Интернет-омбудсмен убежден, что никакой приватности в сети у детей быть не может
Родители обязательно должны не только просматривать сайты, которые посещают их дети, но и проверять о чем и как они общаются в Интернете, убежден член экспертного совета "Агентство стратегических инициатив", член генерального совета "Деловая Россия", интернет-омбудсмен Дмитрий Мариничев. По его мнению, это позволит существенно снизить риск воздействия на подростков так называемых "групп смерти".
Напомним, что по данным Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка Павла Астахова, количество зарегистрированных преступлений по ст. 110 УК РФ ("Доведение до самоубийства"), в том числе и с использованием Интернета, с 2011 по 2015 год возросло на 73,7%.
При этом борьба с сайтами-нарушителями, по мнению интернет-омбудсмена, должна вестись и на уровне школы. "Придите в любую школу Москвы, в них почти всегда существуют открытые wi-fi сети. Конечно, есть ограничения по отдельным страницам, которые заблокированы в рамках законодательства, однако обход этих страниц для детей не является проблемой. У нас была программа информатизации школ "Интернет – в каждую школу", но до сих пор нет никакой программы по администрированию школьных сетей. Что просто недопустимо", – заявил он вчера на пресс-конференции в ИА "НСН". Речь идет не об ограничении детей в использовании wi-fi – напротив, каждый ребенок должен иметь свои персональные устройства, которые при каждом подключении к wi-fi должны быть зарегистрированы в конкретной школе, и родитель может проверить, что ребенок находится на ее территории. Говоря об администрировании, Мариничев имеет в виду создание списков ресурсов, запрещенных к посещению на территории школ, и возможность отслеживания каждым родителем истории посещений своим ребенком сайтов в течение учебного дня.
Кроме того, часто родители отстают от детей в вопросах технической грамотности. "Подростки, познавая виртуальный мир, начинают жить в нем более активно, чем взрослые. Технический ликбез, я считаю, абсолютно необходимым", – убежден Дмитрий Мариничев. Это, в свою очередь, также позволит родителям вовремя пресекать те действия, которые впоследствии могут стать потенциально опасными для их ребенка.
доступ на 3 дня!
Получить доступ
Вместе с тем не следует впадать в крайности, настаивает эксперт. Само развитие новых технологий и социальный сетей – не причина самоубийств среди детей. И любая история с закрытием страниц-нарушителей, это борьба с проявлением проблемы, с ее последствиями, а не с первичной ситуацией.
"Если говорить о соцсетях, я бы не стала обвинять их в том, что сейчас происходит. Если есть спрос, есть и предложение. Если мы направим усилия только на контроль за соцсетями, мы не добьемся улучшения ситуации с детско-подростковыми суицидами. Нужно смотреть, почему ребенок приходит в ту или иную группу в социальной сети", – уточняет руководитель отдела детской психиатрии МНИЦПН им. Сербского Анна Портнова. Основная причина – психологическое состояние подростка, которому сегодня уделяется крайне мало внимания. "У нас, к сожалению, стала сокращаться система школьных психологов. Их практически не стало. Они необходимы, потому что ребенок, который приходит к суициду, приходит к нему по причине одиночества, наличия проблем со сверстниками, отсутствия поддержки в семье – ему не с кем поделиться, а сам он не в состоянии отрегулировать свои эмоции. Поэтому он идет в ту или иную группу и получает совет, порой совсем не конструктивный", – дополняет она.
Главное, не принимать поспешных выводов и не вводить избыточные ограничения, связанные с функционированием в интернет-пространстве. Так, например, Мариничев рассказал об одном из предложений, в соответствии с которым из социальных сетей требуют убрать анонимность (это может быть "вход по паспорту" или регистрация под своим настоящим именем). "Для меня и моих коллег эта ситуация совершенно неприемлема, потому что право на анонимность должно быть у каждого человека, и никакое деяние не может быть оправданием для того, чтобы лишить граждан этого права", – комментирует эту инициативу эксперт.
Вместе с тем, член Комитета Совета Федерации по социальной политике Елена Попова отмечает, что ситуация с подростковыми суицидами не столь плачевна, как ее представляют в некоторых СМИ. За последние годы было предпринято несколько важных шагов по поддержке детей и подростков, в том числе в части профилактики суицидального поведения.
Так, в 2012 году была разработана Национальная стратегия действий в интересах детей. Кроме того, на всей территории России работает единый телефон детского доверия (8-800-2000-122). Каждый ребенок может в любое время анонимно и бесплатно позвонить из любого субъекта России на эту горячую линию и поделиться своими проблемами с совершенно посторонним человеком. "Любой психолог вам подтвердит, что рано или поздно в жизни детей наступает такой период, когда начинают отвергаться все существующие до этого в семье ценности и когда родители больше не воспринимаются тем наставником, на которого ребенок рассчитывал раньше. Поэтому детский телефон доверия, который принимает звонки не только от детей, но и от взрослых, стал, на наш взгляд, мостиком, который протянуло государство для разрешения того клубка проблем, с которыми сталкивается несовершеннолетний подросток", – делится Попова. Совет Федерации также предлагает разместить этот телефон в электронных дневниках школьников с тем, чтобы ребенок и его родители могли родителя при посещении сайта этого дневника постоянно видеть его на экране.
Но без построения межведомственной работы в каждом субъекте России начиная от исполнительной власти и заканчивая такими общественными организациями, как территориальные объединения собственников, работа по предотвращению подросткового суицида, по мнению Елены Поповой, не будет завершена. "Деятельность в этой области не должна ограничиваться одним отдельно взятым ведомством – Минобразования или Минюстом России", – отмечает она.