В УК РФ могут появиться новые составы коррупционных преступлений
Преступлением может быть признана передача денег или имущества не самому должностному лицу, как сегодня, а другому гражданину или организации по его указанию. То же касается оказания услуг имущественного характера. Соответствующие изменения могут претерпеть некоторые статьи УК РФ: ст. 184 ("Оказание противоправного влияния на результат официального спортивного соревнования или зрелищного коммерческого конкурса"), ст. 204 ("Коммерческий подкуп") и ст. 290 ("Получение взятки"). Такой законопроект1 внес в Госдуму Президент РФ Владимир Путин.
Кроме того, предлагается ввести в УК РФ новую ст. 204.1, в соответствии с которой посредничество в коммерческом подкупе, а также обещание или предложение такого посредничества будут считаться уголовно наказуемыми деяниями.
Под посредничеством предлагается понимать непосредственную передачу предмета коммерческого подкупа или иное способствование достижению соглашения о его передаче. Посредничество будет наказываться штрафом в размере до 400 тыс. руб. (или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, или в размере от пятикратной до 20-кратной суммы коммерческого подкупа), либо ограничением свободы или исправительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок со штрафом в размере до пятикратной суммы коммерческого подкупа или без него. Для посредничества также предусмотрены квалифицированные составы, в том числе совершение этого деяния в крупном (более 150 тыс. руб.) и особо крупном (свыше 1 млн руб.) размерах. В случаях обещания или предложения посредничества ответственность будет более суровой, к примеру, предельная сумма штрафа в рублях может составить 1 млн руб., причем любой из видов наказания предлагается дополнять лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.
При этом гражданин может быть освобожден от уголовной ответственности, если он активно способствовал раскрытию или расследованию преступления и добровольно сообщил о нем в уполномоченный орган.
Необходимо отметить, что действующим уголовным законодательством предусмотрено наказание за посредничество во взяточничестве (ст. 291.1 УК РФ). Предлагаемая норма о посредничестве в коммерческом подкупе по своей сути аналогична указанной. Напомним, взяточничество отличается от коммерческого подкупа тем, что под дачей взятки понимается передача денег или иного имущества должностному лицу, в том числе иностранному либо должностному лицу публичной международной организации, а коммерческий подкуп предполагает, что деньги или иное имущество передаются лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации.
В соответствии с законопроектом, уголовная ответственность также может быть введена за мелкий коммерческий подкуп и за мелкое взяточничество. В обоих случаях сумма передаваемых ценностей не должна превышать 10 тыс. руб. Владимир Путин подчеркнул, что в 2012-2015 годах подавляющее большинство уголовных дел по факту коммерческого подкупа, дачи или получения взятки возбуждалось при сумме менее 10 тыс. руб.
По сравнению с санкциями за коммерческий подкуп или взяточничество, предлагаемые наказания за мелкие подкуп и взяточничество являются более мягкими. Так, максимальный размер штрафа в денежном выражении за эти преступления может составить 150 тыс. руб. (мелкий подкуп) или 200 тыс. руб. (мелкое взяточничество). Более строгие наказания установлены для лиц, уже имеющих судимость за аналогичные преступления. При этом в обоих случаях предусмотрено освобождение от уголовной ответственности если лицо, совершившее преступление, активно способствовало раскрытию и (или) расследованию преступления, либо добровольно сообщило о нем в уполномоченный орган, либо имело место вымогательство предмета подкупа или взятки.
По таким уголовным делам предлагается проводить предварительное расследование в форме дознания. При этом они будут подсудны мировому судье. Соответствующие изменения могут быть внесены в УПК РФ.