемого "закона Яровой". Имеются в виду нормы, устанавливающие обязанность операторов связи и организаторов распространения информации в Интернете хранить сообщения пользователей и некоторые другие сведения (абз. 4 подп. "а" п. 2 ст. 13, абз. 4 п. 1 ст. 15 Федерального закона от 6 июля 2016 г. № 374-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О противодействии терроризму" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления дополнительных мер противодействия терроризму и обеспечения общественной безопасности"; далее – Закон № 374-ФЗ).
Указанные положения могут вступить в силу с 1 июля 2023 года, а не с 1 июля 2018 года, как это установлено сегодня (п. 2 ст. 19 закона № 374-ФЗ).
Сенатор обосновал необходимость внесения изменений тем, что предусмотренный данным законом переходный период является излишне коротким для реализации столь масштабных и технически сложных задач, требующих больших вложений со стороны участников рынка. Как пояснил Антон Беляков, крупные операторы связи России в открытом письме сообщили, что только на организацию хранения содержания сообщений потребуется свыше 2,2 трлн руб, причем основная часть затрат связана с созданием системы управления и поиска данных, системы идентификации сообщений, глобальной модернизации сетей, а не со сроком хранения информации.
Инициатор указывает, что в результате нововведений возможен резкий рост тарифов национальных операторов связи. При этом он ссылается на мнение Министра связи и массовых коммуникаций РФ Николая Никифорова, по прогнозам которого услуги связи могут подорожать на 300%, а также на позицию сотовых операторов о подорожании услуг по меньшей мере в два раза. Последние также обращают внимание на то, что они будут находиться в налоговом убытке в течение нескольких лет, что повлечет потери бюджета в сотни миллиардов рублей и остановит инновационное развитие отрасли связи. Антон Беляков также обратил внимание на то, что при отсутствии аналогичных требований к иностранным операторам, возможно существенное укрепление их позиций в ущерб национальным участникам рынка.
Инициатор также указал, что помимо значительных финансовых затрат необходимо учесть техническую сложность поставленной задачи, включающей в себя создание принципиально новой инфраструктуры связи, аналога которой пока нет ни в одной стране: на каждой из многочисленных точек приема информации нужно установить специальное устройство для записи информации в целях ее отправки в место хранения с оцифровкой и записью звонков. Автор законопроекта подчеркнул, что сейчас производителей, равно как и необходимых мощностей для выполнения этого заказа нет, а для их появления потребуется значительное время.
Кроме того, автор указал на проблемы реализации положений закона относительно организаторов распространения информации в Интернете: для хранения данных необходимо создание новых дата-центров, которых сейчас в достаточном количестве в России нет. Отмечается, что срок строительства одного такого центра в среднем составляет не менее трех-четырех лет, что в любом случае превышает установленный переходный период.