ВС РФ рассказал, что должна вернуть образовательная организация при расторжении платного договора
По мнению судей ВС РФ, если обучающийся не желает продолжать обучение на платной основе, образовательная организация вправе претендовать на оплату только фактически понесенных расходов на обучение (Обзор Президиума ВС РФ от 6 июля 2016 г. № 2). В рассмотренном деле истец заключила в июле 2013 года договор на оказание платных образовательных услуг своему сыну сроком на 10 лет. Но после первого учебного года он был вынужден покинуть гимназию, поскольку та переехала.
Спорная ситуация возникла в связи с пунктом договора, который предусматривал оплату за услуги психолого-педагогического тестирования на всех этапах в размере 200 тыс. руб. Эта сумма была рассчитана за весь 10-летний период обучения. Но поскольку такие услуги по факту оказывались только год, истец просила взыскать за оставшиеся девять лет 180 тыс. руб., которые, по ее мнению, являются для учебного заведения неосновательным обогащением, а также проценты за пользование чужими денежными средствами.
Суды первой и апелляционной инстанций отказали в удовлетворении этого требования. Опираясь на внутренние положения гимназии, они посчитали, что предусмотренная договором услуга психолого-педагогического тестирования является единовременной и истцу оказана при приеме обучающегося в гимназию.
Но ВС РФ с этим не согласился, указав на два важных обстоятельства. Во-первых, в самом договоре было прямо прописано, что эта услуга оказывается не единовременно, а на протяжении всего обучения. А во-вторых, судьи подчеркнули: на отношения, вытекающие из договора об оказании платных образовательных услуг распространяются нормы законодательства о защите прав потребителей. Согласно последним потребитель вправе отказаться от исполнения договора об оказании услуг в любое время при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов, связанных с исполнением обязательств по данному договору (ст. 32 Закона РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-I "О защите прав потребителей").
Именно это правило, по мнению Суда, должно применяться при расторжении договора платных образовательных услуг.