Эксперты сошлись во мнении, что необходимо законодательно закрепить статус криптовалюты
"Наша задача заключается именно в том, чтобы снизить риски автономности криптовалюты и подчинить ее закону", – заявил заместитель председателя Комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Андрей Луговой вчера на конференции "Электронная валюта в свете современных правовых и экономических вызовов". Он рассказал, что в настоящее время насчитывается более 300 видов криптовалют, а совокупный объем их капитализации превышает $8 трлн. "При этом криптовалюта принимается к оплате в основном только в Интернете", – пояснил Дмитрий Кочергин.
"Виртуальная валюта нигде в мире не имеет официального правового статуса", – рассказал профессор Кафедры теории кредита и финансового менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета Дмитрий Кочергин. Действительно, отношение к криптовалюте в разных странах очень неоднозначное. Например, Великобритания, Швеция, Германия и США (на уровне отдельных штатов) создают правовую платформу для оборота криптовалюты, а Эквадор, Боливия и Бангладеш, наоборот, вводят запрет на ее приобретение и сбыт.
В России разработкой национальной криптовалюты занимается созданная при Госдуме Межведомственная рабочая группа по оценке рисков оборота криптовалюты. Ей предстоит определить правовую природу криптовалюты – товар, платежное средство или платежный инструмент – и разработать стратегию ее оборота. "Сейчас рассматривается несколько моделей возможного использования криптовалюты в России. Например, создание национальной криптовалюты, которая могла бы исключить манипулирование курсами. В случае реализации этой модели человек через банк сможет поменять, например, рубль на условный крипторубль, отправить его другому человеку, а тот, в свою очередь, получит крипторубль и затем поменяет его в банке обратно на рубль. Минусы этой модели: она в значительной мере дискредитирует саму идею децентрализованной валюты, свободной от государственного регулирования", – поделилась наработками профессор Кафедры уголовного права, уголовного процесса и криминалистики Московского государственного института международных отношений (Университета) МИД России Элина Сидоренко. "Другая модель – легализация криптовалюты с установлением зон особого контроля и финансового мониторинга. При использовании этой модели первой зоной контроля будет идентификация, второй – сами биржи, которые должны иметь выданную Банком России лицензию, третьей – обналичивание криптовалюты (при жестком контроле Банка России и ФАС России), четвертой – майнинг и процессинг (лицензирование деятельности по майнингу; аккредитация организаций, контролирующих процессинг; доступ надзорных органов к транзакциям и т. д.)," – добавила Элина Сидоренко.
Как заявил недавно председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев, с помощью криптовалюты формируются автономные от государства саморегулируемые системы, которые начинают жить по своим неписаным законам. "Запрет оборота криптовалюты может затормозить развитие Блокчейн и технологически отбросить Россию на годы назад. Не будет ли так, что приравняв криптовалюту к денежным суррогатам и запретив ее оборот, мы закроем для себя возможность развития перспективных финансовых технологий?" – задается вопросом Андрей Луговой.
Напомним, Блокчейн – это база данных общего пользования, которая содержит все когда-либо происходившие транзакции и функционирует без централизованного руководства. Это достаточно безопасная система сбора, хранения и обмена информацией. По данным Андрея Лугового, суммарное число созданных Блокчейн-кошельков составляет 7,5 млн единиц. При этом публичный Блокчейн пока не может обойтись без криптовалюты и является ее очевидным преимуществом.
Сегодня Блокчейн является основой для развития новых систем голосования, страхования, регистрации прав на недвижимость, хранения дактилоскопической информации и социально значимой документации. Однако для его распространения необходимо внести изменения в соответствующее законодательство. "В этой сфере обязательно должно быть правовое регулирование", – подытожил ведущий научный сотрудник Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ Артем Цирин.