Общественники выступают против наделения регионов и муниципалитетов правом на ограничение проезда по принадлежащим им дорогам
Предложение Минтранса России о предоставлении региональным органам власти и органам местного самоуправления права полностью запрещать движение по находящимся в их собственности дорогам или вводить временные ограничения движения по ним, в том числе посредством взимания платы за проезд, – как для определенных категорий транспорта (в зависимости от экологического класса, заполненности пассажирами и т. д.), так и для всех транспортных средств, получило широкий общественный резонанс. Вопрос о том, к каким последствиям приведет закрепление соответствующего положения в законодательстве, стал одним из ключевых при обсуждении разработанного министерством законопроекта1, устанавливающего основы регулирования организации дорожного движения (далее – Законопроект), в ходе так называемого нулевого чтения, которое состоялось вчера в Общественной палате РФ.
НАША СПРАВКА
Согласно Законопроекту под организацией дорожного движения понимается деятельность по упорядочиванию движения транспортных средств и пешеходов на дорогах, направленная на снижение задержек при их передвижении, при условии обеспечения безопасности дорожного движения. При этом предполагается разграничить деятельность по обеспечению безопасности дорожного движения (она по-прежнему будет регулироваться Федеральным законом от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения") и деятельность по самой организации дорожного движения, то есть обеспечению эффективного и бесперебойного движения транспортных и пешеходных потоков.
Общественники подчеркнули, что в случае если регионы и муниципалитеты получат право ограничивать или запрещать проезд, большинство дорог могут стать платными, поскольку в федеральной собственности находится только 5% дорожных сетей. Более того, въезд в некоторые субъекты РФ, по территории которых не проходят федеральные трассы, и вовсе может быть закрыт. Тот факт, что Законопроект предусматривает обязанность принявшего решение об ограничении или прекращении проезда властного органа осуществить компенсационные мероприятия, например запустить новые маршруты регулярных перевозок, организовать парковочные места, проложить велосипедные дорожки и др., либо обеспечить альтернативный проезд, этих рисков не снижает. При отсутствии объездной дороги грузоперевозчикам вряд ли может помочь дополнительный автобус или велосипедная дорожка, утрируют эксперты. Поэтому они предлагают либо исключить соответствующее положение из Законопроекта, либо хотя бы определить конкретные условия, при которых региональные органы власти и органы местного самоуправления смогут ограничивать проезд по находящимся в их ведении дорогам. Кроме того, если такое право все же будет им предоставлено, решение об ограничении или прекращении проезда должно будет проверяться на предмет обоснованности, отметил секретарь Общественного совета при Росавтодоре Константин Сдобнов.
Не менее интересным является и положение Законопроекта о необходимости учета требований к обеспечению эффективности организации дорожного движения при размещении объектов капитального строительства. Оно направлено на решение одной из самых болезненных проблем в организации дорожного движения в городах – несоответствия плотности застройки и пропускной способности дорог, пояснил начальник Отдела организации дорожного движения Минтранса России Дмитрий Осиповский.
Однако общественники уверены, что такая абстрактная формулировка о необходимости увязки транспортного и градостроительного законодательства (схем организации дорожного движения и проектов планировки) не принесет никакой практической пользы, поскольку конкретных показателей, на основании которых деятельность признается эффективной, Законопроект не содержит. Какие органы или должностные лица будут нести ответственность за невыполнение требований об эффективности и неучет их при планировании застройки, в документе также не указано.
Для того чтобы данное положение заработало, необходимо четко определить, какую часть площади муниципального образования должна занимать улично-дорожная сеть (УДС), уверен координатор движения "Общество Синих Ведерок" Петр Шкуматов. По его мнению, если площадь УДС составляет менее 20% от общей площади муниципалитета, разрешения на строительство на его территории выдаваться не должны. Кроме того, общественный деятель уверен, что законодательно нужно закрепить и обязанность застройщиков по организации подъезда к многоквартирным домам как для их жителей, так и для спецтранспорта, а также по обеспечению собственников квартир парковочными местами. Оптимальными будут такие условия, при которых на 1000 человек приходится 300 парковочных мест, то есть примерно одно на семью, добавил координатор движения "Автомобилисты Москвы" Леонид Антонов.
Все участники заседания согласились с тем, что принятие отдельного закона, регулирующего отношения в сфере организации дорожного движения, необходимо. Однако принимать его в виде рамочного документа, каковым является разработанный Минтрансом России Законопроект, нельзя, поскольку в этом случае потребуется разработка множества подзаконных актов, большинство из которых на практике не будет исполняться, уверены они. "Мы должны получить документ, который будет совершенствовать систему государственного управления организацией дорожного движения на федеральном и региональном уровнях, снижать социальную напряженность", – отметил член Экспертного совета при Правительстве РФ Сергей Фахретдинов и призвал по максимуму доработать и конкретизировать положения Законопроекта до его рассмотрения в первом чтении.